2012/3(9)

Содержание

Теоретическая культурология

Горин Д. Г.

Савруцкая Е. П.

Историческая культурология

Чистякова В. О.

Сорокин А. П.
Лосунов А. М.

Прикладная культурология

Синецкий С. Б.

Садохин А. П.

Кочеляева Н. А.
Разлогов К. Э.

Гуманитарные исследования

Штейнер Е. С.

К 80-летию Российского института культурологии

Чикишева А. С.

Васильев А. Г.

Рабинович В. Л.

Рецензии

Фадеева И. Е

Рейфман Б. В.

Научная жизнь

Богатырёва Е. А.

Гончарик А. А.

 
УДК 304.2
Синецкий С. Б.
Культурные трансформации в XXI веке:
осмысление перспектив

Аннотация. На основе анализа внешне не связанных между собой событий и фактов из разных областей человеческой деятельности определены тенденции социокультурных трансформаций XXI века. Сделан вывод о неизбежности разрушения традиционных и появления новых, адекватных происходящим изменениям социокультурных парадигм. Обращено внимание на вероятность межцивилизационного конфликта, вызванного неравномерностью демографического перехода в сообществах, относимых к разным цивилизационным уровням.

Ключевые слова: культура, личность, научно-техническая революция, демографический переход, социокультурные трансформации
 

Обращение к данной теме обусловлено существенными и продолжающими усиливаться, планетарными трансформациями жизненного устройства, калейдоскопическими изменениями «мира за окном», а также социальным дискомфортом, который испытывают все страны и сообщества безотносительно к уровню развития, географическому положению, политико-правовому устройству. Все более тревожным становится тон дискуссий (международных и национальных, политических и научных), на которых обсуждаются вызовы времени. Все чаще приходится слышать о проблемах, ранее казавшихся умозрительными или фантастическими. Вот и данная статья представляет собой попытку включиться в обсуждение проблем и перспектив человечества и культуры в XXI веке.

Для начала обозначим несколько событий (фактов) последнего времени (2011–2012 гг.), весьма важных для раскрытия темы. События эти произошли в разных частях планеты, совершенно по-разному были отражены в медийном пространстве, никак не связаны друг с другом и имели несопоставимый по масштабам или эмоциональности резонанс. В то же время, есть основания полагать, что именно эти и аналогичные примеры из жизни следует считать знаковыми для понимания дальнейшего вектора планетарного социокультурного развития.

Событие 1. Казус с определением родительства при использовании суррогатного материнства. Ульяновский областной суд, а затем и Конституционный суд России отказали в правах биологическим родителям ребенка, воспользовавшимся услугами суррогатной матери в Ульяновской области. Ребенок был оставлен суррогатной матери по ее требованию [1]

Событие 2. Успешное начало мисси марсохода Curiosity. Марсоход НАСА Curiosity после восьми месяцев перелета 6 августа 2012 г. совершил посадку на Марсе. Принципиально важно, что в отличие от своих предшественников, данный марсоход способен провести весь спектр исследований, необходимых для подготовки пилотируемой экспедиции на Марс [2]

Событие 3. Начало использования в Европе метода генной терапии. 20 июля 2012 г. Европейское медицинское агентство распространило пресс-релиз, в котором проинформировало о том, что рекомендовало применение метода генной терапии для лечения редких генетических заболеваний [3].

Событие 4. Волнения в арабском мире на религиозной почве. В сентябре 2012 г. весь арабский мир охватили антиамериканские (а, в ряде случаев, и антиевропейские) волнения в связи с размещением в Интернете трейлера фильма «Невинность мусульман». В результате были жертвы среди дипломатических сотрудников США, полиции и самих протестующих, разгромлены несколько посольств [4]. Эти волнения по масштабам сопоставимы с так называемой «арабской весной», приведшей к смене правительств ряда государств и усилению исламского фундаментализма. 

Возможно, утверждение, что эти факты имеют прямое отношение к будущему культуры, покажутся парадоксальным. Однако если предположить, что каждый из указанных фактов есть фрагментарное выражение тенденции, то станет ясно: мы имеем дело с зарождением новых парадигм социокультурного устройства мира.

Обращаясь к решению судов о передаче ребенка суррогатной матери, а не биологическим родителям, мы рассматриваем его как прецедент набирающей силу тенденции вступления человечества в период неоднозначной идентичности. Естественно, приведенный пример лишь небольшой фрагмент системных изменений идентичности, происходящих благодаря: 

- личностно-имиджевой мимикрии, порождаемой современными информационными технологиями (аватары, ники, дистанционные коммуникации и т. д.). Уже сегодня крайне сложно обеспечить идентификацию незнакомого собеседника в виртуальном пространстве, который может принимать любые внешние образы, задавать себе любые демографические, социально-экономические и иные характеристики;

- возможности замены отработавших свой срок (или поврежденных) органов и тканей, постановка на поток пластических операций по изменению внешних данных. Известно, что важнейшими основаниями, по которым человек идентифицируется в социуме, являются его происхождение, характеристики телесные и характеристики личностные. От такой идентификации зависят его публичный и приватный статусы, правоспособность, функциональность и др. Наличие некоей критической массы замен органов и тканей рано или поздно поставит вопрос о тождестве исходного и производного. Благодаря современным технологиям физическое изменение организма стало массовой рыночной услугой. Ряд авторитетных представителей научного сообщества и энтузиасты — адепты инновационной идеологии всерьез ставят задачу уже в ближайшей перспективе разработать новое искусственное и более совершенное тело человека[5];
 
- возможности клонированного происхождения отдельных индивидов. Здесь мы предвидим аргументированные возражения, опирающиеся на существующий в большинстве развитых стран запрет на репродуктивное клонирование человека. Однако подобный запрет не является фатальным и может быть преодолен (как путем официального снятия, так и несанкционированно) в любой момент. Достаточно того, что технологии репродуктивного (собственно человека) и терапевтического (отдельных органов) клонирования не отличаются. Как справедливо отмечает П. Калиниченко, «клон человека — это не атомная бомба, лаборатории, в которых он может быть произведен, мобильны, а информация об этом относительно открыта. Клонирование человека может быть осуществлено при соответствующем техническом обеспечении в любой из развивающихся стран. Но, как правило, правовое регулирование этой сферы в развивающихся странах отсутствует» [6]. Сами же технологии постоянно совершенствуются на животных, клонирование которых уже становится массовой рыночной услугой [7]. Да и законодательство о клонировании постоянно смягчается по мере готовности общественного сознания к новым открытиям науки [8].

На наших глазах меняются представления о фундаментальных социокультурных феноменах, таких как родство, Родина, личность, идентичность. Пластичность физических и личностных характеристик человека — его ускользающая сущность — набирающая силу тенденция, которая уже начинает вносить существенные коррективы в представления о человеке как социальном субъекте и культуре как регуляторе социальной жизни. 

Не менее знаковым событием является успешно осуществляемый проект изучения Марса с помощью марсохода Curiosity. Достаточно очевидно, что планета Земля испытывает все большие нагрузки, связанные с жизнеобеспечением ее активно множащегося населения. Не менее очевидно, что будущее человечества как вида связано с экспансией в космос. Как в плане добычи новых ресурсов, так и в плане космической миграции — освоения других планет (что уже не кажется фантастичным). В профильных научных кругах и ведомствах ведущих стран мира прорабатывается стратегия колонизации космических объектов — Луны и Марса с обозначением реальных сроков. Анонсированы инженерные решения, обеспечивающие безопасность людей, при высадке и жизни на указанных космических объектах [9]. Эта экспансионистская тенденция ставит человечество (по крайней мере его авангардные сообщества) перед необходимостью выработки новых культурных парадигм: дальнейшее эффективное продвижение в космос в силу огромной затратности соответствующих проектов невозможно силами какой-то одной страны (пусть даже сверхдержавы). Для этого нужна консолидация как интеллектуальных усилий, так и материальных ресурсов планетарного, или уже — цивилизационного масштаба. Прецедентным образцом такой консолидации является, например, Международная космическая станция (МКС). Однако глубокое освоение космоса требует изменения самих основ взаимодействия разных сообществ традиционно находящихся в конкурентных отношениях. 

Начало использования в Европе метода генной терапии — ожидаемый медицинский факт, кладущий в то же время начало переосмыслению социокультурных парадигм, поддерживающих таинство происхождения и описывающих процессы социализации и обучения как медленные, рутинные воспроизводственно-упражненческие процедуры. Данный факт материализует многочисленные прогнозы изменения самой природы человека благодаря такому научному направлению как биоинженерия. «Достоверно установлено, что преимущественно генами определяется множество психологических и интеллектуальных характеристик человека. Например, такие фундаментальные качества, как активность и пассивность, мнительность и тревожность, экстравертность и интровертность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность или сексуальность», — пишет В. Вельков [10]. Человек получает возможность проектировать самого себя, манипулируя генами, исходя из тех или иных феноменологических представлений о себе-идеале или в целях предотвращения вероятных проблем со здоровьем. Сама по себе такая возможность преодолевает божественное таинство зарождения жизни, в значительной степени разрушает фаталистическое мировоззрение, наделяя ответственностью за выбор самого человека. 

Иными словами человек из априори природного существа постепенно превращается в существо изначально культурное. Не в смысле врожденного присутствия хороших манер и готовых знаний, а в смысле искусственно отобранных и технологично скомпонованных качеств, набор которых ранее был не предсказуем. Сам Человек, как будто какой-либо предмет, начинает создаваться искусственно, исходя из замысла создателя — другого человека. Данная тенденция потребует пересмотра как статуса родителей, становящихся в прямом смысле творцами будущего своих детей, так и самой логики социализации. Возможно, социализация будет начинаться с проекта будущего ребенка, а ее технологии будут основаны на непротиворечивом подборе генов, выполняемом медицинскими специалистами по предписанию психологов и педагогов. 

Четвертое событие — волнения в арабском мире на религиозной почве, агрессия против Запада (в широком смысле), на первый взгляд является вполне обычным явлением жизни ближнего Востока. Однако конфликт явно становится перманентным, постепенно выходит за пределы региона и ужесточается. Вероятно, мы имеем дело с конфликтом, основанным не столько на экономике и политике, сколько с конфликтом культур и цивилизаций. 

Последний конфликт возник, как известно, по поводу фильма «Невинность мусульман», в котором, по мнению арабских религиозных лидеров, оскорблен пророк Мухаммед, что нетерпимо для любого мусульманина. Не обсуждая собственно фильм, можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство жителей ближневосточного региона его не видело. Во-первых, по причине слабой развитости здесь Интернет-сети. Во-вторых, по причине отсутствия у большинства населения (весьма бедного по европейским меркам) необходимой техники. В-третьих, по причине незнания подавляющим большинством населения английского языка (фильм был доступен только на английском языке). В-четвертых, потому что в Интернете на момент начала волнений был выложен лишь 13-минутный трейлер, а не весь фильм. Все это говорит о том, что десятки тысяч людей были искусственно возбуждены теми, кто рассказывал о фильме, то есть организаторами. 

Проблема, однако, вовсе не в отсутствии личного ознакомления с предметом неприятия, а в самих коммуникациях Запада и Ближнего Востока, которые осуществляются каждой стороной как бы «на своем языке». Представители Западной культуры просто не могут понять «тяжести содеянного» и причин «неадекватной реакции». Принцип «не нравится — не смотри» в свою очередь непонятен носителю иной культурной традиции, мусульманину. Право личности на самореализацию, являющееся фундаментальной ценностью западной культуры, не может быть принято в рамках даже современной культуры Востока. Этому есть свои причины.

Западная цивилизация, поднявшись до фантастических технологических высот, создала человеку высочайший уровень автономности от общества, практически устранив естественный отбор. Миллионы новых людей на Западе рождаются и выживают после рождения, интегрируются в сообщества, оставляют потомство не вследствие природной силы организма или интеллекта, но благодаря высоким технологиям и социальному обеспечению. Продолжительность жизни европейцев и американцев (США и Канада) растет в силу развития медицинской науки. В этих условиях самоорганизация общества, основанная на правах и свободах личности весьма высока, а регулярно сменяемые члены правительств мало чем отличаются от обычных граждан. Религиозная составляющая в миропонимании и восприятии все больше отходит на второй план. Религия остается хранителем этики, моральных ориентиров, для некоторых даже только ритуалом, выполняющим во многом терапевтические функции. Экономическая экспансия Запада (нужно было продвигать свои товары и услуги по всему миру) способствовала формированию таких культурных норм и ценностей как открытость миру, толерантность (восприятие другого как потенциального покупателя), готовность к диалогу. 

Ближневосточные страны устроены принципиально по-другому. Доминирующая здесь культура является по многим критериям аграрной или начальной индустриальной (данным утверждением мы не принижаем культурно-цивилизационных достижений восточных стран). Основа экономики — сельское хозяйство — базируется на общинном жизненном укладе. Индивид полностью зависит от социума и должен подчиняться существующим здесь правилам. Суровые условия жизни и неразвитая медицина приводят к высокой по европейским меркам смертности, что требует активного деторождения (в основе эволюции продолжает лежать естественный отбор). 

Религия остается мировоззренческим фундаментом, на котором строится все поведение человека. Арабский регион, расположенный на перекрестке мировых коммуникаций, ранее сказочно богатый за счет караванного транзита, всегда был притягателен для завоевателей. Столетиями он подвергался набегам и находился под властью либо протекторатом иноземцев (в том числе и европейцев). Стремление сохраниться в качестве самобытной общности вынуждало культивировать в религии такие нормы и ценности как закрытость от посторонних, жесточайшее соблюдение традиций, недоверие к иноверцам (чужеземцам), готовность к самопожертвованию в борьбе с врагом. Подобные различия крайне осложняют диалог культур и предопределяют цивилизационный конфликт между постиндустриальным Западом и аграрным Арабским Востоком. 

В то же время, за случайными коммуникативными сбоями (можно ведь было трейлер фильма и не выкладывать в Интернет или вообще не снимать такого фильма) необходимо улавливать тенденцию. Тенденция же основана на быстро меняющейся демографической ситуации. В культурологическом дискурсе практически не затрагивается тема демографических изменений как принципиального фактора социокультурных трансформаций. Между тем, наблюдаемые демографические процессы по своему влиянию на происходящее не уступают революции в области высоких технологий и информации. 

Обращение к прогнозам изменения численности населения Земли на период до 2100 года показывает его значительный рост. Так, по прогнозу ООН, население планеты к указанному периоду превысит 10 млрд человек [11]. Данную ситуацию называют демографическим переходом, который заключается в «исторически быстром снижении рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к современному» [12]. Демографический переход имеет ряд стадий. На ранней стадии происходит высокий рост рождаемости, но он компенсируется высокой смертностью. На следующей стадии рождаемость существенно превышает смертность, что влечет «демографический взрыв» («демографическую революцию»). На поздних стадиях наблюдается снижение рождаемости, компенсируемое снижением смертности и увеличением продолжительности жизни — происходит стабилизация населения [13]

Демографический переход, являясь в значительной степени производным от культурного развития того или иного общества, оказывает огромное обратное влияние на все социокультурные процессы планеты. Ключевые последствия демографического перехода обозначил С. П. Капица, выделив в качестве основных [14]

- сжатие времени исторического развития, когда скорость исторического процесса увеличивается по мере приближения к демографическому переходу; 

- изменение соотношения пожилых и молодых людей как результат демографической революции, максимальное расслоение мира по возрастному составу; 

- распад и кризис ценностей. Данная тенденция вызвана, с одной стороны, высочайшей динамикой изменений, затрудняющей укоренение, воспроизводство и трансляцию ценностных императивов, а с другой — огромной конкуренцией вновь появляющихся ценностей в силу увеличения количества коммуникативных комбинаций, вызванных притоком сотен миллионов новых людей. 

Таким образом, при естественном развитии ситуации, в глобальном масштабе можно прогнозировать повышение хаотизации и роста конфликтности, вызванного все более стесненными условиями сосуществования людей как внутри собственных сообществ, так и различных сообществ между собой. Сужение автономных, запретных для проникновения посторонних зон, непроизвольное нарушение условных границ интимности соседа будет катализировать социальное напряжение, множественные локальные конфликты. 

Так получилось, что разные страны и регионы в силу своих культурных особенностей оказались на разных стадиях демографического перехода, что создает реальную опасность межцивилизационного конфликта европейской и арабской цивилизаций. 

По данным ООН основной прирост населения вплоть до 2100 года будет происходить за счет стран третьего мира, цивилизационно находящихся на начальной индустриальной или даже аграрной стадиях развития. Численность населения 49 беднейших стран планеты удвоится и уже к 2050 г. достигнет 1,7 млрд человек [15], в два раза превысив население Европы [16].

Перенаселенность многих стран весьма вероятно, приведет к интенсификации перемещения избыточной части их населения за пределы формальных государственных границ. Массовая миграция будет стимулироваться еще и возрастным фактором, так как радикальный рост населения означает существенное омоложение социума. Известно, что именно молодежь, не обремененная собственностью и семьей, ориентирована на поиск лучших мест, готова бороться за «место под солнцем» терпя лишения и неудобства, демпингуя, но и демонстрируя силу. 

Уже сегодня можно говорить об масштабной миграции выходцев из арабских стран в Европу, но это лишь самое начало процесса. При том, что мультикультурные общества весьма неустойчивы и обладают внутренним напряжением, нередко прорывающимся наружу в виде жестоких социальных конфликтов. Среди огромного количества подтверждающих примеров (помимо названного конфликта) в этой связи достаточно напомнить о ситуации массовых волнений на национальной почве в таких считающихся стабильными и экономически благополучными странах, как Франция (осень 2005 г.) и Великобритания (лето 2011). 

Страны же, относимые к числу развитых (в первую очередь — западноевропейские и Россия), будут терять население в силу уменьшения рождаемости. В развитых Европейских странах и России, вследствие сокращения рождаемости и увеличения продолжительности жизни значительно увеличится доля пожилых людей и, соответственно, уменьшится доля молодежи. По меркам цивилизации аграрного и даже индустриального общества современные европейцы слабы физически и неспособны выдерживать конкуренцию по правилам естественного отбора. Сохраняющие общинность и традицию взаимопомощи, привыкшие к суровым условиям жизни, члены арабских диаспор имеют неоспоримое преимущество в борьбе за территории с индивидуалистичным, диффузным, толерантным, привыкшим к комфорту коренным населением европейских стран. 

В то же время, представители западной цивилизации имеют явный приоритет в игре по правилам информационного общества. Чтобы выжить они вынуждены сохранять за собой высокотехнологичные производства, и использовать результаты научно-технической революции для защиты собственной культуры и общества в межцивилизационных конфликтах. Предельно остро драматичность назревающей ситуации передал А. Я. Флиер, высказав предположение, что «если человечеству и суждена новая общепланетарная война, то, я думаю, что вероятнее всего по причинам культурного конфликта» [17].

Итак, мы можем обозначить основные тенденции социокультурных трансформаций в XXI веке, явно проявившихся к концу его первого десятилетия: 

1. Кризис идентичности, пластичность социокультурных характеристик человека, принадлежащего культуре информационного общества. Разрушение традиционных оснований идентификации личности; 

2. Начало колонизации космоса, разрушение стереотипов о конечности жизненного пространства, объединение сообществ, достигших постиндустриальной стадии развития в единую цивилизационную группу с общим ценностно-нормативным (культурным) ядром; 

3. Начало эры управляемой эволюции, требующей своего культурного оформления, выработки этических и юридических оснований; 

4. Начало межцивилизационных конфликтов, детерминированных разностадийностью демографического перехода в обществах, находящихся на разных уровнях развития.

Современная культурология вынуждена все больше обращаться к достижениям других наук, влияющих на характер жизненного устройства, а, следовательно, на культуру, исследовать факты и события казалось бы далекие от ее традиционного интереса. Контекстуализация становится важнейшим принципом, обеспечивающим репрезентативность культурологического знания, ибо «никакой культуры вне контекста не может быть по определению» [18]. Важным условием повышения практической значимости культурологического знания становится его междисциплинарность [19]. Вся социальная практика начала ХХ века демонстрирует культуронеобеспеченность как научно-технической революции, так и демографического перехода по своим последствиям сравнимыми с тектоническими процессами, меняющими облик планеты. С преодолением этой фундаментальной проблемы и связано будущее культурологии.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Корейская компания уменьшила стоимость клонирования в три раза // НЛО мир : электрон. журнал [Электронный ресурс]. 2011. 24 апр. URL: http://nlo-mir.ru/klon/2272-korejskaja-kompanija-umenshila-stoimost-klonirovanija-v-tri-raza.html (дата обращения 21.09.2012); Суд оставил права на ребенка суррогатной матери // ВВС. Русская служба [Электронный ресурс]. 2012. 28 авг. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/society/2012/08/120828_surrogate
_mother_decision_russia.shtml (дата обращения 21.09.2012).

[2] Марсоход Curiosity закончит испытания научных инструментов // РИА Новости [Электронный ресурс]. 2012. 13 сент. URL: http://ria.ru/science/20120913/748827175.html (дата обращения 21.09.2012).

[3] European Medicines Agency recommends first gene therapy for approval // The European Medicines Agency [Электронный ресурс]. 2012. 20 July. URL: http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/news_and_events/news/
2012/07/news_detail_001574.jsp&mid=WC0b01ac058004d5c1 (дата обращения 21.09.2012).

[4] Восток негодует: нападения на консульства в ответ на фильм о пророке // РИА Новости [Электронный ресурс]. 2012. 13 сент. URL: http://ria.ru/world/20120913/749329025.html (дата обращения 21.09.2012).

[5] Россия 2045 [Электронный ресурс]. URL: http://2045.ru/ (дата обращения 21.09.2012).

[6] Калиниченко П. Запрет клонирования человека в европейском праве // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 4; То же // Кафедра права Европейского Союза / Моск. гос. юрид. акад. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/zapr_clon_chel.htm (дата обращения 21.09.2012).

[7] Корейская компания уменьшила стоимость клонирования…; 50 тысяч $ за клонирование питбуля Бугера // Клонирование [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://www.dolli-kids.ru/50k.php (дата обращения 21.09.2012).

[8] Синецкий С. Б. Культурная политика XXI века: теоретико-методологические основания и условия осуществления : дис. … д-ра культурологии. 24.00.01 / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2012. С. 161-165.

[9] Как земляне полетят на Марс: идеи, сроки, технологии // CNews [Электронный ресурс]. URL: http://rnd.cnews.ru/tech/reviews/index_science.shtml?2012/03/12/481174 ; http://rnd.cnews.ru/reviews/index_science.shtml?2012/03/12/481174_2 (дата обращения 21.09.2012); Пилотируемая экспедиция на Марс [Электронный ресурс] / под ред. А. С. Коротеева. М. : Рос. акад. космонавтики им. К. Э. Циолковского, 2006. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=42 (дата обращения 21.09.2012).

[10] Вельков В. В. Куда идёт эволюция человечества? // Всякая всячина : библиотечка журнальных статей и иных публикаций, заинтересовавших составителя [Электронный ресурс]. URL: http://wsyachina.narod.ru/biology/homo_evolution3.html (дата обращения 21.09.2012).

[11] World Population to reach 10 billion by 2100 if Fertility in all Countries Converges to Replacement Level : United Nations Press Release [Электронный ресурс]. URL: http://esa.un.org/unpd/wpp/Other-Information/Press_Release
_WPP2010.pdf (дата обращения 21.09.2012).

[12] Демографический переход // Википедия : свободная энцикл. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Демографический_переход (дата обращения 21.09.2012).

[13] Причины, порождающие разные стадии демографического перехода, обстоятельно описаны в работах ученых-демографов и справочных материалах по демографии: Борисов В. А. Демография : учеб. для вузов. М., 2003; Демографический переход [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0129590 (дата обращения 21.06.2012); Кузьмин А. И. Основы демографии [Электронный ресурс]. М. : РУДН, 2003. 440 с. URL: http://www.abc74.ru/library/details_37.html?p=1 (дата обращения 21.09.2012) и др.

[14] Капица С. П. Очерк теории роста человечества. Демографическая революция и информационное общество // [Синергетика : сайт С. П. Курдюмова] [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/kapitsa555.htm/ (дата обращения 21.09.2012).

[15] Подробнее см. : World Population to reach 10 billion... В пресс-релизе говорится: «Будущие курсы рождаемости в среднем варианте заметно различаются между группами стран, классифицированных по уровню рождаемости. В странах с высоким уровнем рождаемости в будущем согласно среднему варианту этот уровень упадет с 4,9 ребенка на одну женщину в 2005–2010 до 2,8 в 2045–2050 и достигнет отметки 2,1 ребенка на женщину в 2095–2100 при условии, что уровень рождаемости останется выше уровня воспроизводства населения в течение всего прогнозируемого периода. В странах со средним уровнем рождаемости средний ее показатель снизится с 2,6 ребенка на одну женщину в 2005–2010 до 1,8 в 2045–2050, достигнет минимума около 2060 года, а затем, медленно поднимаясь, достигнет отметки 1,9 ребенка на одну женщину в 2095–2100 гг. В странах с низким уровнем рождаемости он за прогнозируемый период вырастет с 1,6 ребенка на одну женщину в 2005–2010 годах до 1,8 в 2045–2050 и до 2,0 в 2095–2100. Несмотря на это увеличение, средний уровень в странах с низкой рождаемостью остается ниже уровня воспроизводства населения в течение всего прогнозируемого периода».

[16] ООН: Прогноз населения Земли к 2050 году // Etoday : [Электронный ресурс]. URL: http://www.etoday.ru/2009/03/un-population-prediction-2050.php (дата обращения 21.09.2012).

[17] Флиер А. Я. Культурология 20–11 : автор. сб. эссе и ст. / Моск. культурол. о-во, Школа культурного моделирования. М. : Согласие, 2011. С. 520.

[18] Там же. С. 207.

[19] Астафьева О. Н. «Переходность» как принцип социокультурного развития: движение общества к новому типу культуры // [Синергетика : сайт С. П. Курдюмова] [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/
Astaphyeva.htm (дата обращения 21.09.2012).


© Синецкий С. Б., 2012

Статья поступила в редакцию 18 сентября 2012 г.
 

Синецкий Сергей Борисович,

кандидат педагогических наук, доцент, 
проректор по научной работе,
Челябинский институт экономики 
и права им. М. В. Ладошина (Челябинск),
е-mail: sbs62@mail.ru
 

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).