2018/2(32)

Содержание

Теоретическая культурология

Беспалова Т.В.

Историческая культурология

Пархоменко Т.А.

Прикладная культурология

Спивак Д.Л.
Уразова А.С.
Захарчук А.Г.
Спивак И.М.

Плещенко В.И.

Куликов А.В.

Скоробогачева Е.А.

Документы

 
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития» (Москва, 15–16 мая 2018 г.)

Участники конференции «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития» обсудили актуальные вопросы цивилизационного развития России, в том числе состояние научных исследований по проблематике российской цивилизации, включая методологию исследований, а также значение ценностей российской цивилизации в культурно-историческом наследии России для современных и будущих поколений граждан России, состояние русского народа и российской цивилизации; вопросы сохранения и укрепления российской цивилизационной идентичности и исторической памяти народа России, и отмечают следующее.

Происходящее обострение международной обстановки сопровождается ужесточением конкуренции государств, относящихся к разным полюсам складывающейся полицентрической системы мироустройства. Эта конкуренция всё больше приобретает цивилизационный характер, форму соперничества ценностных ориентиров. Со стороны США и их союзников продолжаются попытки навязывания другим странам собственной шкалы ценностей, подчинения их действий своим целям и интересам. В таких условиях стратегическая задача сохранения Россией государственного и культурного суверенитетов предполагает выработку системы мер по сохранению и укреплению российской цивилизационной идентичности.

Одной из приоритетных задач России как государства-цивилизации является выработка и реализация долгосрочной стратегии гуманитарного развития Российской Федерации, основывающейся на традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Важно отметить, что реализация аксиологического и цивилизационного подходов в ряде сфер государственного управления способствует обеспечению национальных интересов России и не противоречит задаче укрепления единства многонационального народа Российской Федерации.

Перспективы развития России как государства-цивилизации, сохраняющего свою самобытность, национальный суверенитет в системе международных отношений, в значительной степени зависят от актуализации роли культурно-исторического наследия России, его цивилизационного компонента, в сферах культуры, образования, этнической политики и массовой информации.

Анализ действующих документов стратегического планирования Российской Федерации показывает, что цивилизационный подход реализован в большинстве из них фрагментарно и непоследовательно. В действующих государственных программах и нормативных актах в сферах культуры, образования, науки, молодежной политики, этнической политики на федеральном и региональном уровнях практически отсутствуют мероприятия, направленные на сохранение, укрепление и реализацию ценностей и смыслов российской цивилизации, обеспечивающих культурный суверенитет России.

Заявления Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости обеспечения сохранения и защиты самобытности России, рассмотрения России как государства-цивилизации, сохранения и укрепления российской цивилизационной идентичности, основанной на русской культурной доминанте (при сохранении этнокультурных идентичностей народов России), а также в государственных образовательных программах по предметам обществоведческого цикла всех уровней образования, по сути, игнорируются.

Следует привлечь внимание органов государственной власти всех уровней к необходимости системного и последовательного использования цивилизационного и ценностного подходов в сфере государственного управления, в том числе при разработке документов стратегического планирования Российской Федерации.

Также представляется необходимым увеличить государственную поддержку научных исследований по цивилизационной проблематике на основе междисциплинарного подхода. Цивилизационная теория (прежде всего, на основе русской цивилизационной научной школы) должна использоваться как научная база обеспечения государственной политики в сферах культуры, образования, этнической, молодёжной политики, международного гуманитарного сотрудничества. При этом представляется важной разработка и совершенствование понятийного аппарата по цивилизационной проблематике, а также разработка предложений по системному согласованию (гармонизации) целей, задач, принципов, приоритетных направлений в документах стратегического планирования в указанных сферах.

Учитывая рост информационной агрессии со стороны зарубежных государств и организаций по отношению к России, представляется необходимой также разработка на государственном уровне системы мер по противодействию попыткам демонизации её образа.

Участники конференции рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации во взаимодействии с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и другими заинтересованными государственными органами, научными и общественными организациями, экспертным сообществом, с учётом необходимости реализации стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры, определённых в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, разработать и принять систему мер по укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей и российской цивилизационной идентичности в сферах культуры, образования, просвещения, молодёжной, этнической, информационной политики Российской Федерации.

2. Министерству культуры Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о включении в проект национальной программы в сфере культуры, разрабатываемой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, мероприятий, направленных на сохранение и укрепление российской цивилизационной идентичности;

2) рассмотреть вопрос о проведении ежегодных научно-практических конференций «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития» с привлечением экспертов по вопросам цивилизационного и аксиологического подходов в сфере культуры.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации:

1) в содержание государственных образовательных программ общего образования и государственных образовательных программ высшего образования по предметам обществоведческого цикла ввести компоненты по изучению российской цивилизации;

2) дополнить федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разделом «Цивилизационное наследие России».

4. Министерству высшего образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос о проведении ежегодных международных конференций высших учебных заведений и научных институтов государств-участников СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС по цивилизационной тематике.

5. Федеральному агентству по делам национальностей при подготовке предложений по корректировке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года предусмотреть включение в указанную Стратегию положений, направленных на сохранение и укрепление российской цивилизационной идентичности, в том числе в формулировках задач и приоритетных направлений государственной национальной политики. При разработке очередного плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, предусмотреть включение в него мероприятий, направленных на укрепление российской цивилизационной идентичности.

6. Президиуму Российской академии наук рассмотреть вопрос о состоянии фундаментальных и поисковых научных исследований вопросов развития российской цивилизации, внести в установленном порядке предложения по включению в Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук разработку методологии и методики исследования российской цивилизации, её ценностных основ и культурного своеобразия.

7. Российскому научно-исследовательскому Институту культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва:

1) рассмотреть вопрос о включении в научные планы работ по следующим направлениям: «теоретико-методологические основы исследования российской цивилизации, смыслов и ценностей культурно-исторического наследия России»; «теоретическое обоснование и направления развития государственной политики в сфере международного гуманитарного сотрудничества в целях обеспечения культурного суверенитета Российской Федерации»;

2) рассмотреть вопрос о создании постоянно действующего научного семинара и экспертного совета с целью научного обеспечения применения цивилизационного и аксиологического подходов в сферах культуры, образования, науки, государственной этнической, информационной и молодёжной политики.

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).