2018/1(31)

Содержание

Гуманитарные исследования

Бахревский Е.В.

Историческая культурология

Графова Е.О.

Прикладная культурология

Путрик Ю. С.

Музееведение

Нельзина О.Ю.

Кирьянова О.Г.

Юбилеи

Поляков Т.П.

Рецензии

Столяров В.П.

 
Кирьянова О.Г.
Пещерные храмы и монастыри России: историко-культурный потенциал
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки возникновения подземных храмов и монастырей в христианстве, содержится исторический обзор действующих пещерных храмов и монастырей, находящихся на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: пещера, пещерный храм, пещерный монастырь, Русская Православная Церковь




Пещеры естественного и искусственного происхождения являются местом проведения сакральных церемоний и обрядов во многих мировых религиях. В данном случае, объектом изучения и анализа явились подземные сооружения на территории Российской Федерации, используемые с целью совершения богослужений православными христианами.

Если обратиться к истории христианства, то два ключевых для него собтия произошли именно в пещерах, которые сегодня являются центральной частью исторических храмовых комплексов, местом совершения богослужений и паломничества представителей Поместных Православных Церквей, Римо-Католической Церкви, а также Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей. Речь идет о пещерном храме в честь Рождества Христова в Вифлееме, а также храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

На территории Европы древнейшими подземными сооружениями, использовавшимися христианами с богослужебными целями, являются катакомбы Рима. Во II-IV веках здесь проходили общественные богослужения. Катакомбы также служили местом погребения членов христианской общины, в том числе мучеников, останки которых становились священными реликвиями, употреблявшимися в подземных храмах с литургическими целями [1].

С IV столетия на Востоке зарождается и набирает силу монашество. Его родоначальником считается святой Антоний Великий, ведший жизнь аскета-отшельника в пещере в египетской пустыни. Примечательно, что как гласит житие, в пустыне он встретил другого отшельника - Павла, начавшего свой подвиг несколькими годами ранее и также жившего в пещере [2]. По их примеру в пещерах начали селиться другие христиане, стремившиеся к уединенной молитвенной жизни. Они занимали скальные ниши, а в местах, где это позволял состав почв, выкапывали себе кельи, расширяя естественные углубления в рельефе. Со временем кельи соединялись внутренними переходами, образуя целые комплексы. Наиболее обширное помещение в нем отводилось для совместной молитвы.

Подобные подземные сооружения, время появления которых относится к раннему Средневековью, сохранились на территории государства Израиль, в Иордании, Сирии и Эфиопии, в исторической области Каппадокия на территории современной Турции, являвшейся в течение первого тысячелетия одним из крупнейших духовных центров не только Малой Азии, но и всего христианского Востока.

Появление христианских пещерных культовых сооружений на территории современной России также связано с аскетической традицией монашества. Древнейшие из них находятся на Крымском полуострове. Это Успенский монастырь в Бахчисарае, монастырь Христа Спасителя «Шулдан» в Севастополе, монастырь святителя Климента, папы Римского в Инкермане, и некоторые другие. Исследователи, в основном, сходятся на том, что эти религиозные объекты, относящиеся к раннему Средневековью, были устроены греческими монахами, бежавшими от иконоборцев, а затем использовались русскими иноками [3]. 

Основание первого собственно русского пещерного храма – Успенской церкви в Киеве связано с именами святых Антония и Феодосия, почитаемых, как основатели русского монашества. Именно они в XI веке в Киеве положили начало мужскому монастырю в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии – Успенской Киево-Печерской Лавре. Как гласит житие преподобного Антония, он принял постриг в одном из монастырей на Афоне, около которого затем проводил уединенную жизнь в пещере. Получив благословение вернуться на Русь, он в 1051 году поселился в пещере на днепровском берегу. В числе тех, кто хотел разделить подвижнические труды преподобного Антония, оказался и его будущий друг и ученик преподобный Феодосий. В житии приводится их диалог: «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что пещера моя скромна и тесна?» – «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь» [4]. «Патерик Печерский» - летописное сказание о начальном периоде существования монастыря, гласит, что эта пещера была выкопана ранее пресвитером Иларионом, автором знаменитого памятника древнерусской литературы «Слова о Законе и Благодати», который уединялся здесь для молитвы [5].

Подобным образом – с пещеры, самостоятельно выкопанной или обнаруженной и обжитой подвижником, к которому затем присоединялись другие люди, ищущие молитвенного уединения, зарождались многие русские монастыри. В естественных условиях пещеры образовывались в результате либо биологического и механического выветривания пород, либо карстовых процессов.

Подземные монастыри от прочих культовых пещер отличаются наличием в их комплексе помещений различного назначения: храмов, некрополей, жилых (в т. ч. хозяйственных), структурно разделенных.

Подземные храмы обычно имели архитектурное убранство определенного функционального назначения: ниши для икон и светильников, места для мощей и иных христианских реликвий, полки, уступы, колонны, аналои и т.п. Входы в помещения могли оборудоваться дверями, а храмы иметь иконостасы [6]. Со временем под землей возникали целые многоуровневые пещерные комплексы, состоявшие из нескольких соединенных подземными галереями отдельных пространств. Порой после кончины основателей такие монастыри угасали, а пещеры использовались только как некрополи, а затем возрождались снова.

К таким культовым объектам относится, например, Успенский Псково-Печерский мужской монастырь в городе Печоры Псковской области. Монастырская летопись свидетельствует, что в конце XIV века местный крестьянин Иван Дементьев рубивший лес на склоне горы, обнаружил под корнями упавших деревьев вход в пещеру, над которым была надпись: «Богом зданныя пещеры». По местному преданию было известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы, спасаясь от набегов крымских татар. Имена их остались неизвестны за исключением «начального инока» преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца иноком Ионой [7]. Сохранившаяся к настоящему времени подземная часть монастыря состоит из 6 пещер длиной от 4.5 до 200 метров. До сегодняшнего дня пещеры используются как некрополь (илл.4), где уже погребено порядка 10 000 человек [8].

С пещерных келий и храма в XIII веке начал свою историю монастырь апостола Иоанна-Богослова в селе Пощупово под Рязанью. В ученическом журнале Рязанской гимназии 1906 года есть упоминание о посещении детьми с экскурсией пещеры «затворника, основавшаго монастырь и ушедшаго, по свидетельству братiи, на Афонъ. Эта пещера громадна; она выкопана под дубовой рощей, так что в потолке свешиваются корни. Посередине пещеры земляной престол съ крестами, вырезанными изъ земли. Против престола находится сделанное изъ земли, но плохо сохранившееся изображенiе Божьей Матери съ Младенцем на рукахъ» [9].

С некогда бывшими в нем пещерами связано название Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде. В XIV веке его основатель – бывший монах Киево-Печерской Лавры Дионисий «в трех поприщах от города, при брезе Волги…ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь» [10]. Также с рытья пещеры началась история Желтоводского Макариево-Унженского мужского монастыря на Волге, основанного преподобным Макарием Унженским – младшим современником и учеником преподобного Дионисия.

В XVIII-XIX веках в России частым явлением становится уход лиц обоего пола, желающих молитвенного подвига, в пещерножители. Возможно, это стало народным ответом на закрытие властями небольших монастырей, происходившее в русле политики секуляризации. Множество простых людей, как православных, так и сектантов, самостоятельно копало пещеры по примеру первых христианских подвижников [11]. Наибольшее распространение эта практика получила в среднем Подонье, особенно на территории современных Липецкой и Воронежской области, а также Белгородчины.

Первые письменные упоминания о пещерных монастырях в этом регионе появляются с XVII столетия. Пещерные монастыри и храмы юга России сосредоточены по склонам речных долин, где имеются выходы коренной породы: мела, песчаника, глины [12]. Христианские пещерные храмы донской лесостепи – уникальные памятники природно-культурного ландшафта.

Развитие пещерничества в Нижнем Подонье и Поволжье оказалось связано с особенностями освоения этого региона русским населением. Вторым фактором, определившим специфику пещерного подвижничества в этом регионе стал церковный раскол – монахи и священники, придерживавшиеся старого обряда, бежали на Дон от преследования церковных и светских властей и создавали здесь тайные монастыри [13].

К числу наиболее известных относится храм во имя святого Александра Невского Воскресенского Белогорского монастыря в Воронежской области. Основание монастыря связано с упоминавшимся периодом пещерокопательства. По историческим материалам общая длина подземных ходов здесь была свыше 2 км. Сегодня посетителям доступно около 900 метров.

Пещерный комплекс Спасского Костомаровского монастыря в Воронежской области состоит из 8 пещер длиной от 2 до 220 метров. Первые пещеры здесь могли появиться в период XII-XIV веков, в дальнейшем. комплекс был расширен пещерокопателями. На месте пещер монастырь был основан только в XX веке. Сейчас возрожден.

Пещерный комплекс Успенского Дивногорского монастыря в Воронежской области состоит из шести отдельных пещер длиной от 2 до 284 метров, суммарная длина пещер около 604 метров. Первые письменные упоминания о нем относятся к XVII столетию. Наиболее поздние подземные сооружения комплекса - XIX века. Монастырь находится в местности «Дивногорье» с характерными меловыми столбами-останцами «Дивами», в которых вырублены входы в пещеры [14]. На территории Дивногорья обнаружено несколько пещерных храмов, наиболее известные - в честь Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах, известный с 1653 года, и в честь Сицилийской иконы Божией Матери в Больших Дивах [15].

Пещерный храм во имя священномученика Игнатия Богоносца в скиту при Успенском Валуйском монастыре XVII века в Белгородской области был официально открыт и освящен уже в 1914 году. Общая длина коридоров подземного комплекса составила 640 метров, высота проходов до 3 метров и шириной до метра, храм 8 на 9 метров и 5,5 метров в высоту. Храм был разорен, возобновлен в 2007 году [16].

С XIX века известен пещерный монастырь при Свято-Троицком Скановом монастыре в Пензенской области с подземным храмом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Имеет архитектурные аналогии с пещерными монастырями Киева, что подтверждает монастырское предание об основании обители выходцами из Киево-Печерской лавры. Общая длина открытых ходов около 722,5 метров, а всего их было 2,5 км. Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. Сейчас монастырь возобновлен, храм действует [17].

По подобию Киево- Печерских в конце XIX века создавались пещеры Никольского монастыря Оренбургской области. Их основание связано с именем казака Нижнеозерной станицы Захария Карцева, которого по его словам благословил на подвижничество святой Иоанн Кронштадский. Общая длина обнаруженных подземных ходов около 350 м. Мужской монастырь здесь открыт в 1909 году. В настоящее время монашеская жизнь возобновлена, действует подземный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских [18].

Известны пещеры Успенского мужского монастыря в Сарове Нижегородской области. Описание начала строительства пещер дал в своей рукописи «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно этому описанию, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, «идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих святых Киево-Печерских. Общая длина обнаруженных ходов около 380 м. В XIX пещерный комплекс был расширен и изменен, сейчас храм обнаружен, расчищен и возобновлен.

В окрестностях Москвы также имеются подземные церковные сооружения. К их числу относится, например, пещерный комплекс Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры (Московская обл.), общая длина ходов в котором около 260 метров. В середине XIX века рядом с Гефсиманским скитом юродивый Филиппушка соорудил пещерные кельи, которые в несколько этапов были расширены в сложный подземный комплекс после основания скита [19].

Из подмосковных обителей имеющих подземные храмы выделяется Спасо-Вифанский скит Троице-Сергиевой Лавры, устроенный московским митрополитом Платоном (Левшиым). Название Вифания отсылает к новозаветному событию воскрешения Христом из мертвых его друга Лазаря, до того три дня пролежав шего в погребальной пещере. На средства митрополита по проекту архитектора Н.М.Одоевского был выстроен уникальный двухпрестольный храм с нижней пещерной церковью, в 1785 году освященной в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного и верхней - в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К.Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, а у основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную церковь [20].
 
По мере продвижения за Урал православных миссионеров там также начали появляться пещерные храмы и монастыри, хотя в гораздо меньших количествах, чем в центральной России. Несколько таких комплексов имеется, например, в Алтайском крае вблизи сел Средне-Красилово и Жуланиха. Они были открыты в конце 70-х годов XX в. Как показали архивно-исторические изыскания, вблизи Жуланихи до 1918 года находился Александро-Невский скит Алтайской духовной миссии. Здесь были деревянный Казанский храм, келейные и хозяйственные корпуса. Сюда постоянно стекались многочисленные паломники. Видимо, желая более ревностного исполнения монашеских обетов, подвижники из числа насельников скита стали рыть подземные кельи. В 1918 году те из них, что оставались жить в скиту, были расстреляны местной бандой Рогова. Над братской могилой новомучеников установлен поклонный крест, по ним служатся панихиды.

О ските в окрестностях села Средне-Красилова известно гораздо меньше. Официальных документов о его существовании в архивах не обнаружено. Народное предание говорит о некоем монахе Данииле, который появился в этих местах в начале XX века и своими руками выкопал целый комплекс с подземными переходами, кельями и небольшим храмом. Предположительно, Даниил ранее был насельником Киево-Печерской лавры, потому что внутреннее устройство ископанных им пещер очень напоминает лаврское. В работе ему помогал добровольный помощник Иван из числа местных жителей. Жили они за счет своих трудов: глину, извлеченную из раскопов, пускали на кирпич, который охотно разбирали местные жители для фундаментов домов и строительства печей.

Судьба монаха Даниила оказалась трагична: по воспоминаниям старожилов, примерно в 1926 году он был застрелен двумя братьями из числа местных жителей, желавших украсть мнимые монастырские ценности. Послушник Иван, по одним данным, смог сбежать от грабителей, по другим – был ими пощажен как односельчанин [21].

В советский период большая часть пещерных монастырей была разорена. Сейчас они понемногу восстановливаются, но часть пещер так и остается заброшенной.

Подземные храмы появляются и сегодня, хотя, крайне редко. Так, в 2009 году в подмосковных Талицах на подворье Стефано-Махрищского женского монастыря обустроен маленький пещерный храм во имя святого Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Димитрия Донского. Его основой послужила пещерная келья, выкопанная в 1818 году для молитвенного уединения иноками Стефано-Махрищского монастыря (до революции бывшего мужским) Антонием и Симеоном. Примечательно, что уже в XIX веке Талицкие пещеры сделались местом паломничества: их посещали богомольцы, шедшие в Лавру по старой Ярославской дороге и останавливавшиеся на подворье монастыря для отдыха. Описание талицких пещер имеется в книге писателя И. С. Шмелёва «Богомолье». Освящение храма было совершено 21 января 2010 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом. Каждую субботу в пещерном храме совершается Литургия и панихида об упокоении душ иноков, потрудившихся в создании пещер, а также всех усопших православных христиан [22].

Из светских инициатив: в 2005 году освящена Никольская часовня устроенная в Левобережной пещере комплексного памятника природы «Саблинский» в каньоне реки Тосны в Лениградской области, в память погибших путешественников – географов, геологов, полярников, спелеологов, альпинистов, отдавших свои жизни во имя служения Родине. Часовня находится под попечением Санкт-Петербургской митрополии [23].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что пещерные часовни и храмы, а уж тем более монастырские комплексы – в целом редкостное явление. Само по себе монашество – это удел избранных, а уж тем более монашество с элементами отшельничества. Возникновение на территории России подземных православных культовых объектов является значимой страницей истории не только Русской Православной Церкви, но и российского государства.

В начале третьего тысячелетия пещерные культовые сооружения вновь привлекают пристальное внимание как исследователей-археологов и спелеологов, так и паломников и религиозных туристов, что позволяет в полной мере использовать потенциал этих уникальных памятников природного и культурного наследия для просветительской и туристско-рекреационной работы, в частности, развития познавательного туризма. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской : Из путевых записок 1854 года. – М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1996. – С. 190.

[2] Православный месяцеслов. – URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life221.htm (дата обращения: 05.03.2018).

[3] Долотов. Ю.А. Дивногорский сборник // Труды музея-заповедника «Дивногорье». Вып.5. – Воронеж: Научная книга, 2015. – С. 47.

[4] Житие преподобного Антония. – URL: https://azbyka.ru/days/sv-antonij-pecherskij (дата обращения: 05.03.2018).

[5] Печерский патерик. – URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/paterik/pecher_pater/txt01.html (дата обращения: 05.03.2018).

[6] Агапов И.А. Крупнейшие пещерные монастыри России : Краткий обзор // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси : Материалы междунар. науч.-практ. конф. / НИИ гуман. наук при Прав-ве Респ. Мордовия, Саранское Духовн учил. – Саранск, 2011. – С. 28.

[7] Официальный сайт Псково-Печерского Успенского мужского монастыря. – URL: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/letopis/5-osnovanie-obiteli (дата обращения: 05.03.2018).

[8] Официальный сайт Псково-Печерского Успенского мужского монастыря. – URL: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/index.php/putevoditel/17-bogom-zdannye-peshchery (дата обращения: 05.03.2018).

[9] Официальный сайт Рязанской епархии Рязанской митрополии Русской Православной Церкви. – URL: http://ryazeparh.ru/index.php/public/2938-ioanno-bogoslovskij-monastyr-glazami-uchenika-dorevolyutsionnoj-ryazanskoj-gimnazii (дата обращения: 05.03.2018).

[10] Медоваров Е.В., Дмитриевский С.М. Обзор летописных источников о пещерах нижегородского вознесенского Печерского монастыря // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси... С. 49.

[11] Агапов И.А. Крупнейшие пещерные монастыри России… С. 29.

[12] Стёпкин В.В. Пещеростроительство в лесостепном Подонье :VIII-XX вв. : автореф. дис... канд. истор. наук. Воронеж, 2005. – URL: http://www.dissercat.com/content/peshcherostroitelstvo-v-lesostepnom-podone-viii-xx-vv#ixzz58xCCQ2uz (дата обращения: 05.03.2018).

[13] Полева Ю.В. Традиции пещерокопания и пещерного подвижничества в сектанстве. // Архив наследия / Сост. В.И.Плужников. – М.: Ин-т наследия, 2009. – С. 44.

[14] Агапов И.А. Крупнейшие пещерные монастыри России… С. 29.

[15] Кондратьева С.К. Современное состояние пещерных комплексов Дивногорья // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси... С. 37.

[16] Официальный сайт Валуйской епархии Русской Православной Церкви. – URL: http://valeparh.ru/2016/07/29/valujskij-peshhernyj-xram-ignatiya-bogonosca.html (дата обращения: 05.03.2018).

[17] Сканов пещерный мужской монастырь. – URL: http://skanov.ru (дата обращения: 05.03.2018).

[18] Портал православной газеты «Благовест». – URL: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_9195 (дата обращения: 05.03.2018).

[19] Официальный сайт Гефсиманского Черниговского скита. – URL: http://skit-chernigovsky.ru/ru/about/history/ (дата обращения: 05.03.2018).

[20] Официальный сайт Спасо-Вифанского мужского монастыря. – URL: http://vifanskymonastir.cerkov.ru/istoriya-monastyrya/

[21] Протоиерей Георгий Крейдун, Кокшенев В.В. Пещерные скиты Заринского благочиния Барнаульско-Алтайской епархии / Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси... С. 13-14.

[22] Официальный сайт подворья Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. – URL: http://stefanpodvor.cerkov.ru/main-page/

[23] Официальный сайт Ленинградской областной общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия». – URL: http://www.sablino.net/chapel.php?n=chapel (дата обращения: 05.03.2018).

© Кирьянова О.Г., 2018.

Статья поступила в редакцию 10.03.2018.

Кирьянова Ольга Геннадьевна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им.Лихачева Д.С. (Москва),
e-mail: psk-ok@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).