2019/1(35)

Содержание

Цивилизация и культура

Расторгуев В.Н.

Спивак Д.Л.

Историческая культурология

Шиманова М.А.

Прикладная культурология

Романова Д.Я.

Джанджугазова Е.А.

Культурная политика

Окороков А.В.

Кармов Т.М., Буторин Д.А.

Казин А.Л.

 
Романова Д.Я.
Культурологический потенциал семейного и родового наследия
Аннотация. В статье раскрывается значимость развития и популяризации культурологического потенциала семейного и родового наследия. Семья и род рассматриваются как ценностные доминанты культурной памяти.

Ключевые слова: род, семья, культурная память, цивилизация, нематериальное культурное наследие, ценности, традиции, искусство, туризм, бренд.




Обращение к ценностному содержанию культурной памяти неотделимо от изучения таких социокультурных явлений, как семья и род. В связи с этим важно учитывать их неразрывную связь с понятием «цивилизация». В статье «Память в культурологическом освещении», посвященной иной проблематике, Ю.М. Лотман отмечает следующее: «С точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, т.е. надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. В этом смысле пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, т.е. пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы…» [1].

Когда мы говорим о социокультурном пространстве семейной и родовой памяти, то видим, что семейное наследие – это воспроизводство коллективных и трансляция индивидуальных характеристик, личностных качеств, формировавшихся на протяжении поколений. Это и «общие тексты» – сохранившиеся реликвии, символизирующие события-воспоминания, а также взаимодействие и общение (к примеру, переписка). Речь идет и о фиксации и сохранении объектов, популяризации выдающихся имен в контексте взаимосвязи родовой и национальной памяти. Родственные связи или круг близких по духу людей, само социокультурное измерение родственных связей – значимая часть содержательного мемориального пространства, в котором можно проследить механизмы наследования семейных ценностей. В определенной внутренней культурной среде заложен путь от формирования фамилий до фамильных черт, образующих идентичность конкретной династии в контексте развития русской цивилизации.

Также эта тема соотносится с представлением Ю.М. Лотмана о единстве памяти культуры, подразумевающей «наличие частных “диалектов памяти”, соответствующих внутренней организации коллективов, составляющих мир данной культуры» [2]. Здесь можно говорить и о частном «диалекте памяти» отдельно взятой семьи, в которой индивидуальная история вписана в историю русского государства.

Социокультурное пространство памяти включает в себя выявление общего и особенного в семейных судьбах, культурные семейные традиции и социально значимые ценности, которые необходимо актуализировать для представителей молодого поколения. К ним обращена книга И.К. Кучмаевой «Древо рода: поиски и находки» [3], побуждающая молодых людей к осознанию необходимости обращения к своему родовому древу.

Одной из значимых форм актуализации наследия семей и родов является развитие особых тематических маршрутов, связанных с их культурным ландшафтом, образом дома в русском городе, на что уже было обращено внимание в наших статьях. В настоящее время представляется важным привлечение волонтеров к мемориализации данного наследия в качестве бренда регионов. В этой связи интересен опыт авторского проекта.

Просветительский проект «Живое наследие памяти» имеет обширную историю, связанную с культурно-историческим наследием семей и родов, в том числе творческих и профессиональных династий и их служением. Особенно хочется выделить тему семейных ценностей и традиций, отображенных в культуре и искусстве, в частности, в народных промыслах России, что, безусловно, важно для развития культурной, семейной и молодежной политики, а также для осознания культурной идентичности нашими современниками. В этой связи необходимо обращение к брендам России сквозь призму семейного и родового наследия. Так, одна из встреч была посвящена национальным ценностным основам и художественным образам в наследовании семейных культурных традиций на примере хохломы – одного из наиболее узнаваемых русских брендов. Выдающиеся потомственные мастера в своем выступлении сделали акцент на значимости семейного наследия и традиций в деле сохранения, возрождения и продвижения промыслов. Это важный пласт нематериального культурного наследия семьи как духовной и культурной ячейки общества, чья самобытность имеет всероссийскую значимость. Здесь прослеживается связь с вопросами воспитания и популяризации семейных ценностей средствами искусства и становления глубокой по содержанию творческой индивидуальности.

В круг тем, освещаемых на мероприятиях, входит специфика туристского использования родовых гнезд, роль семейного наследия в сохранении усадебной культуры и развитии внутреннего туризма, а также формирование мемориального пространства, отражающего жизнь и судьбы владельцев фамильных домов и нравственный уклад семьи. Это и особое восприятие быта в качестве объекта наследия. Здесь важно развитие домашнего музея в качестве уникального музейного и туристского объекта. Это касается не только собирательской деятельности и преемственности с существовавшим ранее историческим пространством. О нравственных основах памяти свидетельствует такой пример, как восстановление родового склепа.

Также участниками проекта поднимаются следующие вопросы: наследование семейной и родовой памяти, сохранение и актуализация ценностей и образов межпоколенческих связей, культурное наследие династий в современном музейном пространстве, возрождение семейного дела, этические аспекты генеалогии, развитие традиции преемственного служения, а также ряд других интересных и значимых тем. Одним из направлений является оказание методической помощи в поиске сведений о предках и описании истории семьи в контексте истории государства и общества.

Для раскрытия культурологического потенциала родового и семейного наследия, безусловно, необходимо дальнейшее привлечение широкого внимания к теме сюжетов и образов семьи в культуре и искусстве. Последующее развитие и расширение этого направления имеет большую значимость при разработке современных образовательных программ для детей и юношества. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992. – С. 200-202.

[2] Там же.

[3] Кучмаева И.К. Древо рода: поиски и находки. – М.: Гос. акад. славян. культуры., 2001. – 77 с.


© Романова Д.Я., 2019.

Статья поступила в редакцию 20.02.2019.

Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
e-mail: dariam1864@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2019.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev