2024/4(58)

Содержание

Культурная политика

Полякова Е.А.,
Болдырева Е.В.

Горлова И.И.,
Зорин А.Л.

Марзоева А.В.

Соловьев А.П.

Историческая культурология

Лескинен М.В.

Яндиев Б.М.

Ченцов А.С.

Прикладная культурология

Соколова А.Н.

Хилько Н.Ф.,
Горелова Ю.Р.

Рецензии

Филин П.А.

 
DOI 10.34685/HI.2024.10.10.006
Соколова А.Н.
Культурные практики как ресурс формирования региональной
и общероссийской идентичности
(на примере Карачаево-Черкесской Республики)
Аннотация. Анализируются культурные практики в полиэтнической республике Карачаево-Черкесия в рамках выполнения Государственной программы по культуре. Нацеленная на формирование региональной и российской идентичности, Государственная программа отличается высокой степенью обобщенности. Показаны расхождения между декларируемыми официальными установками нормативно-правовых документов, планируемыми мероприятиями и культурными практиками по их реализации. Отмечено формирование специфических списков праздников и памятных дат для различных этногрупп региона. Рекомендовано соответствующим властным структурам активно содействовать культурным практикам, направленным на добрососедство и сотрудничество народов Карачаево-Черкесской Республики, формированию «законов памяти», нацеленных на их единение и согласие. Одновременно показано, что игнорирование, избегание или невнимание к этнокультурным мероприятиям народов республики чревато проявлением различного рода рисков.

Ключевые слова: Карачаево-Черкесская Республика, нормативно-правовые документы, межнациональные отношения, региональная и общероссийская идентичность, культурные практики.



Цель исследования
– вскрыть роль культурных (этнокультурных) практик, планируемых и реализуемых в Карачаево-Черкесской республике, в контексте формирования региональной и общероссийской идентичности.

Основные задачи исследования: 1) анализ государственных нормативно-правовых документов, определяющих цель и задачи культурных практик в республике; 2) выявление противоречий между декларируемыми целями создания условий для развития культур всех народов, населяющих республику, и актуальной работой в этом направлении; 3) выявление содержания скрытых смыслов, заключенных в перечне праздников и памятных дат в Карачаево-Черкесской Республике; 4) разработка предложений и рекомендаций по использованию этнокультурных практик в работе по формированию региональной и общероссийской идентичности.

Методы исследования. В работе использован метод контент-анализа нормативно-правовых документов, регулирующих политику межнациональных отношений в Карачаево-Черкесской республике и культурную политику в регионе; метод контент-анализа официальных сайтов Министерства культуры Карачаево-Черкесской Республики, Министерства по межнациональным отношениям и СМИ, Института гуманитарных исследований им. Х. Хапсировова и различных культурных учреждений республики.

Введение

Практически любая территория Российской Федерации является полиэтнической. Однако в каждом регионе полиэтничность имеет свои особенности – как по этническому составу населения, так и по их процентному соотношению. В Республике Карачаево-Черкессия проживают представители различных этносов. Национальный состав населения КЧР, согласно официальным данным, представленным на сайте Министерства Карачаево-Черкесской республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, представлен в таблице [1]:



































Такое этническое многообразие встречается во многих республиках Северного Кавказа, однако особенность Карачаево-Черкесии состоит в количественном соотношении этносов и культурной политике, где государственными признаются три языка (карачаевский, русский и черкесский), а некоторые социальные институты работают на 5 языках (газеты, радио, телевидение, школы и др.). В таких условиях дискуссионными и в значительной степени проблемными становятся многие вопросы культурной политики, в частности, решения о проведении государственных праздников, финансовом распределении средств и т.п.

Анализ государственных нормативно-правовых документов, регулирующих и формирующих культурные (этнокультурные) процессы в Карачаево-Черкесской Республике

Как и в любой республике Северного Кавказа, культурная политика в Карачаево-Черкесии регулируется российскими нормативно-правовыми документами и республиканскими Законами, Концепциями и Стратегиями.

В 2019 году в республике была утверждена Государственная программа «Реализация государственной национальной, конфессиональной, информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике» [2]. Целью Программы объявлено «Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории Карачаево-Черкесской Республики» [2, c. 22]. Формулировка цели уже несет определенную двусмысленность: территория республики объявляется местом проживания народов Российской Федерации. В такой формулировке понятие «территория» приобретает некий фундаментальный смысл, в отличие от «многонационального народа», которому «разрешается» жить на этой территории. В формулировке второй задачи это противоречие определенным образом снимается. Она артикулируется как «Укрепление традиций и единства многонационального народа Карачаево-Черкесской Республики» [2, с. 2]. Программа была рассчитана до конца 2023 года, ее объем финансирования составил 393442,4 тыс. рублей.

Вторая Подпрограмма в Государственной программе называлась «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Карачаево-Черкесской Республики» [2, с. 7]. В плане мероприятий по реализации этой части Государственной программы значится: проведение социологических исследований с целью определения состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений; субсидии детским журналам на русском и ногайском языках; проведение различных мероприятий по проблемам укрепления единства российской нации; проведение республиканского конкурса журналистов; обучающие семинары и проч. Целевыми показателями названы: увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в республике (с 80 до 82%; бюджет на 2023 год – 52785,4 тыс. рублей); увеличение числа участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства (с 2300 человек до 2500 человек); увеличение численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России (с 2000 до 2200 человек); увеличение доли граждан, толерантно относящихся к представителям другой национальности и т.п.

Как видим, отсутствие конкретики и выбор целевых показателей не информативны, усреднены и мало отражают состояние и перспективы развития культур народов республики. Возможно, именно так и составляются подобного рода государственные программы, а реальную картину можно увидеть по отчетам соответствующих министерств? Однако при изучении текстов отчетов мы убедились, что они носят тот же обтекаемый характер.

Через 5 лет после развала СССР в Карачаево-Черкесии вышел «Закон о культуре от 14 декабря 1996 года N 197-XXII [3], который впоследствии имел 6 поправок. В Ст. 2 первого закона о культуре провозглашалось «создание условий для возрождения и развития культуры народов Карачаево-Черкесской Республики». В Ст. 3 давалось определение понятию «культурное наследие народов Карачаево-Черкесской Республики»: «Культурное наследие народов Карачаево-Черкесской Республики – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Карачаево-Черкесской Республики и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [Там же].

В Ст. 5. признавалось «равное достоинство культур народов и этнических общностей, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, их прав и свобод в области культуры, создание равных условий для сохранения и развития этих культур». В Ст. 6. в обязанность органов местного самоуправления вменялось в обязательном порядке учитывать «культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований». В Ст. 18. гарантировалось «право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию» [Там же].

Закон о культуре в 2017 году утратил свою силу после принятия Государственной программы «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики» до 2022 года [4]. Затем и эта программа была заменена новым документом. В 2019 году была принята Государственная программа «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики» до 2025 года, в которую впоследствии более десяти раз вносили изменения [5]. Для достижения поставленных целей Государственная программа «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики» 2019 года была разделена на 5 подпрограмм:

1. «Управление Государственной программой “Развитие культуры в Карачаево-Черкесской Республике”»;
2. «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений в сфере культуры»;
3. «Развитие отрасли «Культура»»;
4. «Сохранение, популяризация и учет объектов культурного наследия на территории Карачаево-Черкесской Республики».
5. «Развитие архивного дела в Карачаево-Черкесской Республике».

Четвертым пунктом во второй подпрограмме значится «Создание равных условий для культурного развития населяющих республику народов и культурно-досуговой деятельности населения» [5, Раздел 2. Цель и задачи Государственной программы]. В 6 пункте упоминается «Создание условий для сохранения культурного и исторического наследия», в 7 пункте – «Сохранение фольклора и развитие традиционной народной культуры и любительского самодеятельного творчества» [5].

В Программе 2019 года в разделе «Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков» весьма откровенно указано на то, что в республике «слабая материально-техническая база учреждений, отсутствуют профессиональные сценические площадки, отвечающие современным требованиям, в музеях, библиотеках нет специального оборудования, важнейшей проблемой остается сохранение музейных и библиотечных фондов» [5. Раздел 1]. Далее дается пессимистическая прогностика: «Сегодня проблема сохранения и развития традиционной народной культуры, профессионального искусства, художественно-эстетического образования, историко-культурного наследия и архивного фонда без соответствующей государственной поддержки может привести к исчезновению преемственности традиций, утрате национальной самоидентификации, основных ценностных ориентиров народов, проживающих на территории республики» [Там же].

В новую программу были включены три региональных проекта – «Культурная среда», «Цифровая культура» и «Творческие люди». Объем финансового обеспечения государственной программы 2019 года составил 4440104,3 тыс. рублей (на 2024 год – 652491,2 тыс. рублей; 2025 год – 475037,1 тыс. рублей).

Основной задачей проекта «Культурная среда» авторы ставили «обеспечение широкого доступа к культурным ценностям» [6]. В 2023 году «средства были направлены на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 6 сельских домов культуры, капитальный ремонт и реконструкцию 2 детских школ искусств». Другие деньги – 10,0 млн рублей, выделенные в качестве субсидии из федерального бюджета, пошли в библиотечную систему Усть-Джегутинского муниципального района [Там же].

Региональный проект «Творческие люди», согласно докладу министра финансов, «направлен на развитие кадрового потенциала отрасли и создание условий для укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации». Региональный аспект идентичности не выделен, мероприятия не названы, указано только, что они направлены на «поддержку лучших учреждений культуры на селе и лучших работников культуры». На реализацию мероприятия предусмотрены средства в размере 656,0 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета – 650,0 тыс. рублей, регионального – 6,56 тыс. рублей (распределение на конкурсной основе: 5 лучших работников и 4 лучших учреждений). Показатели достигнуты в полном объеме» [Там же]. Такая «отчетная безликость» в принципе характерна для многих официальных документов республики, равно как и наличие в них описок и опечаток.

Тем не менее, в отчете Министра финансов Карачаево-Черкесской Республики за 2023 год есть информация и о конкретных мероприятиях. Им названы патриотическая концертная программа, показанная жителям Старобельского района Луганской Народной Республики (22-24 февраля 2023 года); XXXII Всероссийский фестиваль авторской песни «Горные вершины» им. Юрия Визбора в п.Архыз (28.07. – 31.07.2023 года, Учредители фестиваля – Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д.Поленова и Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики – 200 зрителей); 30 событий фестиваля «Другой звук» (05.08. – 07.08.2023 на четырех площадках в п.Архыз – «концерты классической музыки под открытым небом, 6 научно-музыкальных походов в горы, ежедневные музыкальные перформансы и археологические экскурсии в древнейшие христианские храмы Северного Кавказа и на руины древнеаланского городища» [Там же]; Фестиваль «Единый Кавказ» и Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу», на которые также были приглашены творческие коллективы новых территорий Российской Федерации.

Таким образом, в Постановлении Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 мая 2019 года № 133 «О Государственной программе ”Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики” (с изменениями на 28 мая 2024 года)» и имеющиеся в открытом доступе отчеты по ее выполнению отличаются крайней степенью обобщенности, исключающей упоминание о специфике национального состава населения республики, традиционных религиях или обрядах. Ни в Государственной программе, ни в Отчетах нет слов «этнос», «культурные практики» или этнических самоназваний, которые бы указывали направления работы в отношении выполнения пункта о создании условий для развития национальных культур. Т.е. государственный документ составлен таким образом, чтобы достаточно легко было отчитаться за почти 4,5 млрд. рублей, показав нужное увеличение числа посещений культурных мероприятий по сравнению с показателем 2019 года. При этом приоритетом государственной политики в сфере культуры объявляется «обеспечение деятельности в сфере культуры подведомственных учреждений», но отнюдь не сохранение и развитие национальных культур республики.

Понятие «цифровизация культуры» хоть и активно продвигается в рамках Государственной программы, но результативность этих процессов оставляет желать лучшего. К примеру, на официальном сайте муниципального бюджетного учреждения культуры «Хабезский районный Дворец культуры им. Назира Хапсирокова» даны всего две оценки граждан – обе пятизвездочные. При этом сайт малоинформативен, неинтересен и, видимо, мало посещаем жителями Хабезского района [7]. Практически то же самое происходит и на сайтах других республиканских учреждений культуры [8].

Культурные и этнокультурные практики как научные категории

Понятие «культурные практики» сейчас находится в активной научной разработке. Выделяют «повседневные» и «неповседневные» культурные практики [9, с. 19], дается широкое и узкое толкование этого термина. Л.В. Баева в диапазон культурных практик включает «помимо бытия в мире культурных ценностей и их создания мир, который творит человека и творится им же, мировоззренческие предпочтения, которые закреплены в традиции того или иного типа культуры» [10]. Как составную часть культурных практик Н.Л. Балич включает «культуру этническую, в который систематизированы характерные черты конкретного народа, воспринимаемые им самим как уникальные, а также черты, с которыми этот народ ассоциируется у других этносов. Народы, имеющие общие исторические корни, обладают наличием общих черт этнической культуры, схожестью традиций, обычаев, этических основ, ментальности. Все это составляет основу культурного кода, который характерен для определенной культуры и цивилизации» [11].

С позиции В.И.Ионесова любой вид деятельности правомочно называть культурной практикой [12]. Г.М.Агеева под культурной практикой подразумевает «культурсозидающую деятельность, производство артефактов. Причем ключевыми в семантике понятия являются динамические структуры: не создание застывших форм, а разворачивающееся действие, постоянно обновляющаяся реальность» [13]. Для Н.Б.Крыловой к категории культурных практик относятся действия социально-ориентированного, исследовательского, художественного или же организационно-коммуникативного характера [14].

В.П.Большаков уточняет: «Культурные практики – не обязательно индивидуальны. Более того, чаще всего они совместны и институциализованы. Культурные практики – это, кроме всего прочего, деятельность социальных институтов культуры (музеев, библиотек, клубов, домов культуры, школ искусств, вузов культуры и искусств и т.д.). Практики управленческих структур (министерств, ведомств, отделов культуры) культурны в другом смысле, в смысле направленности их деятельности (по долгу службы!) на сохранение и функционирование культуры» [15].

В рамках нашего исследования под культурными практиками понимаются институциональные культурные активности, исходящие от соответствующих министерств и ведомств, определенным образом влияющие на общество, преобразующие и продвигающие его, в том числе транслирующие каждому новому поколению этнокультурные ценности. Чаще всего культурные практики предполагают массовое, коллективное участие. Любая культурная практика потенциально объединяет людей и одновременно сепарирует их от других, практикующих иные активности. В многонациональной республике априори могут существовать как общенародные культурные практики, так и этнокультурные, транслирующие этнические ценности и идеалы, связанные с почитанием собственных святых мест, тех или иных исторических дат и имен. К примеру, Е.А.Щербина перечисляет ряд историко-культурных ценностей Карачаево-Черкесской Республики в контексте имиджевой привлекательности региона [16]. Однако эти же почитаемые места используются для определенных этнокультурных мероприятий, направленных на сохранение этнокультурных или религиозных идентичностей. Исследователь называет Аланское городище с древнейшими христианскими храмами; башню «Адиюх», материальный памятник культуры адыгов; камень Карчи под аулом Учкулан, связанный с именем легендарного предводителя – собирателя карачаевского народа – Карчи; первые светские школы в Ногайском и Карачаевском районах республики, где функционируют уникальные народные музеи [16, с. 451].

«Законы памяти»: праздничные дни и памятные даты
в Карачаево-Черкесской Республике


Каждая названная локация является местом проведения культурных мероприятий как общереспубликанского, так и этнокультурного значения. Благодаря многонациональному составу республики общее число праздников оказывается внушительным (30). Законодательно в Карачаево-Черкесской Республике отмечаются следующие праздники и важные события, выделенные по этническому признаку [17]:































Государственные праздники в полиэтнической республике, несомненно, играют важную роль, являясь символами единства и сплоченности. В России существуют общегосударственные праздники, такие как День России, Новый год, День Победы и другие. Эти праздники отмечаются на всей территории страны и имеют важное символическое значение для укрепления национальной идентичности и единства. В Карачаево-Черкесии, как и в других регионах России, общероссийские праздники проходят с размахом, организуются официальные мероприятия, парады и концерты. Важно отметить, что участие в таких праздниках помогает укрепить чувство гражданской принадлежности у всех жителей республики. Тем не менее, нередки случаи, когда для участия в праздновании общероссийских мероприятий поступает разнарядка по числу представителей для организаций и учебных заведений. Такая ситуация исключена, когда речь идет об этнических праздниках [18]. Вероятно, в этническом коллективном бессознательном возникает высокая степень ответственности за участие в этнокультурных мероприятиях, где они «удостоверяют» свою этническую принадлежность. Кроме того, подобные праздники позволяют увидеться с родственниками, поделиться новостями, решить определенного рода проблемы. «Родовые сходы» по сей день проводятся не только в КЧР, но и в других республиках Северного Кавказа.

В 2003 году в республике объявляется День единения народов Карачаево-Черкесской Республики (3 июля). С 2013 года Указом Главы этот день объявляется нерабочим. Однако, знакомясь с программой этого праздника, невозможно понять его главный смысл. В вечернем праздничном концерте принимают участи звезды российской и зарубежной эстрады, публике предложат посмотреть «самодельные движущиеся модели лодок, самолетов и автомобилей» [19], посетить вернисаж и соревнования по мотокроссу, приуроченные к праздничной дате, потанцевать под звуки духового оркестра. Вероятно, единение народа авторами проекта мыслится просто как коллективный отдых в рамках привычного европеизированного регламента. Но даже в рамках «коллективного отдыха» с бесплатными концертами на городских площадях куда большее значение имели бы «собственные артисты», выросшие до мирового уровня. Для этого их надо было выявить, выучить, создать условия для творческого роста, посылать на стажировки и проч. Ведь есть же в соседних республиках всемирно известные ансамбли «Нальмэс», «Исламей» и «Кабардинка». Кто за пределами КЧР может прославлять малую родину? Правильно ли тратить миллионы на заезжих на один день «звезд эстрады»?

Как уже упоминалось, наряду с общегосударственными праздниками в Карачаево-Черкесии существует определенное число национальных праздников и памятных дат, разных по своему статусу и значению для отдельных этнических групп. В Карачаево-Черкессии законопроектом 2019 г. предлагалось ввести 13 карачаевских праздников, 8 ногайских, 7 черкесских, 4 абазинских и 3 казачьих. Например, у черкесов – день национального флага, у ногайцев – день ногайской книги, у абазин – день культуры народа абаза. Неоспоримо, эти праздники являются неотъемлемой частью культурного наследия и традиций каждого народа, способствуют укреплению этнокультурной идентичности и самосознания.

Как мы отметили ранее, подобного рода национальные праздники в КЧР не получают такого же внимания и поддержки на государственном уровне, как общегосударственные. Часто они остаются в тени, их празднование организуется силами самих этнических сообществ без широкого общественного признания и участия. Это может приводить к ощущению изоляции и маргинализации среди этнических групп, что, в свою очередь, негативно сказывается на межэтнических отношениях в республике.

Для более наглядного понимания текущей ситуации с празднованием национальных праздников в Карачаево-Черкесской Республике представим таблицы, отражающие распределение этих праздников по различным этническим группам. Это позволит увидеть реальную картину и подчеркнуть важность равного внимания к культурным традициям всех народов, проживающих в регионе.

Карачаевские национальные праздники [20]:




Казачьи памятные даты
[21]:



Черкесские национальные праздники [22]:

Абазинcкие национальные праздники [21]:

Ногайские национальные праздники [23]:












Как видим, четыре региональных праздника в Карачаево-Черкесской Республике объявлены дополнительными официальными выходными:

1) День образования Карачаево-Черкесской Республики и День единения народов Карачаево-Черкесской Республики – 3 июля;
2) Ураза-байрам (Ид уль-фитр, Рамадан Байрам);
3) Курбан-байрам (Ид аль-Адха);
4) День особого поминовения усопших – Радоница (Родительский день).


В День возрождения карачаевского народа – 3 мая, республиканский выходной – многонациональный народ республики отмечает возвращение первых семей карачаевцев из депортации (напомним, что приказом Сталина карачаевцы были выселены в Среднюю Азию и Казахстан зимой 1943 года и провели в депортации 14 лет). Обычно в этот день Главы администраций выставляют на подведомственных сайтах официальные поздравления, подчеркивая, что «День возрождения карачаевского народа по праву является общим праздником всех народов Карачаево-Черкесии – нашего родного, отчего дома, тепло и свет которого все мы, вместе независимо от национальной и религиозной и иной принадлежности, должны постоянно поддерживать и свято хранить. В этом залог нашего общего светлого будущего» [24]. Затем проходят митинги возлагаются цветы к мемориалам.

К «новым праздникам» относится и День национального костюма. 27 декабря 2016 года в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики впервые прошел этнофестиваль карачаево-балкарской национальной одежды, где свои коллекции представили ведущие дизайнеры Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики [25]. Следующие фестивали практически не освещались в СМИ.

Также скромно или, вернее, без внимания прессы остаются дни празднования ногайского языка и ногайской книги. Нам удалось найти редкие упоминания об этих праздниках многолетней давности [26]. 12 августа – День памяти национальных героев ногайского народа – тоже для республиканского сообщества проходит незамеченным и проигнорированным СМИ. На портале «ВКонтакте» есть упоминание о Дне памяти и скорби ногаев, который приходится на 1 октября (в этот день в 1783 г. войсками Суворова в урочище Керменчик были разбиты ногайские отряды): «1 октября 1783 года произошел геноцид ногайского народа по приказу Суворова. 238 лет назад произошло трагическое событие близ современного Усть-Лабинска, ставшее кульминацией военных экспедиций Российской империи против братского нам ногайского народа. В результате этой резни погибло как минимум 5 тысяч человек» [27]. Сетования о том, что соплеменники-ногаи не помнят и не чтут эту дату, совсем не вписывается в программу конструирования национального единства. Высказывания о «геноциде ногаев» едва ли настраивают общество на единение и согласие, но они показывают настроения определенной части общества.

Абазины выдвинули предложение праздновать День триумфа абазгского войска в честь победы в битве 736–738 гг. против арабского войска омейядского халифата [28]. Ориентация на столь глубокую ретроспекцию, вероятно, без особого энтузиазма была воспринята в регионе. По крайней мере, свидетельства о праздновании этого дня в открытом доступе отсутствуют. По-другому в абазинском сообществе воспринимают празднование Дня абазинского флага 23 июля – в один день с празднованием в Абхазии Дня абхазского флага. Обычно пышного празднования не бывает, но поздравления активно используются в интернет-пространстве, устраиваются флэшмобы, спортивные абазинские игры, проходы-шествия [29].

Наибольшее число участников случается в День памяти героев и жертв Кавказской войны, напоминающим «о военном параде 21 мая 1864 г., проведенном генералом П В.Граббе в урочище Кбаада (Красная Поляна) в ознаменование победы над горскими народами» [30, с. 155]. Эта памятная дата законодательно закреплена в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Мероприятие готовится на самом высоком уровне с привлечением соотечественников из-за рубежа.

Включение некоторых памятных дат, особенно тех, что связаны с периодами глубокой древности, когда территории современного региона не входила в состав Российского государства, свидетельствуют о «наращивании глубины» собственной истории, а более всего – о политических амбициях этноэлит. Подобная ситуация встречается не только в Карачаево-Черкесской Республике – это тренд, характерный и для других республик РФ [30].

В истории любых соседних и несоседних народов случалось всякое – и войны, и предательства, и примеры взаимовыручки, добрососедства, поддержки в сложные исторические периоды. Надо ли забывать все сложное и драматичное? Ни в коем случае. Но в едином государстве, сложившемся в определенный исторический период, следует подчеркивать то общее, мирное, добрососедское, что было в истории разных народов и что может им обеспечить в дальнейшем мир и согласие, процветание на благо будущего [31].

К вопросу «агональности культур»

На основе многочисленных экспериментов психологи выяснили, что, условно говоря, в обществе одного друга субъект чувствует себя комфортно и благополучно, так как между ними уже сложились определенные роли. Когда собираются вместе 5-6 друзей, каждому из них становится не совсем уютно и комфортно, ибо одновременно приходится играть несколько ролей. Эта метафора отчасти объясняет ту культурно-социальную «турбулентность», которая наблюдалась в Карачаево-Черкесской Республике все постсоветские годы [32]. Республику репрезентируют в основном 5 этносов, которые «борются» за эфирное время, финансирование культурных мероприятий, поддержку этнокультурных проектов, формирование творческой (художественной) и научной элиты.

Исследователи пишут, что население Карачаево-Черкесской Республики привыкли к разноязычию. 36,7% респондентов считают, что полиэтничность и поликонфессиональность являются благоприятными факторами развития региона и взаимодействия его жителей [33, с. 188]. В силу полиэтничности республики Карачаево-Черкесии, как и других соседних республик, невозможно избежать определенной агональности, здорового соперничества – у кого больше героев? кто заметнее в истории? чей след ярче остался в фольклоре и современной литературе? На этом здоровом соперничество может и должна строиться культурная политика. Равные возможности для развития национальных культур должны быть не просто на бумаге, в «законах памяти» и государственных программах – они должны быть в действии, в реальности, должны ощущаться всем многонациональным народом.

Недостаточное внимание к национальным праздникам может создавать ощущение несправедливости и неравенства среди этнических групп. Когда культурные традиции и обычаи одной группы не получают должного признания и уважения, это может приводить к росту этнической напряженности и недовольства. Непропорционально проводятся и гуманитарные исследования в Институте гуманитарных исследований Карачаево-Черкесской Республики им. Х.Хапсирокова. Достаточно посмотреть на списочный состав научных сотрудников института и результаты их научной деятельности. Сайт самого института не обновлялся с 2015 года [34], а его страница на сайте Министерства науки и образования Карачаево-Черкесской Республики представляет информацию только за 2019-2020 годы [35].

В довольно малочисленных социологических исследованиях по вопросам межкультурного взаимодействия в Карачаево-Черкесской Республике [36], тем не менее, констатируется «взвешенная национальная политика, удовлетворяются этнокультурные запросы населения. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики совместно с институтами гражданского общества особое внимание уделяют реализации государственной национальной политики, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности и сохранению этнокультурного многообразия» [33, с. 186]. При этом 13,3% указали, что «полиэтничность и поликонфессиональность имеет определенный конфликтогенный потенциал» [33, с. 188], а «субъективная оценка личной подверженности дискриминации из-за культурных различий составляет 9%» [33, с. 189]. Возможно, поэтому среди карачаевцев Карачаево-Черкесской Республики преобладают моноэтнические браки (88,3%) (по данным 1990-2000 годов обследовано 11280 брачных записей из четырех районов Карачаево-Черкесской Республики). Полиэтничные браки составили 11,7%, в том числе 3,92% – с русскими, 1,28% – с абазинами, 1,22% – с черкесами [37, с. 84]. Очевидно, что стремление к моноэтническим бракам среди карачаевского населения республики является преобладающим.

Таким образом, полиэтничность может представлять собой «сепарированный» вид, в то время как задача государства – формировать гармоничную полиэтничность с акцентом на единство и добрососедство.

Рекомендации и выводы

Не секрет, что в республиках Северного Кавказа этническая идентичность доминирует над всеми другими видами идентичностей. Декларирование в Государственных программах создание условий для развития этнической культуры и сохранения этничности соответствуют примордиальным потенциям этносов, чьи культурные ценности прежде всего «стоят на страже» «этнической неприкосновенности». Неоднородность культурного пространства КЧР вырабатывает у этносов установку, во-первых, на самосохранение и, во-вторых, на согласованное взаимодействие, позволяющее в итоге самосохраняться. И даже в условиях официальной двухсубъектности в республике устанавливается межнациональный полилог, где взаимодействуют, по меньшей мере, пять этносов, которые балансируют на желании «культурного самосохранения» (отчасти закрытости и изолированности) и необходимости межкультурного взаимодействия в пространстве одной республики и единого государства. Такой этнокультурный полиморфизм может и должен развиваться и закрепляться в нормативно-правовых документах республики, а не скрываться за общими фразами о «совместном проживании нескольких народов на одной территории» или «укрепления единства российской нации».

Судя по финансовым расходам и отчетам соответствующих министерств, в республике постоянно идет работа по созданию условий для развития языков и культуры этносов. Однако не очевидна конкретная работа по формированию и проведению объединяющих культурных практик. Важно, чтобы власти региона способствовали организации и проведению культурно-объединяющих праздников, поддерживали инициативы этнических сообществ и способствовали их широкому освещению в средствах массовой информации. При этом мы ратуем за то, чтобы мероприятия по национальным костюмам, национальным флагам, национальным кухням, национальным спортивным играм и соревнованиям проводились не раздельно, как это до сих пор происходит в Карачаево-Черкесской Республике, а совместно. В этом случае этническая идентичность будет преодолеваться другими видами идентичностей, в том числе и профессиональной. Агональный дух народов Кавказа будет способствовать расцвету творчества, креатива, равнению на выдающиеся российские и мировые образцы.

Одновременно следует вести работу по поликультурному образованию (именно поликультурному, а не этнокультурному) – и не только в рамках магистерских программ в высших учебных заведениях, а вкрапливая эти знания во все дисциплины гуманитарного цикла на всех уровнях образования.

Интеграция национальных праздников в школьные образовательные программы, в библиотечные и музейные мероприятия может способствовать лучшему пониманию и уважению культурных традиций среди молодежи. Организация межкультурных мероприятий, фестивалей и выставок, где представители разных этнических групп могли бы делиться своими культурными особенностями, также может способствовать укреплению межэтнического взаимодействия и сотрудничества. Работа в этом направлении должна перейти из области программ и стратегий в сферу актуальных культурных практик. В самих же программах этнокультурная работа должна быть конкретно прописана, а не просто декларирована в общих фразах. Именно совместные культурные практики, широко представленные в СМИ, могут и должны стать ресурсом, используемым для конструирования и развития региональной и общероссийской идентичности.
 

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания
Южного филиала Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва»
по теме «Практики культурной жизни полиэтничных регионов России
и проблемы формирования общегражданской идентичности»,
номер государственной регистрации: 124012800530–4.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Национальный состав населения Карачаево-Черкесской Республики // Министерство Карачаево-Черкесской республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати : официальный сайт. – URL: https://minnac-kchr.ru/ministerstvo/document/other/sostav.php
(дата обращения: 14.06.2024).

[2] Постановление Правительства Карачаево-Черкесской республики от 22.12.2022. № 379 // Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати : официальный сайт. – URL: https://minnac-kchr.ru/11111/%D0%9F
%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82.pdf
(дата обращения: 30.07.2024).

[3] Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 1996 года N 197-XXII // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/802053302 (дата обращения: 09.07.2024).

[4] Об утверждении государственной программы «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2022 годы» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/445090535 (дата обращения 26.07.2024).

[5] Государственная программа «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики» от 28 мая 2019 г. № 133 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/561406195 (дата обращения: 10.07.2024).

[6] Сводный годовой доклад Государственной программы // Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики : официальный сайт. – URL:
https://minfin09.ru/wp-content/uploads/2024/05/C%D0%B2%D0%
BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%
D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D0%
BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%93%D0%9F-2023.pdf (дата обращения: 21.07.2024).

[7] Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Хабезский районный Дворец культуры им. Назира Хапсирокова» : официальный сайт. – URL: https://bus.gov.ru/info-card/241682 (дата обращения: 23.07.2024).

[8] Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Республиканский абазинский драматический театр» : официальный сайт. – URL: https://bus.gov.ru/info-card/241239 (дата обращения: 23.07.2024).

[9] Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре: Монография. – Санкт–Петербург: Санкт–Петербургский государственный университет культуры и искусств. – 2002. – 320 с. – С. 19.

[10] Баева, Л. В. Экзистенциальные риски в условиях информационной эпохи // Информационное общество. – 2013. – № 3 – С. 18-27.

[11] Балич, Н. Л. Этнокультурные практики – основа воспроизводства культурного кода восточных славян // Социологический альманах : науч. издание / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии. – 2017. – Вып. 8. –
С. 197.

[12] Ионесов, В. И. Коммуникативные преобразования в миротворческих практиках музейного проектирования // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации / Под ред. С. В. Соловьевой [и др.]. – Самара : Самар. гос. ин-т культуры. – 2015. – С. 47-53.

[13] Агеева, Г. М. Библиофильство как культурная практика // Регионология. – 2011. – № 2 (75). – С. 276.

[14] Крылова, Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность : сб. ст. – Москва : Индрик, 2007. – С. 132–138.

[15] Большаков, В. П. Культурные практики в процессах становления культуры // Вестник СПбГУКИ. – № 2(27), июнь. – 2016. – С. 16-17.

[16] Щербина, Е. А. Историко-культурные ценности Карачаево-Черкесской Республики в контексте формирования позитивного имиджа республики // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия : Сб. науч. ст. – Краснодар : Юж. фил-л Ин-та наследия, 2015. –
С. 442-457.

[17] Праздники и памятные дни в Карачаево-Черкесской Республике // Гарант: Информационно-правовое обеспечение : [сайт]. – URL: https://demo.garant.ru/#/document/30907694/paragraph/94:4 (дата обращения: 13.07.2024).

[18] Аналогичные ситуации складываются и в других республиках Северного Кавказа. См.: Соколова, А. Н. Практики формирования и укрепления гражданской идентичности в Республике Адыгея // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12. – № 5 (63). – С. 147–164.
DOI 10.18522/2227-8656.2023.5.11EDN MMOJTE

[19] Карачаево-Черкесия 3 июля отметит День республики и День единения народов КЧР // Интерфакс. Юг и Северный Кавказ. –
URL: https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus
/news/karachaevo-cherkesiya-3-iyulya-otmetit-den-respubliki-i-
den-edineniya-narodov-kchr (дата обращения: 26.07.2024).

[20] Гарант: Информационно-правовое обеспечение : [сайт]. – URL:https://base.garant.ru/(дата обращения: 12.06.2024).

[21] Закон Карачаево-Черкесской Республики «О праздничных днях и памятных датах в Карачаево-Черкесской Республике» // Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики : официальный сайт. – URL: https://parlament09.ru/upload/iblock/fb0/zakonoproekt.doc(дата обращения 12.06.2024).

[22] Адыги // Адыги.RU : [сайт]. – URL: https://www.adygi.ru/index.php?newsid=11767(дата обращения: 12.06.2024).

[23] Стеблинов, И. Культура и традиции ногайцев // Кавказ сегодня : Информационно-аналитический портал. – URL: https://kavtoday.ru/article/6132 (дата обращения: 12.06.2024).

[24] 3 Мая – День Возрождения Карачаевского Народа // Администрация Усть-Джигутинского муниципального района : официальный сайт. –
URL: https://udmunicipal.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%
BE%D1%81%D1%82%D0%B8/192/ (дата обращения: 23.07.2024).

[25] В КЧР впервые состоится фестиваль карачаево-балкарской национальной одежды // РИА «Карачаево-Черкесия» : [сайт]. – URL: https://riakchr.ru/v-kchr-vpervyie-sostoitsya-festival-karachaevo-balkarskoj-naczionalnoj-odezhdyi/ (дата обращения: 25.07.2024).

[26] День ногайского языка // Государственная национальная библиотека Карачаево-Черкесской Республики им. Х.Б. Байрамуковой : официальный сайт. – URL: https://biblioteka09.ru/vecherpamyati/den-nogayskogo-yazyka.html (дата обращения 25.07. 2024); Неделя ногайской литературы «Из глубины веков до наших дней» стартовала в КЧР // РИА «Карачаево-Черкесия» : [сайт]. – URL: https://www.riakchr.ru/nedelya-nogajskoj-literatury-iz-glubiny-vekov-do-nashikh-dnej-startovala-v-kchr/ (дата обращения: 25.07.2024).

[27] 1 октября – День памяти и скорби ногаев // ВКонтакте. Turan Halri, 2 окт. 2021 г. : [сайт]. – URL: https://vk.com/wall-132020837_8911 (дата обращения: 25.07.2024); 1 октября – День памяти и скорби ногаев // ВКонтакте. Ногай Халк, 1 окт. 2016 : [сайт]. – URL: https://vk.com/wall-76107446_11335 (дата обращения: 25.07.2024).

[28] Кирьянов, И. К., Панов, П. В. Мемориальные законы субъектов Российской Федерации и специфика региональной истории: инструментарий для сравнительных исследований // Вестник Пермского университета. История. – 2023. – № 2(61). – С. 149–161.

[29] 23 июля – День абазинского флага // Кавказ сегодня : Информационно-аналитический портал // URL: https://kavtoday.ru/article/5502 (дата обращения: 25.07.2024).

[30] См., например: Кирьянов, И. К., Панов, П. В. Указ. соч.

[31] Соколова, А. Н. Современные практики куначества и добрососедства
на Юге России // Культура и искусство. – 2024. – № 3. – С. 103-116. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.3.40623.

[32] Ерижева, А. Х. Социология регионального конфликта (на примере КЧР 90-х - начала 2000-х гг.) – Черкесск : Изд-во КЧГУ, 2015. – 220 с.

[33] Кубанова, Л. В. Специфика межкультурного взаимодействия в Карачаево-Черкесской Республике (по данным социологических опросов) // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. – 2021. –
С. 186-190.

[34] Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований им. Х.Х.Хапсирокова : официальный сайт. – URL: https://kchigi09.ru/ (дата обращения: 05.08.2024).

[35] Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований // Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики : официальный сайт. – URL: https://minobrkchr.ru/razdel/nauka.php (дата обращения: 05.08.2024).

[36] На проведение социологических исследований в Плане мероприятий по реализации Государственной программы «Реализация государственной национальной, конфессиональной, информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование не предусмотрено. См.: Государственная программа «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики» от 28 мая 2019 г. № 133 // Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики : официальный сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/561406195 (дата обращения: 10.07.2024).

[37] Ельчинова, Г. И., Зинченко, Р. А. Этническая брачная ассортативность карачаевцев // Вестник Московского университета. Серия XX: Антропология. – 2015. – № 4. – С. 83-88.

 


Соколова Алла Николаевна
доктор искусствоведения,
ведущий научный сотрудник Южного филиала
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва,
профессор Адыгейского государственного университета (Майкоп)
Email: professor_sokolova@mail.ru


© Соколова А.Н., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.08.2024.
Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:
Соколова, А. Н. Культурные практики как ресурс формирования региональной и общероссийской идентичности (на примере Карачаево-Черкесской Республики). – DOI 10.34685/HI.2024.10.10.006. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 4. – С. 70-82. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/676.html&j_id=62.

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).