В истории России найдется немало мыслителей, взгляды которых вызывают у общественности неоднозначную реакцию, но мимо которых невозможно пройти. К ним, вне всякого сомнения, можно отнести известного русского философа, писателя и публициста Ивана Александровича Ильина (1882-1954). Будучи при жизни активным сторонником Белого движения, идеологом Русского общевоинского союза (РОВС), противником большевизма, последовательным критиком коммунистической власти в России, И.А.Ильин, на первый взгляд, не вписывался в плеяду так называемых «идеологически выверенных» деятелей философской мысли. В 1922 г. по приказу В.И.Ленина он был выслан из страны вместе с другими 160 видными философами, историками и экономистами. С 1923 по 1934 г. Ильин работал профессором в Русском научном институте в Берлине; в 1938 г. перебрался в Швейцарию, где в Цолликоне, в пригороде Цюриха, занимался научной деятельностью до конца своих дней. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».
До 1990-х гг. в России об Ильине почти не говорили открыто. Его труды стали издаваться лишь с 1989 г., и они оказали сильное влияние на мировоззрение интеллектуальной элиты современной России.
В конце 2014 г. на базе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.Лихачева совместно с Министерством культуры Российской Федерации состоялась международная научная конференция «Национальный вопрос в творческом наследии Ивана Ильина. Смысл и цель общенациональной и этнокультурной политики». Она была приурочена к 60-летию со дня кончины русского философа и мыслителя. Результатом конференции стал сборник статей «Творческое наследие И.А.Ильина: вопросы общенациональной политики и культуры», который вышел в 2015 г. В него вошли доклады представителей современной философской науки, теологов, филологов, психологов, социологов, правоведов, общественных деятелей и журналистов.
Многих авторов сборника (М.А.Маслин, В.А.Томсинов, В.А.Баринов и К.В.Баринова, А.В.Посадский, А.В.Щипков, С.Г.Волубеев) объединило понимание актуальности и значимости универсального творческого наследия одного из главных мыслителей Русского зарубежья ХХ века. Их статьи посвящены актуальности политической философии Ильина, его идеям о русской нации, русском национальном самостоянии, русской идентичности, национальной армии в России.
Теме патриотизма в творчестве Ильина посвящены статьи Т.В.Беспаловой и Филипа Гриера, в которых авторы рассматривают проблему обретения патриотизма как сложный процесс, а сам патриотизм как всечеловеческую ценность.
Ряд статей посвящены неисчерпаемой теме России, русского народа и русской культуры в мировом пространстве. Названия статей звучат соответственно: «Три речи о России Ильина» (А.В.Науменко-Порохина), «Национальный вопрос и будущее России в творческом наследии И.А.Ильина» (М.В.Федоров), «Русский народ и Россия в пространстве цивилизаций» (С.В.Хатунцев), «Проблема национальной культуры и духовные скрепы в творчестве И.А.Ильина» (С.Г.Рюмин) и др.
Особый интерес вызывают статьи М.С.Кулешова, А.А.Сотниченко и А.Ю.Ильина, посвященные российскому исламу, национализму, культу формализма в развитии национально-духовного кризиса и политических трансформаций в России начала ХХ в. в творчестве Ильина. Идеи антропологии правосознания в наследии Ильина затронуты в статье А.А.Тыртышного; о национальной культуре как основе государственного устройства в философии Ильина пишет И.И.Евлампиев; Ю.А.Закунов размышляет о метафизике русской идеи Ильина в контексте современного национально-государственного развития России; В.Ю.Верещагин – о проблеме самобытности русской культуры в работах философа.
Тематика сборника чрезвычайно широка и актуальна в реалиях сегодняшнего дня, когда вопрос дальнейшей судьбы России и русского народа стоит особенно остро. Обращение к творческому наследию И.А.Ильина – это попытка понять и осознать, какие задачи предстоит решать как практикам, так и теоретикам культуры, а от их решения будет зависеть, какой будет Россия нашего века.
Книга представляет несомненный интерес для философов, историков культуры, культурологов и всех, кто интересуется богатым наследием Русского зарубежья ХХ века.