2022/1(47)

Содержание

Культурная политика

Филин П.А.

Историческая культурология

Кокшенева К.А.

Прикладная культурология

Плещенко В.И.

Музееведение

Варэс Л.Н.

Иванов М.А.

Нельзина О.Ю.

Беккер А.О, Дубровин М.Ф.

 
DOI 10.34685/HI.2022.82.18.004
Варэс Л.Н.
Реликвии старого храма
Аннотация. В статье рассматриваются предметы из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, поступившие из Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора, разрушенного в 1929 году.

Ключевые слова: храм, история, реликвия, церковное художественное наследие, комплектование музейных коллекций.


Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (НГИАМЗ) – старейший музей Нижегородской области. Более ста лет собирались его богатые коллекции. Поражает разнообразие предметов археологии и нумизматики, народного и декоративно-прикладного искусства, письменных и естественно-исторических памятников, среди них – выдающиеся образцы русской и западноевропейской культуры из частных собраний коллекционеров, любителей старины. Значительная часть музейных предметов является церковным художественным наследием прошлого. Иконы, книги, богослужебная утварь, предметы церковного облачения поступили в музей из нижегородских храмов в 1920-е годы. Это время ознаменовалось антирелигиозной пропагандой, процессом разрушения основ веры у народа, сопровождавшимся закрытием церквей и изъятием церковных ценностей. Такова была политика нового молодого государства.

Печальная участь постигла и старый Спасо-Преображенский кафедральный собор Нижнего Новгорода. Закрытый для богослужения в 1918 г., он был передан в ведение Нижгубмузея, в 1924 – в пользование Губернского Архивного бюро, а в 1929 г. в связи со строительством Дома Советов собор взорвали. Церковные предметы музейного значения оказались на хранении в Губмузее, а книги соборной библиотеки пополнили фонд Губернской центральной библиотеки. Серебряные предметы, составлявшие художественную и историческую ценность, изымались в Госфонд.

Такова была судьба древнего храма, ровесника самого города. Основанный в 1225 г. Великим князем Владимирским Георгием Всеволодовичем и освященный в 1227 г., он четырежды перестраивался (1350, 1380-е, 1632, 1830), меняя свой облик сообразно вкусам времени и устроителей. К началу ХIХ столетия в сводах появились трещины. Повреждения были настолько серьезными, что для определения дальнейшей судьбы собора были привлечены в разное время многие архитекторы и инженеры: И. Межецкий, И. Ефимов, А. Леер, А. Бетанкур, В. Гесте, Р. Баус. В 1827 г. из Петербурга были присланы специально архитекторы Висконти и Васильев, которые подтвердили невозможность ремонта старого здания и предложили выстроить новый собор «в виде, в каковом оный ныне есть» [1]. План и фасад его были разработаны профессором архитектуры Авраамом Ивановичем Мельниковым, известным своим участием в возведении на территории Нижегородского Кремля обелиска в честь К. Минина и Д. Пожарского. По его проекту под надзором губернского архитектора Ивана Ефимова и была осуществлена постройка четвертого по счету Спасо-Преображенского собора.

Вновь возведенный из кирпича и белого камня внушительных размеров храм был окрашен желтой краской, а крыша из листового железа – зеленой. На главках пяти куполов возвышались кресты, вызолоченные «червонным золотом через огонь». 17 сентября 1834 г. храм был освящен епископом Нижегородским и Арзамасским Амвросием.

Прахи почивших князей, княгинь, нижегородских архипастырей из прежних захоронений были перенесены на новое место, в нижний «усыпальнический храм». Здесь же было и захоронение патриота Кузьмы Минина, обозначенное надгробной плитой из цельного куска темно-серого мрамора. До недавнего времени она находилась на хранении в НГИАМЗ. 4 ноября 2012 г., в год 400-летия подвига нижегородского ополчения 1612г., надгробие было перенесено на предполагаемое место захоронения К. Минина. В настоящее время ее можно видеть в Нижегородском Кремле, возле часовни Спаса Преображения.

В память великого нижегородца в соборе, у северной стены, в 1870-х гг. на средства ярмарочного купечества была сооружена часовня-сень, выполненная в древнерусском стиле по проекту, разработанному академиком Л.В. Далем и получившему одобрение императора. Часовня-сень имела восьмигранную крышу, увенчанную бронзовой золоченной главой с прорезным крестом. Ее отличали изящество отделки и красота орнаментов.

Внутри памятного комплекса, размещался список с ратного знамени нижегородского ополчения 1612 г., над которым был укреплен стилизованный круглый бронзовый щит. Эта деталь мемориала сохранилась и сейчас является предметом музейной коллекции НГИАМЗ. Центральную часть декоративного щита украшает двуглавый орел под короной, на груди которого укреплен круглый эмалевый медальон с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона. Накладные детали цветной эмали обрамляют центральную композицию, образуя широкий орнаментальный пояс по краю. Очевидно, что этот предмет являет собой символ защиты Российской государственности и специально изготовлен для часовни, сооруженной над надгробием К. Минина. Заказ был выполнен на петербургской фабрике золотых и серебряных изделий А.Н. Соколова, о чем свидетельствует клеймо производителя – «А•Соколовъ», размещенном на золоченой поверхности, под перьями хвоста орла.

Серебряных дел мастер, Александр Николаевич Соколов относился к привилегированной части сообщества российских ювелиров, имевшей высокий статус. Свою литейную мастерскую он основал в 1858 г., которая вскоре становится успешным экспонентом многих мануфактурных выставок. Об одной из них свидетельствуют оттиски аверса и реверса медали выставки 1865 г, размещенные на рассматриваемом щите справа от именного клейма. В 1867 г. фирма А.Н.Соколова фигурировала среди участников всемирной выставки в Париже. С 1873 г. он становится ювелиром-поставщиком Высочайшего двора и получает право изображать на своих изделиях Государственный герб Российской империи. Такая помета сделана и на музейном предмете, слева от именника. Следовательно, создан щит не ранее 1873 г. Вероятным временем изготовления можно назвать 1873-78гг., т.к. 7 декабря 1873 г. проект часовни – «памятника гражданину Минину» был одобрен императором, 24 августа 1874 г. прошло освящение возводимого сооружения, а торжество открытия планировалось на 27 июня 1878 г. [2]

Стилизованный декоративный щит – не единственный сохранившийся элемент разрушенного храма и его мемориального комплекса, который включал еще знамена нижегородского ополчения 1812г., тоже ставшие после разрушения храма музейными предметами. Икона Св. Николая Чудотворца, батальонный образ Нижегородского батальона стрелков, принадлежавший одному из полков нижегородского ополчения 1812-1814 гг. и пожертвованный им в Спасо-Преображенский собор тоже был передан в музей.

Старый храм города был знаменит не только историческими реликвиями, но и богатством своей ризницы. Во многом тому способствовала деятельность исследователя древних церковных памятников и рукописей архимандрита Макария. Примечательно, что свою изыскательскую работу он начал именно с обследования ризницы кафедрального собора. Результатом многолетних трудов является изданная в 1857 г. книга «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния». Последнее довольно подробное «Описание Нижегородского Спасо-Преображенского собора и его достопримечательностей» составил в 1906 г. настоятель собора кандидат богословия Алексей Порфирьев [3]. Судьба автора оказалась такой же трагичной, как и судьба храма, в котором он служил. Назначенный в 1915 г. исполняющим обязанности кафедрального протоиерея Алексей Александрович Порфирьев 17 октября 1918 г. был арестован и расстрелян.

Во исполнение декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей массовый поток их направлялся в столицу. Примечательно, что спустя 4 года часть предметов была препровождена снова в Нижний Новгород. Из Оружейной палаты они были переданы в Губмузей. Основанием для передачи было распоряжение № 8725 Музейного отдела Главнауки от 17 июля 1926 г., которое предписывало передать в Нижегородский музей «предметы, ранее поступившие в Гохран при изъятии церковных ценностей, признанные имеющими музейное значение, переданные в Оружейную Палату и оказавшиеся при разборке происходящими из Нижегородской губернии». К сожалению, большинство из них хранилось здесь недолго. Спустя несколько лет, в 1930 и в 1934 гг. многие предметы церковного обихода в очередной раз направляют в Госфонд, но на этот раз исключаются из инвентарей музея теперь уже навсегда…

Так или иначе, часть великолепных образцов художественных церковных ценностей, о которых упоминал в своем перечне настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора А. Порфирьев, все-таки оказались на хранении в Нижегородском городском музее. В конце акта приема предметов из Оружейной палаты от 20 июля 1926 г. отмечены 11 предметов, не поместившихся в ящики. Среди них – Евангелие из кафедрального собора Нижнего Новгорода, о котором директором Оружейной Палаты Д. Ивановым сделана рукописная пометка: «В евангелии, полученном из Гохрана 26 мая 1926 года вес, вместе с книгою, двадцать четыре фунта 55 золотников». Вес серебряного оклада – около 7,5 кг.

Таким образом, участником этих исторических событий и путешествия в Москву, а оттуда назад в Нижний Новгород можно назвать уникальный предмет – большое напрестольное Евангелие 1689 г.

Оно относится к числу книг, которые издавались Московским Печатным двором для особо торжественных случаев и подношений высокопоставленным лицам. Эти книги создавались как памятники искусства. Книга форматом в лист, в роскошном серебряном с позолотой окладе, отделанном жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Текст ее на каждой странице заключен в великолепную гравированную рамку. Многочисленные печатные гравюры, заставки и крупные инициалы тонко раскрашены от руки разными красками. Судя по записи, сделанной в ХVII в., книга принадлежала митрополиту Нижегородскому и Алатырскому Павлу, по его заказу украшена, а затем положена им в нижегородский Спасо-Преображенский кафедральный собор. Тираж издания был небольшой (150 экземпляров), и таких книг сохранилось немного: исследователи обнаружили варианты этого издания только в трех из шести крупных библиотек Москвы и Санкт-Петербурга [4]. Одним из вариантов является и хранящееся в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике Евангелие 1689 г.

Интересным представляется описание этой реликвии Спасо-Преображенского кафедрального собора, которое стоит одним из первых в перечне достопримечательностей храма, составленном настоятелем собора Алексеем Порфирьевым:

«Большое Евангелие в лист на Александрийской бумаге, напечатанное в Москве в 1689 году в окладе, очень ценном и современном ему самому. Верхняя доска его обложена вызолоченным серебром с чеканными цветами. На ней в середине вычеканено Сошествие Господа во ад. На Спасителе венец украшен 6-ю изумрудами и жемчугом; над венцом корона, в коей вставлен яхонт и около него 12 алмазных искр, кроме того в поясе короны вставлено 12 алмазов, называемых розами. По углам доски 4 чеканные изображения Евангелистов, обведенные изумрудами и жемчужными (бурмицкими) зернами. Вверху между изображениями Евангелистов над средником наложено финифтяное очень художественное изображение Св. Духа в сиянии, и вся верхняя доска Евангелия богато украшена жемчугом и разными камнями. Корешек и исподняя доска Евангелия тоже серебряные вызолоченные; на корешке чеканное изображение Благовещения Пресвятой Деве, а на исподней доске 8 ликов херувимских. Кроме того, на нижнюю доску наложены серебряные вызолоченные средник и наугольники и между ними по краям средника и наугольников прорезная чеканная вызолоченная кайма. Застежки литые серебряные вызолоченные с изображениями Св. Апостолов Петра и Павла.

Поставлялось на престоле в большие праздники, а от Пасхи до Пятидесятница всегда стоит на главном престоле (т.к. очень тяжелое)» [5].

Историческая реликвия в настоящее время занимает центральное место в одном из залов «Особой кладовой» НГИАМЗ. Книга размещена в индивидуальной, специально изготовленной для нее витрине. Выдвинув подставку с электронной рамкой, посетитель может «перелистать» и ознакомиться с виртуальным вариантом этого роскошного издания.

Упомянутые выше предметы составляют лишь малую толику обширного собрания сокровищницы Спасо-Преображенского кафедрального собора. Среди достопримечательностей ризницы особое место занимали мемориальные ценности, в частности, архиерейский посох первого нижегородского митрополита Филарета, устроенный для него именитыми боярами Строгановыми, которые делали богатые вклады в кафедральный собор. А. Порфирьев упоминает в составленном им описании несколько пелен строения Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых [6]. Как известно, золотошвейная мастерская Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова, произведения которой отличает высокое качество и сложность работы, приобрела особую известность в ХVII веке. Эти уникальные вещи с искусной вышивкой не утратили своей популярности и в наше время. Они экспонируются на выставках НГИАМЗ, в других музея нашей страны и за рубежом. Та небольшая часть сохраненных музеем памятников отечественной истории, некогда хранимых в ризнице храма, их историческая значимость и художественные особенности освещаются на страницах музейных публикаций, удостаивается особого внимания в изданиях Нижегородской епархии.

Иную судьбу имели менее ценные церковные предметы. В середине 1920-х гг. в музейной практике разрешался обмен «предметов религиозного культа не музейного значения» на «музейный материал». Такие решения принимались с целью пополнения фонда историко-бытового отдела музея. 25 августа 1925 г. иконы из Спасо-Преображенского собора: «икона Серафима Саровского в медном окладе с эмалью и икона Великомученицы Екатерины в такой же ризе были обменены на предметы народного быта у общины верующих села Ковакса Черновской волости Арзамасского уезда (представитель общины Беляков Василий Федорович)» [7]. Но вместе с тем Совет Нижегородского государственного музея, утвердивший такой обмен, советовал «в дальнейшем от обмена на иконы воздержаться» [8].

В процессе приема и передачи вещей со стороны музея вместе с зав. губмузеем А.И. Иконниковым принимал участие Д.В. Прокопьев. Дмитрий Васильевич Прокопьев закончил историко-филологический факультет Саратовского государственного университета. Свое обучение он совмещал с работой в художественном музее города, выполняя обязанности музейного хранителя. По переезде в Нижний Новгород он поступил на работу в Нижегородский музей сотрудником историко-бытового отдела. Как опытного, знающего специалиста его привлекали к работе по проведению экспертиз и оценке имущества из национализированных помещичьих усадеб, церковных предметов из храмов и монастырей. Но основным предметом научных интересов Прокопьева были нижегородские традиционные промыслы и ремесла. Дмитрий Васильевич не просто очевидец, а участник событий, развернувшихся в 1920-х гг.

Как исследователь, творчески подходивший к своей работе, он не мог пройти мимо приметного значимого старинного предмета, созданного местными умельцами. Вероятно, не случайно в коллекции музея оказался великолепный образец лысковского замочного промысла, более пятидесяти лет служивший первым рубежом охраны Нижегородского кафедрального собора и его ценностей. Огромный чудо-замок был под стать массивным дверям и обращал на себя внимание не только своим объемом (32,6 х 15,5 х 10,5 см), но и «красивой паяной надписью в ажур», которая сообщала время и место его изготовления, а кроме того, еще имя мастера-изготовителя .

Искусный замочник старательно вывел на фигурных выпуклых металлических боках строки: «СЕЛА ЛЫСКОВ. ЗАХАРЪ КИБИТЕВ. 1863 ГОДА». Д.В. Прокопьев в своей работе «Художественные промыслы Горьковской области» называет дивное произведение «выдающимся по качеству отделки» [9]. Это был один из тех знаменитых «балагуровских» замков, славившиеся своей надежностью. Назывались они так по имени лысковского мастера Якова Балагурова, который первым начал делать замки с секретом. Благодаря особому устройству такой замок взломать было практически невозможно, а уж ключ к нему подобрать и вовсе нельзя. Чтобы открыть хитрое приспособление и снять дужку, надо было знать, на сколько оборотов повернуть один единственный подходивший только к этому замку ключ. Не исключена возможность изготовления замка-великана как выполнения специального заказа для Спасо-Преображенского собора, являвшегося хранилищем исторических ценностей.

Удивительное изделие лысковского умельца оказалось среди музейных предметов в 1926 году. Но в учетных документах, к сожалению, не был указан источник его поступления. В то время храм находился в ведении Нижгубмузея. Именно в тот период Дмитрий Васильевич Прокопьев, будучи сотрудником историко-бытового отдела музея, активно занимался сбором предметов, представляющих историческую ретроспективу нижегородских промыслов. Полагают, что его стараниями старинный замок с секретом и попал в музей. За пять лет (1924-1929) своей службы в губмузее, не смотря на сложности того времени, он много сделал для комплектования и изучения музейных коллекций. Благодаря предпринятым экспедициям были приобретены для музея замечательные предметы народного быта, сформирована поистине уникальная коллекция фотоматериалов – неисчерпаемый источник для многих поколений исследователей.

Прокопьева по праву можно назвать первым нижегородским искусствоведом-исследователем традиционного народного искусства. Свидетельством тому служит подготовленная многолетним трудом и вышедшая в 1939 г. книга «Художественные промыслы Горьковской области» тиражом в 3 тыс. экземпляров. В этом исследовании даны не только исторический обзор и анализ состояния промыслов в 1930-е гг., но и возможные тенденции, перспективы их последующего развития. Поэтому издание стало практически настольной книгой не одного поколения музейных работников.

В качестве примеров, в своем повествовании Дмитрий Васильевич неоднократно останавливался на описании некоторых предметов из собраний разных музеев, в том числе и Горьковского краеведческого музея (в настоящее время НГИАМЗ). Именно из его книги мы узнали, откуда в коллекцию музея поступил массивный навесной замок лысковского мастера Кибитева. Этот предмет, связанный с историей Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора, достоин не меньшего внимания исследователей, а в наши дни тоже с полным правом может считаться памятной исторической реликвией, реликвией-символом в прошлом веке навсегда закрытого и разрушенного храма.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Филатов Н. Ф. Нижегородское зодчество ХVII-начала ХХ века. 1980 / Townevolution.ru : [сайт] – URL: http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000046/index.shtml (дата обращения 28.12.2021).

[2] Галай Ю. Минин в памяти нижегородцев. – Ниж. Новгород: Книги, 2012. – С. 49.

[3] ЦАНО. Ф.569. Оп.1779а. Д.10.

[4] Шайдакова М.Я. Описание коллекции книг кириллической печати ХVI-ХХ вв. Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника. – Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. – С. 16.

[5] ЦАНО. Ф.569. Оп.1779а. Д.10. Л.20.

[6] Там же. Л. 26-27.

[7] ЦАНО. Ф.1684.Оп.1. Д.72. Л.86.

[8] ЦАНО. Ф. 1684. Оп.1. Д.55. Л.142.

[9] Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. – Горький: Облгиз, 1939. – С. 206.


Варэс Людмила Николаевна,
Советник генерального директора
Нижегородского государственного историко-архитектурного
музея-заповедника (Нижний Новгород)
Email: varas@ngiamz.ru
© Варэс Л.Н., 2022.
© Варэс Л.Н., фото, 2022.
Статья поступила в редакцию 10.01.2022.

Открыть PDF-файл
URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/575.html&j_id=51

 Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).