2024/1(55)

Содержание

Культурная политика

Заботкин Г.А.
Юдин В.И.

Конференция молодых ученых
23-24 января 2024 г.

Васильев Г.Е.

Зотова Т.А.

Казанская К.К.

Михальский Ф.А.

Радаева В.С.

Назаретян П.В.

Полюшкина К.В.

Краснова И.В.

Кулакова Н.В.

Снеговская Е.А.

 
DOI 10.34685/HI.2024.96.77.002
Васильев Г.Е.
Проблематичность науки о культуре в современной социокультурной ситуации

Аннотация. В статье раскрываются ценностные культурно-исторические основания возникновения науки в Новое время; раскрывается, в этой связи, специфика и различие возникших и развившихся в Новое время естественных и социально-гуманитарных наук; раскрывается проблематика исчезновения в современной культурной ситуации, в ситуации Постмодерна, ценностных оснований науки; соответственно, раскрывается проблематичность существования и развитие науки о культуре в подобного рода культурно-историческом контексте, – связанная не только с исчезновением ценностных оснований науки, но и исчезновением объекта исследования науки о культуре – собственно, культуры, как, прежде всего, ценностно-смысловой системы-матрицы.


Ключевые слова: наука, культура, ценности, постмодерн, симулякр.



Современная наука занимается, в первую очередь,
не поиском истин, а созданием их и последующим внедрением
в сознание миллионов людей...
Религиозная составляющая современной науки
не оставляет никакого сомнения…

В.Ю. Катасонов. Наука как религия


Наука, в строгом смысле этого слова, есть особый способ познания мира, основанный на эксперименте.

Эксперимент – это концептуально-теоретически определённый опыт.

Такого рода опыт осуществляется в особых условиях и, соответственно, должен быть непреложно воспроизводимым, повторимым.

Разумеется, наукой в подобном строгом значении понятия является именно то, что называется естественными науками. Науки же гуманитарные, науки о культуре, исторические и общественные науки, собственно, науками в подобном строгом значении слова являться не могут вследствие наличия у них таких объектов исследования, которые не могут быть подведены под такого рода экспериментальное исследование или могут быть подведены только в весьма небольшой своей степени.

Однако, разумеется, такого рода общественные (гуманитарные) науки, науки культурно-исторические, не являются чем-то заведомо худшим, далёким от всякой истины, нежели науки естественные. Просто их методология несколько иная.

В этой связи, например, можно указать на ту методологию в их, гуманитарных общественных наук, сферах исследования, которую предложили неокантианцы Баденской школы (Г.Риккерт и В.Вильденбанд), положившие в основание такого рода наук идиографический метод, т.е. метод, основанный на выявлении именно уникального, особенного в той или иной культуре, в том или ином обществе, в поступках того или иного человека данной культуры и данного общества, с соответствующим выявлением особой ценностной матрицы данного общества, данной культуры, – выявив которую можно будет раскрывать суть данных культуры и общества, суть поступков человека денных культуры и общества.

Но как бы то ни было, учитывая всё различие наук естественных и социально-гуманитарных, мы вполне можем говорить о том, что, собственно, науки – как социально-гуманитарные, так и естественные – имеют исторически одно своё основание, возникли они и сформировались, в современном своём виде приблизительно в одно и то же время – в Новое время, в Западноевропейской культурно-исторической системе.

Причём, важно заметить, что в основании их возникновения и формирования лежала, в свою очередь, определённая особая ценностная матрица данной культуры, данной эпохи.

Прежде всего, разумеется, применительно к данной культуре, культурно-исторической системе, здесь необходимо указать на ключевую установку, – то, что О. Шпенглер называет прафеноменом культуры, – имеющую место в мировоззрении человека данной культуры («фаустовского человека», в терминах О. Шпенглера), а именно – на волю к власти.

Здесь, в возникших и сформировавшихся естественных науках, это – воля к власти над природой.

Западная наука (позволю себе такое словосочетание) имеет своей основой волю к власти над природой.

Соответственно, эта первоначальная «фаустовская» установка, здесь, не может быть актуализирована и реализована без иных ключевых ценностных концептов и первоначал данной культуры, данной эпохи, а именно: а) воля к истине, к познанию; б) идея прогресса.

Без этих, акцентирую на это внимание, ключевых базовых ценностных принципов никакая наука – как особого рода способ познания мира – не могла бы возникнуть и актуализироваться.

Возникнув, здесь, в Западной (Фаустовской) культурно-исторической системе, и актуализировавшись, наука, как специфический способ познания мира, и уже как готовая модель, была, с вариациями, перенята другими культурными мирами (культурно-историческими системами). Причём, с одной стороны, с опорой на местные аналогичные ценностные мировоззренческие образцы, а с другой – в определённой своей мере, заимствуя соответствующие ценностные образцы (волю к истине, идею прогресса т.п.) у Запада.

Например, в Русской культурно-исторической системе данные ценностные образцы нашли свои, в определённой мере, аналогии в виде русского мировоззренческого прафеномена стремления за горизонт, за пределы (здесь, в науке, пределы познанного), а также, разумеется, в своеобразном варианте, в исконном русском стремлении к Правде.

Соответственно, наука, как специфический способ познания мира, овладения этим миром, природой, бурно развивалась, – и на Западе, и в других культурно-исторических системах, так или иначе испытавших сильное «западное» влияние, в том числе и в России, а потом, особенно, в СССР, – пока указанные ценностные образцы были актуальны, пока была актуальна культура Модерна, – т.е. особая культура Нового времени, как особого этапа развития Западной (Фаустовской) культурно-исторической системы, так или иначе оказывавшей, и оказывающей, своё весьма значительное влияние, а зачастую – определяющее, на весь мир, на все прочие культурно-исторические системы.

Однако когда культурная эпоха Модерна с его особыми ценностными образцами уходит, почитай уже ушла, в прошлое, когда на смену ей приходит (пришла) эпоха, именуемая Постмодерном, причём, вследствие уже определяющего влияния Западной (Фаустовской) культурно-исторической системы («цивилизации») на весь Земшар, на все народы, страны и культуры, приходящий «на Запад» Постмодерн так или иначе оказывает своё серьёзнейшее влияние на все страны, народы и их культуры, – то и ценностные образцы эпохи Модерна уже перестают быть актуальными, не актуализируются, стираются.

Соответственно, очевидно, что для науки, возникшей и сформировавшейся, и развившейся, именно на этих ценностных образцах, – бескорыстного служения истине, воли к истине, к познанию, стремления к прогрессу и т.п., – исчезают те культурно-исторические, мировоззренческие основания, на которых она, наука, в сущности, зиждется и развивается.

В этой связи мы можем со всей очевидностью наблюдать последствия – пока ещё совершенно не осмысленные, даже особо вроде как и не замеченные – деградации науки, остановки её развития.

Разумеется, научно-технический прогресс был в значительной мере приостановлен мировыми элитами в конце ХХ века в целях укрепления своей власти и остановки прогресса социально-гуманитарного, дабы, опять же, не выпустить из рук своей глобальной власти. Оставив при этом лишь развивающимися, причём в довольно специфическом своем весьма узком горизонте-коридоре развития, информационные технологии, с одной стороны, обеспечивающие тотальный контроль за подвластным населением, а с другой – предположительно, дающим возможность трансгуманистического, для данных элит, перехода к сверхчеловеческому состоянию вплоть до достижения своего иллюзорного «цифрового» «бессмертия».

Как бы то ни было, но вследствие и системных («объективных») культурно-исторических факторов, и факторов субъектных («субъективных»), но из-под науки, – и это касается и наук естественных, и наук социально-гуманитарных, – оказалось выбито их ценностно-смысловое основание.

И в этом плане, как мы видим сегодня, наука, науки во всё большей степени обращаются лишь в свою симуляцию – разного рода постмодернистские «индексы цитирования» довольно типичный тому пример, – нежели во что-то реальное, связанное с реальными научными открытиями и действительно прорывными исследованиями.

Науки социально-гуманитарные в своём мейнстриме, за исключением маргинальных «внесистемных» исследователей-одиночек, по существу, обратились во что-то совершенно плоское, и я бы даже сказал, пошлое, не имеющее уже никакого отношения к реальности, к реальным смыслам, не говоря уж о первосмыслах; обратились во что-то сугубо обслуживающее интересы правящих глобальных элит, в технологии, по существу, манипуляции массовым сознанием.

И если настоящая наука ещё действительно как-то существует то, очевидно, уже вопреки общемировым «цивилизационным» тенденциям; существует ещё в виде некоего атавизма, рудимента прошлого.

Если же говорить, собственно, о науках о культуре, то вышеизложенная фундаментальная проблема, связанная с исчезновением ценностно-смыслового основания науки как таковой, усугубляется здесь ещё и тем, что исчезает, собственно, сам объект исследования данных наук: культура.

Культура как ценностно-смысловая система.

Я определяю культуру как символическую ценностно-смысловую систему, определяющую и актуализирующую творчество человеком самого себя и сферы своего бытия.

В современном, глобализировавшемся, мире исчезает, собственно, культура, исчезают, стираются ценности и смыслы.

То, что в современном мире сущая беда со смыслами – об этом не писал только, наверное, ленивый. Особенно ярко и прямо об этом написал ещё Ж. Бодрийяр в своей книге «Симулякры и симуляции» (1981 г.).

А то, что в современном мире стираются ценностные матрицы, зачастую целенаправленно и методично, обращая население, целенаправленно и методично, в безликие, легко внушаемые аморфные массы и рой, – программируя, целенаправленно и методично, дрессируя их в режиме роевого поведения, – создавая этим массам, их рою, симулякры, всякий раз, неких, якобы, «ценностей», пусть даже и под видом «традиционных ценностей», ловя их, эти роящиеся массы, на эту приманку, а потом, на следующий уже день, подменяя вчерашние «ценностные» симулякры и установки новыми, уже пусть даже с «обратным знаком», – это, полагаю, вполне уже очевидно и не требует особой остановки на этом моменте для пояснения.

Так вот, если в современном мире исчезают не только особые ценностные основания, на которых, собственно, взошла и развилась наука, как специфический способ познания мира, но и исчезает, собственно, объект исследования науки о культуре – культура как таковая, в своих ценностно-смысловых основаниях, – то как, в таких условиях, ещё может быть возможна наука о культуре?

Разумеется, в русле глобального идеологического мейнстрима она существует, – уже, кстати, несколько десятилетий уж точно, – лишь сугубо в виде своего симулякра, не имеющего никакого отношения, как я уже сказал, ни к реальности, ни к смыслам, ни, тем более, к первосмыслам, к поискам истины, более того – вот уж подменяющего собой, в своих аспектах, и реальность и истину.

Я полагаю, настоящая наука о культуре в современных условиях если ещё как-то и может существовать, то исключительно в своих особых маргинальных по отношению к глобальному идеологическому мейнстриму формах, – причём, на мой взгляд, не только и даже не столько ориентируясь на некие исконные ценностные образцы отечественной (применительно к науке о культуре в России) культуры, сколько творчески проецируя эти образцы в будущее, рисуя столь насущный сегодня нам образ будущего, принципиального иной, – и в социально-экономическом и культурном планах, свободный, человечный и справедливый, – нежели рисует и пророчит нам идеологический глобальный мейнстрим, в русле трансгуманистической парадигмы, «великой перезагрузки», «инклюзивного капитализма», «толерантности» и т.п. пропагандистской мишуры и симулякров.

Кстати, в этом «дивном новом мире» «глобальной перезагрузки», в которые мы уже «уверенно» погружаемся, уже не будет ни места, ни возможности ни культуре, как ценностно-смысловой системе, ни, соответственно, науке о культуре, ни человеку, как носителю своих высших человеческих характеристик, таких как совесть, самосознание, свобода воли и выбора, личное достоинство и т.п., а будет только тотальное господство технологий манипуляции массовым сознанием, прошивки и перепрошивки мозгов, тотального паноптического «цифрового» контроля.

Поэтому, наверное, актуальный, поставленный здесь вопрос о науке, о науке о культуре, об их возможности в современном мире ныне есть вопрос, собственно, о культуре, о человеке, о проблеме их сохранения, возможности и перспективах их реального развития.

И тут уж, полагаю, имеет место бифуркационная точка экзистенциального для всего мира всё более остро-насущного и актуального выбора: либо – либо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. – Москва : Karios, 2018. – 320 c.

2. Васильев, Г.Е. Окоём волюшки. Русская философия власти. – Москва : Ваш Формат, 2021. – 580 с.

3. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. – Москва : Эксмо-Пресс, 2001. – 832 с.; его же: Матрица «Россия». – Москва : Эксмо, 2010. – 256 с.

4. Катасонов, В.Ю. Антиутопии. Литературные фантазии или проектирование будущего? – Москва: Наше Завтра, 2021. – 666 с.; его же: Читая Шваба. Инклюзивный капитализм и великая перезагрузка. Открытый заговор против человечества. – Москва: Книжный мир, 2021. – 320 с.

5. Кун, Т.С. Структура научных революций. – Москва : Прогресс, 1977. – 300 с.

6. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна. – Москва : Алетейя, 2016. – 160 с.

7. Панарин, А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. – Москва : Ин-т философии РАН, 2005. – 188 с.

8. Четверикова, О.Н. Диктатура просвещённых. Дух и цели трансгуманизма. – Москва : Издатель Геннадий Маркелов, 2018. – 160 с.

9. Шнуренко, И. Homo fractus. Человек взломанный. – Москва : Наше Завтра, 2021. – 452 с.

10. Schwab, K. Malleret, T. Covid-19: The great reset. – Geneva : Forum publishing, 2020. – 213 с.

11. Zuboff, S. The age of surveillance capitalism. – Ney York : Public Affairs, 2019. – 717 с.


Васильев Глеб Евгеньевич

кандидат философских наук,
ведущий научный сотрудник Российского
научно-исследовательского института культурногои природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва)
Email: Gleb.negin@mail.ru


© Васильев Г.Е., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.02.2024.
Публикуется в авторской редакции.

Открыть PDF-файл 

Ссылка на статью:
Васильев, Г. Е. Проблематичность науки о культуре в современной социокультурной ситуации. – DOI 10.34685/HI.2024.96.77.002. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 1. – С. 18-22. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/638.html&j_id=59.

Наверх


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).