Шестаков В.П.
Открыть PDF
Так получилось, что история моей жизни – это история моих книг и публикаций. За свою жизнь я издал более 50 книг, в среднем по книге в год, если начинать с университетских лет. Так что моя биография – это отчасти библиография моих книг. И каждая из них связана с определенным периодом жизни.
Первое мое приобщение к издательскому делу состоялось на философском факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В 1950-х гг. в университете были популярны студенческое общество и студенческие кружки. На их заседаниях студенты выступали с докладами, а затем проходило их обсуждение. Эти доклады вывешивали на стене или передавали в библиотеку. Я начал собирать их в журнал и издавал по четыре выпуска за учебный год. Тиражировали доклады на пишущей машинке в четырех экземплярах. Но затем, договорившись с типографией МГУ, я довел тираж этого журнала до сотни экземпляров. Тогда я не понимал, что занимался изданием нелитованной литературы, за что мог поплатиться.
В 1959 г. приступил к работе в издательстве «Большая советская энциклопедия», где начиналась подготовка к печати первой отраслевой энциклопедии – «Философской энциклопедии». Участвовал в создании словника и издании трех томов этой книги, в которой были опубликованы статьи многих выдающихся ученых. В моем ведении были статьи по этике, эстетике, религии и философии стран Востока. Я привел в редакцию Алексея Федоровича Лосева, которому до той поры не давали возможности публиковаться на философские темы. В энциклопедии Лосев издал около 150 статей. Коллектив нашей редакции был дружным и общительным, мы помогали друг другу и постоянно искали новые идеи, новых интересных авторов.
Затем были издания пятитомной «Истории эстетики», книг в серии «Памятники мировой эстетической мысли» в издательстве «Академия художеств». Редакция дала мне право составления проспекта этой первой в России антологии по эстетике. Я предложил в качестве главного редактора М.Ф.Овсянникова, который был моим преподавателем на философском факультете. Михаил Федотович в мою работу составителя не вмешивался, занимаясь подготовкой для публикации вступительных статей. К сожалению, издание было испорчено приходом в редколлегию В.В.Ванслова, который составлял два последних тома. Он в то время был ярым марксистом и включил в книгу низкопробную советскую литературу, которую вряд ли кто-нибудь будет сегодня читать. Тем не менее, книга получила диплом Президиума Академии художеств, а Ванслов стал член-корреспондентом Академии художеств. Затем в издательстве «Музыка» я подготовил к публикации семь книг по истории музыкальной эстетике, от античности до ХIХ в. Это издание стало учебным пособием для многих музыкантов и музыковедов.
Но, пожалуй, самым плодотворным было сотрудничество с издательством «Искусство», которое пришлось на 70–80 гг. ХХ в. В те годы был огромный спрос на литературу по эстетике, который поддерживался всевозможными программами по воспитанию всесторонне развитого человека и эстетическому воспитанию. Книги издательства «Искусство» выходили большими тиражами и моментально продавались. Здесь я опубликовал вместе М.А.Лившицем двухтомник «Идеи эстетического воспитания», антологию «Эстетика Ренессанса», прекрасно оформленную и смакетированную художником В.В.Лазурским. Вместе с А.Ф.Лосевым мы издали книгу «История эстетических категорий», которая, как мне кажется, и до сих пор имеет читательский спрос. В то время мы с ним дружили, и я с женой часто посещал его дом, благо мы были соседями. Редакция издала более ста книг в предложенной мною серии «Памятники мировой эстетической мысли». В этой серии впервые на русском языке были опубликованы выдающиеся философские труды немецких, французских, английских, испанских мыслителей.
Из других книг – две антологии по русским утопиям: «Русская литературная утопия» и «Утопия и антиутопия ХХ века» и книга «Эсхатология и утопия: очерки по русской философии и культуре» (2007). Еще две антологии были посвящены философии любви – «О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения» (1992) и «Русский Эрос, или Философия любви в России» (1995). А моя авторская книга на эту тему называлась «The Philosophy of Eros and European Art» (1996). Позднее я перевел на русский язык эту книгу, которая была издана под названием «Европейский Эрос» (2010).
Были и другие издательства, с которыми я сотрудничал – издательство МГУ, Академии наук, «Соцэгиз», «Политиздат» (с 1991 г. – издательство «Республика»), «Прогресс». Каждое из них имело свой профиль, свои требования, свои технические возможности, и с каждым было интересно работать. Все эти издательства дружно, одно за другим, погибли в процессе распада СССР. Правда, появились другие, менее масштабные издательства. Большинство из них стремилось выжить, но они просуществовали короткое время. Но мне не приходится жаловаться. Сейчас я издаю по пять-шесть книг в год, но много время и сил уходит на добывание грантов, как российских, так и зарубежных. Причем это – издательские гранты, гонорар за эти книги я, как правило, не получаю. Часть книг я издал за свой счет, оплатив их выход тем гонораром, которые я получил за год преподавания в Англии.
Были, наряду с этим, и потери. Издательство «Музыка» отказалось печатать большую по объему сводную книгу «Мировая музыкальная эстетика», нарушив предварительную договорен-ность. Издательство Российского государственного гуманитарного университета, напечатав несколько моих книг, которые успешно распродало, отказалось от готовой книги, которую я предложил, причем никак не мотивировало свой отказ. Готовый перевод книги Э. Гомбриха «Символические образы» с моим предисловием вот уже десять лет пылится в архивах издательства «Республика», оказавшегося банкротом. Так что были потери нужных и полезных книг. И что обидно, как правило, из-за тупости какого-либо одного чиновника.
Недавно я обнаружил, что все мои книги можно бесплатно скачать в Интернете. Не знаю, кому понадобилась такая идея. К тому же право на это я никому не давал. Но меня успокаивает то, что публикую я книги быстрее, чем они попадают во Всемирную паутину.
За последнее время я издал серию (около пятнадцати) книг по английскому искусству и культуре – университетскому образованию (Кембридж и Оксфорд), живописи, графике, литературе, поэзии, спорту (главным образом, теннису). В моем переводе вышли стихотворения Уистена Одена и книжечка «И в одиночестве, и вместе» (семь английских поэтов ХХ в.). Две последние книги – «История английского искусства» и «Прерафаэлиты», – удалось опубликовать с большим числом иллюстраций, их приятно взять в руки. Правда, английская королева не пожаловала мне титул «сэр» за пропаганду английского наследия. Но зато несколько лет я был английским пенсионером, а английский банк присылал мне маленькую, но почетную пенсию, очевидно, из расчета моей преподавательской работы в Англии. Так что к своему профессорскому званию и мог добавить – английский пенсионер. И к тому же у меня есть орден Федерации подводного спорта, наградившего меня как одного из основателей этого вида спорта и как чемпиона России 1960 г.
Когда-то Алексей Федорович Лосев рассказал мне о своей потаенной мечте: «Ни о чем я так не мечтаю, как о маленьком собственном издательстве». Признаюсь, ничего лучшего я не мечтал бы и для себя.
Вместо заключения. Преждевременные похороны эстетики
Иногда меня спрашивают, кто я по профессии: эстетик, искусствовед или культуролог? Конечно, можно ответить, что приходилось заниматься и первым, и вторым, и третьим. Но сегодня этот вопрос приобретает принципиальный характер. Дело в том, что в наше время идет ожесточенная война между эстетикой и культурологией.
Не секрет, что эстетика, которая в недалеком прошлом была, быть может, самой популярной гуманитарной дисциплиной, утратила свою популярность. В университетах на преподавание эстетики дают жалкое число часов, литература по эстетике незначительная. В своих бедах эстетики часто обвиняют культурологов, якобы из-за них эстетика сегодня так деградировала. Мне приходилось слышать, как на философском факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова К.М.Долгов обвинял культурологов в том, что у них нет школы, нет определенного предмета и что, поэтому, культурология – это лженаука, а культурологи – неучи.
С другой стороны, культурологи потирают от радости руки и объявляют о смерти эстетики, которая, по их мнению, не способна объяснить современное искусство. Так, на III Российском культурологическом конгрессе ИВ. Кондаков выступил с докладом, в котором объявил, что мутации современной культуры привели к «стиранию граней между трагическим и комическим, возвышенным и низменным, прекрасным и безобразным, эстетическим и внеэстетическим, то есть к фактическому крушению всей системы эстетических категорий, а вместе с тем и самого дисциплинарного поля эстетики». Похожую мысль высказал на этом же конгрессе Н.А.Хренов. По его мнению, бурный рост науки о культуре привел к упадку фундаментальных трудов по истории искусства, так как культурология «вообще исключает фундаментальные исследования исторического поля».
Я не согласен ни с тем, ни с другим. Мне представляется, что вся эта полемика – «война мышей и лягушек». Действительно, культурология сегодня – доминирующая гуманитарная дисциплина. Но это не означает, что эстетика утратила своего значения, что ее категории обесценились и утратили смысл. Эстетика – древняя философская дисциплина, чего, кстати, нельзя сказать о культурологии. И понятия ее не исчезли, а скорее изменились, расширились. Объявлять о смерти эстетики так же ошибочно, как, например, отрицать классическую логику на том основании, что сегодня существует математическая или какая-то другая логика.
В своих работах я пытаюсь использовать культорологические принципы в исследовании эстетики или истории искусства. Думаю, нужно говорить не о приоритете какой-то дисциплины, а о необходимости их взаимного диалога, взаимного использования. Горделивый пафос борьбы между науками, приоритета культурологии над другими дисциплинами – это ложная иллюзия, наивная мечта культурологов. Пока что мы не знаем выдающихся работ культурологов, которые могли бы сравниться с достижениями мировой эстетики или искусствознания. Я бы подождал с похоронами эстетики.
© Шестаков В.П., 2010
© Назарова Н.В., фото, 2010
© Федорова Т.С., фото, 2010
Статья поступила в редакцию 15 июня 2010 г.
Шестаков Вячеслав Павлович,
доктор философских наук,
профессор Российского государственного гуманитарного университета,
заведующий Сектором теории искусств
Российского института культурологии (Москва),
e-mail: vpshestakov@migmail.ru
Наверх