Романова Д.Я.
Аннотация. В статье раскрывается значимость развития и популяризации культурологического потенциала семейного и родового наследия. Семья и род рассматриваются как ценностные доминанты культурной памяти.
Ключевые слова: род, семья, культурная память, цивилизация, нематериальное культурное наследие, ценности, традиции, искусство, туризм, бренд.
Обращение к ценностному содержанию культурной памяти неотделимо от изучения таких социокультурных явлений, как семья и род. В связи с этим важно учитывать их неразрывную связь с понятием «цивилизация». В статье «Память в культурологическом освещении», посвященной иной проблематике, Ю.М. Лотман отмечает следующее: «С точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, т.е. надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. В этом смысле пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, т.е. пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы…» [1].
Когда мы говорим о социокультурном пространстве семейной и родовой памяти, то видим, что семейное наследие – это воспроизводство коллективных и трансляция индивидуальных характеристик, личностных качеств, формировавшихся на протяжении поколений. Это и «общие тексты» – сохранившиеся реликвии, символизирующие события-воспоминания, а также взаимодействие и общение (к примеру, переписка). Речь идет и о фиксации и сохранении объектов, популяризации выдающихся имен в контексте взаимосвязи родовой и национальной памяти. Родственные связи или круг близких по духу людей, само социокультурное измерение родственных связей – значимая часть содержательного мемориального пространства, в котором можно проследить механизмы наследования семейных ценностей. В определенной внутренней культурной среде заложен путь от формирования фамилий до фамильных черт, образующих идентичность конкретной династии в контексте развития русской цивилизации.
Также эта тема соотносится с представлением Ю.М. Лотмана о единстве памяти культуры, подразумевающей «наличие частных “диалектов памяти”, соответствующих внутренней организации коллективов, составляющих мир данной культуры» [2]. Здесь можно говорить и о частном «диалекте памяти» отдельно взятой семьи, в которой индивидуальная история вписана в историю русского государства.
Социокультурное пространство памяти включает в себя выявление общего и особенного в семейных судьбах, культурные семейные традиции и социально значимые ценности, которые необходимо актуализировать для представителей молодого поколения. К ним обращена книга И.К. Кучмаевой «Древо рода: поиски и находки» [3], побуждающая молодых людей к осознанию необходимости обращения к своему родовому древу.
Одной из значимых форм актуализации наследия семей и родов является развитие особых тематических маршрутов, связанных с их культурным ландшафтом, образом дома в русском городе, на что уже было обращено внимание в наших статьях. В настоящее время представляется важным привлечение волонтеров к мемориализации данного наследия в качестве бренда регионов. В этой связи интересен опыт авторского проекта.
Просветительский проект «Живое наследие памяти» имеет обширную историю, связанную с культурно-историческим наследием семей и родов, в том числе творческих и профессиональных династий и их служением. Особенно хочется выделить тему семейных ценностей и традиций, отображенных в культуре и искусстве, в частности, в народных промыслах России, что, безусловно, важно для развития культурной, семейной и молодежной политики, а также для осознания культурной идентичности нашими современниками. В этой связи необходимо обращение к брендам России сквозь призму семейного и родового наследия. Так, одна из встреч была посвящена национальным ценностным основам и художественным образам в наследовании семейных культурных традиций на примере хохломы – одного из наиболее узнаваемых русских брендов. Выдающиеся потомственные мастера в своем выступлении сделали акцент на значимости семейного наследия и традиций в деле сохранения, возрождения и продвижения промыслов. Это важный пласт нематериального культурного наследия семьи как духовной и культурной ячейки общества, чья самобытность имеет всероссийскую значимость. Здесь прослеживается связь с вопросами воспитания и популяризации семейных ценностей средствами искусства и становления глубокой по содержанию творческой индивидуальности.
В круг тем, освещаемых на мероприятиях, входит специфика туристского использования родовых гнезд, роль семейного наследия в сохранении усадебной культуры и развитии внутреннего туризма, а также формирование мемориального пространства, отражающего жизнь и судьбы владельцев фамильных домов и нравственный уклад семьи. Это и особое восприятие быта в качестве объекта наследия. Здесь важно развитие домашнего музея в качестве уникального музейного и туристского объекта. Это касается не только собирательской деятельности и преемственности с существовавшим ранее историческим пространством. О нравственных основах памяти свидетельствует такой пример, как восстановление родового склепа.
Также участниками проекта поднимаются следующие вопросы: наследование семейной и родовой памяти, сохранение и актуализация ценностей и образов межпоколенческих связей, культурное наследие династий в современном музейном пространстве, возрождение семейного дела, этические аспекты генеалогии, развитие традиции преемственного служения, а также ряд других интересных и значимых тем. Одним из направлений является оказание методической помощи в поиске сведений о предках и описании истории семьи в контексте истории государства и общества.
Для раскрытия культурологического потенциала родового и семейного наследия, безусловно, необходимо дальнейшее привлечение широкого внимания к теме сюжетов и образов семьи в культуре и искусстве. Последующее развитие и расширение этого направления имеет большую значимость при разработке современных образовательных программ для детей и юношества.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1]
Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992. – С. 200-202.
[2] Там же.
[3]
Кучмаева И.К. Древо рода: поиски и находки. – М.: Гос. акад. славян. культуры., 2001. – 77 с.
© Романова Д.Я., 2019.
Статья поступила в редакцию 20.02.2019.
Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
e-mail: dariam1864@mail.ru