2016/4(26)

Содержание

Теоретическая культурология

Филатов А.С.

Гуцалов А.А.

Баринов В.А.,
Баринова К.В.

Гуманитарные исследования

Катасонов В.Н.

Муза Д.Е.

Прикладная культурология

Хилько Н.Ф.

Селезнев А.Г.,
Селезнева И.А.

 
УДК 94(470+571):316.64
Баринов В.А.,
Баринова К.В.
Отечество, отечественные войны и российская мемориальная культура: сущность и формы выражения во времени и пространстве
(Часть 2)
Аннотация. Показано, что Отечество является одной из главных ценностей для народов, входящих в состав Российского государства. Проанализировано наличие понятия «Отечество» в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, манифестах, воззваниях, обращениях и выступлениях руководителей Российского государства. Раскрываются особенности России, Отечества, Отечественной войны. Дается характеристика народного движения Смутного времени, Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как войн, имеющих характер отечественных. Раскрывается государственный смысл памятников истории и культуры – «Тысячелетие России», «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», Храма Христа Спасителя, «Героям Первой мировой войны», Мемориального комплекса Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на Поклонной горе в Москве. Делается вывод о том, что источник силы России – в богатстве и нерушимости традиций патриотизма, самоотверженной защиты Отечества, сплоченности нации перед лицом внешней опасности.

Ключевые слова: Россия, национальное самосознание России, Отечество, отечественные войны, Победа, дни воинской славы, памятные даты, Смутное время, Отечественная война 1812 года, Первая мировая война 1914-1918 годов, Великая Отечественная война 1941-1945 годов, памятники истории и культуры.


Открыть PDF-файл


Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали –
Смотрите ж: все стоит она!


А.С. Пушкин. Бородинская годовщина

Смутное время. В конце XVI – начале XVII века на долю Руси выпали тяжкие испытания. Этот временной отрезок получил название Смутного времени. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный, социальный и нравственный. Единое русское государство распалось. Появились многочисленные самозванцы, авантюристы, иностранные наемники. Повсеместные мятежи, восстания, грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Началась интервенция Речи Посполитой против Руси, а в ночь на 21 сентября 1610 года польские войска вступили в Москву при открытой поддержке боярского правительства. Фактически состоялась добровольная передача власти неприятелю.

В этих условиях отстоять независимость Российского государства и изгнать интервентов можно было только всем народом. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальные и религиозные интересы, временно объединившие враждующие группы. В результате первого народного ополчения (под руководством П.П. Ляпунова) и второго ополчения (во главе с князем Д.М. Пожарским и К.М. Мининым) осенью 1612 года Москва была освобождена от польского гарнизона. Во всенародном ополчении, в героическом освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. Символом верности Отечеству служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе с польскими интервентами во имя спасения молодого Михаила Федоровича Романова.

Подчеркнем, что идея Отечества, сознательная работа на будущее в связи с делами предков была торжественно заявлена в знаменательном всенародном акте от имени всего русского народа, собравшегося в лице своих представителей 21 февраля 1613 года на Земский Собор в Москве. «Утвержденная грамота» Собора, восстановившего русскую государственность, разрушенную страшными временами лихолетья, показывает нам зрелость национального самосознания России.

Вот как известный отечественный культуролог Д.С. Лихачев в работе «Национальное самосознание древней Руси. Очерки из области русской литературы XI-XVII вв.» определил значение Смутного времени для Российского государства: ««Смута» произвела глубокие изменения в политических представлениях русского общества. В момент наибольшей опасности для Руси, когда, казалось, иноземцы прочно укрепились в Москве, когда от Русского государства сохранились лишь кое-какие «останки», когда, наконец, русские сознавали, что не было еще в мировой истории «таково наказания ни на едину монаршию, ниже на царства и княжения, еже случися над превысочайшею Россиею», – в этот момент «последние люди» поднялись на защиту родины. В политических потрясениях «великой разрухи» родилась твердая уверенность в силе народа, родились мысли о «земском деле», о «всей земле»; сознание верховного значения народа и его интересов в государственной жизни страны. Это новое политическое сознание, выросшее в ужасах «последнего разорения», когда низшие и средние классы сделали отчаянное усилие для спасения Руси, – явилось предвестием нового времени» [1].

Памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». В истории России и Москвы этот памятник (скульптор И.П. Мартос) является первым скульптурным монументом, увековечившим подвиг всего русского народа в борьбе за независимость Отечества. Напомним, что в национальном самосознании России Москва и Кремль едины и олицетворяют сердце Отечества, государственные и православные святыни. Поэтому установление памятника К.М. Минину и Д.М. Пожарскому на Красной площади в Москве имеет особый смысл. 

История монумента тесно связана с еще одной датой, прославляющей силу русского оружия. Дело в том, что поставить памятник изначально планировалось в 1812 году – к 200-летию изгнания захватчиков. Но этот год связан с новым нашествием. После разгрома наполеоновских войск решение это лишь окрепло. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.

Торжественное открытие памятника, на котором присутствовал император Александр I, состоялось 20 февраля 1818 года и превратилось в крупнейшее событие национальной жизни России.

Символично левой рукой гражданин Минин вручает князю Пожарскому меч-крест, который карает смуту, вероотступничество и стяжательство. Меч-крест объединяет народ, князя Пожарского и гражданина Минина, призывает встать за правое дело, защиту которого олицетворяет щит с образом Спаса Нерукотворного. Образ Спаса Нерукотворного был на стягах на Куликовом поле. Под этим образом Русь обрела единство и одолела завоевателей.

На постаменте памятника помещена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Полагаем, что формула «Благодарная Россия» есть высшая форма признательности национального самосознания России.

Уместно сказать, что 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому (архитектор З. Церетели) – уменьшенная (на 5 см) копия памятника, установленного на Красной площади в Москве. Памятник расположен на площади Народного единства, под стенами Нижегородского кремля, возле Церкви Рождества Иоанна Предтечи. Почему именно здесь? По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Отметим существенный момент. Учитывая особую роль К.М. Минина и Д.М. Пожарского в защите нашего Отечества, их фигуры дважды представлены на памятнике «Тысячелетие России». На среднем ярусе памятника в группе «государственные люди» – вместе с молодым царем Михаилом Федоровичем Романовым, на нижнем ярусе в группе «военные люди и герои» – вместе с фигурой Ивана Сусанина.

Отечественная война 1812 года. Отечественная война 1812 года – одно из центральных событий российской и европейской истории XIX века. Это военные действия вооруженных сил Российской империи против вторгшейся на российскую территорию Великой армии императора Наполеона I. Борьба с врагом получила всенародный, национально-освободительный характер и, по определению современников, стала Отечественной войной в защиту независимости Российского государства. Термин «Отечественная война» закрепился в русской публицистике и в научной литературе после выхода в 1816 году работы русского поэта, участника Отечественной войны 1812 года Ф.Н. Глинки «О необходимости иметь Историю Отечественной войны 1812 г.» [2]. В России термин «Отечественная война» был впервые отнесен к войне 1812 года, причем первоначально он употреблялся как противопоставление зарубежному походу 1813–1814 годов. То есть отечественная война на своей территории – и война за пределами отечества.

Большую роль в восприятии войны как священной, справедливой, отечественной сыграла исключительно активная позиция императора Александра I и Русской Православной Церкви, светских и духовных властей, образованной части общества. Слагаемыми эффективно проведенной ими пропагандистской кампании были царские манифесты, приказы, рескрипты, обращения, распоряжения гражданских и военных начальников, церковная проповедь, символика наград, памфлеты, патриотические и сатирические стихи, басни, лубок и карикатура [3]. Рассмотрим это подробнее.

Император Александр I в Высочайшем приказе армиям 13 июня 1812 года «О вступлении неприятеля в пределы России» определил освободительный характер начавшейся войны: «Не нужно Мне напоминать вождям, полководцам и воинам Нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь Славян. Воины! вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами! На зачинающего Бог!» [4].

Император Александр I в Рескрипте Председателю Государственного Совета графу Салтыкову 13 июня 1812 года «О вступлении неприятеля в пределы России» дал обещание изгнать захватчиков из Отечества: «Я надеюсь на усердие Моего народа и храбрость войск Моих. Будучи в недрах домов своих угрожаемы, они защитят их с свойственною им твердостию и мужеством. Провидение благословит праведное Наше дело. Оборона Отечества, сохранение независимости и чести народной принудили Нас препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве Моем» [5].

Император Александр I, понимая опасность, которая угрожает Отечеству, в Высочайшем манифесте о вооружении России 6 июля 1812 года обратился за помощью к Богу и своему народу. Вот как руководитель Российского государства сформулировал это: «а ныне взываем ко всем Нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с Нами единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина. Благородное Дворянское сословие! Ты во все времена было спасителем Отечества. Святейший Синод и Духовенство! Вы всегда теплыми молитвами своими призывали благодать на главу России. Народ Русский! Храброе потомство храбрых Славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют» [6].

Все это способствовало превращению войны 1812 года во всенародную, отечественную, национальную. Освободительный характер войны теснейшим образом скрепил главные компоненты национального самосознания России – патриотизм, национальное и религиозное чувство.

В ходе Отечественной войны 1812 года Россия в одиночку не только противостояла объединенным силам почти всей континентальной Европы, собранным под знаменем Наполеона, но и смогла выстоять и даже победить прежде считавшегося непобедимым величайшего полководца того времени.

Главным итогом военных действий 1812 года стали полная катастрофа и уничтожение Великой армии в России. Взятие Парижа в 1814 году стало высшей точкой военной славы российских войск, России и императора Александра I. Отечественная война 1812 года стала наивысшей точкой напряжения сил страны. Победы в заграничных кампаниях 1813-1814 года, купленные кровью русских солдат, завершили серию многочисленных войн наполеоновской эпохи, а Российская империя прочно вошла в орбиту европейской и мировой политики в качестве великой державы [7].

Спустя двадцатилетие современник событий А.С. Пушкин, размышляя о причинах победы России, писал: «Гроза двенадцатого года // Настала – кто тут нам помог? // Остервенение народа, // Барклай, зима иль русский бог?» [8]. В этих знаменитых строках великому поэту удалось кратко и емко предвосхитить все основные концепции историков ХIХ – ХХI веков, выделяющих в качестве главного источника победы России народную войну, действия армии, в том числе «скифский план» М.Б. Барклая де Толли, суровый климат страны или помощь Бога. Разумеется, победа была вызвана комплексом причин, также как и начало войны – целым комплексом противоречий. Однако многими современниками победа над Наполеоном была воспринята прежде всего как результат действия Божественного промысла, избравшего своим орудием Россию, и ее императора. Война 1812 года вошла в культурную память России не только как Отечественная, но и как священная [9].

В военную летопись нашего Отечества этот великий год вписан одной из её наиболее блистательных страниц.

Отечественная война 1812 года и Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. По существу, Храм Христа Спасителя – воплощенная в камне благодарная молитва за чудесное избавление от неприятеля.

По замыслу императора Александр I, в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами «Высочайшего Манифеста о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа» 25 декабря 1812 года: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков» [10].

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

В соответствии с традициями древнерусских соборных церквей Храм Христа Спасителя (архитектор К.А. Тон) явил собой образец крестообразного в плане, пятикупольного, четырехстолпного храма с позакомарным покрытием. Опоясывающая основной объем крытая галерея также имела свои прототипы в искусстве древней Руси, об этом же напоминали луковичные формы центрального и боковых куполов.

Храм Христа Спасителя имеет два самобытных признака, отличающих его от остальных православных храмов. Во-первых, он посвящен лично Господу, и в нем очень много изображений, повествующих о событиях земной жизни Иисуса Христа. Образы Нового Завета, открывшего Закон Божий, тесно переплетены с ветхозаветными, пророчествовавшими о пришествии в мир Мессии – Божественного Спасителя рода человеческого. Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до Отечественной войны 1812 года, в которой Богохранимая и Богоизбранная на мессианский подвиг Россия не только отстояла свою национальную независимость, но и одержала победу над злейшим врагом мира, о чем и благодарила Господа в храме, посвященном Его Имени.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя стал вторым равнозначным градостроительным центром наряду с Красной площадью и Кремлем. Пятиглавый исполин с огромными золотыми куполами, похожими на корону, напоминавший москвичам пасхальный кулич, оказался необыкновенно органичен духу старой Москвы. Более чем стометровая высота и расположение на высоком Алексеевском холме делали его главной вертикальной доминантой города. И хотя по московскому обычаю запрещалось строить в городе сооружения выше колокольни Ивана Великого, для благодарственного храма, посвященного Господу, было сделано исключение. Храм торжествовал над Москвой, и его горящие на солнце громадные купола были видны далеко с окрестностей города. Он был созвучен идее Кремля, свидетельствовал ей, по-новому раскрывая в себе ту же мысль о православной Богоизбранной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. В нем Россия и благодарила Господа, и осмысляла себя во Христе.

Подчеркнем, что Храм Христа Спасителя, во-первых, является главным Храмом Русской Православной Церкви; во-вторых, был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и ее Величия, свидетелем многих исторических событий; в-третьих, его строительство продолжалось почти 44 года, освящён 26 мая 1883 года. На медали, учрежденной в память освящения, была выбита надпись: «Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III»; в-четвертых, 5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы был разрушен. Ныне возрожденный Храм Христа Спасителя, – символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды, – освящен 19 августа 2000 года.

Первая мировая война 1914-1918 годов. Эта война – одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Он предопределил весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну.

В дореволюционной России в народе Первую мировую войну называли «Германской», а официально – «Великой» и «Второй Отечественной войной». Над Отечеством в самом деле нависла смертельная опасность. Германия нацеливалась ни больше, ни меньше как на мировое господство. Вместе со своими союзниками, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией, Германия представляла могущественную силу.

19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну. Вступление России в войну против Германии вызвало в обществе небывалый патриотический подъем, который напомнил Отечественную войну 1812 года. По свидетельству современников, народ «душой» воспринял войну как справедливую. Рост национального самосознания России способствовал консолидации общества перед лицом внешней опасности.

Уже 20 июля в громадном Георгиевском зале Зимнего дворца, перед двором и офицерами гарнизона, в присутствии лишь одного иностранца – посла Франции, император Николай II на чудотворной иконе Казанской Божьей Матери (перед которой молился фельдмаршал Кутузов накануне отбытия к армии в Смоленск) повторил слова императора Александра I, сказанные в 1812 году: «Офицеры моей гвардии, присутствующие здесь, я приветствую в вашем лице всю мою армию и благословляю ее. Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле» [11]. Тем самым глава Российского государства фактически обозначил отечественный характер начавшейся накануне войны. Эту клятву присутствующие в Георгиевском зале встретили с единодушным патриотическим порывом. В этот же день 20 июля 1914 года был обнародован «Высочайший манифест о войне с Германией», в котором были указаны причины, обстоятельства и цели вступления России в войну. В манифесте, в частности, говорилось следующее: «Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружной самоотверженно встанут все верные наши подданные. В грозный час испытаний да будут забыты внутренние распри, да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек, дерзкий натиск врага» [12].

Выступая 26 июля 1914 года в Государственной думе, Председатель Совета Министров Российской империи И.Л. Горемыкин сравнил по значению Первую мировую войну с Отечественной войной 1812 года и указал на предстоящие тяготы войны: «За всю многовековую историю России, быть может, только одна отечественная война, только 1812 год, равняется по своему значению с предстоящими событиями… эта война потребует крайнего напряжения сил, многих жертв и мужественной готовности к испытующим ударам судьбы. Но правительство непоколебимо верит в конечный успех, ибо оно беспредельно верит в великое историческое призвание России» [13].

Обратим внимание на то, что глава Российского государства также непоколебимо верил в конечный успех. Император Николай II в Манифесте отречения от 2 марта 1917 года завещал следующее: «Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага… Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России» [14]. Но История распорядилась иначе!

Для России как одного из ключевых государств – участников войны она обернулась самыми трагическими последствиями. Страна была ввергнута в хаос революции и гражданской войны. Первая мировая война стала последней войной Российской империи. Именно с участием в этой войне связаны произошедшие в России колоссальные политические изменения.

Известный российский историк А.И. Уткин, анализируя итоги Первой мировой войны, сделал вывод: «В целом Первая мировая война была испытанием России на зрелость. И Россия, увы, к сожалению, этого испытания не выдержала, хотя продемонстрировала невероятное достоинство и героизм. Если история чему-то учит, то эта ее страница должна научить нас очень многому. Первая мировая война – это суровый урок нашему Отечеству» [15].

Пожалуй, один из главных уроков Первой мировой войны состоит в одной очевидной, но горькой истине: нельзя в тылу Отечественной войны с внешним врагом развязывать споры об устроении государства. Нация, которая способна отложить на время такие споры, сохраняет себя в истории и пользуется плодами своей победы и той жертвенной борьбы, которую вела ради этой победы. Если же нация в переломный момент забывает о внешних угрозах и раскалывается по идеологическому признаку, то это неизбежно приводит к обрушению государственности и напрасным многомиллионным жертвам. Поэтому мы должны тщательно изучать период Первой мировой войны, которая дала нам примеры безграничной доблести, отваги и самопожертвования русских людей, проливавших кровь за свободу Отечества, его право на самостоятельное место в истории. Ведь только тот, кто хорошо знает историю, способен адекватно встретить вызовы грядущего [16].

Памятник «Героям Первой мировой войны». В нашей стране на протяжении многих лет подвиги российских солдат и офицеров Первой мировой войны были преданы забвению. Это привело к значительным искажениям в сознании нашего общества. Подчеркнем, что герои этой войны были несправедливо забыты после Революции 1917 года, и только недавно в России началось возвращение памяти об этих трагических и славных страницах истории.

1 августа 2014 года, к 100-летию начала Первой мировой войны, на Поклонной горе в городе Москве открыт памятник «Героям Первой мировой войны» (инициатор возведения монумента – Российское военно-историческое общество; авторы памятника – скульпторы А. Ковальчук, П. Любимов, В. Юсупов, архитекторы М. Корси, С. Шленкина).

Памятник состоит из двух элементов: фигура российского солдата, прошедшего войну, честно выполнившего свой долг и ставшего георгиевским кавалером, и многофигурной композиции, олицетворяющей флаг России. Бронзовая фигура солдата, установленная на высокой колонне, выполнена в классическом стиле. Через его плечо перекинута скатка шинели и трехлинейка, а грудь украшают Георгиевские кресты. На постаменте – Георгиевский крест, покрытый сусальным золотом. Позади солдата многофигурная композиция: на фоне флага России офицер поднимает солдат в атаку. Рядом сестра милосердия спасает раненого. В группе солдат казак Козьма Крючков – первый награжденный Георгиевским крестом в Первую мировую войну. В образе сестры милосердия можно узнать великую княгиню Елизавету Федоровну.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на церемонии открытия памятника «Героям Первой мировой войны», дал историческую оценку участия России в этой войне: «Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал ее героям – российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства, обо всех, кто на разных этапах истории нашего государства защищал его независимость, достоинство и свободу… Сейчас мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне, и нам открываются несчетные примеры личного мужества и воинского искусства, истинного патриотизма российских солдат и офицеров, всего российского общества. Открывается сама роль России в то сложное, переломное для мира время, особенно в предвоенный период. Он отчетливо отражает определяющую черту характера нашей страны, нашего народа. На протяжении многих веков Россия выступала за крепкие и доверительные отношения между государствами. Так было и накануне Первой мировой, когда Россия сделала все, чтобы убедить Европу мирно, бескровно решить конфликт между Сербией и Австро-Венгрией. Но Россия не была услышана, и ей пришлось ответить на вызов, защищая братский славянский народ, ограждая себя, своих граждан от внешней угрозы. Россия выполнила свой союзнический долг. Ее наступления в Пруссии и в Галиции сорвали планы противника, позволили союзникам удержать фронт и защитить Париж, заставили врага бросить на восток, где отчаянно бились русские полки, значительную часть своих сил. Россия смогла сдержать этот натиск, а затем перейти в наступление. И весь мир услышал о легендарном Брусиловском прорыве.

Однако эта победа была украдена у страны. Украдена теми, кто призывал к поражению своего Отечества, своей армии, сеял распри внутри России, рвался к власти, предавая национальные интересы. Сегодня мы восстанавливаем связь времен, непрерывность нашей истории, и Первая мировая война, ее полководцы, солдаты обретают в ней достойное место (как у нас в народе говорят, «лучше поздно, чем никогда»), а в наших сердцах приобретается та священная память, что заслужили по праву воины Первой мировой. Справедливость торжествует на страницах книг и учебников, в средствах массовой информации, в кинолентах и, конечно, в таких мемориалах, который мы с вами открываем сегодня… Памятник воинам Первой мировой – не только дань великим подвигам. Это предостережение о том, что мир хрупок, напоминание всем нам об этом. И мы обязаны беречь мир, помнить, что самое ценное на земле – мирная, спокойная, стабильная жизнь! Светлая память героям Первой мировой войны! Слава русскому оружию и нашему солдату-герою!» [17]. Полагаем, что с установлением памятника «Героям Первой мировой войны» восстановлена связь времен, непрерывность нашей истории.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 1941-1945 годах фашистская Германия вела против Советского Союза тотальную войну. Советский народ не мог выстоять против тотальной войны, не ведя войны не только отечественной, но и войны Великой Отечественной. На карту была поставлена жизнеспособность Российского государства, порабощение советского народа, спасение мирного населения. В ходе войны интересы власти и народа в защите Отечества совпали. Отечество стало единым.

22 июня 1941 года Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народный Комиссар Иностранных Дел В.М. Молотов в своем выступлении по радио объявил советскому народу о начале войны с фашистской Германией. В тексте его выступления, опубликованном 23 июня 1941 года в газете «Правда», отмечается, что эта война будет носить характер отечественной войны: «Красная армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» [18].

В начале войны, 3 июля 1941 года, Председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин выступил по радио с обращением к советскому народу. И.В. Сталин определил цели, задачи и характер войны, при этом апеллировал к опыту русской армии в Отечественной войне 1812 года и Первой мировой войне («как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма»).

И.В. Сталин констатировал, что «над нашей Родиной нависла серьезная опасность… Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Поэтому необходимо, чтобы «наши люди не знали страха в борьбе и самоотверженно шли на нашу Отечественную освободительную войну против фашистских поработителей».

И.В. Сталин ставит стратегическую цель в войне: «Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма» [19].

Подчеркнем, что с самого начала было заявлено, что, как и в 1812 году, война не закончится с изгнанием вторгшегося врага с территории страны, а будет перенесена в Европу. Таким образом, был актуализирован опыт не только кампании 1812 года, но и опыт Заграничных походов русской армии 1813-1814 годов [20].

Расчет фашистов на деморализацию народа и армии, национализм, раскол людей по национальным и религиозным признакам не оправдался. На борьбу с фашистской Германией в единый строй встала вся страна. Добровольные пожертвования, народное ополчение, партизанское движение – это было распространено повсеместно. Война поистине стала Великой Отечественной. Строки песни «Священная война» звучали набатом в сердце каждого советского человека, призывали его встать на защиту Отечества, определяли цели и характер войны: «Вставай, страна огромная, // Вставай на смертный бой // С фашистской силой темною, // С проклятою ордой! // Пусть ярость благородная // Вскипает, как волна! // Идет война народная, // Священная война…» [21]. Эта песня стала главной песней Великой Отечественной войны!

По окончании войны, 10 мая 1945 года, И.В. Сталин в обращении к народу, опубликованном в газете «Правда», подводит итоги Великой Отечественной войны: «Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества, – не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией… Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития. С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы» [22].

Подчеркнем, что Великая Отечественная война и Победа в ней – слава и гордость России. Эта Победа – величайшее событие двадцатого столетия, поэтому День Победы мы отмечаем как главный праздник страны.

Мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов на Поклонной горе в Москве. Его торжественное открытие, приуроченное к 50-летию Победы над фашистской Германией, состоялось 9 мая 1995 года. 

Впервые Поклонная гора упоминается в документах XVI века. В то время ее называли немного иначе – Поклонная гора на Смоленской дороге. Именно на Поклонной горе Наполеон в 1812 году тщетно дожидался ключей от Москвы, через нее же в годы Великой Отечественной войны шли на фронт солдаты защищать Родину.

Мемориальный комплекс представляет собой архитектурно-скульптурный ансамбль. В него входят Монумент Победы (архитектор З. Церетели), Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (архитектор А. Полянский), Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца (архитектор А. Полянский), Мемориальная мечеть (архитектор И. Стажнев), Мемориальная синагога и мемориальный музей Холокоста (архитектор М. Зархи), Часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, Памятник «Защитникам земли Российской» (скульптор А. Бичугов), Памятник «Пропавшим без вести», Памятник солдатам стран-участниц антигитлеровской коалиции, Памятник узникам фашистских концлагерей, Памятник воинам-интернационалистам, Выставка военной техники и вооружения под открытым небом, Выставка военной техники ВМФ.

Главная аллея «Годы войны», расположенная между площадью Победы и Центральным музеем, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны.

В центре площади возвышается монумент Победы. Стела высотой 141,8 метра (она символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны) имеет форму трехгранного штыка и на большей части высоты покрыта бронзовыми барельефами. На высоте 122 метров к стеле крепится бронзовая фигура богини победы Ники, несущая венец, и два амура, трубящие победу. У подножия обелиска установлена статуя Святого Георгия Победоносца (небесного покровителя Москвы), который копьем поражает змея, – символ победы добра над злом.

Главный объект комплекса – Центральный музей Великой Отечественной войны, в котором хранится около 50 тысяч экспонатов, посвященных военной истории. В музее хранится Знамя Победы – красное знамя, водруженное 30 апреля 1945 года над зданием рейхстага в Берлине. В здании музея находится Зал Памяти, в нем в специальных витринах расположены Книги Памяти – 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне; Зал Славы, шесть диорам, посвященных основным событиям войны. В фондах музея – подлинные предметы вооружения и боевой техники, нумизматика, филателия и филокартия, предметы быта, большое количество рукописно-документальных и фотоматериалов, материалов изобразительного искусства, рассказывающих о Великой Отечественной войне, совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции против фашизма.

Мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов на Поклонной горе в Москве является памятником подвигу и символом победы нашего народа над фашистской Германией.

Заключение. «Единство истории, единство народа, единство России» – именно национальное самосознание России обеспечивает эту преемственность, дает единое понимание истории нашего Отечества. А монументальные памятники истории и культуры, – «Тысячелетие России», «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», Храма Христа Спасителя, «Героям Первой мировой войны», Мемориального комплекса Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на Поклонной горе в Москве, выступающие как форма выражения национального самосознания во времени и пространстве, – свидетельствуют о мужестве и героизме защитников Отечества и всего народа, содействуют укреплению чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечению преемственности поколений россиян, воспитанию гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Россия – сильное государство, способное дать достойный ответ на новые вызовы и угрозы благополучию и безопасности своих граждан. Неиссякаемый источник нашей силы – в богатстве и нерушимости традиций патриотизма, самоотверженной защиты Отечества, сплоченности нации перед лицом внешней опасности.

Президент России В.В. Путин, выступая 9 мая 2016 года на военном параде в ознаменование 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, указал на необходимость держать равнение на Великую Победу: «Поздравляю вас с Днём Победы – с торжеством, в котором слились воедино радость, память и скорбь. 9 Мая – это и государственный, и очень личный, семейный праздник. Он стал символом священного родства России и её народа. И в такой сплочённости, в преданности Родине – наша сила, уверенность и достоинство…

В этом году исполняется 75 лет с начала Великой Отечественной войны: 22 июня 41-го нацисты вероломно напали на Советский Союз. В один миг изменилась жизнь огромной страны. И на этом трагическом переломе был только один, но высший выбор – главным для всего народа стало спасение Отечества. Началась героическая и жертвенная дорога к Победе…

Война длилась без малого четыре года и стала целой эпохой для нашей страны. Эпохой мужества и отваги, тяжелейших испытаний и трагических потерь, светлых надежд и беспредельной веры в Победу. Великая Отечественная навсегда останется выдающимся, священным подвигом нашего народа, призывом жить по совести, держать высоту правды и справедливости, передавать эти ценности от поколения к поколению…

Наши солдаты и командиры доказали, что они достойные преемники героев Великой Отечественной и с честью защищают интересы России. Уверен, что сегодня ветераны гордятся своими внуками и правнуками – они их не подводят и всегда будут держать равнение на Великую Победу, на подвиг доблестного поколения победителей!» [23].

Именно на это граждан России нацеливают строки Государственного гимна Российской Федерации: «Нам силу дает наша верность Отчизне. // Так было, так есть и так будет всегда!..».


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси. Очерки из области русской литературы XI-XVII вв. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1945. – С. 115.

[2] Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2004. – C. 6.

[3] Отечественная война 1812 года в культурной памяти России. – М.: Кучково поле, 2012. – С. 374.

[4] Высочайший приказ армиям, 13 июня 1812 года «О вступлении неприятеля в пределы России» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.xxc.ru/walls/w01.htm (дата обращения: 16.02.2015).

[5] Рескрипт Председателю Государственного Совета графу Салтыкову, 13 июня 1812 года «О вступлении неприятеля в пределы России». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.xxc.ru/walls/w01.htm (дата обращения: 16.02.2015).

[6] Высочайший манифест о вооружении России. 6 июля 1812 года. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.xxc.ru/walls/w03.htm (дата обращения: 16.03.2015).

[7] Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. С. 11.

[8] Пушкин А.С. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 349.

[9] Отечественная война 1812 года в культурной памяти России. С. 15-16.

[10] Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа 25 декабря 1812 года. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.xxc.ru/walls/w30.htm (дата обращения: 16.03.2015).

[11] Уткин А.И. Первая мировая война. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – С. 99.

[12] Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество. 1914-1918: в 4 т. Т. 1. Эволюция взглядов / Отв. ред. В.В. Журавлев; [Предисл. В.В. Журавлев; сост. и коммент. Л.А. Лыковой, О.А. Шашковой]. – М.: РОССПЭН, 2014. – С. 71.

[13] Государственная Дума. 1906 – 1917. Стенографические отчеты. Том IV (Серия: Парламентаризм в России). – М.: Фонд «Правовая культур», 1995. – С. 15.

[14] Манифест отречения Николая II // Назаров М.В. Кто наследник Российского Престола? – М.: Альманах «Русская идея» (вып. 2, 2-е расширен. Изд.), 1998. – С. 165-166.

[15] Забытая война и преданные герои / Авт.-сост. Е.Н. Рудая. – М.: Вече, 2011. – С. 27.

[16] Нарочницкая Н. «Россия защищала свою историю» // Российская Федерация сегодня. – 2014. – № 13-14. – С. 9.

[17] Открытие памятника героям Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/46385 (дата обращения: 20.03.2015).

[18] Выступление по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел В.М. Молотова. – Правда. – 1941. – 23 июня.

[19] Сталин. Июнь 1941 – май 1945 / Сост. В.П. Долматов. – М.: Достоинство, 2010. – С. 90-92.

[20] Отечественная война 1812 года в культурной памяти России. С. 296.

[21] Священная война // «Нам дороги эти позабыть нельзя…»: Песни Великой Отечественной войны. – 2-е изд. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – С. 11.

[22] Обращение тов. И.В. Сталина к народу // Правда. – 1945. – 10 мая.

[23] Военный парад на Красной площади. Владимир Путин присутствовал на военном параде в ознаменование 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/51888 (дата обращения: 10.05.2016).

© Баринов В.А., Баринова К.В., текст, 2016.
Иллюстрации предоставлены авторами.

Статья поступила в редакцию 30.09.2016.

Баринов Владимир Анатольевич,
начальник отдела, аппарат Законодательного Собрания Омской области,
лауреат Немецкой национально-культурной автономии Омской области (Омск),
е-mail: [email protected]

Баринова Кристина Владимировна,
методист Областного дома ветеранов (Омск),
е-mail: [email protected]

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2017.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev