2015/1(19)

Содержание

Гуманитарные исследования

Пархоменко Т.А

Симонова О.А.

Умнягин В.В.

Топорова А.В.

Анцыферова О.Ю

Прикладная культурология

Тропина И.Г.

Малая культурологическая энциклопедия

Монгуш М.В.

Бакшеев Е.С.

Музееведение

Гринько И.А.
Шевцова А.А.

Pro memoria

Лакутина Н.П.

Рецензии

Горлова И.И.
Еремеева А.Н.

Санагурский Д.Ю.

Научная жизнь

Сазонова Л.И.

Окороков А.В.

 
УДК 902.034
Окороков А.В.
Свод объектов подводного культурного наследия
Аннотация. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева в рамках государственного задания на 2015 г. приступил к подготовке Расширенного списка (Свода) объектов подводного культурного наследия Крыма, побережья Краснодарского края и акватории российской части Азовского моря. Целью работы является создание государственного механизма учета, охраны и использования подводного культурного наследия России.

Ключевые слова: подводная археология, подводное культурное наследие, черноморский регион.



В 2015 году в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева началась работа над созданием Расширенного списка (Свода) объектов подводного культурного наследия Крыма, побережья Краснодарского края и акватории российской части Азовского моря. Свод будет содержать сведения об объектах, выявленных в результате изучения архивных источников и литературы и в ходе проведенных в разные годы подводных историко-археологических экспедиций. Кроме того учитывалась информация дайверских клубов и центров, исторических и поисковых порталов, а также сайтов специализированных государственных служб и организаций.

Объекты подразделяются по типам, видам, государственной принадлежности, хронологическому и территориальному признакам.

Хронологически они разделяются на относящиеся к:
- Античности (VIII в. до н.э. – VI в. н.э.);
- Средневековью (VII в. – XVI в.);
- Новому времени (XVII в. – 1918 г.), с выделением периодов:
     а) Крымская война (1853 – 1856 гг.);
     б) Первая мировая война (1914 – 1916 гг.)
- Новейшему времени (с 1918 г.). Отдельно выделяются периоды:
     а) Гражданская война (1918 – 1920 гг.);
     б) Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

По территориальной принадлежности подразделяются:
А. Черное море:
   - акватории Северо-Западного и Западного побережья Крымского полуострова;
   - акватория Юго-Западного побережья Крымского полуострова;
   - акватория Южного побережья Крымского полуострова;
   - акватория Юго-Восточного побережья Крымского полуострова;
   - акватория Керченского пролива.
Б. Азовское море:
   - акватория Юго-Западного побережья Азовского моря;
   - акватория Восточного побережья Азовского моря.

По видам объекты разделяются на:
   - остатки затопленных (полностью или частично), а также разрушаемых морем древних поселений,
     городов и отдельных гидротехнических сооружений античного и средневекового периодов;
   - места якорных стоянок судов античного и средневекового периодов;
   - останки лодок, судов, кораблей, военно-воздушной техники и бронетехники
     от античности
     до новейшего времени;
   - места гибели судов, кораблей, военно-воздушной техники и бронетехники от античности
     до новейшего времени. В том числе, места, где находились останки кораблей,
     впоследствии поднятые (или частично поднятые) со дна.

Важность, актуальность и масштабность начатой в этом году работы можно проиллюстрировать следующими данными:

В период Крымской войны (1853–1856 гг.), чтобы создать искусственное заграждение для вражеского флота, при входе в Севастопольскую бухту было затоплено: 15 боевых кораблей, 7 фрегатов, 4 корвета, 8 бригов, 4 артиллерийские шхуны, 4 тендера, 2 яхты, 6 пароходофрегатов, 12 пароходов, 4 транспорта, 18 купеческих судов и 11 вспомогательных. На дне Севастопольской бухты оказались: линейный корабль I ранга «Двенадцать Апостолов», 120-ти пушечные корабли «Великий Князь Константин» и «Париж», 84-х пушечные корабли «Силистрия», «Варна», «Уриил», «Гавриил», «Святослав», «Императрица Мария» и другие. Часть из них в последующие годы была поднята, часть при расчистке фарватера взорвана, часть так и осталась лежать на дне [1].

В Керченском проливе, чтобы преградить фарватер неприятельским судам, затопили более 50 судов. В их числе были и казенные, и частные суда, приобретенные у владельцев, и даже одно конфискованное английское.

В результате Крымской войны Российский флот потерял 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета, 15 пароходофрегатов и множество других, в том числе и торговых, судов.

Значительны были потери и у противоположной стороны – объединенного экспедиционного флота Великобритании.

14 ноября 1854 года на Черном море разразилась сильнейшая буря. Итоги бури для союзного флота были катастрофическими. В этот день объединенный англо-франко-американский экспедиционный флот потерял более 60 кораблей и судов. Среди них: 100-пушечный корабль «Henry-IV», паровой корвет «Pluton», парусно-винтовой фрегат «Prince» и др.

После Крымской войны, в период с 1789 по 1860 гг., на Черном море затонуло 56 различных кораблей и судов. В Азовском море, с 1862 г. по 1875 г., потерпели кораблекрушение 156 судов [2; 5]. С 1873 г. по 1900 г. в различных районах Черного моря погибло не менее 600 кораблей и судов.

Во время Первой мировой войны (1914–1916 гг.) в Черном море погибло более 60 транспортов и свыше 3 000 различных судов и кораблей. В Гражданскую войну (1918 – 1920 гг.) затонуло или было затоплено 35 боевых кораблей; из них 14 в Новороссийской бухте и 11 на Севастопольском внешнем рейде.

И, наконец, самая кровопролитная война XX в. – Великая Отечественная. Она нанесла катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству.

Только за три года войны в Черном море было потоплено 788 кораблей и судов общим водоизмещением 640 тыс. тонн, в том числе 198 боевых кораблей. Наибольшее количество затонувших судов было в районах Севастополя и Новороссийска. 

Всего же за годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Черноморский флот, по некоторым данным, потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе: 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн», переведенный в класс минных заградителей), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 97 рейдовых и катерных тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 85 десантных ботов, 48 бронекатеров, 5 минных заградителей, 22 гидрографических судна, 60 шхун, 28 шаланд, 112 сейнеров, 70 катеров, 24 плавмастерских, плавкранов и плавдоков. В воздушных боях над морем были сбиты сотни самолетов.

Германия и ее союзники в войне 1941–1945 гг. потеряли 455 кораблей и судов, из них 238 боевых, 217 транспортов и судов торгового флота [3].

Колоссальны были и людские потери. Вот несколько примеров:

7 ноября 1941 г. в 15 км к югу от Ялты был торпедирован немецким самолетом грузопассажирский пароход «Армения» водоизмещением 5805 тонн, построенный в 1928 г. На его борту находились раненые, работники госпиталя и эвакуированные жители осажденного Севастополя. По некоторым данным, погибло более 5000 человек. Спаслось только 8 человек (по другим данным 82 человека) [6].

В 1941 г. на траверсе мыса Сарыч подорвался на мине грузопассажирский пароход «Ленин» (построен в 1909 г. в Данциге, первое название «Симбирск»), шедший из Севастополя в Ялту. По разным источникам, общее количество погибших колеблется от 650 (официальная цифра) до 2500 человек. Известно только, что спаслось около 600 человек. В начале 2000-х годов останки парохода «Ленин» были найдены на глубине 96 м. В 2003 году с помощью подводного робота были проведены съемки данного объекта [4].

17 апреля 1942 г. в восточной части Черного моря погиб санитарный транспорт «Сванетия» На его борту находились раненые защитники Севастополя. Погибло более 800 человек.

Всего на данный момент известно более чем о двух тысячах затонувших в Черном море судах. Только малая толика из них изучена специалистами, в то время как большая часть корабельных останков только ждет своего часа. И наша первоочередная задача – беречь и изучать эти объекты, ведь каждый из них хранит память о человеческой трагедии.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Гребенщикова Г.А. Постскриптум к Крымской войне: малоизвестные факты из истории Черноморского флота // Гангут. – 2000. – № 24. – С. 83.

[2] Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. – СПБ., 1872.

[3] Иванов В.Б. Черноморское кладбище затонувших кораблей [Электронный ресурс]. – URL: http://ivb.com.ua/publikatsii/31-kladbishe-korabley (дата обращения 12.11.2014).

[4] Комко Е. Трагедия парохода «Ленин» // Нептун XXI век. – 2008. – № 1. – С. 42-51.

[5] Конкевич Л.Г. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов. – СПб., 1874.

[6] Кочергина И., Королев А. «Армения» найдена уникальным поисковым комплексом // Нептун XXI век. – 2008. – № 6. – С. 88-92.

© А.В.Окороков, 2015.
Иллюстрации предоставлены автором.

Статья поступила в редакцию 26.01.2015.

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук, действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества,
первый заместитель директора
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
е-mail: info@heritage-institute.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).