2016/3(25)

Содержание

Теоретическая культурология

Баринов В.А.
Баринова К.В.

Сайченко В.В.,
Свитенко Н.В.

Горлова И.И.,
Баниже О.Н.

Историческая культурология

Графова Е.О.

Васильева В.О.

Прикладная культурология

Ивановская И.О.

Малая культурологическая энциклопедия

Окороков А.В.

Орлов К.О.

 
УДК 7.036
Графова Е.О.
Генезис искусства конца XIX - начала ХХ вв.: истоки возникновения стиля «ар нуво» и его интерпретация в европейском и российском обществе

Аннотация. В статье рассматривается зарождения стиля «ар нуво» в процессе генезиса искусства конца XIX - начала XX вв.

Ключевые слова: «ар нуво», модерн, изобразительное искусство, архитектура, недвижимое материальное наследие.



Конец XIX – начало XX века дал миру искусства людей, идеей жизни которых стало непреодолимое желание подарить красоту, гармонию, свободу и любовь, в самой открытой и простой красоте и лучшей, новой, радостной жизни. Поиск новых идей в искусстве, в контексте эпохи «aр нуво», оказал влияние на культуру российского общества. «Также, как неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друг - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры» [2].

Новая орбита развития жизни определялась в свободе и красоте человека, в вере в свои силы и возможности открывать новые горизонты, находя вдохновение в народном эпосе, в песнях, сказаниях, и даже в самой природе. В России в конце XIX-начале XX века особенно следят за тенденциями французского общества и искусства, и вот почему.

В это время Париж стал центром новаторского искусства, куда стремились художники, архитекторы, философы, поэты и писатели со всего мира. Именно в это время миру открылись на полотнах импрессионистов потрясающие краски природы, настолько ярко выраженные с точки зрения восприятия чувств в символизме, что до настоящего времени искусство фотографии и современных технологий – телевидения, видеосъемки может передать лишь отдаленно ту музыку восприятия искусства красоты.

Между романтизмом и фовизмом рождается удивительное явление в искусстве, лицо которого обращено к природе, к истокам, мифам, сказаниям и простому созерцанию природы. Открывается образ эпохи «aр нуво», как очень естественной, открытой, свободной, яркой, и изумительно красивой женственной красоты. В эпоху промышленного переворота и перехода к массовому производству и потребления, философы, художники, музыканты ставят смыслом жизни и искусства именно свободную личность.

Представление о красоте меняется не только в зависимости от исторической эпохи. Но даже и внутри одной эпохи, внутри одной страны, как мы видим, на примере Франции, могут присутствовать различные эстетические идеалы. Так, одновременно с зарождением и развитием идеала декаданса процветает идея красоты, которую можно назвать викторианской. Период между революционными движениями 1848 г. и экономическим кризисом конца века обычно определяется историками как «эра буржуазии».

В этот промежуток времени класс буржуазии во всей полноте утверждает свои ценности в сфере торговли, колониальных завоеваний, а также и в повседневной жизни: буржуазными, или, учитывая превалирующее значение английской и французской буржуазии, викторианскими, становятся моральные устои, эстетические и архитектурные каноны, здравый смысл, манера одеваться, вести себя в обществе, обставлять дом.

В это время будут построены знаменитая Гранд Опера в Париже и роскошное казино в Монако архитектором Шарлем Гарнье. Интерьеры этих зданий поразят роскошью и блеском современников, вызовут зависть и непонимание, создадут флер скандала и красоты. Непонятой современниками окажется Эйфелева башня, построенная к Всемирной выставке 1889 года. Но именно этими памятниками архитектуры Париж станет особенно знаменит в будущем.

Красота громко заявляет о себе на улицах Парижа, и здесь мы видим российское участие в культуре и искусстве Парижа - мост Александра III, построенный к открытию Всемирной выставки 1900 года. Выполненный в изящной манере, он служит настоящим признанием в любви этому городу российским культурным обществом.

Направление романтизма в живописи и эклектика в архитектуре конца XIX-начала XX века, находится в самом расцвете. Художники этого времени обращаются к эпохе Возрождения и Ренессанса. Во Франции, ярким представителем направления романтизма в живописи, является Адо?льф-Вилья?м Бугеро?.

В направлении импрессионизма это созерцательная красота, в музыке Дебюсси, в картинах великих Эдуард Мане, Эдгара Дега, Клод Моне, Огюст Ренуара, Фредерика Базиля.

Искусство жеста проявило себя как в поэзии музыке, так в изобразительном искусстве. Мелодическая гирлянда, растворившийся орнамент, божественная арабеска – вот эти образы. Прозрачные, парящие в воздухе, чувственные и прохладные мысли божественных арабесок – это символ транспонированной в искусство эзотерики. Не случайно первый концерт, посвященный исключительно произведениям Дебюсси, состоялся в 1884 году в галерее «Свободная эстетика» в Брюсселе. Арабеской пользовался Клод Дебюсси (1862-1918) сублимировано – в «Пелеасе и Мелисанде» и в качестве природного символа в «Море».

«Игра линии» объединяет все искусства, а на существование общей колыбели указывает заставка к «Морю». Гравюра Хокусая «В морских волнах Канагава» (1831-1832), пожалуй, самая знаменитая волна в истории искусства.

«Божественная арабеска» в сочинениях Дебюсси проявляется в бесчисленных вариантах – так же как в изобразительном и прикладном искусстве. В переложении на музыку эклоги Малларме «Послеполуденный отдых фавна» арабеска возникает как орнаментально-декоративное образование, а в песнях «Билитис» из цикла «Волосы» Пьера Луи (1870-1925) «качающаяся арабеска это символ двух влюбленных, запутавшихся в косах женщины. Французский художник Одилон Редон видел происходящее в пространстве под углом зрения арабески: «Она если не давать точного объяснения, является рефлексией человеческого сознания, которую сила воображения вплела в свою игру, ее воздействие будет побуждать к фантазиям, уровень которых зависит от чувствительности и силы воображения».

Если Дебюсси это музыкант арабесок и стиля «aр нуво», то Анри Бергсона (1859-1941) можно было бы определить как их философа. Бергсон поддерживал искусство идеями. В своем сочинении «Жизнь и творчество Равессона», Бергсон цитирует «Трактат о живописи» Леонардо де Винчи: «Тайна искусства рисования заключена в том, чтобы раскрыть в любом предмете тот особый способ, с помощью которого линия, будучи основополагающей осью, развивается в некое целое, подобно тому, как волна всегда из середины распространяется наружу и дает возникнуть многим кругам волн».

Отталкиваясь от этого текста, Бергсон вслед за французским философом Жаном Ревессоном Мольеном (1813-1900) делает вывод: «Живые существа обозначены волнообразными, нередко змеевидными линиями. Всякое существо изгибается на свой собственный лад. Цель искусства заключается в том, чтобы выразить это движение».

Однако переход этих великих мастеров к новому направлению был основан на романтизме, на классической школе искусств, которая находилась на самом высоком уровне в Франции.

«Жизнь подражает Искусству гораздо больше, чем Искусство - Жизни. Жизнь держит зеркало перед Искусством, и воспроизводит игру воображения художника, скульптора или писателя <…> Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве», - говорил Оскар Уайльд [7].

Потрясающе живые скульптуры Огюста Родена дают представление о таланте, выразившемся в тонко переданных эмоциях модели. Его модели убедительно показывают человека сильного, размышляющего и жизнеутверждающего, как сама эпоха.

Многочисленные споры между художниками и философами этого времени доказывают истину, которая была отрыта в шестнадцатом веке Леонардо де Винчи, его слова предвосхитили направления импрессионизма: «Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других. Если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод»

Влияя друг на друга, и в некотором отношении даже конкурируя друг с другом, мастера этой эпохи создали невиданные по красоте произведения искусства свободной яркой личности. Именно благодаря индивидуальному, яркому стилю каждого представителя искусства эпохи конца XIX-начала XX века, удалось создать такое количество произведений искусства, равных которым вот уже более ста лет миром не создано.

«Жизнь движется быстрее Реализма, на Романтизм всегда опережает Жизнь» - говорит известный писатель того времени, мастер эпатажа Оскар Уайльд [7].

Десятилетия перемен ценны своим хаосом разнообразных поисков, сменой традиций. Время нуждалось в гениях, и оно их нашло. Гениев странных, порой неадекватных той среде, в которой они росли, да и вообще действительности, но вызывающих или сочувствие, или страх, или уважение, или надежду, но чаще всего восхищение.

Вытекая из одного в другой, как это случилось с направлениями «импрессионизм» и «постимпрессионизм, классический академизм и ар нуво, развиваясь параллельно, все эти стили формировали образ притягательности и красоты достойной восхищения в каждом своем выражении. Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности.

Основа жизни - Аристотель назвал бы ее энергией жизни - это всего лишь стремление к самовыражению, а Искусство постоянно преподносит новые формы для его достижения.

Тенденции мира искусства Парижа запускают новые орбиты развития стиля культурной жизни, как во Франции, так и в России. Школа Лотарингии, представителями которой следует назвать Эмиля Галле и Виктора Пруве, вдохновляет на поиск новых идей и создание уникальных произведений русского модерна в Абрамцево в России. Образы, созданные Михаилом Врубелем, Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, раскрывают любовь к жизни в контексте российской природы и обращения к народным тайнам, легендам образам с музыкальной чувственностью и созерцательной красотой. Идеи Клода Дебюсси Мориса Равеля, Эрика Сати созвучны творчеству П.И Чайковского, Николая Метнера и Сергея Рахманинова. Внимание и любовь к природе своей земли, медитация и погружение в мир и в миг, когда находишься «здесь и сейчас», растворение в гармонии и восхищении перед жизнью – так раскрывается эпоха «aр нуво», в культурной жизни французского и российского общества.

Все это создает атмосферу высокой культуры в мире искусства и культуры, где стремление к идеалам согласовывается ответственностью перед эпохами прошлого. В работах художников и архитекторов, отражается искусство обращения к старинным преданиям и сказаниям в контексте стиля «ар нуво» Пространство заполненное светом и в окружение растительных орнаментов, выполненных в виде картин, фресок, скульптурных элементов подчеркивает органичность жизни человека и природы.

Мир растений, явлений природы и мифологических образов старины раскрывается по оптическим законам света и тени в работах мастеров стиля «ар нуво». Он завораживает своих современников орнаментами и восхищением перед жизнью, заполняя сердце гордостью и радостью перед дыханием жизни родной земли, история которой длится веками. В произведения архитектуры и искусства эпохи «ар нуво» – философия жизни общества Европы и России, где царит красота и любовь к истории культурного наследия прошлых веков с ярко выраженным характером народного эпоса и сказаний. 


ЛИТЕРАТУРА

[1] Sammlung lan Woodner. Ausstellungkatalog. - Munchen,1986.

[2] Блок А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.6. - М., 1962. - С.175-176.

[3] Перси У. Модерн и слово. Стиль модерн в литературе России и Запада. – М.: Аграф. – 2007.

[4] Сарабьянов Д.В. Модерн. - М.: Галарт, 2001.

[5] Скворцова И. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков. - М.: Композитор, 2009 .

[6] Соколова Л. Московский модерн в лицах и судьбах. - М.: Центрполиграф, 2014.

[7] Уайльд О. Упадок искусства лжи. Эссе / Перевод С. Займовского. – СПб.: Terra Fantastica; Corvus, 2001. – С. 561-592.

[8] Фар Беккер Г. Искусство модерна. - Konnemann, 2004. – С.84.

© Графова Е.О., 2016.
Статья поступила в редакцию 30.09.2016.

Графова Елена Олеговна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: smilesky@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).