2023/2(52)

Содержание

Культурная политика

Цветкова Г.А.

Спивак Д.Л.

Историческая культурология

Кокшенёва К.А.

Прикладная культурология

Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.

Ипполитов С.С.

Плещенко В.

Музееведение

Поляков Т.П

Юбилей

Путрик Ю.С.

 
DOI 10.34685/HI.2023.74.10.010
Плещенко В.
Прикладной анализ финансового поведения на примере действий персонажей романа «Золотой теленок»
Аннотация. Роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» дает нам множество наглядных примеров ведения бюджета на различных уровнях: личном, групповом и организационном. Персонажи «Золотого теленка» озабочены проблемой финансов и, как правило, страдают от недостатка денежных знаков. Но, даже получив в свое распоряжение финансовые средства, они не могут ими с толком воспользоваться. В статье анализируются различные варианты финансового поведения литературных героев в складывающихся жизненных ситуациях, дается их оценка с точки зрения современных представлений о рациональном планировании бюджета. Данный подход позволяет использовать роман «Золотой теленок» в качестве иллюстративного материала при обучении широких масс населения основам финансовой грамотности.

Ключевые слова: бюджет, деньги, финансовое поведение, финансовая грамотность, планирование, Остап Бендер, роман Золотой теленок.



Литературно-художественное наследие является одним из важнейших источников культурной информации, обеспечивая передачу знаний из поколения в поколение. Значение этих сведений весьма велико, а их применение отнюдь не ограничивается социально-культурными аспектами жизнедеятельности. Известно, что примерами из быта известных литературных героев можно наглядно иллюстрировать различные общественные процессы, как простые, так и сложные. К примеру, в окружающем мире, воспроизводимом в литературных произведениях, все его материальное наполнение имеет цену, а ресурсы, находящиеся в распоряжении персонажей, ограничены (если это не сказка). Экономические характеристики происходящих событий, такие как деньги и цены, доходы и расходы, бюджет и др. в той или иной степени проявляются в творчестве писателей, часто занимая в нем значимое место. Отметим, что отдельные классические художественные книги со временем становятся энциклопедическими источниками знаний (как пушкинский роман «Евгений Онегин», названный В. Белинским «энциклопедией русской жизни»), достоверно и полно описывающими потомкам не только бытовавшие в обществе нравы, но и в целом показывающими социально-экономическую картину мира во времена повествования. С использованием узнаваемых художественных образов процесс познания может проходить гораздо эффективнее.

В число известных книг, в изобилии содержащих различные художественные образы и наглядные примеры, входит авантюрно-сатирический роман И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Главный герой романа Остап Бендер ведет жизнь свободного художника и предпринимателя, а фактически – настоящего коммерсанта, предвосхитившего 1990-е годы и протянувшего нить в нынешние времена [5]. Многие проблемы, обозначенные авторами книги более девяноста лет назад, не теряют актуальности и в наши дни. В подтверждение тому «Золотой теленок» неоднократно становился объектом внимания специалистов из различных сфер гуманитарного знания: филологии, истории, экономики и пр. В частности, С.В. Ушакова в работе по экономической истории называет роман «художественной энциклопедией своей эпохи, подчас отражающей ее точнее, чем многие официальные документы того времени» [7, с. 397]. Г.А. Гасанов и коллеги используют «Золотой теленок» для описания экономических аспектов счастья [1, с. 12]. Также книга была использована для демонстрации цикла Шухарта-Деминга в управлении рисками и проектном менеджменте [4].

Роман «Золотой теленок» хорош тем, что предоставляет в распоряжение читателя множество ситуаций, касающихся управления личными финансами и бюджетом хозяйствующих субъектов, которые находятся на различных уровнях структуры общества (Рис. 1).

Практически все действующие лица «Золотого теленка» озабочены проблемой личных финансов и страдают от их недостатка. Одни горестно вспоминают счастливое дореволюционное прошлое (как Паниковский), другие мечтают о беззаботном будущем за рубежом (Бендер). Но их основная беда выражается в том, что, даже получив в свое распоряжение денежные знаки, они не могут ими с толком воспользоваться. Причины тут разные: несоответствие реалий ожиданиям, антиобщественное поведение, авантюризм, неумение планировать финансы, нежелание учитывать риски и др. С учетом данных обстоятельств фрагменты романа Ильфа и Петрова могут быть применены в качестве иллюстративного материала для прикладного анализа финансового поведения на различных уровнях, а также использованы в процессе обучения населения финансовой грамотности. Демонстрация учебно-методического потенциала «Золотого теленка» в бюджетно-финансовой сфере является целью данной статьи.

Как известно, в повседневной жизни любому человеку постоянно приходится принимать различные решения, имеющие финансовые последствия. Совокупность этих решений задает потребность в денежных средствах, влияя на будущее планирование бюджета. Грамотное ведение бюджета любого уровня способствует оптимизации расходов и помогает накоплению средств, необходимых для достижения важных целей. Поэтому важно уметь планировать бюджет и рационально управлять финансами (Рис. 2).

Отношение индивида (либо хозяйствующего субъекта) к этим правилам во многом предопределяет его финансовое поведение.

В качестве примера из области личного бюджета проанализируем особенности управления финансами двух главных героев романа: искателя приключений Остапа Бендера и подпольного миллионера (и, по совместительству, счетовода второго разряда концерна «Геркулес») Александра Корейко. Оба комбинатора любят деньги, но их подходы к организации бюджета сильно разнятся.

При прочтении романа становится понятно, что личный бюджет Бендера совершенно не систематизирован. Поступление денежных средств не имеет устойчивого характера, источники дохода хаотичны, а расходы определяются лишь сложившейся в данный момент ситуацией. В результате и приход, и расход довольно сложно прогнозировать как по времени, так и по размеру. Постоянного заработка великий комбинатор, как известно, не имеет. Основным инструментом получения средств у него является развитый творческий потенциал, а также способность к перевоплощению. К примеру, в самом начале романа он представляется сыном лейтенанта Шмидта и получает от председателя исполкома восемь рублей наличными и три талона в столовую. Ближе к концу произведения Остап сочиняет для ленивого журналиста удобное пособие по быстрому составлению статей, фельетонов и стихов, заработав двадцать пять рублей. В то же время к частому отсутствию денег главный герой романа относится довольно спокойно, заявляя: «О карманных деньгах не надо думать, они валяются на дороге, и мы будем подбирать их по мере надобности» [2, с. 73]. Бендер давно мечтает о большой сумме денег (пятьсот тысяч рублей – его минимум) и уже знает, как ее будет тратить. То есть, на ментальном учете у Остапа эти деньги уже состоят, но по факту их еще нет.

В свою очередь, финансы Корейко выглядят более организованными. У него хоть и небольшой, но стабильный доход, а расходы Александра Ивановича соответствуют бюджетным поступлениям. Рацион Корейко довольно скудный, но еда ему необходима исключительно для удовлетворения биологических потребностей. На завтрак он употребляет сырую репку и холодное яйцо всмятку, а вместо чая – стакан кипятку [2, с. 61-62]. Обедает на дому у внучки старого ребусника Синицкого, платя за еду шестьдесят пять копеек в день. Жил Корейко более чем скромно. По описанию, интерьер его комнаты, которая была «обставлена с примерной бедностью, принятой в дореволюционное время в сиротских приютах», состоял всего из трех предметов: железной кровати, кухонного стола с дверцами и облезшего венского стула [2, с. 159]. Он не имеет дополнительных источников средств, но при этом ему даже удается «инвестировать» (при случае он всегда подписывается на облигации госзайма)*. Таким образом «он вел нищенское существование, стараясь не выйти за пределы сорокашестирублевого жалованья» [2, с. 62]. Об имевшемся у скромного счетовода резервном капитале в десять миллионов рублей, хранящемся в багажном отделении вокзала, до поры до времени почти никто не догадывался. Хотя для него это многомиллионное состояние не является финансовой «подушкой безопасности» в классическом понимании, ведь Корейко планировал использование своих накоплений лишь в случае падения советской власти и возрождения капитализма.

Можно сказать, что личные финансы двух героев состоят из истинной и мнимой частей. Так, к примеру, Корейко существует в пределах скудного бюджета, но в реальности имеет неизмеримо больше денежных средств, которые не может использовать, боясь раскрыть свою тайну. «Сначала подождем прихода капитализма, а потом посмотрим, что делать», – примерно так думает Корейко (Рис. 4). По сути, миллионов у него нет, ведь это мнимые деньги, которыми лишь наполнен чемодан, спрятанный на вокзале. И эти средства не дают ему никакого удовлетворения в жизни, а несут только страх. Получается, что Корейко добровольно стал рабом своего капитала, будучи вынужден постоянно прятать деньги, перенося их из одной багажной ячейки в другую.
А теперь посмотрим в сторону Бендера. Он даже близко не имеет миллиона, но потратить его уже готов, ведь Остап имеет цель в жизни – уехать в Рио-де-Жанейро и жить безбедно под пальмами среди мулатов. Однако ожидание миллиона становится навязчивой идеей, подобной ожиданию выигрыша в лотерею (хотя это вопрос чистой случайности). В то же время обычный человек с купленным лотерейным билетом не ощущает себя миллионером и не планирует расходы, поскольку фактически еще ничего нет. А у Бендера, имеющего случайные доходы, всегда с собой вырезка из «Малой советской энциклопедии», которую он периодически перечитывает, мечтая о жизни в Рио-де-Жанейро.
 
Переходя далее к вопросу управления финансами на групповом уровне, мы можем опереться на главы романа, описывающие действия экипажа автомобиля «Антилопа-Гну», совершившего переезд из города Арбатова в Черноморск в поисках загадочного миллионера Корейко**. Тут имеет место подобие бюджета венчурного проекта, сочетающего в себе как значительные риски и неопределенность, так и ожидаемо высокую доходность.

Пожелания троих попутчиков Бендера (Балаганова, Паниковского и Козлевича) не столь масштабны, как у него самого, но также находятся в плоскости получения материальных благ. При этом объем наличных ресурсов у «проектной группы» крайне скудный. Он ограничивается подержанным автомобилем («Антилопа-Гну») и нематериальным активом – интеллектуальными способностями Бендера (можно даже сказать «динамическими способностями»***), по ходу повествования постоянно генерирующего различные идеи с целью получить блага и денежные средства (в основном, действуя на вполне законных основаниях). Поэтому руководитель группы и не унывает, заявляя: «У меня всегда так, миллионное дело приходится начинать при ощутительной нехватке денежных знаков. Весь мой капитал, основной, оборотный и запасный, исчисляется пятью рублями» [2, с. 73]. Помимо поиска денег Бендер берет на себя решение организационных вопросов по обеспечению своей команды всем необходимым: для Козлевича он добывает бензин и запасные части к автомобилю, Балаганова и Паниковского снабжает новой одеждой и т.д. и т.п.
 
В ход пускаются творческие и изобретательские способности главного героя. Так, узнав из местных газет об автопробеге, Бендер представил «Антилопу-Гну» как головную машину, воспользовавшись гостеприимством населения попутных населенных пунктов. Далее в пути он встретил заплутавших американских туристов, соскучившихся по алкогольным напиткам****, и продал им рецепт самогона за двести рублей. И наконец, Остапу удается сбыть Черноморской кинофабрике написанный им сценарий фильма «Шея» и получить за него триста рублей [2, с. 263-264]. Таким образом, в рамках реализации проекта благодаря усилиям главного героя почти всегда находились необходимые средства на решение задач, организацию мероприятий и выполнение покупок. При этом планирования финансов в «проектной группе» по сути не было, а управление процессом было ситуационным и крайне волюнтаристским (диктат Бендера).

Бюджет на уровне организации возникает ближе к середине романа, когда попытка быстрым наскоком получить денежные средства у Корейко заканчивается неудачей и коллектив «проектной группы» решает легализоваться, начав работать под вывеской конторы по заготовке рогов и копыт. Бендер идет на это с целью проведения тщательного анализа ситуации и сбора максимально возможного объема сведений о жизнедеятельности гражданина Корейко. Поскольку начатое «расследование» нельзя завершить быстро, то необходимо уделить внимание организационной составляющей процесса и инвестировать внезапно появившиеся у компаньонов свободные денежные средства (десять тысяч рублей) в новый актив, позволяющий легализовать поисковую работу.

Ввиду того, что деятельность конторы носила фиктивный характер, доходы в организационном бюджете отсутствовали. Был лишь вышеупомянутый начальный капитал размером десять тысяч рублей, ранее изъятых на пляже у Корейко. Вместе с тем расходы у организации имелись. Они подразделялись на несколько направлений (см. таблицу).

Одновременно с исчезновением Корейко фиктивная сущность конторы по заготовке рогов и копыт вскрылась. Началось расследование, арестовали зицпредседателя Фунта, а Бендер и компания не смогли использовать ресурсы организации, поскольку ранее купленное имущество было арестовано.

После бегства Корейко «проектная команда» вскоре распадается и Бендер с пустыми карманами продолжает преследование подпольного миллионера в одиночку. Через некоторое время поиск увенчался успехом и Остап стал обладателем заветного миллиона рублей.

Характер его финансового поведения разительно изменился. Бендеру захотелось насладиться новым статусом и продемонстрировать этот факт окружающим, поражая их своими покупками. И вот тут он столкнулся с неразрешимой в тот момент проблемой. Государство не считало Бендера покупателем (в отличие от коллективов трудящихся), в связи с чем все его попытки приобрести что-либо значительное (купить самолет, автомобиль или построить дом) оканчивались неудачей. Более того, новоявленный миллионер не мог открыто демонстрировать свой статус, постоянно маскируясь и выдавая себя за кого-то другого (дирижера оркестра и т.д.). Он вынужден покупать интересующие его предметы с рук или в комиссионных магазинах. Попытка Остапа продемонстрировать незнакомым людям свою наличность в поезде привела к тому, что из купе ушли все попутчики.

В итоге его покупки носят хаотичный характер, зачастую он приобретает вещи только с целью хоть как-то потратить деньги. То есть финансовое поведение героя оказалось всецело детерминировано тягой к безудержному и показному потребительству (в худших традициях современных т.н. «инфлюенсеров»).

Подводя итоги, отметим некоторые особенности управления финансами, присущие главному герою произведения.

Во-первых, Бендер не умеет планировать ни личные, ни «корпоративные» финансы, даже в краткосрочной перспективе. Например, в момент краха конторы по заготовке рогов и копыт на лицевом счету осталось лишь тридцать четыре рубля, хотя Остап думал, что там лежит еще тысяч шесть-семь [2, с. 253]. Обзавестись денежными средствами он мог (знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег), но навыки грамотного потребителя у него отсутствовали. Ничего не изменилось и после обретения миллиона, когда он стал беспорядочно тратить средства. Потребление носило демонстративный характер и имело целью показать окружающим высокий социальный статус. К примеру, Бендер обедал несколько раз в день, пил дорогие вина, купил японскую вазу и шубу (их он затем подарил номерному в гостинице, чтобы не возить с собой).

Более того, главный герой произведения фактически живет одним днем, будучи не подготовлен к непредвиденным ситуациям, не имея финансовой «подушки безопасности». Особенно ярко это проявилось в середине романа, когда у экипажа «Антилопы-Гну» в момент исчезновения Корейко начались серьезные неприятности. Конечно, в данной части произведения Ильф и Петров сознательно изобразили предельный случай с совпадением всех нежелательных событий, что в жизни бывает очень редко. Получилось так, что миллионер Корейко сбежал, деньги на счете конторы закончились, а сама была контора закрыта; внезапно сгорела коммунальная «Воронья слободка», где находился заветный акушерский саквояж Бендера с набором предметов для творческого добывания денежных средств. В результате казавшийся устроенным быт спутников Бендера оказался разрушенным в один миг, и они оказались без денег и имущества.

Так что еще неизвестно, смог бы Бендер, живя в наши дни, стать успешным коммерсантом. Ведение современного бизнеса требует точности и сосредоточенности, умения планировать финансы, использования риск-ориентированного подхода при принятии управленческих решений, особенно в долгосрочной перспективе. Как мы видим из романа, такими качествами Остап не обладает. В то же время он мог бы стать хорошим руководителем венчурного проекта как мероприятия, имеющего ограниченную продолжительность. Великий комбинатор умеет анализировать информацию, делать необходимые выводы, после чего уверенно направлять действия подчиненных, мотивировать их, а также способен быстро принимать решения. Будучи же потребителем в новейшие капиталистические времена в качестве физического лица, он бы, скорее всего, собрал худшие практики нуворишей, бесцельно разбазаривающих средства.

Возможно, что предвосхищая это, Ильф и Петров ставят в конце романа точку скорбным признанием Бендера о крахе избранной им модели финансового поведения. Денежные купюры, переместившиеся из области ментального учета в реальную жизнь, оказались не способны удовлетворить его главную потребность: обрести славу и власть [2, с. 164]. В результате конструкция будущей беззаботной жизни рушится на глазах. Незадолго до финала, поняв, что не способен найти никакого толкового применения деньгам, Бендер в отчаянии отправляет миллион посылкой в адрес наркома финансов, но в последний момент передумывает и возвращает его. Но дальнейший ход событий приводит его только к еще большему жизненному разочарованию. Морально раздавленный Остап признает, что графа Монте-Кристо из него не вышло, поэтому «придется переквалифицироваться в управдомы». И действительно, со своими развитыми организационными способностями и хорошо подвешенным языком Остап явно мог претендовать на успех в данной должности. Получается, что стабильный заработок, предсказуемый личный бюджет в советской стране оказываются намного удобнее и безопаснее тревожного быта непризнанного миллионера.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Это скорее внешнее проявление лояльности советской власти, чем осознанное инвестирование средств. По большому счету, займы в СССР были инструментов добровольно-принудительного изъятия средств у населения и сокращения объема наличных денег в обращении.

** Отметим, что изначально целевое значение составляло пятьсот тысяч рублей. Однако в момент окончания работы над досье Корейко, оценив масштаб проделанной работы, Остап поднимает ставки и оценивает свои претензии уже в один миллион [2, с. 226].

*** Организационные способности и модели управления, коллективная память, компетенции менеджмента и пр., относят к числу важнейших нематериальных активов; они позволяют успешно адаптироваться к произошедшим изменениям [3, с. 121-122; 6, с. 40-44].

**** В то время в США действовал «сухой закон» и продажа алкоголя была под запретом.
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасанов Г.А. Исследование показателей «экономики счастья» и проблемы их соизмерения / Гасанов Г.А., Гасанов Т.А., Фейзуллаев Ф.С. // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 9. – C. 7-14.

2. Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. – М.: Эксмо, – 2022. – 384 с.

3. Корсакова Л.Г., Чуйкин А.М. Стратегический потенциал организации: теоретические основания исследования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 114-127.

4. Плещенко В.И. Визуализация цикла Шухарта-Деминга на примере действий персонажей романа «Золотой теленок» // Управление финансовыми рисками. – 2020. – № 3. – C. 242-246.

5. Сергеев С. Романы о свободном человеке // Независимая газета : [сайт]. – Url: http://www.ng.ru/kafedra/2018-07-26/12_943_romans.html (дата обращения: 10.05.2023).

6. Трачук А.В. Концепция динамических способностей: в поиске микрооснований // Экономическая наука современной России. – 2014. – № 4. – С. 39-48.

7. Ушакова С.В. «Утром – деньги, вечером – стулья» : Деньги в романах И. Ильфа и Е. Петрова // Деньги в российской истории. Вопросы производства, обращения, бытования : Сб. материалов 2-й междунар. науч. конф. 16-18 окт. 2019 г.) Вып. 2. – СПб.: Гознак, 2019. – С. 397-402.


Плещенко Вячеслав Игоревич

кандидат экономических наук,
начальник управления АО «Гознак» (Москва)

© Плещенко В.И., 2023
Использованы фото (скриншоты) кадров
из фильма М.Швейцера «Золотой теленок» (1968)
из открытого источника.
Статья поступила в редакцию 12.04.2023.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/617.html&j_id=56
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).