Джишкариани Т.Д.
Аннотация. В работе рассмотрены духовно-нравственные ценности традиционной русской семьи, которые формировались благодаря культурообразующей религией - Православием. Сделан акцент на то, что в настоящее время повышение педагогической культуры семьи является архиважной задачей государственной политики страны как в сфере образования, так и культуры. В этом отношении особое внимание уделяется опыту работы в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по осуществлению культурно-просветительской деятельности среди учащейся молодежи; также приведен анализ результатов исследования и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы. Главным условием формирования у молодого поколения семейных духовно-нравственных ценностей, подготовке их к созданию достойной семьи и выполнению роли ответственных родителей выделено сотрудничество вуза с институтами Культуры и Церкви.
Ключевые слова: «духовность», «нравственность», «ценности», «традиционная семья».
Наше общество прочно основывается на духовно-нравственных принципах становления целостной личности. Целостно сформировавшаяся личность - это человек, не только проявивший себя как образцовый и законопослушный гражданин, компетентный специалист в сфере своей профессиональной деятельности, но он также призван быть образцовым семьянином, носителем традиционных национальных семейных ценностей. Стремление человека к идеальной целостной личности закладывается и формируется в семье. К сожалению современное СМИ, искусство (фильмы, сериалы, и т.д.) становятся источником ложного познания истинного назначения семьи и противоречат русскому менталитету. Поэтому формирование духовно-нравственных идеалов у молодежи о создании семьи является важной проблемой.
Для каждого человека семья – это начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что «Семья – это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода» (Энциклопедический словарь. – М, 1994).
Сегодня по Статистическому Отделу ООН Россия по количеству разводов стоит на первом месте [9]. Среди молодежи более предпочтительна форма совместного проживания. Но это далеко не последняя проблема, которой подверглась современная семья, к этому можно добавить также пьянство, насилие, попрание нравственных и моральных устоев, аборты, однополые и неполные семьи, появление большого числа бездетных семей, массовый отказ от детей, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни. И все же браки заключаются, но, к сожалению, без учета традиционных духовных основ семьи, которые способствовали укреплению института семьи в целом. Создание Семьи в России, исходя из традиционных (православных) нравственных идеалов, основываются на принципах целомудрия, взаимной любви, верности, нерасторжимости брака, рождения и воспитания детей и т.д.
В Шуйском филиале ИвГУ среди студентов - будущих педагогов был проведен опрос, в результате чего выяснилось: 84% не имеют правильное представление о духовно-нравственных ценностях традиционной семьи; 59%-ов отрицательно относятся к гражданскому браку; 82% положительно относятся к возрождению традиционных семейных ценностей. Студентами, также были отмечены следующие проблемы современной семьи: нравственная запущенность родителей, вредные привычки, отсутствие участия одного из супругов в воспитании ребенка, безразличие родителей к вопросам воспитания детей, полная занятость их на работе, очень молодые семьи, материальные (финансово-экономические) проблемы, частые разводы, «гражданский брак». При анализе результатов опроса следует отметить отрадный факт– стремление молодежи приобщиться к традиционным семейным ценностям и умение ими выделять причины, создающие духовный кризис в современной семье является несомненным условием их успеха как личности.
В связи с этим, сегодня становится актуальным вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку молодого поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Считаем целесообразным организацию культурно-просветительских бесед на духовно-нравственную тему с молодежью, которые давали бы им представление о духовных предпосылках становления традиционной русской семьи (например, о высших нравственных идеалах в свете православия, об особенностях традиционной русской семьи как социального института, о возрождении традиционных духовно-нравственных ценностей русской семьи в современных условиях и т.д.).
С целью решения данной социальной проблемы - формирования у молодежи представлений о традиционных ценностях русской семьи, национального самосознания и менталитета в ШФ ИвГУ в рамках студенческого социального проекта разработана культурно-просветительская программа «Беседы о нравственности: семья – начало начал», которая реализовывается студентами. Тематика программы компактна и ее содержание доступна для понимания молодым поколением. В ходе реализации программы предполагается использование различных интерактивных методов общения: беседы, дискуссии, лекции-дискуссии, просмотр фильмов, написание эссе и другие. Также на мероприятиях приглашаются представители духовенства. К программе прилагаются научно-документальные фильмы о браке и семье в ключе традиционных православных ценностей.
Студентами разработаны просветительские буклеты: «О Таинстве венчания»; «Один раз на всю жизнь», «символическая хронология возраста семьи». Социальные рекламы. Фильмы «Основа семьи – истинная любовь», «Педагогическая культура венценосной семьи» по мотивам дневниковых записей царственных мучеников (семьи Романовых). Творческие разработки студентов неоднократно отмечены дипломами и грамотами на различных конкурсах в социально-педагогической сфере [6, 8].
Краткий экскурс о традиционной русской семье.
Рождение традиционной русской семьи берет свое начало в Православии и происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1, 28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом [2, с.52].
В здоровой христианской семье есть один отец и одна мать, которые совместно представляют единый - властвующий и организующий — авторитет в семейной жизни. В этой естественной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостной силой и что порядок в общественной жизни предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.
Муж признается единственным главой семьи: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению...». Обязанностями мужа в христианской семье: быть духовным главой семьи, ее опорой и защитой, принимать на себя ответственность за судьбу семьи, жены и детей, самоотверженно любить жену и детей, если понадобится – отдать за них свою жизнь.
Обязанностью жены в православии является, прежде всего, стать на второе место в семье, быть покорной мужу. Жена должна быть целомудренной, нравственно чистой. Она обручена с мужем для общения, рождения детей, помощи мужу, попечения о доме. Около любящей, преданной жены муж набирается сил.
Воспитание детей в семье. Согласно православному учению, нерадение о детях (отсутствие заботы) – самый большой грех. Ведь ребенок подобен молодому деревцу, легко склоняемому на любую сторону, он может стать и ангелом, и дьяволом, в зависимости от воспитания, которое получит. Лучше наставлять детей не словом, а примером своей жизни, так как дети склонны подражать родителям [4, с.53 – 54].
Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми - большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон.
Таким образом, исследуемая проблема является актуальной и может быть эффективно разрешена при участии самой молодежи. Разработанная социально-просветительская программа «Беседы о нравственности: Семья – начало начал» апробируется перед студентами Шуйского филиала ИвГУ, Шуйского сельскохозяйственного колледжа, старшеклассниками МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» г.о. Шуя. Отзывы со стороны слушателей положительные. В дальнейшем реализация программы планируется на различных молодежных научных и культурно-просветительских мероприятиях. При этом считаем важным условием сотрудничество вуза социальными институтами Культуры и Церкви [3,4,6,8].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Библия. – М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1992.
[2]
Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. Педагогические условия формирования духовно-нравственной личности будущего специалиста. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-13947
[3]
Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование/ Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 100 с.
[4]
Джишкариани Т.Д. К вопросу реализации духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС Научный поиск. - Журнал.- Шуя: изд- во ФГБОУ ВПО «ШГПУ». № 2.1 - 2012. – С. 68-69
[5]
Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки . Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.- С.99. http://elibrary.ru/item.asp?id=23939902
[6]
Джишкариани Т.Д., Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Е.А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. http://elibrary.ru/item.asp?id=24206817
[7]
Зритнева Е.И. Семьеведение М.: ВЛАДОС. 2006. – 246с.
[8]
Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Джишкариани Т.Д. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие / Под редакцией П.А. Кислякова, Е.А.Шмелевой.- Шуя: Изд-во ШФ ИвГУ, 2016.- 83с.
[9] http://www.cef.ru/news/russia/?id=2907
© Джишкариани Т.Д., 2017.
Статья поступила в редакцию 08.02.2017.
Джишкариани Тамара Джарназиевна,
кандидат педагогических наук,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуя),
e-mail: TDDziskariani@yandex.ru