2019/3(37)

Содержание

Цивилизация и культура

Горлова И.И., Зорин А.Л.

Беспалова Т.В.

Историческая культурология

Ельчанинов А.И.

Лысенко А.С.

Свистунова И.А.

Прикладная культурология

Мебония Э.В., Беспалов А.К., Молодова А И.

Музееведение

Рыбак К.Е.

 
Мебония Э.В., Беспалов А.К., Молодова А И.
Заброшенная молодежь в русских деревнях: проблема патриотического воспитания
Аннотация. В статье обобщен опыт проведения военно-патриотического слета в Калужской области (июнь 2019 г.), выявлена одна из проблем патриотического воспитания молодежи – «заброшенная молодежь» в русских деревнях, обозначены возможные формы работы с такой молодежью вопреки сложившимся условиям. Это попытка обозначить духовно-нравственный фундамент молодежи в ситуации отсутствия интегративной идеи в российском обществе.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, «заброшенная молодежь», Россия, деревня
.


В условиях современных тенденций развития Российской Федерации особо остро стоит вопрос воспитания молодёжи. На данный момент в нашем государстве нет идеи, способной консолидировать общество, а особенно самую реакционную его часть – молодежь. В эпоху идеологического плюрализма юноши и девушки всё чаще втягиваются в оппозиционные политические образования, становятся жертвами экстремистских и националистических группировок, направленных на разрушение существующего общественного строя. Необходимость объединения молодежи одной идеей и делом, которые призовут к созиданию на благо будущего страны, диктуется вопросом спасения всей российской цивилизации.

Как мы уже отметили, молодежь – самая реакционная часть нашего общества: исходя из психологических особенностей возрастной категории, которую мы затрагиваем (16-25 лет), многие противники нашей Родины националистического и иных толков используют различные методы для привлечения их в свои ряды. Как итог, можно получить высокую статистику по уровню эмиграции молодых людей за границу, отсутствие желания любить свою Родину, служить на благо ей. Инфантилизм, потребительство, крайний индивидуализм – всё это становится спутником молодых людей в городах и мегаполисах.

Однако если в городах существуют хотя бы какие-то условия для развития молодых граждан, то в деревнях их намного меньше, поэтому выделим практически неисследованную грань проблемы патриотического воспитания в современной России – заброшенная молодежь в русских деревнях. Причинами этого явления являются не только сокращение сельского населения, закрытие деревенских школ, незаинтересованность молодых специалистов работать в глубинках, но и постепенное уничтожение потеря деревни как исторического и социокультурного явления.

    Поставьте памятник деревне!
    На Красной площади в Москве!
    Там будут старые деревья 
    И будут яблоки в траве.

Следствием неразрешенности данной проблемы становится повышенный уровень преступности, отсутствие четких жизненных ориентиров, малообразованность и отсутствие исторической памяти среди молодежи в отдельных деревнях России.

Данную ситуацию можно проследить на примере некоторых деревень Калужской области. Отметим, что Калужская область – земля, имеющая славную героическую историю, богатую примерами подвигов русского народа. На этой территории не раз проходили ожесточенные сражения, имевшие судьбоносное значение в истории нашей Родины. Борьба с монголо-татарским игом привела к стоянию на реке Угре 1480 года, результатом которого стало освобождение русской земли от захватчиков. Здесь армией Кутузова были впервые разгромлены войска французов во время Отечественной войны 1812 года. Период Великой Отечественной войны напоминает о подвиге подольских курсантов, которые в октябре 1941 г. ценой своей жизни на несколько дней задержали продвижение нацистских войск на Москву. Именно история региона придает деревням Грибово и Гусево важнейшую культурно-историческую ценность. Например, в деревне Грибово находится разрушенная церковь иконы Казанской Божией Матери, построенная в XVIII веке. На данный момент местные жители не оставляют надежды возродить духовную жизнь этого памятника культуры. В деревне Гусево также располагаются монумент героям Великой Отечественной войны и братская могила, в которой погребен 431 воин.

Эти славные места выбрал военно-патриотический клуб «Архистратиг» для проведения в июне 2019 г. Военно-патриотического слёта «Красная звезда», посвященного дню памяти и скорби 22 июня 1941 г. Цель данного слета – объединить подрастающее поколение Москвы и калужских деревень в деле сохранения культурного наследия нашей Родины. На протяжении недели силами воспитанников клуба была облагорожена территория руинизированной церкви в Грибово, отдана дань памяти военнослужащим, погибшим в этих местах. Помимо этого педагоги ВПК проводили занятия по различным направлениям деятельности: начальная военная подготовка, общая физическая подготовка, оказание первой помощи, самооборона и, конечно, занятия по истории Великой Отечественной войны. 

Деревенские ребята приняли активное участие, однако в ходе общения с ними педагоги сумели выявить ряд проблем. Отметим, что низкий уровень подготовки по истории Отечества (дети не смогли ответить, кто такой В.И. Ленин и как выглядит Сталин), отсутствие ясного видения своего будущего шли вразрез с огромным желанием учиться, развиваться, познавать что-то новое. Ограниченность деревенских бюджетных средств, по сути, привела к отсутствию у молодого поколения возможности развиваться также активно и разносторонне, как в городе. Проблема воспитания деревенских детей заключается, прежде всего, в отсутствии ресурсов и возможностей для осуществления педагогического процесса. Сокращение населения в деревнях, отсутствие молодых учителей, закрытие школ, недоступность дальнейшего развития – все это приводит к катастрофическому положению в процессах формирования ценности служения России среди такой молодежи. Хотя зачастую молодежь в деревнях готова учиться, усердно усваивать новые знания – сельские дети очень любознательны, добродушны и трудолюбивы. Возможно, из-за условий проживания их отличает практически полное отсутствие инфантильности, которая присуща современным детям. Молодежь в деревнях активна, энергична, у многих есть сильный потенциал к обучению, тяга к знаниям, однако использовать данный потенциал и направить энергию ребенка в созидающее русло фактически некому. Местные школы дают общие знания, но их явно недостаточно для полноценной жизни и дальнейшего развития в современном мире, а внешкольное время остается для сельских детей совершенно свободным ввиду отсутствия каких-либо кружков. Таким образом, возникает проблема, когда у детей есть желание и силы учиться, получать знания, но возможности, как таковой, нет.

Особо подчеркнем, в условиях отсутствия объединяющей идеи, которая могла бы сплотить молодежь и направить ее энергию в нужное русло, возникает опасность, что та же самая энергия направляется на деструктивные действия. Деревенские дети, особенно подверженные дурному примеру, начинают пить, воровать... Или же попадают под влияние экстремистских, националистических группировок, которые достаточно легко обрабатывают их сознание в собственных интересах.

Для решения данной проблемы необходимо не просто проводить регулярные и планомерные занятия с деревенскими детьми, восполняя пробелы в их знаниях или проводя дополнительные занятия для общего физического и интеллектуального развития, дабы занять их свободное время. Необходимо верно использовать искреннюю готовность молодежи познавать новое и, через проведение теоретико-практических занятий, привносить в ее жизнь необходимые культурно-нравственные ценности служения России. Учитывая общее плачевное состояние воспитательного процесса молодежи в русских деревнях, о патриотическом воспитании речи даже не идет, хотя это едва ли не самая важная составляющая воспитательного процесса любого ребенка. Ведь какие бы знания ни были даны молодому человеку, каким бы он талантливым ни был, какой от этого прок, если человек не способен их применить во благо своего Отечества или же наоборот обращает их ему во вред.

Патриотическое воспитание молодежи является сложным и постепенным процессом, ведь человека нельзя заставить любить родину или объяснить, почему ее надо любить. Данная ценность приходит к каждому по-своему, через изучение своей истории, успехи в спорте, жизненные испытания, семейные традиции, первую любовь и искреннюю дружбу. Казалось бы, достаточно сложно объяснить деревенскому ребенку, имеющему крайне смутные представление о своей стране, ее истории, важность и ценность идеи служения Родине. Но, зачастую, любовь к своей стране у сельских детей заложена изначально и она бывает намного искреннее, чем та, которую пытаются выразить громкими криками с трибун в городах. Она у них выражается через любовь к своей земле, деревне, семье, окружающей природе. С этого и необходимо начинать – с понятия «малой родины». Стоит объяснить детям в нужных аспектах те вещи, важность которых они и сами прекрасно чувствуют: почему нужно беречь свою землю, защищать семью от врагов. Рассказать об истории их деревни, о важности сохранения объектов культурно-исторического наследия в их местности.

Ценность служения Родине лучше осознаются не в теории, а на практике («действенный патриотизм» П.Б.Струве). Необходимо научить детей преодолевать трудности, терпеть и проявлять силу ради достижения общей идеи, работать в команде и поддерживать товарищей – для отработки данных качеств существует множество вариантов командных военно-спортивных игр, которые наглядно, на практике покажут детям ценности патриотизма: любовь как чувство и воля к действию, сплочение, командный дух, солидарность, помощь слабым, стремление к достижению общей цели, дисциплина, развитие творческих способностей, умение выжить и спасти друзей в экстремальных условиях и т.д. В целом, в процессе проведения любого занятия с детьми необходимо не просто давать определенные знания и навыки, но и тщательно объяснять, как, когда, каким образом они их могут применить для помощи своим товарищам, близким, родным, своей стране, а также почему они должны это делать.

Выводы. Катастрофа воспитания детей в деревнях состоит в том, что у них нет ни базовых знаний об истории своей страны, ни ценностных ориентиров, ни четких целей на будущую жизнь Отсутствие благоприятного окружения, возможности получить необходимые знания для творческого роста можно преодолеть только при изменении концепции патриотического воспитания, в которой будет место и молодежи из этих деревень. Тем более, что у нее есть огромная тяга к познанию, интерес, трудолюбие и упорство. Все, что нужно – это помощь государства, благодаря которой из деревенских детей можно вырастить настоящих патриотов своей Родины.


© Авторы, 2019.
Статья поступила в редакцию 15.08.2019.

Мебония Эстер Витиевна,
студентка Московского педагогического государственного университета (Москва),
e-mail: ester.mebonia@mail.ru

Беспалов Андрей Константинович,
студент Московского педагогического государственного университета (Москва),
e-mail: bak2404@bk.ru

Молодова Арина Игоревна,
студентка Московского педагогического государственного университета (Москва),
e-mail: arin.molodova@yandex.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2019.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev