2023/1(51)

Содержание

Культурная политика

Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.

Теоретическая культурология

Маркарьянц И.Ю.

Историческая культурология

Кокшенёва К.А.

Усанова Н.С.

Казанская К.К.

Прикладная культурология

Попов М.А.

Безрукова В.В.

 
DOI 10.34685/HI.2023.84.85.004
Маркарьянц И.Ю.
Музыкальный фольклор как носитель русского культурного кода
Аннотация. Изучение фольклора способствует сохранению национальной культуры. В настоящее время изучение основ народной культуры и ее глубокого духовного содержания остается одной из актуальных тем в распространении и сохранении народных традиций. Рассматривается процесс приобщения детей к фольклору в образовательных учреждениях и адаптации народных праздников и народных культурных традиций к современной культуре.

Доклад на 7-й научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Науки о культуре и искусстве: перспективные исследования» (Москва, 23-24 января 2023 г.).

Ключевые слова: культурный код, культура, ценности культуры, музыкальный фольклор, фольклорные традиции, учебно-воспитательный процесс.



В последние годы в связи с затянувшимся периодом переоценки ценностей в результате различных кризисов (экономических, политических, социальных) исследователи разных дисциплин выражают обеспокоенность образовавшимся духовным вакуумом в нашем обществе. Размывание ценностей, разрушение старых и отсутствие новых нравственных законов приводит к различным формам деструктивного поведения, росту депрессии и снижению социальной активности среди молодежи. Доступность широкого спектра информации в интернете, в основном низкого качества, и недостаточность пропаганды национального искусства влияет на общий уровень эстетического воспитания молодого поколения, ведет к бездуховности и отбивает у молодых стремление к творческому самовыражению. Такая ситуация представляет большую опасность для будущего России.

В связи с этим тема культурных кодов широко обсуждается в научных кругах, и изучение их остается главным в понимании сущности как отдельного человека, так и нации в целом. Культурный код – это образы, символы, доставшиеся народу от предков, которые зашифрованы в культуре. Национальный культурный код сохраняется путем его трансляции в родном языке и различных видах искусства, таких, как художественная литература, живопись, музыка, театр.

Русская культура во все исторические эпохи всегда определяла национальное своеобразие России и русского народа. Значительный вклад в развитие русской культуры внесли такие корифеи, как А.С. Пушкин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский; историки: Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, а так же собиратели фольклора, ученые-фольклористы, такие как П.В. Киреевский. Аполлон Григорьев справедливо сказал: «Пушкин – это наше все!». И большинство современных респондентов (80%) великим писателем назвали именно А. Пушкина. Преобразующая и возвышающая сила его поэзии определяет наш культурный код. А.С. Пушкин был гением в создании национальных идеалов и первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество. В письме к П. Вяземскому он писал: «Пока я один-одинешенек... слушаю старые песни и сказки».

А что же в музыке? М.И. Глинка вошел в историю как «Пушкин русской музыки». «Во многих отношениях, – писал В.В. Стасов, – Глинка так же важен для русской музыки, как Пушкин для русской поэзии. Оба они обладали огромным талантом и истинно национальным характером. Они черпали огромную силу непосредственно из родной стихии своего народа и создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». М. Глинка как-то сказал: «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем».

П.И. Чайковский заметил о «Камаринской» М. Глинки: «Вся русская симфоническая школа, как дуб в жёлуде, заключена в этой музыкальной фантазии».

Огромный вклад в развитие и изучение музыкального фольклора внесли и другие русские композиторы: М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.К. Лядов. Они записывали, обрабатывали и изучали народные мелодии, составляли сборники песен и распространяли их среди любителей музыки и музыкантов.

Однако в современных условиях, в особенности с расширением возможностей межкультурной коммуникации, возникает вопрос, в чем ценность народной музыки в цифровую эпоху и насколько современным людям нужны аутентичные народные танцы и песни?

Древняя мудрость гласит: «Морально разложите молодежь, и вы победите нацию». Группа ученых из Института физики РАН в ходе своих исследований обнаружила, что ДНК человека обладает способностью считывать, запоминать и реагировать на звуковую информацию. Развлекательная музыка, такая как рок, хип-хоп, рэп, диско, техно и поп-музыка – это музыка, которую предпочитает молодежь. Говорят, что она поднимает настроение и бьет в такт пульсу современной эпохи. Однако во многих случаях интенсивность звуковых частот такой музыки превышает допустимую норму и оказывает резко отрицательное воздействие на психику и интеллект.

Приобщение молодого поколения к национальной музыкальной культуре своей страны воспитывает их музыкальные вкусы, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Хотя музыкальный фольклор в значительной степени исчез из повседневной жизни, но, с профессиональной точки зрения, он обрел второе дыхание в других формах, например, в профессиональном музыкальном образовании. Конечно, выпускники творческих факультетов не могут заменить настоящих мастеров народной культуры, но с их помощью возрождается музыкальный фольклор.

Сегодняшняя молодежь, будь то городская или сельская, не до конца осознает корни своих предков. С. Лихачёв утверждал: «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни, и очень важно, чтобы рост начинался непременно с корней». А, как известно, корни – это малая родина, ее история, культура, быт и традиции… Любовь к своей культуре, своему городу, своему родному языку начинается с любви к своей семье, своему дому и своей школе».

Опираясь на опыт своей работы с молодежью, я наблюдаю, к сожалению, что процессы, происходящие в современном социокультурном пространстве, не способствуют пониманию традиционной музыкальной культуры. Поэтому необходимо в процессе обучения, притом как можно раньше, когда у детей развиваются способности, умения и навыки, приобщать к ценностям народной музыки, прививать интерес к фольклору и желание участвовать в сохранении традиций. Очень важно показать ребенку, куда идти и к чему стремиться в своем творческом развитии. В. Сухомлинский отметил, что идеальными ориентирами для детей всегда являются взрослые – родители, учителя.

Все жанры музыкального фольклора представляют собой ценную основу для изучения культурного наследия прошлого. Советский музыковед Н. Брюсова, автор трудов по музыкальной педагогике, в своей статье «Как учить и учиться музыкальной грамоте» писала, что «работу надо начинать с народной песни – то есть с той музыки, которая особенно близка народу с детства». «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю!» – восторженно восклицал Н. Гоголь.

Каждая песня развивает трудолюбие, любовь к ближнему, дому, земле и родине; воспитывает доброту, благородство и мужество. Так, песни календарного цикла (Рождество, Масленица, Троица и т. д.) рассказывают нам не только о труде и образе жизни древних славян, но и об их мировоззрении, верованиях и мифах, связанных с поклонением Солнцу как источнику жизни. Песни о повседневных семейных ритуалах и церемониях (рождение, крещение, свадьба и похороны) сопровождают основные жизненные этапы, через которые должен пройти каждый человек. Они сопровождали каждое важное событие в жизни, от рождения до последнего вздоха. Очень точно подметил Н.В. Гоголь: «Под песни баб пеленается, женится, хоронится русский человек».

Формы воспитательной деятельности по развитию фольклорных традиций в основном коллективные: учебные занятия, праздники (вечера), творческие встречи (с народными исполнителями, фольклорными коллективами), тематические прогулки, концерты, комплексные занятия.

Успешное изучение культурного наследия требует не только теоретических знаний предмета и общей осведомленности о народных традициях. Здесь особенно важно не формальное участие ребенка в процессе изучения музыкального фольклора, а практическое применение.

Большой интерес к музыкальному народному творчеству наблюдается среди детских коллективов, которые выступают на фестивалях и конкурсах. Знание народных песен и танцев, умение носить национальные костюмы обогащают и развивают внутренний мир ребенка. Исполнительские коллективы есть в общеобразовательных и музыкальных школах, колледжах, домах культуры, центрах детского и юношеского творчества. Все эти коллективы знакомят зрителей с народной культурой. Кроме того, сейчас отмечается и другое: создание совместных фольклорных ансамблей, в которых родители выступают вместе с детьми.

В настоящее время исследуются различные формы, в которых народная культура и традиции могут существовать и развиваться в новых условиях. Народные песни и танцы под влиянием массовой культуры адаптировались к современности, приобрели новые смыслы. Все более выраженной становится тенденция обращения к обрядовым видам народного творчества, в которых главное – общение. Поэтому одной из форм ознакомления широкой публики с музыкальным народным творчеством являются массовые гуляния (которые можно проводить на открытом воздухе).

В интерактивном формате участники фольклорного ансамбля становятся инициаторами и координаторами действия, вовлекая зрителей в процесс исполнения, доставляя слушателю эстетическое удовольствие, как, например, это было этим летом, в августе на ВДНХ, где проходил фестиваль «Хороводы России».

Еще одним форматом можно назвать лекцию-концерт, в котором, помимо концертной программы, даются пояснения и комментарии. Такие мероприятия могут быть ориентированы на аудиторию как детей, так и взрослых.

Исходя из сегодняшних реалий, можно сделать вывод, что все формы имеют право на жизнь и должны служить пропагандистской, просветительской деятельности и патриотическому воспитанию населения. Фольклор привнес в музыкальную жизнь современных городов новые (а по сути, забытые) музыкальные и эстетические идеалы. Фольклорное движение оказалось увлекательным и помогло многим найти свое место в современной городской музыке, определить свои предпочтения и получить определенные духовно-эстетические импульсы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев А.А. Литературная критика / Аполлон Григорьев. – М.: Худож. л-ра, 1967.

2. Пушкин А.С. Избранное: Поэзия и проза. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 1999.

3. Соболевский С.А. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т.2. – М.: Худож. л-ра, 1974.

4. Асафьев Б.В. М.И. Глинка. – Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1978.

5. Чайковский П.И. Дневники (1873–1891). – М.; Пг.: Гос. Из-во Музык. Сектор, 1923.

6. Сохранение и возрождение фольклорных традиций : Сб. науч. трудов // АН СССР, НИИ культуры, респ. Центр рус. фольклора / ред. Банин А.А. – М.: НИИК, 1990.

7. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. – М.: Логос, 2006.

8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М.: Мол. гвардия, 1971.

9. Брюсова Н.Я. Как учить и учиться музыкальной грамоте : Программа заоч. обуч. – М.: Огиз, 1931.

10. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. [в 14 т.] : Т. 10: Письма, 1820-1835. – М.: Изд-во АН СССР, 1940.


Маркарьянц Ирина Юрьевна
преподаватель,
Московское хореографическое училище
при Театре танца «Гжель» (Москва)
Email: abcd.ira.mar@mail.ru

© Маркарьянц И.Ю., 2023
Статья поступила в редакцию 12.02.2023.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/608.html&j_id=55
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).