2023/1(51)

Содержание

Культурная политика

Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.

Теоретическая культурология

Маркарьянц И.Ю.

Историческая культурология

Кокшенёва К.А.

Усанова Н.С.

Казанская К.К.

Прикладная культурология

Попов М.А.

Безрукова В.В.

 
DOI 10.34685/HI.2023.58.95.002
Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.
Система учреждений культуры
как инструмент государственной культурной политики России
Аннотация. В статье приводится обзор направлений деятельности российских учреждений культуры. Представлен статистический материал по обеспеченности учреждениями культуры по их видам, а также обеспеченность учреждениями культуры по Федеральным округам Российской Федерации.

Ключевые слова: культура, учреждения культуры, статистика, инфраструктура, государственная культурная политика, Российская Федерация.



Сегодня в учреждениях сферы культуры, у работников культуры, научного сообщества России назрела необходимость расширить направления по развитию учреждений культуры. И благодаря Национальному проекту «Культура» качественные и количественные показатели в сфере культуры в России успешно выполняются [1].

Стоит отметить, что национальный проект «Культура» [2] разрабатывался в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и также был скорректирован в соответствии с указом от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Реализация данного национального проекта началась 1 января 2019 года. В структуру нацпроекта входят три федеральных проекта: «Культурная среда» [3], «Творческие люди» [4] и «Цифровая культура» [5].

Важным документом для развития культуры в нашей стране являются «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 [6]. В «Основах» культура рассматривается как важнейший фактор роста качества жизни и залог динамичного социально-экономического развития, гарант сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Социально-экономические и политические преобразования в последние годы значительно изменили структуру и содержание в том числе и нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность учреждений культуры.

В этой связи поставленные перед сферой культуры задачи требуют трансформации системы управления культурными процессами.

Учреждения культуры – это организации, которые создаются с целью осуществления управленческих, социально-культурных и других функций, а субъектом и объектом ее деятельности являются как личность человека, так и социум.

Бюджетные и автономные учреждения культуры должны указывать в своем Уставе основные и иные виды деятельности:

1. для бюджетных организаций эта обязанность предусмотрена частями 3, 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [7];

2. для автономных организаций – частями 1, 7 статьи 4 и подпунктом 5 части 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [8].

Сегодня основными и важными направлениями работы российских учреждений культуры являются: выявление, охрана, изучение, использование и восстановление объектов культурного наследия; научно-исследовательская деятельность в сфере культуры; художественная литература, кино, театр, музыкальное искусство, фотоискусство, архитектура и дизайн и др.; народные промыслы и ремесла; обряды и обычаи; языки, диалекты и говоры; исторические топонимы; художественная самодеятельность; коллекционирование и музейное дело; издание книг, библиотечное дело, архивное дело; радио, телевидение и другие аудиовизуальные средства в части создания и популяризации культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой сфере; международные культурные обмены; изготовление материалов, оборудования и иных средств, использующихся для создания, сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.

Как известно, учреждения культуры классифицируются по следующим признакам: на основе социальных функций: культурные учреждения (клубы, музеи, вернисажи, библиотеки, парки); учреждения искусства (театры, филармонии, творческие коллективы); образовательные учреждения (ВУЗы и ССУЗы, детские школы искусств, учреждения системы повышения квалификации); государственные (федеральные и региональные) организации; муниципальные организации; частные организации.

Также ориентируясь на организационно-правовые формы можно выделить учреждения; общественные организации; фонды; некоммерческие партнерства; ассоциации; автономные некоммерческие организации, союзы.

Разделяются учреждения культуры на клубные (дома и дворцы различного уровня); театрально-зрелищные (театры, кинотеатры, цирки, концертные залы и др.); музейные (мемориальные, краеведческие, отраслевые, военно-патриотические музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-гостиницы и др.); библиотечные (районные, городские, государственные, школьные, вузовские, детские, юношеские библиотеки и др.); парки культуры и отдыха (центральные, городские, скверы, сады и др.).

В настоящее время, классифицируя учреждения культуры по форме собственности, можно выделить следующие: государственные – учредителями выступают федеральные и региональные органы власти; муниципальные – учредителями выступают местные органы власти и частные – учредителями выступают граждане РФ или юридические лица.

В России преобладающее число учреждений культуры являются государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования. Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие предприятия, объединения и организации, в том числе и коммерческие. В настоящее время появляется все большее количество таких учреждений культуры, собственниками которых являются юридические лица и граждане России.

В последние годы с нарастающим итогом учреждения культуры создают и реализуют огромное количество разнообразных продуктов для развития сферы культуры, в том числе: производящие материальные продукты; оказывающие материальные услуги; предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат; предоставляющие преимущественно нематериальные услуги и осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.

Важно заметить, что благодаря Национальному проекту «Культура» масштабы культурного обеспечения в России будут увеличены. Нацпроект дает возможности для того, чтобы в каждом населённом пункте открывались и модернизировались уникальные учреждения культуры – модельные библиотеки, школы искусств, клубы и т.д.

Авторами статьи был проведен статистический анализ обеспеченности учреждениями культуры по их видам. Данные представлены за 2021 г. В тот год в целом по Российской Федерации насчитывалось 92,9 тысяч учреждений культуры, из которых более 98% относятся к региональному и муниципальному ведению. Данные в разрезе видов учреждений культуры представлены в Таблице 1.


Также авторами был проведен статистический анализ обеспеченности учреждениями культуры по федеральным округам. Данные представлены в Таблице 2.


Исходя из полученных данных, можно констатировать, что на сегодня большинство учреждений культуры отнесены к статусу регионального и муниципального.

Ориентация на децентрализацию в управлении сферой культуры по-новому ставит решение задач ее развития на региональном и местном уровнях. Статистика свидетельствует, что наибольший удельный вес в бюджетных расходах на сферу культуры приходится на консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Это свидетельствует о том, что регионы и органы местного самоуправления предоставляют основные культурные блага населению, в наибольшей степени приближены к нему и несут ответственность за полноту, качество и эффективность предоставляемых услуг.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 17 марта 2021 г. «О ходе реализации национального проекта “Культура”: региональный аспект // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : [официальный сайт]. – Url: http://council.gov.ru/activity/documents/124787/ (дата обращения: 19.01.2023).

[2] Паспорт национального проекта Национальный проект «Культура» // Министерство культуры Российской Федерации : [официальный сайт]. – Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/%D0%9D%D0%9F_%D0%9A%D1%
83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_202211.pdf (дата обращения: 19.01.2023).

[3] Паспорт федерального проекта Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») // Там же. – Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2023/%D0%A4%D0%9F%20%D0%9A%
D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%
D1%8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0.pdf (дата обращения: 19.01.2023).

[4] Паспорт федерального проекта Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди») // Там же. – Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/%D0%A4%D0%9F_%D0%
A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%
D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8_202211.pdf)
(дата обращения: 19.01.2023).

[5] Паспорт федерального проекта Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура») // Там же. – Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/%D0%A4%D0%9F_%D0%A2%
D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%
B8%D0%B5%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8_202211.pdf (дата обращения: 19.01.2023).

[6] Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Kremlin.ru :
[сайт]. – Url: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 19.01.2023).

[7] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) // Там же. – Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 19.01.2023).

[8] Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : [сайт]. – Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/ (дата обращения: 19.01.2023)


Путрик Юрий Степанович
доктор исторических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: putrik@list.ru

Соловьев Андрей Петрович
кандидат педагогических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: andrey476_85@mail.ru

© Путрик Ю.С., Соловьев А.П., 2023.
Статья поступила в редакцию 12.02.2023.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/607.html&j_id=55
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).