2023/2(52)

Содержание

Культурная политика

Цветкова Г.А.

Спивак Д.Л.

Историческая культурология

Кокшенёва К.А.

Прикладная культурология

Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.

Ипполитов С.С.

Плещенко В.

Музееведение

Поляков Т.П

Юбилей

Путрик Ю.С.

 
DOI 10.34685/HI.2023.38.38.013
Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.
О роли туризма в вопросах сохранения и укрепления цивилизационной идентичности российских регионов
Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь сферы туризма с сохранением и укреплением цивилизационной идентичности регионов России. Приводятся конкретные примеры, рассматриваются вопросы развития внутреннего туризма в ближайшей перспективе, представлена схема историко-культурного туристского кластера Чеченской Республики.

Ключевые слова: цивилизационная идентичность, культура, внутренний туризм, туристское использование объектов культурного наследия, Россия.



Когда мы говорим о цивилизационной идентичности российских регионов, то подразумеваем прежде всего осознание причастности и неравнодушия людей, проживающих там, к историко-культурным и природным ценностям их окружающим и своей страны в целом, а также ощущение духовной неразрывности с её веками выработанными идеалами любви к родной истории, к природе, к будущему развитию. Формы выражения цивилизационной идентичности проявляются в разных видах производственной и творческой деятельности представителей местного сообщества, в т.ч. и в сфере туризма путем проявления, с одной стороны, гостеприимства, с другой стороны, ментальности при выезде за пределы места постоянного проживания в новых, непривычных ситуациях, в которых оказывается человек, путешествующий с познавательными, оздоровительными и иными туристско-рекреационными целями.

Российская цивилизационная идентичность, складывавшаяся столетиями, была усилена советским патриотизмом, благодаря которому страна выстояла в ХХ веке против фашизма и расширила границы своего культурного пространства на страны Европы. Современная Россия – это, по утверждениям ученых и авторитетных политиков, молодая развивающаяся цивилизация. Сегодня цивилизационный подход получает все большее развитие и применение при исследованиях различных сторон жизни нашего общества и официально признан на самом высоком уровне.

В недавнем послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию прямо сказано, что «Россия – …самобытная цивилизация» [1]. Сегодня мы, в развитие взглядов Данилевского Н.Я., имеем вполне научно аргументированную систему признаков сложившейся и развивающейся цивилизации с присущей ей особенностями, ментальностью, традициями, объектами материальной и нематериальной культуры на огромном пространстве самой большой по площади страны в мире. Сегодня понимание Российской цивилизации, включающей, по существу, на обширной территории, несколько локальных цивилизаций, обусловленных этнонациональными особенностями, делает её весьма привлекательной для туристских посещений отечественными и зарубежными путешественниками как форма сотрудничества и взаимодействия с другими культурами.

В информационную эпоху культурные и духовные ценности любой цивилизация могут быть подвержены не только ускоренному размыванию, но и благодаря той же информации обладают возможностями сохранения и усиления своих позиций среди других цивилизаций и продвижению своих культурных ценностей в поле конструктивных межцивилизационных интеграций, что, в свою очередь, выводит процесс глобализации на новый уровень, характеризуемый не только информационными, но и туристскими обменами, которые также с полным основанием можно отнести к особому способу получения информации благодаря аутентичности восприятия путем обеспечения непосредственных контактов с объектами своего туристско-рекреационного интереса. Эта сторона восприятия информации благодаря наглядности делает убедительными многие информационные посылы, чем умело, кстати, пользовалась в свое время система советской пропаганды социалистического строя и коммунистического будущего, официально отводя туризму и экскурсиям роль эффективного средства и инструмента коммунистического воспитания трудящихся [2]. При этом особое внимание в экскурсиях уделялось конкретным материальным объектам, наглядно символизирующим достижения социализма.

Поворот к внутреннему туризму обращает наших сограждан к российским культурным ценностям, расположенным на территории нашей страны. В настоящее время государством принимаются весьма эффективные меры по организационной, правовой и финансовой поддержке внутреннего туризма, которые направлены как на фактическое субсидирование туристских поездок граждан по своей стране, так и на поддержку деятельности туроператоров и турагентов. В контексте темы данной статьи важно отметить также беспрецедентные меры по развитию туристской инфраструктуры в регионах Российской Федерации. 30 октября 2022 г. В.В. Путин утвердил Перечень поручений по итогам заседания Госсовета от 06 сентября прошлого года различным органам власти, которые касаются многих проблем развития туризма [3]. Фактическим исполнителем большинства поручений по созданию объектов туристской инфраструктуры является «Корпорация Туризм.РФ» [4], образованная Правительством РФ в 2020 г. для развития внутреннего и въездного туризма.

Деятельность «Корпорация Туризм.РФ» по созданию объектов туристской инфраструктуры развивается сегодня в десятках регионов Российской Федерации и во многом связана с привлечением инвестиций и вовлечением в туристский оборот объектов культурного наследия, обеспечением доступности к ним. В частности, Перечнем поручений Президента РФ предусмотрено создание межведомственной комиссии в целях комплексного решения вопросов, касающихся возрождения исторических усадеб, их приспособления для оказания гостинично-туристских услуг, осуществления культурных мероприятий. Поэтому вопросы сохранения и использования объектов культурного наследия и, в частности, усадебных комплексов, становятся все более актуальными.

Здесь важно не допустить дисбаланса между уровнем развития инфраструктуры и состоянием культурной среды региона, которая во многом зависит от состояния объектов культурного наследия. Сегодня государство оказывает реально ощутимую поддержку в вопросах сохранения и реставрационных работ на объектах культурного наследия. Эта деятельность не всегда заметна, но на самом деле её масштабы весьма значительны и впечатляют. Если обратиться к сайту госзакупок, то без труда можно найти сотни примеров об объявлении тендеров на восстановление историко-культурных и архитектурных памятников в регионах страны, малых исторических городах как весьма значимых объектах туристского интереса и требующих сегодня, конечно же, еще большего внимания к их комплексному инфраструктурному обустройству в связи с улучшающейся их транспортной и информационной доступностью.

Повышается ответственность экскурсоводов и инструкторов-проводников, для которых федеральным законодательством введена обязательная аккредитация: без неё они, начиная с июля 2023 года, не имеют права осуществлять свою профессиональную деятельность. Мы все понимаем, что от этих профессий зависит правильная и объективная информация о наших культурных ценностях. Однако для более широкого вовлечения объектов культурного наследия в туристский оборот экскурсий уже недостаточно. Необходимо активно развивать систему и других социокультурных проектов на территориях конкретных дестинаций, а экскурсия в этом случае может рассматриваться как первый, начальный и, конечно, неотъемлемый этап развивающейся системы социокультурных проектов, в которую включаются уже не только организаторы туризма, но и учреждения культуры различной направленности. Они все больше взаимодействуют с туристскими организациями. Да и сами экскурсии не остаются неизменными. Появляются новые тенденции в экскурсионном деле: традиционная экскурсия, несколько уже «наскучившая» по форме проведения, начинает замещаться новым форматом, когда экскурсия превращается в спектакль, а экскурсовод сменяется профессиональным артистом, который с использованием современных цифровых технологий передает двигающимся по маршруту вместе с ним экскурсантам через индивидуальные средства коммуникации не только информацию, но и эмоции с соответствующим аудиосопровождением, что позволяет вовлекать в туристско-экскурсионный процесс профессиональных работников культуры. Таким образом мы наблюдаем появление ещё одной грани взаимной интеграции культурной и туристской сфер на базе современных информационных технологий.

Такие процессы в последние годы уже происходят и в целях их дальнейшей активизации требуют своего научно-методического осмысления и обеспечения. Если посмотреть на логику успешного освоения той или иной конкретной территории, нетрудно определить, что основными условиями достижения положительных результатов при проектировании дальнейших перспектив развития туризма на территории региона или муниципального образования, можно считать сбалансированное сочетание таких четырех факторов, как доступность (1), инфраструктура (2), социокультурное программирование (3) и продвижение (4). Они призваны системно, во взаимосвязи, обеспечить эффективное функционирование дестинации. Наибольшую сложность здесь представляет выработка оптимальных моделей сбалансированного сочетания этих четырех факторов с учетом особенностей конкретного региона, что в целом заставляет по-новому посмотреть, например, на проблемы кадрового обеспечения туризма в части возрастания потребностей в привлечении представителей творческих профессий, более активного применения технологий социокультурного проектирования в местах пребывания туристов.

Возрастающая роль культуры как мотиватора туристских поездок обусловлена еще и тем обстоятельством, что глобализация, развитие цифровизации и коммуникаций выступают мощным катализатором процессов взаимной интеграции различных сфер деятельности, и это приводит к появлению новых продуктов и услуг, более полно удовлетворяющих не только традиционные потребности, но и формирующих новые потребности людей. Все большее развитие получает, например, кинотуризм, т.е. поездки, возникающие под влиянием киноиндустрии – на базе возрастающих мотиваций к посещению мест и событий, показанных в кинофильмах. Кинофестивали давно уже стали неотъемлемой частью не только киноиндустрии, но и туризма. Во многих регионах создались предпосылки к созданию историко-культурных туристских кластеров, объединяющих и координирующих деятельность разнопрофильных организаций и предприятий региона в целях формирования привлекательного качественного туристского продукта. Такие предложения мы выдвинули, в частности, для Чеченской Республики [5]. На приведенной схеме можно видеть десятки компонентов, взаимодействие которых необходимо эффективно координировать в рамках кластерного процесса.

Россия постепенно освобождается от культурной оккупации Западом с её “Happy Birthday to You”, “Jingle Bells”, святыми Валентинами и прочими Хеллоуинами,… и возвращение к своим праздникам и традициям происходит также в значительной степени в рамках туристского процесса, когда событийные календари в регионах становятся все более насыщенными праздниками и фестивалями национальных традиций и нередко – в культурной среде в окружении аутентичных материальных объектов культурного наследия как надежных хранителей исторической памяти нашего народа. В этой связи нельзя не сказать о воспитательной роли туризма и активного походного краеведения среди молодёжи и школьников, специальных экспедиций школьников и молодёжи в природных условиях или экскурсий в музеи и достопримечательные места, не говоря уже о высоком социально-адаптивном и оздоровительном эффектах.

Говоря о приобщении детей к российским культурным ценностям важно отметить также, что в последние годы Министерство культуры успешно реализует проект культурно-познавательного туризма для школьников, когда ежегодно путешествуют десятки тысяч детей из регионов с посещением двух столиц и многим другим маршрутам. К примеру, наши коллеги из г. Орла являются авторами-создателями нового туристского маршрута «Золото русской литературы». Этот маршрут поддержан Министерством культуры и является одной из 14 культурно-просветительских программ для школьников в рамках нацпроекта «Культура». Проект охватывает более 20 регионов России. Маршрут «Золото русской литературы» посвящен русской литературе и представляет собой трехдневное путешествие с экскурсиями по Орлу и достопримечательностям Орловской и Тульской областей, связанными с именами великих русских писателей и мыслителей – Ивана Тургенева, Ивана Бунина, Николая Лескова, Афанасия Фета, Леонида Андреева, Михаила Пришвина, Федора Тютчева, Алексея Апухтина, философа Михаила Бахтина.

Стоит отметить, что туристские культурно-просветительские программы путешествий для школьников являются продолжением проекта «Моя Россия», который Минкультуры России реализует с 2013 года совместно с Российским союзом туриндустрии (РСТ), региональными органами исполнительной власти в сфере культуры и туризма, учреждениями культуры, федеральными и региональными музеями и объектами показа. Весьма показательными здесь можно отметить Поручения Президента России Путина В.В. по итогам заседания Госсовета от 22 декабря прошлого года по молодёжной политике, где как раз обращено внимание на возможности использования культуры и туризма для работы с молодёжью.

Получают институализацию и другие конкретные виды и формы туризма культурно-познавательного сегмента. Так, в январе этого года Министерство науки и высшего образования утвердило концепцию научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [6]. Развитие научно-популярного туризма выступит в качестве инструмента формирования полноценной воспитательной среды и станет частью единой программы гражданско-патриотического и общественно-полезного молодежного туризма.

В современных условиях неизмеримо возрастает роль брендирования обширных территорий субъектов РФ, многие из которых до сегодняшнего дня не имеют внятного культурно-исторического и туристского бренда. А ведь в подавляющем большинстве случаев туристская привлекательность территории тесно завязана на культурном и природном наследии. Усилия в регионах, конечно же, предпринимаются, но все же в этом вопросе не хватает качественной методики и последовательности действий в рамках специальных многолетних программ по формированию и продвижению региональных брендов. Этому процессу, полагаем, будет способствовать проводимая в Центре социокультурных и туристских программ Института Наследия работа по выявлению и систематизации ключевых цивилизационных символов российских регионов как одного из сегментов формируемой геокультурной матрицы Российской Федерации [7]. Развитию туристского бренда территории могут способствовать и вновь создаваемые комплексные объекты, например такие, как тематические парки. В частности, в ходе выполнения научно-исследовательской работы по вопросам туристского использования культурного наследия Чеченской Республики нами было предложено создать на территории республики тематический парк футуристической направленности.

Тема укрепления цивилизационной идентичности средствами туризма связана и с современной профессиональной туристской терминологией, когда надо различать уже устоявшиеся заимствования и те, что приходят вместе с технологиями. Яркий пример: ушли с российского туристского рынка западные бренды отелей и систем бронирования – и сразу стало понятно, насколько мы от них зависели. Сейчас активно начали развиваться свои системы бронирования отелей и туров, и российский турбизнес в этих ключевых вопросах начинает обретать независимость.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы видим все возрастающую роль туризма для наших сограждан как мощного фактора приобщения к российским культурным ценностям, что в условиях быстрого роста путешествий по маршрутам внутреннего туризма приобретает повсеместный характер межрегионального взаимодействия культурной и туристской сфер, предопределяя все более ответственное отношение к вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия как неоспоримых свидетелей и материальных носителей исторической памяти нашего народа, одной из краеугольных основ культурного суверенитета России.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Официальный сайт Президента Российской Федерации. – Url: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 12.06.2023).

[2] Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 31 октября 1980 г. «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» // Правда. – 1980. – 16 дек. См. также: Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов – Url: https://docs.cntd.ru/document/765708448 (дата обращения: 12.06.2023).

[3] Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 6 сентября 2022 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – Url: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69735 (дата обращения: 12.06.2023).

[4] Госкорпорация «Туризм.рф»: официальный сайт. – Url: http://туризм.рф.

[5] Формирование и развитие перспективных форм и методов туристского использования объектов культурного наследия на территории Чеченской Республики / Путрик Ю.С., Соловьев А.П., Нельзина О.Ю. – М.: Ин-т Наследия, 2023. – Url: https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/
2023/03/formirovanie-i-razvitie-perspektivnyh-form-i-metodov.pdf (дата обращения: 12.06.2023).

[6] Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. См.: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: официальный сайт – Url: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63538/ (дата обращения: 12.06.2023).

[7] Геокультурная матрица Российской Федерации как новый фактор и перспективный инструмент формирования общероссийской системы сохранения, изучения, популяризации и использования объектов культурного наследия : сб. науч. докладов / Отв. ред. Ю.С. Путрик. –
М. : Ин-т Наследия, 2022. – 120 с.


Путрик Юрий Степанович
доктор исторических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: putrik@list.ru

Соловьев Андрей Петрович
кандидат педагогических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: andrey476_85@mail.ru

© Путрик Ю.С., Соловьев А.П., 2023.
Статья поступила в редакцию 10.06.2023.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/618.html&j_id=56
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).