Соловьев А.П.
Аннотация. В статье рассматривается законодательная база в основе государственной культурной политики в сфере сохранения и использования недвижимого материального культурного наследия в России. Подчеркивается значимость совместных усилий государства и общества в решении проблем, связанных с охраной и освоением культурного наследия, и приводятся примеры успешных практик в этой сфере. Одновременно отмечаются наиболее острые проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, которые, по мнению автора, необходимо решать в самое ближайшее время. В этой связи особенно актуальным становится вопрос о мерах поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление объектов культурного наследия.
Ключевые слова: государственная культурная политика, нормативная база в области культуры, недвижимое материальное культурное наследие, государственная охрана памятников, сохранение и использование объектов культурного наследия, инвесторы, Министерство культуры РФ, Россия.
Как известно, 8 мая 2024 г. Президент Российской Федерации Путин В.В. подписал Указ №314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [1]. В данном документе указывается, что в условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма, неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы, к числу которых относятся, в том числе:
- попытки деформации исторической памяти и искажения исторической правды;
- использование коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение целостности российского общества и государства.
В этой связи особую значимость приобретает деятельность, направленная на сохранение и использование объектов культурного наследия в Российской Федерации, а именно, на получение и распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти. Напомним, незадолго до подписания данного Указа, в феврале 2024 г. Президент Российской Федерации в послании Федеральному собранию поручил создать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России, где попросил Правительство Российской Федерации, парламентариев, профильные комиссии Госсовета с участием общественности проанализировать нормативную базу в сфере охраны и использования объектов культурного наследия. «Надо устранить явно избыточные, противоречивые требования, из-за которых памятник порой разрушается на глазах, а формально, по закону, оперативно принять меры по его спасению невозможно. Предлагаю сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России. Рассчитываю, что мы принимаем ее на 20 лет», – сказал Путин В.В. [2] Согласно данной программе, к 2030 г. планируется по всей России привести в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия. Заметим, что в России в 2024 г. насчитывается более 155 000 объектов культурного наследия, включая и новые территории, и состояние 30 000 оценивается как неудовлетворительное.
Важно, что в данной программе будет, наконец, рассмотрел вопрос о мерах поддержки гражданам, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление объектов культурного наследия. И уже в 2024 г. в Забайкальском крае, Новгородской, Рязанской, Смоленской и Тверской областях дан старт пилотному проекту по сохранению объектов культурного наследия, который осуществляет Институт развития «ДОМ.РФ».
Рассмотрим проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, которые, на наш взгляд, серьезные и их необходимо решать в самое ближайшее время. Так, согласно отчету Счетной Палаты Российской Федерации [3], мероприятия федерального проекта по сохранению объектов культурного наследия реализуются недостаточно эффективно, по фактам выявленных на ряде объектов нарушений законодательства во время проводимых работ будет направлено обращение в Генпрокуратуру РФ. По результатам проверки объектов в Калужской, Саратовской и Ульяновской областях мероприятия федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» пока реализуются недостаточно эффективно. Так, в 2022–2023 годах выделенные по проекту бюджетные ассигнования были использованы не в полном объеме, а достижение результатов было обеспечено для учета корректировок плановых показателей.
В ходе выездных исследований по объектам реставрации было выявлено изменение количества и недостатков, в том числе: отсутствие разрешений на реставрационные работы, ненадлежащая организация авторского и технического надзора, приемка работ, несоответствие научно-проектной документации, несоблюдение сроки выполнения работ, оплата невыполненных работ.
По данным Счетной палаты России, перенос сроков реставрационных работ в условиях роста цен на строительные ресурсы может привести к дополнительным расходам бюджетной системы. При этом учитываются ресурсы на поддержание деятельности учреждений культуры, которые ранее размещались в восстанавливаемых объектах, в том числе на счет выпадающих доходов из-за невозможности оказания услуг в прежних объемах. Также существует проблема неиспользованию бюджетных средств для реставрации и сохранения объектов культурного наследия. Так, Министерством культуры Саратовской области в 2021 г. не были использованы средства в размере 290,7 млн. руб., а в Калужской области в 2023 г. не удалось распределить 205 млн. руб. казенных средств. На это стоит обратить внимание.
Нормы законодательства, которые работают последние 15-20 лет, необходимо менять и совершенствовать. При этом, есть очень тонкая грань между тем, чтобы упростить процесс сохранения памятников истории и культуры и чтобы им не навредить. Так, в настоящее время рассматривается законопроект о выделении понятия «текущее содержание памятников», где предлагается работы по содержанию объектов культурного наследия, такие как пожарная сигнализация, охранные системы, покос травы, побелка, покраска, не касающиеся предмета охраны объекта культурного наследия, проводить без участия лицензированных организаций, в уведомительном порядке, что ускорит процесс.
Стоит отметить, что с 1 сентября 2024 г. вступили в силу послабления в отношении памятников Великой Отечественной войне. Теперь покрасить мемориал, заменить покосившуюся плитку и другие работы можно без оформления разрешительной документации и проектно-сметной документации. Сокращение срока оформления разрешительных документов позволяет уйти от этих процедур и перейти непосредственно к работам, что также существенно экономит средства, которые идут непосредственно на реставрацию памятника, а не на документы.
С учетом вышесказанного, в настоящее время начались работы по созданию региональных программ сохранения и использования объектов культурного наследия. Так, в Краснодарском крае уже ведется такая работа с учетом того, что край лидирует среди регионов по количеству и разнообразию объектов культурного наследия. В настоящее время в крае активно ведутся строительные работы, но при этом сохранение объектов историко-культурного наследия остается одной из первостепенных задач. Если памятники находятся в частной собственности, то ответственность по их содержанию ложится на правообладателя, но необходимо следить, чтобы правила соблюдались. Требования должны быть едины для всех. Для этого и разрабатывается программа по сохранению и восстановлению памятников в исторических поселениях.
На территории Краснодарского края расположено около 15 тысяч памятников археологии и 1,5 тысячи памятников, посвященных защитникам Отечества. Более 1300 памятников архитектуры – за последние два года отреставрировали 77 из них, работы продолжаются еще на 84 памятниках. В настоящее время государственная охрана охватывает около 20 тысяч памятников, относящихся к различным историческим периодам – от раннего палеолита до второй половины 20 века. За последние два года более 350 объектов были признаны охраняемыми.
Приоритетным направлением развития региона является сохранение объектов культурного наследия в их исторической среде путем установления границ территорий, зон охраны и предметов охраны. Эта задача поставлена перед регионами Президентом России.
Благодаря поддержке губернатора и руководства края значительно возросло финансирование мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия Краснодарского края. По результатам комплексных историко-культурных исследований, которые проводятся как за счет средств краевого бюджета, так и за счет средств иных заинтересованных лиц, разработана проектная документация и утверждены границы территорий 388 объектов культурного наследия, зоны охраны 264 объектов культурного наследия, предметы охраны 236 объектов культурного наследия, расположенных в г. Краснодаре. Это работа также важна для выполнения стоящей перед регионом задачи создания «Национальной системы пространственных данных» и наполнения Единого государственного реестра недвижимости. Важно, чтобы информация об объектах культурного наследия была открыта и общедоступна, это защитит памятники от разрушения.
С учетом такой насыщенности памятниками истории и культуры с февраля 1990 г. город Краснодар был включен в список исторических населенных мест совместным постановлением Министерства культуры РСФСР, Госстроя РСФСР и Центрального комитета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Стоит отметить, что в июне 2024 г. ДОМ.РФ, Министерство культуры Российской Федерации и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) договорились о работе над сохранением и восстановлением объектов культурного наследия. Они, в частности, разрабатывают меры по реставрации объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также обеспечить их использование в соответствии с требованиями. Для этого они обещают обратить внимание на механизмы включения финансовых вложений.
Сейчас в России множество памятников истории, градостроительства, архитектуры, искусства и религии, которые относятся к объектам культурного наследия. Преимущественно они расположены в Санкт-Петербурге, Москве, Костромской, Московской Владимирской и Нижегородской области, Дагестане. Также работают несколько механизмов передачи объекта инвесторам: льготная аренда сроком на 49 лет, государственно-частное партнерство, передача в безвозмездное пользование и льготная приватизация. Кроме того, есть преференции в пользовании объектов культурного наследия: объекты, находящихся в федеральной собственности, освобождены от налога на имущество, а от земельного налога освобождены участки, занятые историко-культурными заповедниками. Нулевая ставка НДС устанавливается для объектов культурного наследия, которые используются как гостиницы.
Нужно обсуждать, есть ли возможность освободить от налога на имущество и налога на землю те памятники, которые были бесхозными, но инвесторы готовы вовлекать их в экономической оборот. Государство от этого только выиграет. Также важно говорить о льготах для других форм использования, не только для коммерческих. Это может быть и частное использование, когда на собственника ложатся определенные обязательства. Например, раз в месяц собственник будет открывать усадьбу туристам, также он возьмет на себя обязательства поддерживать это здание в хорошем состоянии. Почему бы не стимулировать владельца с помощью освобождения от налога на имущество, налога на землю?
По нашему мнению, работать с объектами культурного наследия надо как со свободными экономическими зонами. Было бы целесообразным рассмотреть для инвесторов формат «одного окна» для связи с различными ведомствами.
Поддерживая предпринимателей, инвестирующих в реставрацию зданий, стоит учитывать не только исторические усадьбы, но и постройки в исторических центрах городов. На региональном уровне нужно освобождать бизнесменов от уплаты налога на имущество, создавать единые центры компетенции, предоставлять льготное подключение к электросетям, а на федеральном – запустить программу льготного кредитования.
Сейчас наблюдается большой запрос и интерес со стороны предпринимательского сообщества в восстановлении и развитии объектов культурного наследия. Автором проанализированы программы и меры поддержки Минкультуры России, Минэкономразвития России, а также ДОМ.РФ и Корпорации МСП. Выяснилось, что есть избыточные требования к проведению работ по сохранению таких объектов, этапы согласования документации в различных ведомствах как на федеральном, так и на региональном уровнях имеют длительные сроки, а существующие меры поддержки носят ограниченный характер. В связи с этим необходимо объединить усилия нескольких ведомств и предпринимательского сообщества.
В этой связи автор данной статьи предлагает рассмотреть предложения общероссийской общественной организации «Опоры России», Комиссии и Федеральной рабочей группы «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие.
1. Необходимо, чтобы был введен в действие пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которым собственник объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, либо лицо, пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат.
Данная компенсация произведенных затрат на сегодняшний день не осуществляется. Действие указанного положения несколько раз приостанавливалось (последний раз – до 01.01.2019 г.). Основанием такого приостановления являлся тот факт, что общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств. Таким образом, на сегодняшний день положение действующее, однако порядок выплаты компенсации Правительством РФ до сих пор не утвержден.
Положение о компенсациях могло бы сегодня успешно реализовываться с обсуждаемой программой льготных кредитов для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Кроме того, реализация данного пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» важна не только для бизнеса, но и для других групп населения.
Такая поддержка государства будет стимулом к качественному проведению работ со стороны собственников: зная о реальной возможности получить компенсацию в случае соблюдения всех положений закона, собственники будут стараться проводить все добросовестно, а государство путем предоставления таких компенсаций и иных преференций продемонстрирует солидарную ответственность за сохранение культурного наследия России.
2. Предоставить льготу по налогу на прибыль организаций (НДФЛ, в случае если ИП находится на общей системе налогообложения; а также УСН, в случае ее применения) при инвестиции части прибыли в реставрацию объекта культурного наследия.
В ранее действовавшей Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось положение, мотивирующее бизнес инвестировать средства в основной капитал за счет не включения в налогооблагаемую базу стоимости средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию производственной и непроизводственной базы.
По аналогии с указанным положением, предлагаем внести в Налоговый Кодекс РФ изменения в части предоставления дополнительных преференций по налогу на прибыль организаций (НДФЛ, в случае если ИП находится на общей системе налогообложения; а также УСН, в случае ее применения) при инвестиции части прибыли в реставрацию объекта культурного наследия:
- Предлагаем дополнить пункт 2 ст. 286.1 НК РФ подпунктом 10 следующего содержания: «100 процентов стоимости расходов, направленных налогоплательщиком на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального, регионального и местного значения».
- Для индивидуальных предпринимателей, применяющих основную систему налогообложения, предлагаем рассмотреть возможность введения инвестиционного налогового вычета по аналогии с налогом на прибыль в части предоставления его по расходам, направленным налогоплательщиком на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального, регионального и местного значения.
- Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предлагаем рассмотреть возможность введения льготы, предусматривающей исключение из налоговой базы по УСН сумм расходов, направленных на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального, регионального и местного значения.
Предложения, направленные на расселение и передачу инвесторам объектов культурного наследия, а также выявленных объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов, являющихся многоквартирными жилыми домами и признанных аварийными (с непригодными для проживания жилыми помещениями).
В России насчитывается около 12,8 тыс. объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными жилыми домами [4]. Из них существенная часть являются аварийными, зачастую безлюдными и руинированными после пожаров, но юридически они годами не расселяются, что в конечном итоге приводит к их утрате. Эти здания формируют исторический архитектурный облик российских городов. С учетом того, что перечень поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию направлен на привлечение частных инвестиций в сектор сохранения культурного наследия, а также разрабатывается программа льготных кредитов для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, мероприятия по оптимизации процедур вовлечения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот и т.д., данные объекты могут именно для реализации таких мер сформировать рынок исторической недвижимости, тем более что многие из них расположены в центре городов, на «красных линиях».
Необходимо разработать и принять изменения в федеральном законодательстве, чтобы расселить такие объекты и передать частным инвесторам для восстановления и включения в городскую экономику, в результате чего регионы и муниципалитеты получат доходы от продажи, аренды и налогов, а бизнес будет вовлечен в сферу развития историко-архитектурной среды.
По результатам анализа нормативной базы, регулирующей данное направление, выявлены следующие проблемы, которые предлагаются к их решению:
1) На сегодняшний день федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда» (срок реализации – с 01.10.2018 до 31.12.2024 гг.) включает основной показатель: количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда (нарастающим итогом с 2018 г.) в 2024 году – 9966,9 тыс. кв. м.
Между тем, по данным Росстата, аварийный жилищный фонд на 2017 год [5] составил – 13512 тыс. кв. м [6]. То есть, не все аварийные здания подпадают под данный федеральный проект. На практике это приводит к тому, что именно объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия и исторически ценные градоформирующие объекты в него не включаются и годами не расселяются, либо подпадают под программы комплексного развития территорий и расселяются на счет девелоперов, что влечет зачастую городские конфликты.
Решение предлагается в формирующемся новом федеральном проекте:
- обеспечить возможность расселения многоквартирных домов (объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты) за счет федерального проекта, а под программы комплексного развития территорий и девелоперские проекты оставить дома, не имеющие статуса, более простые в расселении;
- обеспечить соответствие показателя количества квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда фактическим объемам аварийного жилищного фонда;
- предусмотреть показатель: «количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда многоквартирных домов (объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты), подлежащих реконструкции».
2) В рамках расселения формируется региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 16 федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ).
Однако данная региональная адресная программа не содержит информации о признаке реконструкции объекта, в связи с чем отсутствует источник информации для будущего инвестора, который мог бы тем или иным объектом заинтересоваться и впоследствии приобрести.
Решение предлагается следующее: актуализировать региональные адресные программы с целью появления информации о ценности объектов, сроках расселения для того, чтобы сформировать инвестиционный каталог многоквартирных домов (объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты) для будущих инвесторов. Это направление может быть выстроено и в электронном виде, в том числе путем нанесения информации о них в возможной федеральной инвестиционной карте объектов культурного наследия, исторических ценных градоформирующих объектов.
3) В соответствии с федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в качестве условия предоставления финансовой поддержки Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлено только целевое использование земельных участков под расселенными аварийными домами. Однако отсутствует условие о целевом использовании домов, которые подлежат сохранению.
Предлагается решение:
- предусмотреть в федеральном законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в качестве условия предоставления финансовой поддержки Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда также и «обязательства субъекта о передаче данного объекта под общественные нужды»;
- аналогичные обязательства субъекта предусмотреть и в формирующемся новом федеральном проекте.
Предложения, направленные на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов (объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты), не признанных аварийными (с пригодными для проживания жилыми помещениями).
Как известно, Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область, Нижегородская область капитально ремонтирует памятники. Но в этих регионах на капитальный ремонт таких домов выделяется субсидия из регионального бюджета. В тех же регионах, которые не могут позволить себе региональные субсидии на указанные цели, капитальный ремонт домов-памятников не реализуется (за редким исключением). Необходимо системное решение, определяющее источники финансирования. Промедление в этом вопросе чревато массовым разрушением домов-памятников в ближайшие годы.
В настоящее время взносы граждан на содержание многоквартирных жилых домов-памятников вне зависимости от их культурной ценности одинаковые. Ни состояние самого здания, ни его историко-культурная ценность, ни богатство фасада не учитываются. Эта ситуация приводит к тому, что ремонт многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, даже поставленного в очередь на капитальный ремонт, например, фасада, кровли, коммуникаций, переносится на неопределённый срок, поскольку за собранные с жильцов взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов проще отремонтировать три обычных дома, чем объект культурного наследия.
Предложения к рассмотрению:
1. Установить на законодательном уровне процент от собранных с жильцов взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, который должен выделяться исключительно на дома-памятники с запрещением использовать эти взносы на иные здания.
2. Рассмотреть возможность применить дифференцированный подход к размеру взносов граждан и юридических лиц на содержание многоквартирных жилых домов в зависимости от их статуса, исходя из того, что гражданам и юридическим лицам, которые владеют жилыми, нежилыми помещениями в многоквартирных жилых домах, являющихся памятниками, необходимо их содержать.
При этом также рассмотреть возможность внедрения встречных государственных мер поддержки граждан и юридических лиц, обеспечивающих содержание многоквартирных жилых домов-памятников.
3. Рассмотреть возможность создания специализированных организаций или специализированных подразделений в структуре Фондов капитального ремонта для капитального ремонта домов-памятников, где будут работать аттестованные и лицензированные специалисты.
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время государство совместно с общественностью усилило комплексную работу по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в России и надо сказать, это важнейшая работа, ведь в сегодняшнее время без сохранения нашего культурного наследия невозможно сохранить единство нации, воспитать истинного гражданина и патриота своей страны, сформировать чувство уважения к обычаям других народов.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314 // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/
acts/bank/50534 (дата обращения: 22.10.2024).
[2] Путин поручил сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия // ТАСС : [сайт]. – URL: https://tass.ru/
kultura/20117121 (дата обращения: 22.10.2024).
[3] Счетная палата выявила нарушения на объектах культурного наследия в трех регионах // Интерфакс : [сайт]. – URL: https://www.interfax.ru
/russia/984982 (дата обращения: 22.10.2024).
[4] О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации // Система обеспечения законодательной деятельности : [сайт]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/
bill/1180448-7?ysclid=lw9acgotie210310653 (дата обращения: 22.10.2024).
[5] Приводятся данные за 2017 год, т.к. федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» учитывает здания, которые были признаны аварийными именно
до 2017 года.
[6] Росстат. Жилищное хозяйство в России. 2022 г. // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/
storage/mediabank/Jil_hoz_2022.pdf (дата обращения: 22.10.2024).
Соловьев Андрей Петрович
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник Отдела нематериального наследия
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: andrey476_85@mail.ru
© Соловьев А.П., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.10.2024.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Соловьев, А. П. Взаимодействие государства и общества в деле сохранения и использования недвижимого материального культурного наследия в России – DOI 10.34685/HI.2024.61.33.007. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 4. – С.36-43 . – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/672.html&j_id=62.
Наверх