2010/2

Содержание

Теоретическая культурология

Межуев В.М.

Костина А.В.

Историческая культурология

Рафикова С.А.

Прикладная культурология

Разлогов К.Э.

Астафьева О.Н.

Гуманитарные исследования

Хитарова И.Ю.

Малая культурологическая энциклопедия

Пархоменко Т.А.

Юбилейные даты

Шестаков В.П.

Джафарова С.Г.

Захарченко Е.Г., Кудря Д.П., Шеманов А.Ю.

Рецензии

Шестаков В.П.

Научная жизнь

 
УДК 008.316.42
Шестаков В.П.
Биография как библиография

 

Открыть PDF


Так получилось, что история моей жизни – это история моих книг и публикаций. За свою жизнь я издал более 50 книг, в среднем по книге в год, если начинать с университетских лет. Так что моя биография – это отчасти библиография моих книг. И каждая из них связана с определенным периодом жизни.

Первое мое приобщение к издательскому делу состоялось на философском факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В 1950-х гг. в университете были популярны студенческое общество и студенческие кружки. На их заседаниях студенты выступали с докладами, а затем проходило их обсуждение. Эти доклады вывешивали на стене или передавали в библиотеку. Я начал собирать их в журнал и издавал по четыре выпуска за учебный год. Тиражировали доклады на пишущей машинке в четырех экземплярах. Но затем, договорившись с типографией МГУ, я довел тираж этого журнала до сотни экземпляров. Тогда я не понимал, что занимался изданием нелитованной литературы, за что мог поплатиться.

В 1959 г. приступил к работе в издательстве «Большая советская энциклопедия», где начиналась подготовка к печати первой отраслевой энциклопедии – «Философской энциклопедии». Участвовал в создании словника и издании трех томов этой книги, в которой были опубликованы статьи многих выдающихся ученых. В моем ведении были статьи по этике, эстетике, религии и философии стран Востока. Я привел в редакцию Алексея Федоровича Лосева, которому до той поры не давали возможности публиковаться на философские темы. В энциклопедии Лосев издал около 150 статей. Коллектив нашей редакции был дружным и общительным, мы помогали друг другу и постоянно искали новые идеи, новых интересных авторов.

Затем были издания пятитомной «Истории эстетики», книг в серии «Памятники мировой эстетической мысли» в издательстве «Академия художеств». Редакция дала мне право составления проспекта этой первой в России антологии по эстетике. Я предложил в качестве главного редактора М.Ф.Овсянникова, который был моим преподавателем на философском факультете. Михаил Федотович в мою работу составителя не вмешивался, занимаясь подготовкой для публикации вступительных статей. К сожалению, издание было испорчено приходом в редколлегию В.В.Ванслова, который составлял два последних тома. Он в то время был ярым марксистом и включил в книгу низкопробную советскую литературу, которую вряд ли кто-нибудь будет сегодня читать. Тем не менее, книга получила диплом Президиума Академии художеств, а Ванслов стал член-корреспондентом Академии художеств. Затем в издательстве «Музыка» я подготовил к публикации семь книг по истории музыкальной эстетике, от античности до ХIХ в. Это издание стало учебным пособием для многих музыкантов и музыковедов.

Но, пожалуй, самым плодотворным было сотрудничество с издательством «Искусство», которое пришлось на 70–80 гг. ХХ в. В те годы был огромный спрос на литературу по эстетике, который поддерживался всевозможными программами по воспитанию всесторонне развитого человека и эстетическому воспитанию. Книги издательства «Искусство» выходили большими тиражами и моментально продавались. Здесь я опубликовал вместе М.А.Лившицем двухтомник «Идеи эстетического воспитания», антологию «Эстетика Ренессанса», прекрасно оформленную и смакетированную художником В.В.Лазурским. Вместе с А.Ф.Лосевым мы издали книгу «История эстетических категорий», которая, как мне кажется, и до сих пор имеет читательский спрос. В то время мы с ним дружили, и я с женой часто посещал его дом, благо мы были соседями. Редакция издала более ста книг в предложенной мною серии «Памятники мировой эстетической мысли». В этой серии впервые на русском языке были опубликованы выдающиеся философские труды немецких, французских, английских, испанских мыслителей.

Из других книг – две антологии по русским утопиям: «Русская литературная утопия» и «Утопия и антиутопия ХХ века» и книга «Эсхатология и утопия: очерки по русской философии и культуре» (2007). Еще две антологии были посвящены философии любви – «О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения» (1992) и «Русский Эрос, или Философия любви в России» (1995). А моя авторская книга на эту тему называлась «The Philosophy of Eros and European Art» (1996). Позднее я перевел на русский язык эту книгу, которая была издана под названием «Европейский Эрос» (2010).

Были и другие издательства, с которыми я сотрудничал – издательство МГУ, Академии наук, «Соцэгиз», «Политиздат» (с 1991 г. – издательство «Республика»), «Прогресс». Каждое из них имело свой профиль, свои требования, свои технические возможности, и с каждым было интересно работать. Все эти издательства дружно, одно за другим, погибли в процессе распада СССР. Правда, появились другие, менее масштабные издательства. Большинство из них стремилось выжить, но они просуществовали короткое время. Но мне не приходится жаловаться. Сейчас я издаю по пять-шесть книг в год, но много время и сил уходит на добывание грантов, как российских, так и зарубежных. Причем это – издательские гранты, гонорар за эти книги я, как правило, не получаю. Часть книг я издал за свой счет, оплатив их выход тем гонораром, которые я получил за год преподавания в Англии.

Были, наряду с этим, и потери. Издательство «Музыка» отказалось печатать большую по объему сводную книгу «Мировая музыкальная эстетика», нарушив предварительную договорен-ность. Издательство Российского государственного гуманитарного университета, напечатав несколько моих книг, которые успешно распродало, отказалось от готовой книги, которую я предложил, причем никак не мотивировало свой отказ. Готовый перевод книги Э. Гомбриха «Символические образы» с моим предисловием вот уже десять лет пылится в архивах издательства «Республика», оказавшегося банкротом. Так что были потери нужных и полезных книг. И что обидно, как правило, из-за тупости какого-либо одного чиновника.

Недавно я обнаружил, что все мои книги можно бесплатно скачать в Интернете. Не знаю, кому понадобилась такая идея. К тому же право на это я никому не давал. Но меня успокаивает то, что публикую я книги быстрее, чем они попадают во Всемирную паутину.

За последнее время я издал серию (около пятнадцати) книг по английскому искусству и культуре – университетскому образованию (Кембридж и Оксфорд), живописи, графике, литературе, поэзии, спорту (главным образом, теннису). В моем переводе вышли стихотворения Уистена Одена и книжечка «И в одиночестве, и вместе» (семь английских поэтов ХХ в.). Две последние книги – «История английского искусства» и «Прерафаэлиты», – удалось опубликовать с большим числом иллюстраций, их приятно взять в руки. Правда, английская королева не пожаловала мне титул «сэр» за пропаганду английского наследия. Но зато несколько лет я был английским пенсионером, а английский банк присылал мне маленькую, но почетную пенсию, очевидно, из расчета моей преподавательской работы в Англии. Так что к своему профессорскому званию и мог добавить – английский пенсионер. И к тому же у меня есть орден Федерации подводного спорта, наградившего меня как одного из основателей этого вида спорта и как чемпиона России 1960 г.

Когда-то Алексей Федорович Лосев рассказал мне о своей потаенной мечте: «Ни о чем я так не мечтаю, как о маленьком собственном издательстве». Признаюсь, ничего лучшего я не мечтал бы и для себя.

Вместо заключения. Преждевременные похороны эстетики

Иногда меня спрашивают, кто я по профессии: эстетик, искусствовед или культуролог? Конечно, можно ответить, что приходилось заниматься и первым, и вторым, и третьим. Но сегодня этот вопрос приобретает принципиальный характер. Дело в том, что в наше время идет ожесточенная война между эстетикой и культурологией.

Не секрет, что эстетика, которая в недалеком прошлом была, быть может, самой популярной гуманитарной дисциплиной, утратила свою популярность. В университетах на преподавание эстетики дают жалкое число часов, литература по эстетике незначительная. В своих бедах эстетики часто обвиняют культурологов, якобы из-за них эстетика сегодня так деградировала. Мне приходилось слышать, как на философском факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова К.М.Долгов обвинял культурологов в том, что у них нет школы, нет определенного предмета и что, поэтому, культурология – это лженаука, а культурологи – неучи.

С другой стороны, культурологи потирают от радости руки и объявляют о смерти эстетики, которая, по их мнению, не способна объяснить современное искусство. Так, на III Российском культурологическом конгрессе ИВ. Кондаков выступил с докладом, в котором объявил, что мутации современной культуры привели к «стиранию граней между трагическим и комическим, возвышенным и низменным, прекрасным и безобразным, эстетическим и внеэстетическим, то есть к фактическому крушению всей системы эстетических категорий, а вместе с тем и самого дисциплинарного поля эстетики». Похожую мысль высказал на этом же конгрессе Н.А.Хренов. По его мнению, бурный рост науки о культуре привел к упадку фундаментальных трудов по истории искусства, так как культурология «вообще исключает фундаментальные исследования исторического поля».

Я не согласен ни с тем, ни с другим. Мне представляется, что вся эта полемика – «война мышей и лягушек». Действительно, культурология сегодня – доминирующая гуманитарная дисциплина. Но это не означает, что эстетика утратила своего значения, что ее категории обесценились и утратили смысл. Эстетика – древняя философская дисциплина, чего, кстати, нельзя сказать о культурологии. И понятия ее не исчезли, а скорее изменились, расширились. Объявлять о смерти эстетики так же ошибочно, как, например, отрицать классическую логику на том основании, что сегодня существует математическая или какая-то другая логика.

В своих работах я пытаюсь использовать культорологические принципы в исследовании эстетики или истории искусства. Думаю, нужно говорить не о приоритете какой-то дисциплины, а о необходимости их взаимного диалога, взаимного использования. Горделивый пафос борьбы между науками, приоритета культурологии над другими дисциплинами – это ложная иллюзия, наивная мечта культурологов. Пока что мы не знаем выдающихся работ культурологов, которые могли бы сравниться с достижениями мировой эстетики или искусствознания. Я бы подождал с похоронами эстетики.

© Шестаков В.П., 2010
© Назарова Н.В., фото, 2010
© Федорова Т.С., фото, 2010

Статья поступила в редакцию 15 июня 2010 г.

Шестаков Вячеслав Павлович,
доктор философских наук,
профессор Российского государственного гуманитарного университета,
заведующий Сектором теории искусств
Российского института культурологии (Москва),
e-mail: vpshestakov@migmail.ru

Наверх


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).