2014/1(15)

Содержание

Теоретическая культурология

Историческая культурология

Московская Д.С.

Культурная антропология

Барышев И.Б.

Монгуш М.В.

Прикладная культурология

Санагурский Д.Ю.

Гуманитарные исследования

Мазур Л.Н.

Примочкина Н.Н.

Святославский А.В.

Малая культурологическая энциклопедия

Окороков А.В.

Рецензии

Юренева Т.Ю.

Научная жизнь

Юрьева Т.В.

 
УДК 069(02)
Юренева Т.Ю.
«Вечность здесь больше не живет». Рецензия на книгу Томислава Шолы
Аннотация. В рецензии рассматривается теоретическая и практическая значимость труда Т.Шолы «Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов». По мнению рецензента, выход в свет этой монографии стал событием в зарубежном и отечественном музееведении. Книгу отличает концептуальная глубина, оригинальные суждения и увлекательное содержание. В ней не только анализируются важнейшие проблемы современных музеев, но и обозначены пути их решения.

Ключевые слова: музей, музейное дело, музееведение, музеология, культурное наследие, Томислав Шола.



Интригующее и отчасти провокационное название этой книги завораживает, ее обложка со знаковой иллюстрацией сюрреалистического полотна Р.Магритта сулит нетривиальные и остроумные суждения, а имя автора служит гарантией глубоко концептуального и увлекательного содержания. Эти ожидания сбываются в полной мере.

Томислав Шола – один из самых известных и разносторонних специалистов в музейном мире. Основанный им в Дубровнике (Хорватия) международный фестиваль «The Best in Heritage» («Лучшие в сфере наследия») вот уже более 10 лет проводит смотр выдающихся проектов в области культурного наследия и музейного дела. Продвигая перспективные новации, Т.Шола выступает не только экспертом, но и автором интересных концепций новых музеев в различных европейских странах. В Загребском университете профессор Шола возглавляет кафедру музеологии и управления наследием на факультете гуманитарных и социальных наук.

Научные труды Т.Шолы удостоены профессиональных премий и переведены на многие языки. В их числе монографии «Очерки о музеях и музейной теории – на пути к кибернетическому музею» (Хельсинки, 1997) [1] и «Маркетинг в музее, или о достоинствах и как сделать их известными» (Загреб, 2001) [2]. Недавно увидела свет новая монография Т.Шолы [3], которая теперь доступна российскому читателю на родном языке [4].

В этой книге представлены многолетние критические размышления автора о роли и предназначении музеев в современном мире, о совершаемых ими ошибках и путях их преодоления. Музейная усталость и скука от недостатка коммуникации, фрагментация реальности и деконтекстуализация, элитарность и эскапизм, эйфория и китч, европоцентризм и фетишизм, гигантизм и чрезмерная специализация, наукообразие и нехватка профессионализма, тщеславие и меркантилизм, приспособленчество и манипулирование, излишества архитектуры и дизайна – вот далеко не полный перечень «грехов», в которые, по мнению автора, в той или иной степени впадает музейный мир. Но книга задумывалась Т.Шолой не ради негативной критики, но для анализа устаревших и непригодных практик, а также как некий контрольный список ошибок, которых следует избегать. «Критика должна быть честной и, как любая правда, довольно болезненной, но ни в коем случае не злобной и не деструктивной. Ее цель – адекватное описание слабых звеньев, чтобы просвещенные профессионалы могли заново пересмотреть свою теорию и практику, –  пишет он. – <…> Мои нападки вовсе не яростные, а скорее, легкое раздражение по поводу потерянных шансов или упущенных возможностей» [5]

Следует признать, что музеи как культурные институции редко подвергаются критике и, естественно, испытывают соблазн оценивать свою деятельность, исходя лишь из собственных профессиональных стандартов, что опасно с точки зрения будущих перспектив. Ведь новые информационные технологии и глобальные сети изменили мир до неузнаваемости, люди получили невиданные прежде способы общения, обучения, получения информации и впечатлений. Для того, чтобы не просто выжить, но быть конкурентоспособными и социально востребованными в новой коммуникационной среде, музеи должны менять свои коммуникационные стереотипы, способы интерпретации и актуализации коллекций. Именно эти насущные проблемы Т.Шола детально анализирует в своей книге, рассматривая самые разные направления музейной деятельности и тонко подмечая при этом особенности жизни современного общества.

По признанию Т.Шолы, творческим импульсом к написанию этой работы послужило осознание того, что музеи долгое время не принимали, а некоторые и ныне не принимают участия в решении тех проблем современного мира, которые по логике вещей могут и должны находиться в сфере их компетенции. «Музеи все еще остаются местом публичного показа и хранилищем прошлого, вместо того чтобы помогать людям в решении насущных проблем и готовить их к будущему», – считает он [6].

Безусловно, за последние два-три десятилетия в развитых и богатых странах появилось немало музеев, которые считаются прогрессивными и передовыми не по причине использования ими новых технологий, а благодаря новому уровню мышления, новому видению своей социальной миссии, новому коммуникационному подходу во взаимоотношениях с посетителями. Для них «толковый словарь музейных грехов» станет, по мысли Т.Шолы, «лишним напоминанием о победах над ошибками, ведшими к одряхлению и забвению», а также «памяткой для профессионалов», ведущих борьбу за повышение авторитета профессии. Что же касается музеев развивающихся стран, где «бедность и ход истории <…> оттеснили культуру на окраину социальных приоритетов», то критические замечания и суждения автора «могут быть использованы ими как описание будущих проблем» на пути их продвижения в сторону лучших мировых практик [7]. И в этом отношении значение монографии Т.Шолы для российского читателя трудно переоценить.

Всю книгу пронизывает глубокая любовь автора к культурному наследию и обеспокоенность за его судьбу. Особо хочется отметить, что в повествовании нет назидательного тона. Манера подачи материала напоминает неформальную профессиональную беседу, которую великолепно оживляют исполненные с тонким юмором карикатуры, рисунки, иллюстрации и забавные примеры из музейной жизни. Полагаю, что заинтересованный читатель не раз будет обращаться к этой работе, перечитывать ее, размышлять и искать для себя ответы на волнующие проблемы. 
 

* Шола Т.С. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов. — Тула: Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», 2013. – 356 с.

ЛИТЕРАТ
УРА

[1] Šola, Tomislav. Essays on Museums and Their Theory: Towards the Cybernetic Museum. – Helsinki: Finish Museum Association, 1989.

[2] Šola T. Marketing u Muzejima ili o Vrlini i Kako je Obznaniti. – Zagreb: Hrvatsko muzejsko društvo, 2001.

[3] Šola T.S. Eternity does not live here any more − a glossary of museum sins. – Zagreb, 2012.

[4] Шола Т.С. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов. – Тула: Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”, 2013.

[5] Шола Т.С. Указ. соч. С. 47, 327.

[6] Там же. С.34.

[7] Там же. С. 24−26.
© Юренева Т.Ю., 2014.

Рецензия поступила в редакцию 24 февраля 2014 г.
Юренева Тамара Юрьевна,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва)
e-mail: iureneva@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2021.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev