2016/4(26)

Содержание

Теоретическая культурология

Филатов А.С.

Гуцалов А.А.

Баринов В.А.,
Баринова К.В.

Гуманитарные исследования

Катасонов В.Н.

Муза Д.Е.

Прикладная культурология

Хилько Н.Ф.

Селезнев А.Г.,
Селезнева И.А.

 
Хилько Н.Ф.
Региональная специфика функционирования культурного ландшафта в пространстве историко-культурного комплекса «Омская крепость»
Аннотация. В статье преследуется цель: раскрытие региональной специфики функционирования культурного ландшафта историко-культурного комплекса «Омская крепость». Особое внимание уделяется: реконструкции архитектурной среды, структуре культурного ландшафта, функциональное значение историко-культурного комплекса, возможности воссоздания и сохранения исторической памяти. При этом основное внимание уделяется анализу примеров реконструкции атмосферы прошлого показана роль компонентов культурного ландшафта, связанных с.историко-культурными и этнокультурными традициями региона. Новизна статьи определяется подходами к анализу ценностных значений крепости, практикой окультуренной природной среды, установкой на формирование новых социальных идеалов, оригинальных методов воссоздания исторического облика, наконец, региональной спецификой структуры и характер культурного ландшафта. В статье на основании ранее неизвестных документов Исторического архива Омской области рассматривается Омскую крепость как пространство провинциальной культуры, имеющее многофункциональную систему хозяйственной и культурной деятельности. Делается вывод о региональной специфике культурного ландшафта Омской крепости в следующих факторах: сохранение атмосферы провинциальной крепости, гармония природно-экологического окружения, сочетание компонентов функционирования культурного ландшафта, историко-культурных и этнокультурных традиций.

Ключевые слова: историко-культурный ландшафт, исторический облик, функции, историко-культурный комплекс, духовно-нравственные ценности, региональная специфика.



В силу целого ряда причин культурный ландшафт историко-культурного комплекса «Омская крепость» обладает целым рядом ценностных значений. В их числе: духовная культура атмосферы петровской эпохи, культурная насыщенность комплекса, ценность ее топонимов и брендообразующий характер, направленность на гражданско-патриотическое воспитание. Динамика культурных ценностей малой Родины, духовных ценностей эпохи XIX в. выражается в музейной экспозиции возрожденного Воскресенского собора, связанного с.именем Ф.М. Достоевского, художественно-эстетических ценностях ремесленных мастерских, выставочных павильонов, окультуренной флоры Выставочного сквера, одним словом, всего природно-экологического окружения ландшафта. Это позволяет говорить не только о широкомасштабной трансляции исторической памяти, но и о сохранении и популяризации культурного наследия Омской крепости как крепостной эпохи.

«Необходимость популяризации истории, просвещения омичей подтолкнула к еще одной идее – созданию небольшого фонда предметов старины с.целью приобщения горожан к изучению истории родного города» [6. С. 7].

От Тарских ворот дороги расходились веером на Тобольск, Тару, Барабинскую степь, вдоль Иртыша. В 1791-1794 гг. деревянные крепостные ворота были перестроены в кирпичные. с.началом нового строительства на берегу Иртыша были поставлены кирпичные заводы, где изготавливали и обжигали кирпич [7]. В 1847 году на территории Омской крепости располагалось: 12 каменных задний и 21 деревянный погреб, 5 каменных и 2 деревянных караульни, 2 пороховых погреба, деревянный арестантский острог, соляной магазин, 1 каменный и 2 деревянных цейхгауза, училище батальонных военных кантонистов, деревянная баня, каменная казарма, 4 деревянных амбара, конюшня, мастерские и другие строения [8]. Данные описания представляют Омскую крепость как пространство провинциальной культуры, имеющей многофункциональную систему торгово-хозяйственной деятельности.

Топонимическая картина исторических названий Омской крепости как бы воссоздает атмосферу составляющих культурной среды крепости в начале ее существования: улицы Шпрингеровская, Штабная, Колпаковская, Архиерейская, Горчаковская, Инженерная, Музейная и Паромная [5, с. 171-173]. Эти названия говорят о ее основателе И.И. Шпрингере, о наличии различных подразделений внутри крепости, а также – переправы через р. Иртыш.

Музеефикация территории Омской крепости и создание своеобразного музея под открытым небом сформировало особый культурно-исторический облик исторической части города. Трудно не согласиться с.тем, что «реконструкция историко-культурного общественного комплекса «Омская крепость» - это уникальный проект по восстановлению исторической части г. Омска, осуществляемый в рамках приоритетного направления муниципальной культурной политики по сохранению культурного наследия, духовных ценностей населения, а также – по повышению образовательного, культурного и духовного уровня омичей» [3, с.7.].

На сегодня комплекс стал уже основной и самой главной достопримечательностью города. В то же время он является крупнейшим духовным и просветительским центром, не только развивающим любовь к Родине, но и формирующим духовно-нравственные ценности на основе социальных идеалов различных эпох. Экскурсии и выставки позволяют окунуться в атмосферу исторического прошлого, узнать много интересных фактов.

На территории Омской крепости организуются десятки выставок и экспозиций. За последнее время здесь прошли: выставка старинных предметов быта; экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, мастерская по развитию сибирских ремесел, игровые интерактивные экскурсии, культурные мероприятия, знакомящие с.обрядами, приуроченными к народным календарным праздникам (народные гуляния).

В выходные дни и праздники комплекс также насыщается творческими программами, театрализованными представлениями. Проводятся концерты, мастер-классы по танцам. Стали популярными массовые катания на коньках, организуется усадьба Деда Мороза. Ведутся работы по реконструкции 12 исторических объектов крепости. Благодаря им появится возможность разместить в этих зданиях музейный комплекс, туристическое бюро, выставочные залы, театрально-концертный зал с.размещением исторического театра, исторический клуб, музей истории Омской крепости, обрядовый зал, Детский этноцентр, кафе «Горница», мастерские, школы ремесел, творческие объединения детей и молодежи, научный центр по изучению истории Омской крепости, Центр краеведов. Таким образом, комплекс выполняет совокупность двух основных воспитательно-патриотической и просветительской и четырех дополнительных - творчески-развивающей, духовно-нравственной, игровой и этнокультурной функций.

Следует иметь в виду мысль Д.А. Алисова, что Омской крепость играла важную градообразующую и системообразующую роль, что дало толчок дальнейшего развития городского ландшафта по радиально-кольцевой схеме [1, с. 22].

Разрушение в советский период основных доминант Омской крепости: Воскресенского крепостного собора, здания штаба, дома генерал-губернатора, Тарских, Омских и Иртышских ворот нарушило гармонию объемно-планировочной структуры, представлявшей собой сочетание традиций деревянного народного зодчества с.элементами барокко и классицизма [4, с. 20.]. Кроме того, на освободившейся территории были построены новые дома. Все это разрушило крепостную территорию как единый градостроительный и военно-административный центр города.

В настоящее время становится актуальным проект, согласно которому в строениях Омской крепости разместятся бутик-отель «Достоевский», кафе-кондитерская, банкетный зал для проведения свадеб и торжеств, концертная эстрада. Также существует идея переместить в одно из зданий Омский драматический Лицейский театр, который сейчас располагается по адресу Красный Путь, 18б. Таким образом удастся расширить площади культурного учреждения, повысить эффективность данного культурного ландшафта.

В результате конкурса идей по реконструкции Омской крепости победителем в номинации «Комплекс» стал проект под названием «Историко-рекреационный парк.» По проекту предполагается воссоздать земляной вал вокруг крепости и первоначальный облик зданий, а также понизить уровень земли в крепости – до культурного слоя. А еще – поставить в крепости башню-маяк и летом проводить экскурсии над городом на воздушном шаре. В этом смысле интересен также проект С. Цимбалюка «Исторический диснейленд “Старая крепость”» [2].

В реконструированной Омской крепости предлагается разместить музеи и мастерские, кофе-кондитерскую, детский образовательный центр, зал приемов и бутик-отель. Когда реконструкция объектов закончится, в одном из зданий, вполне возможно возникнет экспозиция находок, которые были обнаружены при проведении реставрационных работ и раскопок.

Тем не менее принять решение о наполнении крепости можно будет лишь после завершения работ – только тогда может будет перепрофилировать здания и обсуждать предложения от бизнеса. Сейчас же на объектах восстанавливается исторический облик зданий Омской крепости, которая по закону, как объект культурного наследия, должна стоять вечно.

Итак, региональной спецификой культурного ландшафта комплекса Омской крепости следует отнести: сохранение атмосферы провинциальной крепостной культуры, гармоничность природно-экологического окружения, сочетание экспозиционно-паркового, просветительского, творческого и событийно-праздничного компонентов функционирования культурного ландшафта, связанного с.историко-культурными и этнокультурными традициями.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Алисов Д.А. Форштаты Омской крепости в XIX в. // Омская крепость: историко-культурное наследие: сб. материалов Омской город. науч.-практ. конф. – Омск: Наука, 2011. - C. 22.

[2] Аргументы и факты. Омск – URL: http://www.omsk.aif.ru/society/936799 (дата обращения: 23.11.2016).

[3] Демченко В.М. Современное состояние и перспективы развития историко-культурного общественного комплекса «Омская крепость» // Омская крепость: историко-культурное наследие : сб. материалов Омской город. науч.-практ. конф. – Омск: Наука, 2011. - С. 7.

[4] Лебедева Н.И. Омская крепость: этапы застройки северо-западного сектора // Омская крепость: историко-культурное наследие : сб. материалов Омской город. науч.-практ. конф. – Омск: Наука, 2011. - С. 20.

[5] Наумов С.С. Топонимы Омской крепости (о наименовании переименовании улиц) // Омская крепость: историко-культурное наследие : сб. материалов Омской город. науч.-практ. конф. – Омск: Наука, 2011. - С. 171-173.

[6] Прохорова И.В. Омская крепость сегодня: средства сохранения и популяризации исторического наследия // Омская крепость: историко-культурное наследие : сб. материалов Омской город. науч.-практ. конф. – Омск: Наука, 2011. - С. 7.

[7] ИсА ОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8а. Л. 164 об.

[8] ИсА ОО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 283. Л. 57-57 об.

© Хилько Н.Ф., 2016.
Фото предоставлены автором.

Статья поступила в редакцию 07.12.2016.

Хилько Николай Федорович,
доктор педагогических наук,
Сибирский филиал Российского государственного института
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Омск),
e-mail: [email protected]

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2017.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev