Филин П.А.
Аннотация. Новая книга доктора исторических наук Е.А.Окладниковой посвящена исследованию одной из самых загадочных и интригующих археологических находок XX века в Арктике – стоянкам русских мореходов XVII века на Восточном Таймыре. Несмотря на важность «Таймырской находки», остаются нерешенными вопросы о маршруте, целях экспедиции, ее судьбе и составе. Книга предлагает новые данные, полученные из неопубликованных источников, а именно – археологического отчета А.П.Окладникова и документов Архива РАН, анализируются интерпретации археологических находок, некогда единого комплекса, разбитого на ряд коллекций в различных музеях страны. Автор предлагает концепцию, согласно которой следы на острове Фаддея Северный и в заливе Симса могут принадлежать двум или нескольким экспедициям, что требует дополнительного анализа и обсуждения. Книга Е.А.Окладниковой важна для понимания истории русского мореплавания в Арктике и стимулирует дальнейшие исследования «Таймырской находки».
Ключевые слова: Е.А.Окладникова, Арктика, Восточный Таймыр, остров Фаддея и залив Симса, первопроходцы, Таймырская находка.
Изданная книга посвящена исследованию одной и самых загадочных и интригующих археологических находок XX века в высокоширотной Арктике – двум стоянкам мореходов XVII века на восточном Таймыре примерно в 130 км от мыса Челюскин (остров Фаддея и залив Симса). Именно там в начале 1940-х гг., перед войной, были обнаружены богатейшие комплексы объектов материальной культуры средневековых мореходов, включающие многочисленные монеты-чешуйки, медные котлы, наконечники стрел, солнечные часы-компасы, украшения, ножи, изделия из дерева и кости и др.
Одной из первых послевоенных экспедиций, организованных Арктическим научно-исследовательским институтом в Ленинграде, была археологическая экспедиция на остров Фаддея и в залив Симса под руководством А.П.Окладникова. Итогом этой экспедиции стали фиксация и подробное документирование факта присутствия отечественных мореходов в крайне северных точках Северного Ледовитого океана еще в XVII веке. По результатам экспедиции была опубликована монография А.П.Окладникова «Русские полярные мореходы и берегов Таймыра» [1] и коллективная работа под его же руководством «Исторический памятник русского арктического мореплавания» [2].
Несомненно, что «Таймырская находка» – это одно из самых значительных открытий в высокоширотной Арктике, связанных с историей российской государственности и отечественного мореплавания в данной географической области. Еще в 1940-50-х гг. на основании обнаруженных археологических материалов и по результатам их анализа сделан однозначный вывод о приоритете отечественных мореходов в освоении Арктики восточнее Новой Земли.
Тем не менее, данные находки поставили целый ряд так и не решенных до наших дней вопросов, среди которых один из главных – откуда и куда двигалась экспедиция? Если с запада на восток, то значит мореходы еще в XVII веке обогнули самый северный мыс Евразии. Если с востока на запад, то мы имеем прецедент очень раннего проникновения русских первопроходцев в Восточную Сибирь, который «не бьется» с данными архивных источников. До сих пор не обнаружены архивные материалы и упоминания об этой экспедиции. Остались не решенными и другие вопросы – принадлежат ли остатки на о. Фаддея Северный и в зал. Симса одной экспедиции? Если да, то какая точка была финальной? Что случилось с экспедицией, каковы были ее цели, сколько человек в ней участвовало и кто были эти люди? Все ли погибли? Где и как погибла основанная партия? В каких именно годах XVII века проходила экспедиция? К сожалению, на все эти вопросы у нас до сих пор нет однозначных ответов, имеется только рад версий и число этих версий растет.
Удивительно и то, что после работ А.П.Окладникова на о. Фаддея и в зал. Симса там больше никогда не проводилось археологических работ – это слишком труднодоступные регионы Арктики. На о. Фаддея в 1970-х побывал географ В.Троицкий, а в зал. Симса впервые после А.П.Окладникова только в 2020 г. провела рекогносцировку экспедиция Русского географического общества и Северного флота, выявив, что памятник недообследован [4]. Результаты этих работ ставят на повестку необходимость проведения дополнительных специализированных археологических работ в этом регионе, которые потенциально могут способствовать поиску ответов на нерешенные задачи.
В свете разрешения поставленных задач крайне актуальной и своевременной является работа Е.А.Окладниковой «Таймырская находка». Ценность данной работы заключается в том, что автор привлекает для анализа неопубликованные источники – археологический отчет А.П.Окладникова, который хранится в Российском государственном музее Арктики и Антарктики, и документы из архива РАН, раскрывающие некоторые детали подготовки к изданию коллективной монографии по итогам археологических исследований 1940-х гг. Данные источники дают целый ряд новых фактов, касающихся как процесса и условий проведения археологических работ, так и последующей обработки и интерпретации находок.
Работа Е.А.Окладниковой состоит из двух глав, введения и заключения, научного аппарата. Первая глава под названием «Исторические условия становления первых русских социальных и экономических коммуникаций за Полярным кругом» посвящена описанию исторического и географического контекстов изучения «Таймырской находки», истории обнаружения и историографии изучения памятников в Арктике. Приводятся основные теоретические построения относительно маршрута, датировки и социального состава русской полярной экспедиции XVII в. Сделана попытка реконструкции портретов членов этой экспедиции.
Вторая глава под названием «Мир вещей» «Таймырской находки» содержит описание и выборочную историко-антропологическую интерпретацию обнаруженных предметов. Анализ «мира вещей» используется автором для интерпретации «картины мира» полярных мореходов XVII века. При этом в своей классификации автор выделяет находки «русского типа», находки «аборигенного» и «европейского» типов. Сами предметы, используя принцип функциональной принадлежности, автор разделил на пять групп: 1) орудия охоты, оружие, утварь, средства передвижения; 2) ювелирные изделия и навигационные инструменты; 3) одежда; 4) «денежная казна»; 5) письменные документы. Правда, в дальнейшем, при непосредственном описании и интерпретации находок, автор не придерживалась данного принципа, и в разделе 2.1 «находки русского типа» выделяет следующие группы: средства передвижения: нарты, лодки; бытовой инвентарь; торговый инвентарь; «промышленный завод»; оружие; «денежная казна»; письменные документы; шахматы; ювелирные изделия; предметы личной гигиены; предметы личного благочестия; колокольчики; бронзовое зеркало; изделия из ткани и волокнистых материалов; кафтан; обувь и изделия из кожи; меха.
В разделе 2.2 «артефакты аборигенного и европейского типов в составе «Таймырской находки» выделены находки аборигенного типа – металлические изделия; сумочка для огнива; находки западноевропейского типа – солнечные часы-компасы; оловянные тарелки и счетные жетоны. При этом на с. 181 автор пишет, что историки и археологи прошлых лет использовали метод источниковедческого анализа восьми крупных групп артефактов, не упоминая, о каких восьми группах идет речь. Признавая значительный интерес в рассуждениях автора по поводу интерпретаций материального мира, само изложение имеет несколько путаный в методологическом плане характер.
В качестве критики отметим, что деление предметов на «русский» и «европейский» типы выглядит нарочитым отрывом русского от европейского. Логичнее все же использовать термины «русский» и «западноевропейский» типы.
Анализируя достоинства представленной рукописи, отметим, что Е.А.Окладникова провела масштабную работу по натурному изучению и сбору данных о коллекциях с о. Фаддея и из зал. Симса. Это важная часть работы, т.к. поступившие из Арктики предметы материальной культуры были расформированы по нескольким коллекциям и оказались в целом ряде музеев, иногда передавались из учреждения в учреждение, в результате информация об уникальных предметах оказалась труднодоступной для исследователей. Сейчас известно, что предметы «Таймырской находки» имеются в следующих музеях: Российском государственном музее Арктики и Антарктики, Центральном Военно-Морском музее, Государственном историческом музее, Музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
Проделанная работа должна стать основой для создания в перспективе объединенного каталога коллекций предметов с о. Фаддея Северный и из зал. Симса и, возможно, – масштабного выставочного проекта, который объединит материалы из разрозненных коллекций.
Крайне существенно, что автор вводит новые данные о предметах (например, их фотографии). Совершенно неожиданным как для автора, так и для рецензента стало обсуждение сделанной для данной книги фотографии двух фрагментов «грамоты», обнаруженной в ножнах. Рецензент сразу смог прочитать словосочетание «с товарищы», широко распространенное в актовой документации XVII в. Это прочтение указывает на социальный статус держателя грамоты (скорее всего, служилый человек). Интересно, что на сохранившихся фрагментах текст имеется на обеих сторонах, что не было распространено в скорописи. Скорее всего, текст на обороте – это подписи тех, кому грамота выдана.
Е.А.Окладникова вводит в научный оборот и пытается обосновать новую концепцию, согласно которой материальные следы на о.Фаддей Северный и в зал.Симса принадлежат двум или даже нескольким различным экспедициям. Это совершенно новая постановка вопроса, которая требует серьезного научного обсуждения. Автор пишет: «В силу того, что на обоих памятниках были найдены вещи разных лет («денежная казна», которую входили монеты от времени Ивана III (к сожалению, ныне монеты утрачены) до времени Михаила Романова, нательные кресты разного времени изготовления), возникал вопрос о том, а не разновременными ли группами русских землепроходцев посещались эти памятники?» [3, с. 58]
В целом, приведенные автором доводы относительно того, что о. Фаддея и зал. Симса посещали разные экспедиции, пока выглядят неубедительно. Автор рецензии в данном вопросе придерживается традиционной точки зрения, что мы имеем дело со следами одной экспедиции. Об этом свидетельствует большое сходство обнаруженных предметов, состав и временной диапазон обнаруженных монет в обоих комплексах, а также отсутствие столь массовых скоплений подобных находок в других регионах восточной Арктики. Опыт раскопок зимовий в Арктике показывает, что обнаруживаемые остатки материальной культуры крайне бедны и никак не сопоставимы с тем, что мы имеем в случае с «Таймырской находкой». Тем не менее, представленная автором точка зрения вполне имеет право на существование, и в дальнейших исследованиях ее нельзя будет игнорировать.
Совершенно удивительным является анализ работы редактора С.М.Сергеева над сборником «Исторический памятник русского арктического мореплавания», проведенный на основе сохранившихся материалов в архиве РАН, который с очевидностью показывает степень влияния политических и идеологических факторов на интерпретацию и даже отбор находок для публикации. В этом свете вдвойне важной является дальнейшая работа как по изучению самих предметов, так и истории их интерпретации.
Что касается направления движения экспедиции, Е.А.Окладникова склоняется к предположению, что «они не приплыли к о. Фаддей Северный и в залив Симса на кочах. Скорее всего эта группа людей, которая, двигаясь по водно-волоковым путям Таймыра, несла с собой не только предметы охоты, пушнину, деньги, но и лодки шитики… Покинув избушку на берегу залива Симса, именно на таких лодках часть этой группы отправилась в плавание к о. Фаддей Северный» [3, с. 222]. Идея о том, что экспедиция могла двигаться из района Хатангского залива вполне возможна и имеет потенциал для своего развития. Что касается последовательности посещения о. Фаддея и зал. Симса, автор рецензии, на основании того, что именно в заливе Симса были обнаружены фрагменты человеческих костей, а также фрагмент заготовки нарты (лыжа с одним отверстием под копыло, а другие отверстия, вероятно, не успели сделать), склоняется к версии того, что зал. Симса был конечной и трагической точкой экспедиции.
Что же касается ссылок автора на теорию «малого ледникового периода», нисколько не подвергая сомнению данный факт, тем не менее, надо быть осторожным с данным термином и иметь в виду значительные локальные флуктуации ледовой ситуации. Так, например, 1932-1935 гг. были вполне благоприятными для мореплавания и способствовали быстрому освоению Северного морского пути, дали повод В.Ю. Визе заявить о потеплении в Арктике, что даже несколько «расслабило» руководство ГУСМП. Обернулось это большой трагедией 1937 г., когда практически весь флот Главсевморпути, включая ледоколы, был заморожен в тех или иных местах на трассе Северного морского пути.
В целом же представленная работа является крайне интересной, важной, содержит новые данные о предмете исследования, хотя представлена немного в странной форме учебного пособия и содержит ряд ошибочных данных, которых можно было избежать при хорошем научном редактировании. Например, непонятно, что имеет ввиду автор, написав: «по водно-волоковым путям новгородские купцы через Ладожское и Онежское озера по Кемскому волоку выходили на р. Онега» [3, с. 12]. Не имелся ли в виду «Кенский волок»? Или «коч – это русское морское парусно-гребное судно… использовавшееся в XI–XIX вв.», при том, что самое раннее упоминание кочей в документальных источниках относится лишь к концу XVI в.! Такое удревнение кочей на данный момент не имеет никаких подтверждений. Также автор пишет, что «только в 1880 г. Адольф Эрик Норденшельд на корабле “Вега”, двигаясь с запада на Восток, обогнул этот мыс» (имеется ввиду мыса Челюскина – прим. авт.) [3, с. 16]. Однако хорошо известно, что произошло это событие несколько ранее – в 1878 году.
Странной выглядит фраза о том, что «на п-в Ямал шли по рекам через волоки…» [3, с.16] Вероятно, имелось в виду «через п-в Ямал…». Сомнительной выглядит фраза: «В Обской губе Босман встретил русских мореходов, которые рассказывали ему о трех кочах…». Известно, что голландский мореплаватель Корнелий Босман в 1625 г. зашел в Карское море, «где встретили такое множество льда, что с великой опасностью должны были опять вернуться в пролив», встреча с поморами состоялась в проливе Югорский Шар [5, с. 59].
Отметим, что в ходе посещения в 2020 г. в рамках экспедиции РГО и Северного флота на ледоколе «Илья Муромец» о. Фаддея и зал. Симса автор рецензии не смог с помощью рисунков А.П.Окладникова найти место раскопа на о. Фаддея. Координаты не были указаны ни в книгах, ни в археологическом отчете. Нарисованные мысы по своему виду похожи на целый ряд подобных мысов, а географическое описание не позволило точно локализовать участок. Лишь после тщательного изучения космоснимков и сравнения с кроками была выдвинута гипотеза о местоположении стоянки в зал. Симса. Она подтвердилась в ходе натурного обследования. Абрис берега в данном месте значительно изизменился с 1940-х, хотя именно наличие характерного песчаного «языка» позволило определить местоположение стоянки. Автор рецензии не обнаружил на месте стоянки следов «регулярного» раскопа. Вполне вероятно, что из-за морских условий заброски у А.П.Окладникова были ограниченные временные ресурсы для проведения обследования. Из собственного опыта автор знает, что морские экспедиции, к сожалению, почти всегда имеют «дерганый» интенсивный характер с очень ограниченными возможностями работы на берегу. В связи с этим можно с уверенностью говорить о том, что объекты были исследованы недостаточно и работы требуют своего продолжения.
В целом, работа Е.А.Окладниковой важна и в полный рост поднимает ряд вопросов:
– Необходима публикация первоисточников (археологического отчета А.П.Окладникова; также материалов, исключенных из издания редакторской правкой в 1950-х гг.).
– Необходима публикация объединенного каталога всех предметов разрозненной по различным музеям коллекции «Таймырской находки».
– Крайне необходима организация полевых археологических работ для доисследования стоянок на о. Фаддея и в зал. Симса, а также проведения дополнительных разведок в тех районах. Рекогносцировочные работы 2020 г. экспедиции РГО и Северного флота показали то, что объекты обладают потенциалом для научных исследований. Данные объекты не внесены в перечни объектов культурного наследия Российской Федерации.
– На месте стоянок необходимо установить памятные знаки, посвященные мореходам XVII в.
– Необходим беспристрастный повторный анализ «Таймырской находки».
– Необходимо проведение объединенной межмузейной выставки, посвященной «Таймырской находке».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Окладников, А. П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра. – Москва ; Ленинград : Изд-во и тип. Главсевморпути, 1948. – 158 с.; Окладников, А. П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра : 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Мор. транспорт, 1957. – 120 с.
[2] Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века : Археологические находки на острове Фаддея и на берегу залива Симса : [Сб. ст.]. – Ленинград ; Москва : Изд-во Главсевморпути, 1951. – 252 с.
[3] Окладникова, Е. А. Социально-культурная и торговая коммуникация в эпоху освоения Русского Заполярья и «Таймырская находка» : учеб. пособие. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И.Герцена, 2024. – 240 с.
[4] Филин, П. А. Исследования следов русской экспедиции XVII в. на острове Фаддея Северный и в заливе Симса. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2020. – № 4(42). – С. 20-25.
[5] Литке, Ф. П. Четырекратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению императора Александра I, на военном бриге Новая Земля в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Федором Литке : С присовокуплением путешествий лейтенанта Демидова в Белое море и штурмана Иванова на реку Печору. Ч. 1. — Санкт-Петербург : Морская тип., 1828.
Филин Павел Анатольевич
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра «Морская арктическая комплексная экспедиция
и морское наследие России» Российского
научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва),
старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург)
Email: pfilin1975@gmail.com
© Филин П.А., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 10.10.2024.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Филин, П. А. Русские мореходы на Восточном Таймыре в XVII в.: рецензия на книгу Е.А.Окладниковой «Социально-культурная и торговая коммуникация в эпоху освоения Русского Заполярья и 'Таймырская находка'». – DOI 10.34685/HI.2024.69.41.010. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 4. – С. 90-95. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/678.html&j_id=62.
Наверх