2021/1(43)
спецвыпуск

Содержание

Круглый стол 9 февр. 2021 г.
Тезисы докладов

Чуковская Е.Э.

Елизаров В.Г.

Шашкин П.А.

Рудаков А.Б.

Лафитский В.И.

Волобуев С.Г.

Сидоренко С.В.

Расторгуев В.Н.

 
DOI 10.34685/HI.2021.67.32.007
Волобуев С.Г.
О необходимости и основных аспектах разработки новой концепции проекта ФЗ «О культуре»
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Федеральный закон “О культуре” в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (9 февраля 2021 г., Москва).

Ключевые слова: культура, культурная политика, законотворчество, нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральный закон «О культуре», правовое регулирование в сфере культуры.



Вплоть до принятия Указа Президента № 808 от 24.12.2014 года «Об утверждении Основ государственной культурной политики» в нашей стране были полностью актуальны слова академика Д.С.Лихачева: «У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование… Между тем, культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [1].

Принятие Основ государственной культурной политики зафиксировало качественный переход в доктринальном понимании культуры и культурной политики на государственном уровне.

Основы государственной культурной политики исходят из понимания культуры как совокупности «формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)».

Согласно Основам, государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Таким образом, доктринальным пониманием культуры для государства сегодня выступает не узковедомственное, а именно широкое ее понимание.

Важнейшей задачей государственной культурной политики в современной России является выстраивание системы связей между культурой, понятой прежде всего как совокупность духовных ценностей, и различными сферами жизнедеятельности личности, общества и государства: «Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня».

Именно в данной связи по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, состоявшегося 21 декабря 2017 года, 4 февраля 2018 года было дано поручение Президента о разработке концепции и проекта федерального закона «О культуре».

В целях подготовки концепции и проекта федерального закона «О культуре» распоряжением Администрации Президента от 29 марта 2018 года № 217 была образована рабочая группа, в состав которой вошли деятели культуры и искусства, руководители ведущих учреждений культуры страны, представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, федеральных органов исполнительной власти. В марте 2019 года концепция законопроекта «О культуре» была предложена для общественного и экспертного обсуждения [2].

Предложенная концепция вызвала широкий критический отклик со стороны общественности, экспертного и профессионального сообщества. Дискуссия о концепции законопроекта «О культуре» обозначила проблему соответствия норм права и практик в сфере культуры - ценностям российской культуры и приоритетам государственной культурной политики, принятым на уровне стратегического планирования. Очевидно, что в дальнейшем, при совершенствовании законодательства в сфере культуры, результаты состоявшейся дискуссии должны учитываться всеми участниками законотворческого процесса.

Вместе с тем, следует отметить основные, системные, недостатки предложенной концепции:

- концепция не раскрывает проблематику и перспективы нормативно-правового регулирования деятельности в сфере культуры и государственной культурной политики в соответствии с подходом, принятым в Основах государственной культурной политики;

- принятое в концепции понимание места будущего федерального закона «О культуре» в системе российского законодательства сформулировано ложно – в качестве «ведомственного» закона о культуре, а не в качестве базового закона о культуре, государственной культурной политике, ее приоритетах и механизмах в контексте законодательства о стратегическом планировании в Российской Федерации;

- проблематики и решения, обозначенные в концепции, являются сугубо «ведомственными», не затрагивают сферы образования и просвещения, межнациональных отношений и т.д.;

- концепция не содержит политико-правовых механизмов формирования государственной культурной политики в качестве общенациональной политики.

Таким образом, рассмотренная концепция может быть использована в качестве дискуссионного материала при работе по совершенствованию законодательства о деятельности организаций в «культурной сфере», однако не может быть использована в качестве концептуальной основы для подготовки базового федерального закона «О культуре».

Представляется, что разработка новой концепции и нового текста закона о культуре должна исходить из следующих положений:

- будущий федеральный закон «О культуре» должен выступить правовой основой для формирования общенациональной культурной политики в Российской Федерации;

- в концепции и тексте проекта федерального закона «О культуре» должны быть зафиксированы ценности, принципы и приоритеты государственной культурной политики, принятые в Конституции Российской Федерации и Основах государственной культурной политики;

- в концепции и тексте проекта федерального закона «О культуре» в соответствии с законодательством о безопасности и стратегическом планировании в Российской Федерации должен быть зафиксирован политико-правовой механизм формирования государственной культурной политики, координации деятельности ее субъектов и т.д.;

- в концепции и тексте проекта федерального закона «О культуре» должны быть сформулированы правовые основы и механизмы реализации государственной культурной политики в соответствующих сферах, обозначенных в Основах государственной культурной политики;

- концепция и текст проекта базового федерального закона «О культуре» не должны включать в себя узкие, сугубо отраслевые проблемы «культурной сферы», проблемы профессиональных сообществ в данной сфере: их следует вынести в область отдельной законотворческой работы.

Соответственно, перспектива работы над федеральным законом «О культуре» может быть связана с разработкой и принятием базового, рамочного федерального закона, фиксирующего основные принципы и формы государственной культурной политики, а также пакета отраслевых законов, регулирующих те или иные аспекты культурной деятельности.

Возможно, в ходе работы над концепцией и проектом данного федерального закона потребуется уточнить и его название. Например, итогом данной работы может стать ФЗ «О культуре и государственной культурной политике в Российской Федерации».


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. // Новый мир. – 1994. – № 8. – С. 3-8.

[2] Концепция проекта федерального закона «О культуре» // Министерство культуры Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://culture.gov.ru/press/current/kontseptsiya_proekta_federalnogo_zakona_o_kulture/ (дата обращения: 02.02.2021).


© Волобуев С.Г., 2021.
Материал поступил в редакцию 20.02.2021.

Волобуев Сергей Григорьевич,
эксперт Центра социально-консервативной политики (Москва),
email: volobuevSG@gmail.com

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).