Юренева Т.Ю.
Аннотация. В рецензии рассматривается теоретическая и практическая значимость труда Т.Шолы «Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов». По мнению рецензента, выход в свет этой монографии стал событием в зарубежном и отечественном музееведении. Книгу отличает концептуальная глубина, оригинальные суждения и увлекательное содержание. В ней не только анализируются важнейшие проблемы современных музеев, но и обозначены пути их решения.
Ключевые слова: музей, музейное дело, музееведение, музеология, культурное наследие, Томислав Шола.
Интригующее и отчасти провокационное название этой книги завораживает, ее обложка со знаковой иллюстрацией сюрреалистического полотна Р.Магритта сулит нетривиальные и остроумные суждения, а имя автора служит гарантией глубоко концептуального и увлекательного содержания. Эти ожидания сбываются в полной мере.
Томислав Шола – один из самых известных и разносторонних специалистов в музейном мире. Основанный им в Дубровнике (Хорватия) международный фестиваль «The Best in Heritage» («Лучшие в сфере наследия») вот уже более 10 лет проводит смотр выдающихся проектов в области культурного наследия и музейного дела. Продвигая перспективные новации, Т.Шола выступает не только экспертом, но и автором интересных концепций новых музеев в различных европейских странах. В Загребском университете профессор Шола возглавляет кафедру музеологии и управления наследием на факультете гуманитарных и социальных наук.
Научные труды Т.Шолы удостоены профессиональных премий и переведены на многие языки. В их числе монографии «Очерки о музеях и музейной теории – на пути к кибернетическому музею» (Хельсинки, 1997)
[1] и «Маркетинг в музее, или о достоинствах и как сделать их известными» (Загреб, 2001)
[2]. Недавно увидела свет новая монография Т.Шолы
[3], которая теперь доступна российскому читателю на родном языке
[4].
В этой книге представлены многолетние критические размышления автора о роли и предназначении музеев в современном мире, о совершаемых ими ошибках и путях их преодоления. Музейная усталость и скука от недостатка коммуникации, фрагментация реальности и деконтекстуализация, элитарность и эскапизм, эйфория и китч, европоцентризм и фетишизм, гигантизм и чрезмерная специализация, наукообразие и нехватка профессионализма, тщеславие и меркантилизм, приспособленчество и манипулирование, излишества архитектуры и дизайна – вот далеко не полный перечень «грехов», в которые, по мнению автора, в той или иной степени впадает музейный мир. Но книга задумывалась Т.Шолой не ради негативной критики, но для анализа устаревших и непригодных практик, а также как некий контрольный список ошибок, которых следует избегать. «Критика должна быть честной и, как любая правда, довольно болезненной, но ни в коем случае не злобной и не деструктивной. Ее цель – адекватное описание слабых звеньев, чтобы просвещенные профессионалы могли заново пересмотреть свою теорию и практику, – пишет он. – <…> Мои нападки вовсе не яростные, а скорее, легкое раздражение по поводу потерянных шансов или упущенных возможностей»
[5].
Следует признать, что музеи как культурные институции редко подвергаются критике и, естественно, испытывают соблазн оценивать свою деятельность, исходя лишь из собственных профессиональных стандартов, что опасно с точки зрения будущих перспектив. Ведь новые информационные технологии и глобальные сети изменили мир до неузнаваемости, люди получили невиданные прежде способы общения, обучения, получения информации и впечатлений. Для того, чтобы не просто выжить, но быть конкурентоспособными и социально востребованными в новой коммуникационной среде, музеи должны менять свои коммуникационные стереотипы, способы интерпретации и актуализации коллекций. Именно эти насущные проблемы Т.Шола детально анализирует в своей книге, рассматривая самые разные направления музейной деятельности и тонко подмечая при этом особенности жизни современного общества.
По признанию Т.Шолы, творческим импульсом к написанию этой работы послужило осознание того, что музеи долгое время не принимали, а некоторые и ныне не принимают участия в решении тех проблем современного мира, которые по логике вещей могут и должны находиться в сфере их компетенции. «Музеи все еще остаются местом публичного показа и хранилищем прошлого, вместо того чтобы помогать людям в решении насущных проблем и готовить их к будущему», – считает он [6].
Безусловно, за последние два-три десятилетия в развитых и богатых странах появилось немало музеев, которые считаются прогрессивными и передовыми не по причине использования ими новых технологий, а благодаря новому уровню мышления, новому видению своей социальной миссии, новому коммуникационному подходу во взаимоотношениях с посетителями. Для них «толковый словарь музейных грехов» станет, по мысли Т.Шолы, «лишним напоминанием о победах над ошибками, ведшими к одряхлению и забвению», а также «памяткой для профессионалов», ведущих борьбу за повышение авторитета профессии. Что же касается музеев развивающихся стран, где «бедность и ход истории <…> оттеснили культуру на окраину социальных приоритетов», то критические замечания и суждения автора «могут быть использованы ими как описание будущих проблем» на пути их продвижения в сторону лучших мировых практик [7]. И в этом отношении значение монографии Т.Шолы для российского читателя трудно переоценить.
Всю книгу пронизывает глубокая любовь автора к культурному наследию и обеспокоенность за его судьбу. Особо хочется отметить, что в повествовании нет назидательного тона. Манера подачи материала напоминает неформальную профессиональную беседу, которую великолепно оживляют исполненные с тонким юмором карикатуры, рисунки, иллюстрации и забавные примеры из музейной жизни. Полагаю, что заинтересованный читатель не раз будет обращаться к этой работе, перечитывать ее, размышлять и искать для себя ответы на волнующие проблемы.
* Шола Т.С. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов. — Тула: Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», 2013.
– 356 с.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Šola, Tomislav. Essays on Museums and Their Theory: Towards the Cybernetic Museum.
– Helsinki: Finish Museum Association, 1989.
[2] Šola T. Marketing u Muzejima ili o Vrlini i Kako je Obznaniti.
– Zagreb: Hrvatsko muzejsko društvo, 2001.
[3] Šola T.S. Eternity does not live here any more − a glossary of museum sins.
– Zagreb, 2012.
[4] Шола Т.С. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов.
– Тула: Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”, 2013.
[5] Шола Т.С. Указ. соч. С. 47, 327.
[6] Там же. С.34.
[7] Там же. С. 24−26.
© Юренева Т.Ю., 2014.
Рецензия поступила в редакцию 24 февраля 2014 г.
Юренева Тамара Юрьевна,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва)
e-mail: iureneva@mail.ru