2023/2(52)

Содержание

Культурная политика

Цветкова Г.А.

Спивак Д.Л.

Историческая культурология

Кокшенёва К.А.

Прикладная культурология

Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.

Ипполитов С.С.

Плещенко В.

Музееведение

Поляков Т.П

Юбилей

Путрик Ю.С.

 
DOI 10.34685/HI.2023.23.82.008
Ипполитов С.С.
Кинематограф Республики Казахстан: кино как национальная идея
Аннотация. Кинематограф Республики Казахстан представляет собой недостаточно изученную сферу творческих индустрий этого среднеазиатского государства. Вопросам развития казахстанского кинематографа в контексте социальных и геополитических проблем региона до сих пор уделялось мало внимания. Вместе с тем, роль кинематографа в жизни современного общества вообще и Казахстана в частности по-прежнему очень велика. Вне пределов научного интереса исследователей остаются вопросы обеспечения защиты авторского права работников киноиндустрии Казахстана, а также значение кинорынка как социально-экономического сегмента национальной экономики. Государственная национальная политика, направленная на поддержку отечественного казахстанского кинематографа, приносит ощутимые плоды. За минувшее десятилетие в Казахстане было создано при государственной поддержке значительное количество фильмов различной жанровой направленности, завоевавших признание зрителя. Устойчивый рост национального кинематографа имеет синергетический эффект: за появлением на экранах новых фильмов с национальным колоритом следует увеличение количества производственных и кинопрокатных фирм, нацеленных на завоевание местного рынка и получение государственных субсидий. Поддержка государством казахстанского кинематографа как составного элемента национальных творческих индустрий обеспечивает рост смежных отраслей, оказывая заметное воздействие на всю отрасль.

Ключевые слова: Казахстан, кинематограф, государственная культурная политика, творческие индустрии, национальное культурное наследие.



Проблемы и закономерности развития национального кинематографа находятся в центре внимания казахстанских исследователей. Авторы научных публикаций изучают взаимодействие государства и киноиндустрии в контексте развития творческих индустрий [1], исследуют историю становления казахстанского кинематографа и его роль на современном этапе [2], роль и проблемы внедрения современных технологий в кинематографе [3], значение киномузыки для современного фильма [4] и т.п.

На положительную динамику казахстанской киноиндустрии заметное влияние оказала правительственная политика. В 2019 г. в РК вступил в силу Закон №212-VI от 03.01.2019 «О кинематографии». Законом введен в публичный и нормативный оборот понятийный и терминологический глоссарий, определяющий практически все творческие и технологические процессы киноиндустрии. Акценты этого терминологического ряда явно смещены в сторону социальной направленности. Так, закон акцентирует внимание на социально значимых фильмах, определяя их как «актуальные фильмы, в том числе исторические, направленные на повышение патриотического, духовно-нравственного, интеллектуального и культурного потенциала общества, воспитание подрастающего поколения» [5]. В развитие тезиса о духовно-нравственном воспитании, в законе особо выделены фильмы-события – фильмы к юбилейным и памятным датам, посвященные выдающимся личностям, общественно значимым и значимым событиям.

Статья 3 закона определяет принципы государственной политики Казахстана в сфере кинематографии, долженствующей строиться на основании следующих принципов: «1) создания условий для производства, использования, тиражирования, проката, показа и хранения национальных фильмов; 2) стимулирования и поддержки распространения и продвижения национальных фильмов, в том числе в зарубежных странах; 3) государственной поддержки развития творческой, производственной, технической, образовательной и научной базы кинематографии; 4) доступности произведений кинематографии для населения на территории Республики Казахстан; 5) создания условий для развития казахского языка в сфере кинематографии» [6].

Нетрудно заметить, что во главу угла государственной политики в сфере киноиндустрии положен приоритет национальных интересов в области культурного строительства. Немаловажным нюансом закона является, на наш взгляд, оговорка в статье 7 «Прокат и показ фильмов», регламентирующей порядок государственной регистрации и получения прокатного удостоверения. В этой статье особо оговорено, что «настоящее требование не распространяется на фильмы, произведенные кинематографическими организациями бывшего СССР» [7].

Не менее важной нормой, введенной «Законом о кинематографии РК», стало положение о бюджетной субсидии, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе иностранному юридическому лицу, предусматривающую компенсацию до 30% стоимости товаров, работ и услуг, связанных с производством фильма (части, эпизода фильма) в Республике Казахстан. Эта норма со сроком действия до конца 2025 г. представляет форму фискального стимулирования иностранных съемочных групп, приезжающих в страну (т.н. рибейт) [8].

Другим нормативным актом, принятым в развитие протекционистской политики государства в сфере национального кинематографа, стало Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2019 года № 113 «О создании Государственного центра поддержки национального кино» [9]. Центр учрежден в форме некоммерческого акционерного общества со стопроцентным участием государства в уставном капитале. В числе прочего, главными задачами созданной институции обозначено предоставление государственной финансовой поддержки для кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, и выплата субсидий в сфере кинематографии.

При Правительстве Республики Казахстан в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов создан консультативно-совещательный орган – Межведомственная комиссия по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов [10].

Критерии фильма, который может претендовать на статус «национального», изложены на сайте Государственного центра поддержки национального кино [11]. Фильм признается национальным при совокупности следующих оснований:

1) если фильм создан на высоком художественном уровне, способен удовлетворять духовные потребности народа, служит государственным интересам, а также узнаваемости Республики Казахстан через искусство кино;

2) при производстве, распространении и показе фильмов не менее семидесяти процентов общего объема работ по смете осуществляют кинематографические организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан;

3) продюсерами фильма являются гражданин Республики Казахстан и (или) юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Казахстан;

4) в состав авторов фильма (автор сценария, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик, автор музыкального произведения) входят не более чем пятьдесят процентов лиц, не являющихся гражданами Республики Казахстан;

5) в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, фильм, снятый совместно с иностранными кинематографическими организациями, может быть признан национальным;

6) фильм, получивший статус национального, будет отмечен соответствующим удостоверением [12].

Масштабное исследование киноиндустрии Республики Казахстан, опубликованное в 2019 г., было осуществлено компанией «Невафильм» [13]. Полный текст этого отраслевого доклада доступен только корпоративным клиентам, но и открытая его часть предоставляет возможность на богатом статистическом материале изучить современное положение дел на казахстанском кинорынке (по состоянию на 2019 г. Более свежей информации с аналогичной полнотой накопленных сведений пока обнаружить нет удалось).

Так, по данным исследователей, в 2018 г. в казахстанском кинопрокате было отмечено 417 картин. Сравнивая российский и казахстанский кинорынки, авторы отмечают, что «один житель республики в среднем посещает кинозалы реже, чем россиянин, – 0,85 раза в 2018 году (в России – 1,37)» [14]. Такую ситуацию исследователи объясняют относительно меньшим развитием кинопрокатной индустрии Республики Казахстан с заметно меньшим количеством кинозалов.

Кассовые сборы индустрии кинопроката 2017 по 2018 гг. демонстрировали тенденцию к росту (+1,7%) при незначительном подорожании билетов (+2,3%).

2018 г. был отмечен существенным увеличением доли национальных картин, созданных казахстанскими кинематографистами: в кинопрокат поступил 51 фильм местного производства, причем два из них вошли в десятку самых кассовых в этом году: «Бизнес по-казахски в Америке» (производство «KAZTELEPRODUCT») и «?лы дала комедиясы» (студия «Т. Томирис»). Третий по популярности казахстанский фильм «Гудбай, мой бай» студии «Большая восьмерка» занял 13-е место в национальном рейтинге. Все три фильма – комедийного жанра [15].

Авторы исследования отмечают возрастание удельной доли национальных кинематографистов в общих оборотах местного кинорынка и их представленность в кинопрокате (со ссылкой на Комитет по статистике Министерства национальной экономики Казахстана). В 2018 г. фильмы казахстанского производства выбрали не менее 20% посетителей кинотеатров, а доходы казахстанских кинопродюсеров возросли за год в 1,5 раза.

По данным отраслевого обзора, в начале 2019 г. в Казахстане насчитывалось 314 коммерческих кинозалов в 85 кинотеатрах. К середине 2019 г. число залов выросло на 24 (до 338), а кинотеатров – на 6. В целом за 2018 год казахстанский кинопрокат увеличился на 4% по числу залов – после рекордного (11%) роста в 2017 году. В первом полугодии 2019 г. дополнительный прирост составил 7,6% [16].

Авторы исследования называют наиболее успешные сетевые компании, специализирующиеся на кинопрокате. Среди таковых называются «Kinopark» (22% залов), «Kinoplexx» (10%), «Арман» (10%), «Chaplin Cinemas».

В итоге исследователи приходят к выводу, что «кинофицированным остается меньше половины населения страны: в условиях отсутствия государственной поддержки залов в малых городах лишь 13% людей в населенных пунктах с менее чем 100 тысячами жителей имеют доступ к кинозалам» [17].

Этапы становления кинобизнеса и кинорынка Казахстана постсоветского периода исследованы в статье Г.О. Абикеевой [18]. По мнению автора, «казахстанский кинематограф начал формироваться как культурная индустрия с того момента, когда был возрожден кинопрокат в 2005 году и начали сниматься фильмы не только для фестивалей, а прежде всего для зрителей» [19]. В качестве первых казахстанских картин, ознаменовавших, по мнению исследователя, начало новой эры казахстанского кинематографа, стали «Рэкетир» (2007), «Коктейль для звезды» и «Сказ о розовом зайце» (2010). В числе первых инвесторов, начавших вкладывать средства в национальный кинематограф Казахстана, называются имена Баяны Алагузовой, Нурлана Коянбаева, Аскара Узабаева, Аскара Бисембина, Нуртаса Адамабай, Куралай Анарбекова и ряда других предпринимателей, которым за минувшее десятилетие удалось сформировать и развить киноиндустрию качестве целой отрасли креативной экономики Казахстана. По данным автора, «если в 2000-е годы доля казахстанского кино в прокате составляла всего от 1 до 3%, то на 2019 год, до начала пандемии, бокс-офис отечественных фильмов составил 30% от проката всех картин, что принципиально повлияло на место нашего кино в прокате и сподвигло сети кинопроката также заняться производством фильмов, как это происходило, скажем, в Южной Корее в 1990-х – начале 2000-х годов» [20].

Очень качественное исследование корпуса источников и литературы, объединяющего информацию о становлении и тенденциях развития кинематографа постсоветского Казахстана, содержится в статье А.Е. Кожабергеновой [21]. Автор, в числе прочего, ссылается на исследование Р. Айзекса «Кино и идентичность в Казахстане», который разделяет современные казахстанские фильмы на несколько тематических групп: этнические, гражданские, религиозные и социально-экономические. Подобная классификация представляется несколько искусственной, поскольку упрощает все жанровое многообразие современного кинематографического искусства, «вгоняя» его умозрительные рамки придуманной концепции, однако для понимания существующих в современных исследованиях точек зрения кратко остановимся на изложении позиции Айзекса. По его мнению, «фильмы этнической тематической группы связаны с казахским этносом, его историей. Сюжет этих фильмов основан на трех центральных мотивах. Первый мотив – идея защиты родины от иностранных захватчиков, который появляется в сюжетах, связанных с историей раннего и позднего средневековья, когда формировалась казахская нация и шла непрерывная борьба с другими народами (например, монголами, ойратами и т.д.). Второй мотив – представление казахской этнической идентичности через традиционный аульский быт, ландшафт и язык. Первые два мотива можно найти в фильмах «Кочевник» (С. Бодров, 2005), «Жаужурек Мын Бала» (А. Сатаев, 2011) и «Томирис» (А. Сатаев, 2019). Третий мотив – легитимность современной власти в Казахстане наиболее эффективно прослеживается в серии фильмов, посвященных жизни Президента Н. Назарбаева: «Небо моего детства» (Р. Абдрашев, 2012), «Огненная река» (Р. Абдрашев, 2013), «Железная гора» (Р. Абдрашев, 2013), «Разрывая замкнутый круг» (Р. Абдрашев, 2015) и «Так сложились звезды» (С. Снежкин, 2016). Вторая тематическая группа фильмов соответствует государственной политике по продвижению гражданской идентичности и патриотизма. Среди них «Подарок Сталину» Рустема Абдрашева (2009) и «Земля обетованная» Сламбека Тауекеля (2011). Здесь также можно выделить три основных сюжетных мотива. Первый – это межэтническая гармония и стабильность. Второй – образ дружественного казахского народа. Третий мотив – историческая интерпретация периода сталинизма, репрессий и депортаций» [22].

К кинематографу социально-экономической тематической группы Р. Айзекс относит картины режиссеров А. Сатаева, А. Ибраева, Ф. Сарипова, Н. Адамбая, К. Орынбекова и Б. Есентаевой, которые «с разной степенью глубины затрагивают социальные проблемы современного казахстанского общества: коррупцию, бюрократию, преступность, утрату традиционных ценностей и т.д.» [23].

Развитие национального кинематографа, создание новых фильмов соседствует в сфере творческих индустрий Казахстана со стабильным интересом общества к советскому культурному наследию. В исследовании «Телевизионные предпочтения как индикатор трансформации цивилизационной идентичности в России, Казахстане и Белоруссии» приведена впечатляющая статистика, которая свидетельствует о неизменной востребованности у зрителей фильмов из «советской классики». Статья была опубликована в 2011 г., что дает возможность исследовать в сравнении динамику предпочтений казахстанского зрителя по итогам минувшего десятилетия, насыщенного драматическими событиями на международной арене.

Языковая и культурная близость Казахстана и Российской Федерации оказывают заметное влияние на вкусы казахстанских телезрителей. И если наследие советского кинематографа прочно удерживает свою телевизионную аудиторию, то современные российские фильмы оказываются в высоко-конкурентной среде, где за симпатии казахстанских зрителей им противостоят картины местного кинематографа и продукция зарубежных кинокомпаний. При этом объяснять такой интерес исключительно ностальгическими чувствами зрителей старшего поколения, воспитанных на советских фильмах, довольно проблематично: тридцатилетний временной лаг делает такое объяснение неправдоподобным. Вероятно, определяющую роль в зрительских предпочтениях играют параметры качества, уровня художественной выразительности и глубины, которых современный казахстанский и российский кинематограф предложить пока не могут. Так, автор упомянутого исследования публикует подборку наиболее рейтинговых фильмов, которые демонстрировались в телеэфире Казахстана 9 мая 2009 г. По утверждению автора, наибольшую аудиторию собрал российский фильм «Исчезнувшие». Далее в порядке убывания интереса расположились «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (СССР), «Материнский инстинкт (Россия), «Миллионер из трущоб» (Великобритания), «Охота на Верфольфа» (Россия, Украина), «Перевозчик» (Франция), «Послезавтра» (США), «Иван Васильевич меняет профессию» (СССР), «В бой идут одни старики» (СССР), «Свой-чужой» (Россия) [24].

Нетрудно заметить, что в первую десятку попал лишь один американский фильм, два западноевропейских, три советских, три российских и один совместного производства России и Украины. На основании этой статистики автор делает далекоидущий вывод: «В России и Казахстане к 2009 году наблюдается увеличение в структуре Т0П-100 художественных фильмов и телесериалов производства стран СНГ, прежде всего, производства России и Украины. Полученные факты, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что в пределах евразийского цивилизационного пространства начинает происходить процесс формирования новой цивилизационной идентичности» [25].

Тенденции, проанализированные в исследовании 2011 г., продолжают сохраняться и по прошествии десяти лет. Так, отраслевые рейтинги казахстанского телеэфира позволяют составить картину зрительских предпочтений. В январе 2023 г. был опубликован очередной рейтинг Национальной Медиа Ассоциации Казахстана [26]. По данным составителей, первая десятка самых востребованных телезрителями в 2022 г. фильмов и сериалов представляла собой следующее (см. Таблицу 1).
 
Сопоставление самой свежей информации от 2022 г. с исследованием, опубликованным в 2010 г., показывает заметное изменение зрительского интереса. Если в 2009 г. в первую десятку попали лишь один американский фильм и два фильма европейского производства, то современная статистика демонстрирует существенное усиление позиций американского кинематографа: в первой десятке уже три фильма производства США. Советские и российские фильмы совокупно заняли всего лишь три строчки рейтинга (в 2009 г. они занимали шесть позиций). Неожиданно в казахстанский рейтинг «ворвалась» Украина, чей сериал «Моя идеальная мама» занял первое место. Конечно, оба украинских фильма, попавшие в топ-10 казахстанского телеэфира, сняты и демонстрировались на русском языке, однако нельзя не заметить очевидной потери позиций российским/советским кинематографом у казахстанского телезрителя.

Разумеется, представленная подборка не может в полной мере считаться репрезентативной: интерес к телеэфиру постепенно смещается к сетевым ресурсам, захватывающим все большую аудиторию кинематографа с одновременным усилением позиций фильмами западного производства. Нельзя также не отметить довольно слабые позиции национального казахстанского кинематографа: в рейтинге 2009 г. местных фильмов не было вообще; в рейтинге 2022 г. появился только один фильм.

Официальная статистика подтверждает тезис о доминирующем положении иностранного кинематографа на медийном рынке Республики Казахстан. В ежегодной отраслевой статистике, публикуемой Государственным центром поддержки национального кино Республики Казахстан, отражается вся полнота информации о состоянии кинорынка страны. В Таблице 2 и Диаграмме 1 отображено общее количество посещений киносеансов, на которых демонстрировались зарубежные фильмы и картины, снятые в Казахстане [27].

Вместе с тем, государственная поддержка национальной киноиндустрии в Республике Казахстан приносит очевидные плоды. Развернутая статистика Государственного центра поддержки национального кино предоставляет возможность подробно изучить состояние и тенденции развития казахстанского кинорынка: от количества кинозалов до выручки специализированных организаций. Так, на диаграмме 2 отображена динамика количества организаций, занимающихся производством кинопродукции на временном отрезке с 2011 по 2021 гг. Построенный на графике тренд демонстрирует восходящую тенденцию увеличения числа предпринимателей, инвестирующих в создание национального кинематографа: за десять лет их количество утроилось.

При этом количество кинопрокатных фирм в Казахстане фактически стагнирует: после резкого скачка в 2006 г., который, вероятно, вызван технической ошибкой учета, количество кинопрокатных организаций держится возле отметки 120 единиц. Судя по этим данным, кинорынок Казахстана был консолидирован на рубеже 2010-х – 2020-х годов и с тех пор остается практически неизменным (Диаграмма 3).

Впечатляющую динамику демонстрирует национальное кинопроизводство: за десять последних лет количество фильмов, производимых ежегодно на казахстанских киностудиях, увеличилось, в среднем, более чем в два раза, и, судя по имеющейся тенденции, будет расти и впредь. Меры государственной поддержки национального кинематографа и встречный интерес аудитории обеспечивают местной индустрии стабильный рост (Диаграмма 4).

Практически совпадающий с предыдущим графиком тренд отмечается при техническом анализе развития кинопрокатной сети Казахстана. При этом наблюдается более взвешенная динамика, без глубоких падений, которые могли быть обусловлены пандемией коронавируса. Даже в кризисный для всего мира 2020 г. количество кинотеатров в республике сократилось лишь на две единицы, причем это скромное падение было компенсировано уже на следующий год, когда взамен ушедших с рынка появились сразу пять новых кинозалов (Диаграмма 5).

Как уже говорилось выше, пандемия коронавируса оказала крайне негативное влияние на всю творческую индустрию. Наиболее разрушительные последствия она имела для кинопроката, где специализированные организации несли значительные убытки. Республика Казахстан не стала исключением: количество проведенных киносеансов и, соответственно, доходы кинопроката продемонстрировали резкий спад на фоне быстрого, почти экспонентного роста в предыдущие годы. Снятие ковидных ограничений в 2021 г. позволило кинорынку Казахстана вернуться к уверенному росту. Показатели рекордного для него 2019 г. еще не были достигнуты в 2021 г., но положительные тенденции очевидны (Диаграммы 6, 7).

Расцвет национального кинематографа Республики Казахстан за последнее десятилетие, его востребованность зрителем обеспечили богатое жанровое многообразие выпускаемых фильмов и сериалов. Казахстанский портал «После титров» опубликовал собственную версию рейтинга наиболее популярных фильмов и сериалов, выпущенных в прокат в 2022 г. [28] В первую десятку вошли фильмы, сюжеты которых основаны на истории Казахстана: «КАШ» (режиссер Айсултан Сеитов); картины детективного жанра: «Голиаф» (режиссер Адильхан Ержанов), «5:32» (режиссер Алишер Утев), «Шекер» (режиссер Айторе Жолдаскали), «Три» (режиссер Руслан Пак), «Черный, черный человек» (режиссер Адильхан Ержанов); фильмы социальной проблематики: «Игрок» (режиссер Диас Бертис); мюзикл: «Дос-Мукасан» (режиссер Айдын Сахаманов); картины о спорте: «Паралимпиец» (режиссер Алдияр Байракимов); нуар и трагикомедия: «Желтая кошка» (режиссер Адильхан Ержанов) [29].

Портал «Кинопоиск» дает возможность оценить жанровые предпочтения казахстанской аудитории на более продолжительном отрезе времени – начиная с 1995 г. В рейтинге представлены 20 фильмов, произведенных в Республике Казахстан за прошедший период (Таблица 3) [30].

Подводя итог в рассмотрении современного состояния и направлений развития кинематографа Республики Казахстан, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, становится очевидным, что кинематограф Республики Казахстан представляет собой недостаточно изученную сферу творческих индустрий этого среднеазиатского государства. Корпус научной литературы охватывает насущные проблемы отрасли, ее творческие особенности, направления цифровизации и проч. Однако вопросам развития казахстанского кинематографа в контексте социальных и геополитических проблем региона уделено крайне мало внимания. Вместе с тем, роль кинематографа в жизни современного общества вообще и Казахстана в частности по-прежнему очень велика. Вне пределов научного интереса исследователей остаются и вопросы обеспечения защиты авторского права работников киноиндустрии Казахстана, а также значение кинорынка как социально-экономического сегмента национальной экономики. Подобные лакуны в исследовательской литературе существуют на фоне широкого круга доступных отраслевых источников, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать сферу творческих индустрий Республики Казахстан.

Во-вторых, можно с уверенностью утверждать, что государственная национальная политика, направленная на поддержку отечественного казахстанского кинематографа, приносит ощутимые плоды. За минувшее десятилетие в Казахстане было создано при государственной поддержке значительное количество фильмов различной жанровой направленности, завоевавших признание зрителя. Устойчивый рост национального кинематографа имеет синергетический эффект: за появлением на экранах новых фильмов с национальным колоритом следует увеличение количества производственных и кинопрокатных фирм, нацеленных на завоевание местного рынка и получение государственных субсидий. Поддержка государством казахстанского кинематографа как составного элемента национальных творческих индустрий обеспечивает рост смежных отраслей, оказывая благотворное воздействие на всю отрасль.

В-третьих, успешное развитие национального кинематографа Республики Казахстан в значительной степени сдерживается конкуренцией с зарубежными фильмами, занимающими львиную долю рынка. Фильмы западного и российского производства по-прежнему доминируют и в кинопрокате, и в сетке телевизионных каналов Казахстана. При этом наблюдается тенденция по постепенному вытеснению российских и советских кинофильмов западной продукцией. По некоторым оценкам, доля советских/российских фильмов на экранах сократилась за минувшее десятилетие вдвое. Подобная ситуация неизбежно ведет к сокращению культурного влияния Российской Федерации на постсоветском пространстве, поскольку кинематограф является ценнейшим элементом понятия «мягкая сила».

Наконец, не вызывает сомнения тот факт, что русский язык, общее историческое и культурное наследие Российской Федерации и Республики Казахстан продолжают оставаться цементирующими факторами евразийского сотрудничества. Представленность русского языка на казахстанских экранах, популярность российского кинематографа по-прежнему высоки. Такая ситуация является конкурентным преимуществом российской киноиндустрии в среднеазиатском регионе. Вместе с тем, негативные для РФ тенденции продолжают нарастать: рост националистических настроений в Казахстане, активная деятельность недружественных России государств на медийном рынке региона, протекционистская политика правительства Казахстана в деле поддержки собственных творческих индустрий – все перечисленные факторы негативно влияют на перспективы российской «мягкой силы». Поэтому без целенаправленной государственной политики в сфере продвижения российской культуры на постсоветском пространстве ее лидирующие позиции в регионе могут быть утрачены в среднесрочной перспективе.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Галиева А.М. Казахстанский кинематограф в системе массовой коммуникации в глобализации // Студенческий форум. 2021. № 13-1 (149). С. 9-12; Косинова М.И. Кино и власть // Инновационные технологии в кинематографе и образовании VIII Международная научно-практическая конференция, Москва, 24 сентября, 20-22 октября 2021 г.: Материалы и доклады / Под общ. ред. О.Н. Раева. М.: КУНА, 2022. С. 71-84; Манакбаева А.Б. Вопросы государственной поддержки и финансирования сферы кинематографии Казахстана // Central Asian Economic Review. 2020. № 3. P. 135-152; Мусабекова С.Г. Кинематограф независимого Казахстана // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор: Уварина Н.В., 2015. С. 492-494; Работягова Д. Развитие кинематографа в Казахстане // Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации. Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.И. Лелис. 2019. С. 34-36; Манакбаева А.Б. Казакстаннын кинематография саласын мемлекеттік колдау жене каржыландыру меселесі // Central Asian Economic Review. 2020. № 3 (132). С. 135-152.

[2] Бектурсунов Т.А. Появление и тенденции развития кинематографа // Вестник КазНацЖенПУ. 2019. №2; Болатов Б.Е. Системный взгляд на казахский кинематограф // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCLXIV международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 10-19; Дерендяева А.Д. Голод 1930-х годов в Казакской (Казахской) АССР: влияние современного кинематографа на конструирование идентичности // Исторический курьер. 2022. №1 (21); Кожабергенова А.Е. Развитие национального кинематографа в Казахстане: историография проблемы // Studia Humanitatis. 2022. №4; Малышев В.С. Кинематограф Казахстана и ВГИК [Текст] / В. С. Малышев; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова. - Москва: ВГИК, 2018.

[3] Абишев С.Е. Компьютерные и медиатехнологии в казахстанском независимом кинематографе // Central Asian Journal of Art Studies. 2022. №4; Айгожинов Е.А. Перспективы развития научно-фантастических фильмов в условиях казахстанского кинематографа // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №3; Альжанов Р.А. Наука саспенса в искусстве кинематографа // Вестник КазНацЖенПУ. 2019. №2; Байбекова Н., Халыков К., Сингх М. Образные составляющие целостности в сценографии и кинодизайне: феномены, понятия, критерии // Central Asian Journal of Art Studies. 2021. №1; Ембергенова Д.А., Ахмедова А.Т., Абикеева Г.О. Визуализация пространства в игровом авторском кинематографе Казахстана // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки. Сборник статей по материалам XXXV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 16-22; Коротько О.С., Акчалова И.Е. Вертикальное кино - неудачные поиски или чистый кинематограф? // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №2.

[4] Данара М. К вопросу исследования киномузыки Казахстана // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №. 5 (55); Интыкбаев Е.А., Интыкбаева Ж.Е. О проблемах современной киномузыки Казахстана и некоторых путях их преодоления // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 2-1. С. 199-207.

[5] Закон Республики Казахстан №212-VI от 03.01.2019 «О кинематографии». – Url: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39029378 (дата обращения: 10.04.2023).

[6] Там же. Ст. 3.

[7] Там же. Ст. 7.

[8] Леонтьева К., Кузьмичев П., Мудрова С. Кинорынок Казахстана: 2018-2019 // Невафильм Research, 5 февраля 2020. – Url: https://www.research.nevafilm.ru/research/cinema-market (дата обращения: 09.03.2023).

[9] Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2019 года № 113 «О создании Государственного центра поддержки национального кино». – Url: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34331490 (дата обращения: 10.04.2023).

[10] Распоряжение премьер-министра Республики Казахстан от 14 июня 2019 года № 108-р «О Межведомственной комиссии по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов». – Url: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33119708 (дата обращения: 10.05.2023).

[11] Статус национального фильма. – Url: https://kazakhcinema.kz/ru/gosudarstvennaya-podderzhka/status-nacionalnogo-filma.html (дата обращения: 10.04.2023).

[12] Там же.

[13] Леонтьева К., Кузьмичев П., Мудрова С. Указ. соч.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Абикеева Г.О. Кино как ведущая креативная индустрия Казахстана // Central Asian Journal of Art Studies. 2022. №1. С. 54-66.

[19] Там же. С. 55.

[20] Там же. С. 54-66.

[21] Кожабергенова А.Е. Развитие национального кинематографа в Казахстане: историография проблемы // Studia Humanitatis. 2022. №4. С. 1-13.

[22] Цит. по: Кожабергенова А.Е. Указ. соч. С. 2.

[23] Там же. С. 5.

[24] Шариков А.В. Телевизионные предпочтения как индикатор трансформации цивилизационной идентичности в России, Казахстане и Белоруссии // Наука телевидения. 2011. №8. С. 198-214.

[25] Там же. С. 201.

[26] Итоговые рейтинги ТВ каналов за 2022 год. – Url: https://nma.kz/?p=16648 (дата обращения: 10.05.2023).

[27] Киноиндустрия в Казахстане. – Url: https://kazakhcinema.kz/ru/kinoindustriya-kazahstana.html (дата обращения: 10.04.2023).

[28] Топ-10 казахстанских фильмов и сериалов, которые достойны вашего времени. – Url: https://posletitrov.ru/articles/movies/movie-tops/top_filmov_iz_kazahstana/ (дата обращения: 10.04.2023).

[29] Там же.

[30] Url: https://www.kinopoisk.ru


Ипполитов Сергей Сергеевич
доктор исторических наук,
главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: nivestnik@yandex.ru

© Ипполитов С.С., 2023.
Статья поступила в редакцию 12.04.2023.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/616.html&j_id=56
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).