2021/1(43)
спецвыпуск

Содержание

Круглый стол 9 февр. 2021 г.
Тезисы докладов

Чуковская Е.Э.

Елизаров В.Г.

Шашкин П.А.

Рудаков А.Б.

Лафитский В.И.

Волобуев С.Г.

Сидоренко С.В.

Расторгуев В.Н.

 
DOI 10.34685/HI.2021.61.65.003
Шашкин П.А.
Культура как государствообразующее начало. Приоритет стратегического планирования
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Федеральный закон “О культуре” в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (9 февраля 2021 г., Москва).

Ключевые слова: культура, культурная политика, законотворчество, нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральный закон «О культуре», правовое регулирование в сфере культуры.



Федеральные законы в системе документов стратегического планирования занимают центральное место, выступая базовым инструментом стратегического целеполагания. Действующие Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808) и Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р) относятся к подзаконным нормативным актам стратегического планирования, Принятие федерального закона «О культуре» призвано восполнить указанный пробел, определив цели и задачи, механизмы управления культурной сферой в Российской Федерации в интересах устойчивого общественного развития и обеспечения национальной безопасности страны.

Между тем при разработке закона требуется принять во внимание, что система стратегического планирования представляет собой механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования (п.9 ст.3 Федерального закона «О стратегическом планировании»).

При этом основной проблемой остается сохраняющаяся несогласованность приоритетов стратегического планирования и инструментов их реализации.

Культуру как приоритет государственной политики необходимо рассматривать комплексно в рамках синхронизации нормотворческой и правоприменительной практики реализации трех базовых документов стратегического целеполагания – подзаконных нормативных актов – Стратегии национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683), Стратегии социально-экономического развития (разрабатывается Правительством РФ, в настоящее время действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Стратегии научно-технологического развития РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642) согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании» (ч.3 ст.11).

Поскольку национальным интересом России на долгосрочную перспективу заявлено сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Стратегия национальной безопасности РФ, п.30), приоритетные цели, задачи и механизмы его обеспечения и защиты должны быть определены федеральным законом и получить свое развитие в подзаконных актах стратегического планирования. К числу таких целей Стратегией национальной безопасности (п.76) среди прочего отнесены:

- сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества,воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;

- повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют:

- обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации;

- признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

- создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности (п.82).

Инструментом обеспечения национальной безопасности выступают государственная культурная и государственная национальная политики (п.80), которые также требуют дополнительной синхронизации целей и задач в рамках федерального закона «О культуре». Однако государственная политика в сфере управления культурой не сводится к этим двум составляющим, поскольку Стратегия национальной безопасности регулирует правоотношения, связанные непосредственно с реализацией стратегического приоритета «Культура» – направления обеспечения национальной безопасности.

Федеральный закон, в свою очередь, как базовый документ стратегического целеполагания требует комплексной постановки целей и задач культурного и гуманитарного развития, учитывающих, помимо целей и задач обозначенных в Стратегии национальной безопасности, цели и задачи социально-экономического и научно-технологического развития, образовательной политики: развитие человеческого потенциала, включая переход к социально ориентированному инновационному типу развития, предполагающее создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа, создание экономики знаний и высоких технологий (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, I.4) и формирование согласованной и научно обоснованной системы управления сферой науки, образования и культуры. Стратегией научно-технологического развития, например, в качестве приоритета обозначено целенаправленное формирование эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных и социальных наук, развитию которых придается особое значение (п.20).

Федеральный закон «О культуре» должен учесть упомянутые выше особенности комплексного и научно обоснованного проведения государственной политики. Единая государственная политика в сфере культуры реализуется не только преимущественно «учреждениями культуры». Цели и задачи стратегического планирования реализуются, в первую очередь, органами публичной власти, институтами гражданского общества, государственными компаниями, негосударственными компаниями с преобладающим государственным участием согласованно. В противном случае невозможно говорить о полноценном формировании и защите единого культурного пространства страны. Сохранение, производство, трансляция и распространение духовных ценностей, отвечающих национальным интересам, требует четких и подлежащих транспарентной научно обоснованной оценке критериев предоставления государственной поддержки негосударственному сектору культуры. Сохранение и преумножение традиционных культурных ценностей как основы общероссийской гражданской идентичности требует системного программирования, включая реализацию межотраслевых государственных программ поддержки и развития культуры народов Российской Федерации, в том числе определенного Конституцией Российской Федерации государствообразующего народа – русского и русского языка как государственного. Только в этом случае культура как приоритет единой государственной политики будет способствовать достижению стратегической цели развития государства.

Банальный акцент на мерах государственной поддержки негосударственного сектора культуры, включая грантовую помощь и субсидирование негосударственного сектора, не в полной мере отвечает целям и задачам стратегического планирования, поскольку не дает возможности ответа на большие вызовы, под которыми Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации понимает объективно требующую реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов (п.4). Среди них – угроза утраты национальной и культурной идентичности российских граждан (п.15). Ответ на большие вызовы возможен исключительно в форме целенаправленной деятельности всех участников стратегического планирования по обеспечению национальных интересов в рамках проведения согласованной культурной, национальной, образовательной, научно-технической и социально-экономической политики.

Учитывая государствообразующую роль культуры, отнесение государственной политики в области культуры к основным направлениям внутренней и внешней политики России, разработка федерального закона «О культуре» ведется по поручению Президента Российской Федерации в рамках работы Администрации Президента. Принимая во внимание, что государственная политика в сфере культуры требует системной постановки целей и задач ее реализации, межотраслевой координации, согласованности действий всех участников стратегического планирования (федерального, регионального, муниципального уровней, государственного и негосударственного секторов), согласованности мер внутренней и внешней политики государства, эффективного и научно обоснованного мониторинга и контроля результатов, представляется целесообразным проведение обсуждения и доработки проекта федерального закона «О культуре» в Государственном Совете Российской Федерации, в том числе в рамках работы комиссии по направлению «Культура» (ст. 5, 6 Федерального закона «О Государственной Совете Российской Федерации», п.3 Указа Президента РФ от 21 декабря 2020 г. N 800 «Вопросы Государственного Совета Российской Федерации»), с учетом позиции Совета Безопасности Российской Федерации. Президент как инициатор разработки федерального закона «О культуре» может возложить на Государственный Совет эту задачу (ч.2 ст.5 Федерального закона «О Государственной Совете Российской Федерации»).


© Шашкин П.А., 2021.
Материал поступил в редакцию 20.02.2021.

Шашкин Павел Александрович,
кандидат философских наук,
советник генерального директора Международного
научно-исследовательского института проблем управления (Москва),
email: paulshashkin@list.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).