Волобуев С.Г.
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Федеральный закон “О культуре” в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (9 февраля 2021 г., Москва).
Ключевые слова: культура, культурная политика, законотворчество, нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральный закон «О культуре», правовое регулирование в сфере культуры.
Вплоть до принятия Указа Президента № 808 от 24.12.2014 года «Об утверждении Основ государственной культурной политики» в нашей стране были полностью актуальны слова академика Д.С.Лихачева: «У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование… Между тем, культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [1].
Принятие Основ государственной культурной политики зафиксировало качественный переход в доктринальном понимании культуры и культурной политики на государственном уровне.
Основы государственной культурной политики исходят из понимания культуры как совокупности «формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)».
Согласно Основам, государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.
Таким образом, доктринальным пониманием культуры для государства сегодня выступает не узковедомственное, а именно широкое ее понимание.
Важнейшей задачей государственной культурной политики в современной России является выстраивание системы связей между культурой, понятой прежде всего как совокупность духовных ценностей, и различными сферами жизнедеятельности личности, общества и государства: «Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня».
Именно в данной связи по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, состоявшегося 21 декабря 2017 года, 4 февраля 2018 года было дано поручение Президента о разработке концепции и проекта федерального закона «О культуре».
В целях подготовки концепции и проекта федерального закона «О культуре» распоряжением Администрации Президента от 29 марта 2018 года № 217 была образована рабочая группа, в состав которой вошли деятели культуры и искусства, руководители ведущих учреждений культуры страны, представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, федеральных органов исполнительной власти. В марте 2019 года концепция законопроекта «О культуре» была предложена для общественного и экспертного обсуждения [2].
Предложенная концепция вызвала широкий критический отклик со стороны общественности, экспертного и профессионального сообщества. Дискуссия о концепции законопроекта «О культуре» обозначила проблему соответствия норм права и практик в сфере культуры - ценностям российской культуры и приоритетам государственной культурной политики, принятым на уровне стратегического планирования. Очевидно, что в дальнейшем, при совершенствовании законодательства в сфере культуры, результаты состоявшейся дискуссии должны учитываться всеми участниками законотворческого процесса.
Вместе с тем, следует отметить основные, системные, недостатки предложенной концепции:
- концепция не раскрывает проблематику и перспективы нормативно-правового регулирования деятельности в сфере культуры и государственной культурной политики в соответствии с подходом, принятым в Основах государственной культурной политики;
- принятое в концепции понимание места будущего федерального закона «О культуре» в системе российского законодательства сформулировано ложно – в качестве «ведомственного» закона о культуре, а не в качестве базового закона о культуре, государственной культурной политике, ее приоритетах и механизмах в контексте законодательства о стратегическом планировании в Российской Федерации;
- проблематики и решения, обозначенные в концепции, являются сугубо «ведомственными», не затрагивают сферы образования и просвещения, межнациональных отношений и т.д.;
- концепция не содержит политико-правовых механизмов формирования государственной культурной политики в качестве общенациональной политики.
Таким образом, рассмотренная концепция может быть использована в качестве дискуссионного материала при работе по совершенствованию законодательства о деятельности организаций в «культурной сфере», однако не может быть использована в качестве концептуальной основы для подготовки базового федерального закона «О культуре».
Представляется, что разработка новой концепции и нового текста закона о культуре должна исходить из следующих положений:
- будущий федеральный закон «О культуре» должен выступить правовой основой для формирования общенациональной культурной политики в Российской Федерации;
- в концепции и тексте проекта федерального закона «О культуре» должны быть зафиксированы ценности, принципы и приоритеты государственной культурной политики, принятые в Конституции Российской Федерации и Основах государственной культурной политики;
- в концепции и тексте проекта федерального закона «О культуре» в соответствии с законодательством о безопасности и стратегическом планировании в Российской Федерации должен быть зафиксирован политико-правовой механизм формирования государственной культурной политики, координации деятельности ее субъектов и т.д.;
- в концепции и тексте проекта федерального закона «О культуре» должны быть сформулированы правовые основы и механизмы реализации государственной культурной политики в соответствующих сферах, обозначенных в Основах государственной культурной политики;
- концепция и текст проекта базового федерального закона «О культуре» не должны включать в себя узкие, сугубо отраслевые проблемы «культурной сферы», проблемы профессиональных сообществ в данной сфере: их следует вынести в область отдельной законотворческой работы.
Соответственно, перспектива работы над федеральным законом «О культуре» может быть связана с разработкой и принятием базового, рамочного федерального закона, фиксирующего основные принципы и формы государственной культурной политики, а также пакета отраслевых законов, регулирующих те или иные аспекты культурной деятельности.
Возможно, в ходе работы над концепцией и проектом данного федерального закона потребуется уточнить и его название. Например, итогом данной работы может стать ФЗ «О культуре и государственной культурной политике в Российской Федерации».
ПРИМЕЧАНИЯ
[1]
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. // Новый мир. – 1994. – № 8. – С. 3-8.
[2] Концепция проекта федерального закона «О культуре» // Министерство культуры Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://culture.gov.ru/press/current/kontseptsiya_proekta_federalnogo_zakona_o_kulture/ (дата обращения: 02.02.2021).
© Волобуев С.Г., 2021.
Материал поступил в редакцию 20.02.2021.
Волобуев Сергей Григорьевич,
эксперт Центра социально-консервативной политики (Москва),
email: volobuevSG@gmail.com