2025/4(62)

Содержание

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Сень А.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.

Гуцалов А.А.

Рыбак К.Е.
Избачков Ю.С.

Скотникова Г.В.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Манаширов Д.И.

Пряхин Ю.В.

Степанова Е.Е.
Окороков А.В.

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Азарова Т.В.

Гассиева М.А.
Джиоева Д.А.

Хилько Н.Ф.
Горелова Ю.Р.

Авакян М.А.
Чекменев А.И.
Чекменева Р.Р.

Парамонова С.В.

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Плешанов А.В.

Фурсова Е.Ф.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Юренева Т.Ю.

 
DOI 10.34685/HI.2025.27.50.009
Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.
Пути и методы актуализации объектов культурного наследия
в системе мероприятий
по укреплению культурного суверенитета России
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые направления актуализации объектов культурного наследия как инструмента формирования и укрепления культурного суверенитета России. Анализируются современные подходы к переосмыслению культурного наследия, включение его в актуальные культурные практики и государственную политику. Рассматриваются примеры успешной интеграции культурного наследия в образовательные, туристические и медиапроекты, а также роль цифровизации в расширении доступности и сохранении культурных ценностей.

Ключевые слова: культурное наследие, культурный суверенитет, актуализация, идентичность, цифровизация, культурная политика, Россия.


В XXI веке вопросы культурной идентичности, исторической памяти и символического ресурса нации приобретают особую актуальность в связи с растущими вызовами глобализации, цифровизацией и культурной стандартизацией. Современные государства сталкиваются с необходимостью защиты и продвижения собственных культурных ценностей как в рамках внутренней государственной политики, так и на международной арене. В этом контексте понятие культурного суверенитета выходит на передний план как основа устойчивого развития нации и условие сохранения её исторической самобытности. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность [1].

В условиях мировой глобализации и усиления культурной экспансии укрепление культурного суверенитета России становится одной из приоритетных задач государственной национальной политики. Понятие «культурный суверенитет Российской Федерации» впервые было закреплено в Стратегии национальной безопасности РФ (2015) как фактор, способствующий «укреплению национальной безопасности в области культуры». Указан и механизм его обеспечения: «принятие мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия» [2]. Культурный суверенитет России предполагает способность нашего государства сохранять, развивать и транслировать собственную культурную идентичность, опираясь на исторические, духовные и символические ресурсы. Важно отметить, что объекты культурного наследия выступают важнейшими опорными точками национальной идентичности, однако без механизмов их актуализации они утрачивают связь с современным обществом.

Культурный суверенитет России – это не только способность общества и государства формировать и защищать собственную культурную политику, но и умение противостоять внешним культурным влияниям, которые могут размывать или подменять традиционные ценности, нормы и символы. Важным инструментом в укреплении культурного суверенитета России выступают объекты культурного наследия – как материальные, так и нематериальные (архитектурные памятники, фольклор, язык, обряды, художественные традиции и т.д.), поскольку именно они воплощают исторический и духовный опыт российского народа.

Однако в условиях быстро меняющегося культурного ландшафта объекты наследия нередко теряют связь с повседневной жизнью общества, воспринимаются как реликты прошлого, не имеющие прямого отношения к актуальным культурным и социальным процессам. В связи с этим ключевым направлением современной культурной политики становится актуализация объектов культурного наследия, то есть их переосмысление, адаптация и интеграция в современную культурную среду.

Актуализация наследия — это не только сохранение и реставрация, но и придание объектам новой социальной, образовательной, эстетической и политической значимости. Через механизмы актуализации возможно не только «сохранить прошлое», но и сделать его полноценным ресурсом для формирования будущего. Именно в этом контексте актуализация наследия становится важной частью государственной стратегии по обеспечению культурного суверенитета России.

Понятие актуализации культурного наследия формируется на стыке нескольких научных дисциплин – культурологии, философии культуры, истории, социологии, антропологии, а в последние десятилетия – и цифровых гуманитарных наук. В научном дискурсе актуализация понимается как многоаспектный процесс, направленный на придание объектам культурного наследия новой значимости в современном социально-культурном контексте.

Как известно, термин «культурное наследие» охватывает широкий спектр объектов: от материальных памятников архитектуры, археологии и искусства до нематериальных форм — языка, обычаев, фольклора, традиционных знаний и ремесел. Согласно Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003) [3], такое наследие представляет собой живое выражение культуры, которое постоянно воспроизводится и передается от поколения к поколению. Важный шаг в направлении сохранения и использования нематериального культурного наследия сделан и России с принятием в 2022 году Федерального закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» от 20.10.2022 N 402-ФЗ [4].

Актуализация в широком смысле — это процесс «вывода» объекта культурного наследия из пассивного состояния к активному участию в жизни общества. Объект культурного наследия существует не только как физическая реальность, но и как носитель коллективной памяти, культурных смыслов и символов, встроенных в социокультурный контекст. Актуализация объектов культурного наследия — это процесс переосмысления, обновления и включения памятников прошлого в современное культурное пространство. Этот процесс охватывает:

- семиотический уровень: переинтерпретацию смыслов;

- институциональный уровень: изменение форм управления и использования;

- социальный уровень: включение в жизнь сообществ.

Актуализация предполагает:

- интерпретацию: переосмысление и адаптацию исторических смыслов к современности;

- инкультурацию: включение в повседневные культурные практики;

- репрезентацию: представление в публичном пространстве — от музеев до цифровых медиа;

- медиатизацию: трансляцию через современные коммуникационные каналы, включая социальные сети, кино, VR- и AR-технологии.

Таким образом, актуализация становится средством превращения объекта наследия в ресурс идентичности, символическое ядро, способное укреплять культурное самосознание и суверенитет России. Актуализация наследия — это не возвращение к «аутентичному» прошлому, а процесс переинтерпретации прошлого в рамках современных культурных парадигм.

Выделим несколько ключевых институциональных механизмов актуализации наследия:

- музефикация: сохранение и интерпретация объектов в рамках музейного пространства, включая новые формы — интерактивные, виртуальные музеи;

- реставрация и ревитализация: восстановление и функциональное перепрофилирование памятников для их дальнейшего использования;

- включение в культурные индустрии: трансформация объектов культурного наследия в часть креативной экономики (кино, дизайн, гастрономия, ремесла и др.);

- культурное проектирование: использование объектов культурного наследия как базы для формирования новых культурных практик, мероприятий, фестивалей, брендов.

Таким образом, актуализация требует не только сохранения объектов, но и создания новых интерпретативных рамок, в которых они обретают значимость для современного общества.
 
Культурное наследие России не только символизирует, но и материализует культурный суверенитет. Его использование в государственном и общественном дискурсах позволяет:

- укреплять национальное самосознание;

- формировать патриотические и гражданские установки;

- обеспечивать культурную независимость в условиях внешнего давления.

В условиях современной геополитической и культурной конкуренции понятие культурного суверенитета приобретает фундаментальное значение. Оно трактуется как способность России и российского общества самостоятельно формировать, сохранять и транслировать собственную культурную идентичность, управлять своей культурной политикой без доминирующего влияния извне. В этом контексте объекты культурного наследия становятся не просто памятью о прошлом, но важнейшим стратегическим ресурсом, способным укреплять национальное самосознание, служить основой культурной мобилизации и инструментом «мягкой силы».

Понятие культурного суверенитета в научном обороте появилось сравнительно недавно и связано с необходимостью осмысления последствий глобализации, стандартизации культурных практик [5]. Культурный суверенитет — это:

- право и возможность нации самостоятельно определять и реализовывать культурную политику;

- защита культурного пространства от ассимиляции и символического подчинения;

- активная репрезентация собственной культурной традиции на внутреннем и внешнем уровне.

Таким образом, культурный суверенитет — это не изоляция, а осознанное управление культурными смыслами, а также развитие собственного культурного производства, опирающегося на национальные традиции.

Объекты культурного наследия играют ключевую роль в процессе конструирования национальной идентичности. Они фиксируют уникальные черты исторического пути народа России, его мировоззрения, художественной и духовной культуры. С этой точки зрения культурное наследие России выполняет несколько стратегических функций:

- идентификационную: создаёт культурные коды, через которые человек осознаёт принадлежность к нации;

- интеграционную: объединяет разные социальные и этнические группы вокруг общих символов и исторической памяти;

- репрезентативную: служит инструментом демонстрации культурной зрелости и уникальности государства на международной арене;

- ресурсную: используется в развитии туризма, образования, креативной индустрии, становясь частью экономики.

Современное международное пространство всё чаще определяется не только политической и экономической, но и культурной конкуренцией. В этой борьбе культурное наследие становится элементом мягкой силы — способности влиять на другие страны через привлекательность своей культуры, идеалов и образа жизни.

Множество стран активно используют свои историко-культурные ресурсы в дипломатии: например, Франция — через Франкофонию и ЮНЕСКО, Китай — через институты Конфуция, Турция — через программы сохранения тюркского наследия. Россия в последние годы усиливает использование культурного наследия в международной повестке: это и продвижение памятников в список ЮНЕСКО, и культурные выставки за рубежом, и празднование исторических дат как символов преемственности и цивилизационной идентичности. В Российской Федерации также получает все большее распространение научное обоснование цивилизационного подхода при рассмотрении исторических событий и осмыслении роли объектов культурного наследия как одного из базовых компонентов российской цивилизации [6].

Но несмотря на высокий потенциал, эффективное использование культурного наследия как инструмента культурного суверенитета наша страна сталкивается с рядом проблем:

- отчуждение наследия от общества, особенно молодёжи, для которой традиционные формы подачи культуры выглядят неактуально;

- институциональная несогласованность, когда управление объектами находится в ведении разных ведомств без единой стратегии;

- коммерциализация, подменяющая глубинные культурные смыслы поверхностным туристским продуктом;

- угроза внешнего культурного давления, выражающегося в попытках переосмысления истории, дезавуализации национальных героев и символов.

В ответ на эти вызовы требуется не просто охрана памятников, а еще более активная культурная политика, направленная на осмысленное и современное использование историко-культурного ресурса России.

Актуализация объектов культурного наследия России представляет собой совокупность стратегий и практик, направленных на возвращение культурных ценностей в активное культурное, социальное и политическое поле. Этот процесс требует осмысления не только в рамках охраны и реставрации, но и как части более широкой государственной и общественной культурной политики, способствующей укреплению культурного суверенитета. Ниже нами рассмотрены ключевые направления и механизмы актуализации наследия, обладающие потенциалом прямого воздействия на формирование идентичности и культурной субъектности общества.

Одним из важнейших путей актуализации наследия России является включение наследия в систему формального и неформального образования. Объекты культурного наследия становятся инструментом формирования исторического сознания и культурной памяти у подрастающего поколения. Практики должны включают:

- разработку региональных и локальных курсов истории и краеведения, опирающихся на местные объекты наследия;

- проведение учебных экскурсий и выездных занятий в музеи, архитектурные ансамбли, на места исторических событий;

- создание электронных учебников и мультимедийных платформ, включающих 3D-модели памятников, исторические реконструкции, оцифрованные архивы;

- организация викторин, квестов, проектной деятельности на базе объектов культурного наследия.

Интеграция наследия в образование позволяет не только «научить» истории, но и вовлечь учащихся в эмоциональное и личностное проживание культуры, что особенно важно для устойчивой идентичности.

Культурно-познавательный туризм является одним из самых эффективных способов экономической и символической актуализации объектов наследия России. Развитию этого вида туризма, безусловно, уделяется в последние годы все больше внимания [7]. При этом при планировании туристских продуктов важно переходить от модели «пассивного показа» к интерактивному и событийному формату, а именно:

- создание тематических маршрутов (например «Золотое кольцо России», «Байкал», «Крым», «Сочи», «Политическая и культурная столицы России – Москва и Санкт-Петербург», «Карелия»);

- проведение исторических реконструкций, фестивалей, ярмарок, посвящённых традициям и событиям;

- преобразование объектов наследия в культурные пространства: арт-резиденции, ремесленные мастерские, образовательные центры;

- развитие проектов устойчивого туризма, которые учитывают интересы локальных сообществ и не разрушают историческую среду.

Культурно-познавательный туризм не только приносит экономическую выгоду, но и формирует позитивный культурный имидж страны, укрепляя её позиции на глобальной арене.

В условиях цифровой эпохи важнейшим каналом актуализации становится медиатизация культурного наследия. Это направление включает:

- создание виртуальных музеев и цифровых архивов, дающих доступ к уникальным объектам вне зависимости от географии;

- внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) — для «оживления» памятников, проведения виртуальных экскурсий;

- использование QR-кодов на объектах, позволяющих посетителям в реальном времени получать информацию о памятнике через смартфон;

- разработка документальных фильмов, подкастов, Rutube-проектов, рассказывающих о культурном наследии в современной подаче;

- продвижение через социальные сети — VK, OK, Telegram-каналы, где объекты культурного наследия может быть представлены в формате сторителлинга, инфографики, интерактивного контента.

Цифровизация не только расширяет аудиторию, но и формирует новую медиареальность, где культурное наследие России должно стать актуальной частью повседневного информационного пространства.

На уровне регионов и муниципалитетов объекты наследия России могут быть основой устойчивого культурного развития и территориального брендинга. Здесь выделяются следующие направления:

- формирование «культурных кластеров» или «культурных маршрутов», объединяющих памятники, музеи, ремесленные центры;

- регенерация исторических кварталов с сохранением аутентичного архитектурного облика и адаптацией их под современные функции (книгарни, арт-галереи, каворкинги, мастерские);

- механизмы поддержки малого бизнеса и локальных инициатив, работающих в сфере охраны, изучения и презентации объектов культурного наследия;

- реализация грантовых и конкурсных программ для проектов по переосмыслению и популяризации историко-культурного ресурса.

Актуализация наследия в городском контексте способствует созданию культурно насыщенной среды, формирующей эмоциональную привязанность граждан к территории и стране в целом.

Ключевым условием устойчивой актуализации является вовлечение гражданского общества в процессы сохранения и осмысления объектов культурного наследия. Данное условие предполагает:

- развитие волонтёрских движений в сфере охраны памятников и культурного просвещения;

- инициативы локальных сообществ — от создания народных музеев до организации экспедиций и исследований;

- использование методов соучастного проектирования, где жители включаются в процессы ревитализации объектов;

- формирование экспертно-гражданских советов при органах власти, обеспечивающих общественный контроль и участие в принятии решений.

Такой подход способствует демократизации культурной политики и формированию чувства сопричастности и ответственности за культурное наследие.

Несмотря на очевидный потенциал объектов культурного наследия как источника укрепления национальной идентичности и культурного суверенитета России, процесс его актуализации сталкивается с целым рядом системных и ситуативных препятствий. Эти барьеры касаются как организационно-правовой и институциональной сферы, так и более глубоких — ценностных, социально-культурных и технологических аспектов.

Одним из ключевых вызовов в сфере актуализации наследия является отсутствие единой координирующей политики на федеральном и региональном уровнях. Среди проблем можно выделить:

- несогласованность между ведомствами: объекты культурного наследия часто находятся в юрисдикции различных структур — министерств культуры, туризма, образования, муниципальных властей, что затрудняет комплексное управление;

- отсутствие системных стратегий в сфере популяризации и интеграции наследия в современную культуру — большинство программ носят разрозненный, проектный характер;

- преобладание охранной парадигмы: приоритет отдаётся физическому сохранению памятников, тогда как работа с их смысловой и символической стороной часто упускается.

Результатом становится формальный подход к сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, при котором объекты в какой то степени сохраняются, но не используются как живой и востребованный ресурс.

Финансовые ограничения — одна из самых острых проблем в работе с объектами культурного наследия. В частности:

- реставрационные и археологические работы требуют значительных ресурсов, а бюджетные ассигнования ограничены и неравномерны по регионам;

- цифровизация наследия, создание медиа-контента, развитие интерактивных форм презентации требуют устойчивого финансирования, чего нет во многих регионах;

- зависимость от грантов и благотворительных фондов делает большинство проектов краткосрочными и нестабильными.

Эти проблемы особенно остро проявляются в провинциальных и малонаселённых регионах, где объекты культурного наследия часто находятся в полуразрушенном состоянии и не вовлечены в культурный или туристский оборот. В более широком смысле речь должна идти и о вовлечении объектов культурного наследия в литературный, кинематографический, театральный и художественно-изобразительный оборот, но это уже тема отдельного исследования.

Многие объекты культурного наследия нередко воспринимаются обществом как нечто далёкое и «не своё», особенно среди молодёжи и городских жителей. Это вызвано:

- архаичностью форм подачи (официальный язык, «застывшие» экспозиции, отсутствие интерактивности);

- разрывом между культурной традицией и современным образом жизни;

- отсутствием механизмов личной сопричастности — редко создаются условия, в которых люди могут «присвоить» наследие как часть своей идентичности.

Как следствие, возникает информационный и эмоциональный вакуум, в котором культурное наследие теряет значимость, уступая место внешним культурным продуктам и моделям.

Ещё одной угрозой является переход от культурной к экономической логике использования наследия. В условиях рыночного давления объекты наследия:

- превращаются в туристические аттракционы, утрачивая свой глубокий историко-культурный контекст;

- упрощаются до фольклорных клише: танцы, ярмарки, сувениры заменяют живую культурную традицию;

- используются в целях брендинга, а не культурного просвещения: например, города и регионы оформляют исторические символы как маркетинговые образы, не обеспечивая их реального содержания.

Это создаёт парадоксальную ситуацию, когда наследие вроде бы становится популярным, но при этом теряет свою идентификационную и воспитательную функцию.

Цифровизация — мощный инструмент актуализации культурного наследия, но, с другой стороны, она несёт новые вызовы, в том числе:

- поверхностное восприятие: массовое цифровое потребление исторической информации через соцсети и короткие видеоролики снижает глубину понимания культурных явлений;

- стандартизация подачи: алгоритмы социальных платформ формируют единый стиль визуального и текстового представления, нивелируя локальные и аутентичные особенности наследия;

- зависимость от иностранных платформ (YouTube, TikTok, Instagram) делает национальную цифровую культурную политику уязвимой;

- вопрос цифрового суверенитета: отсутствие национальных инфраструктур для хранения и продвижения культурного контента повышает риск утраты контроля над собственной культурной информацией.

Таким образом, цифровая форма требует критически осмысленного использования, иначе она может свести актуализацию к имитации интереса.

Также культурное наследие может становиться ареной идеологических столкновений, особенно в контексте переосмысления исторических событий и фигур:

- попытки «переписывания истории» могут вызывать общественный конфликт — например, в вопросах национальной памяти, политических репрессий, роли государственных и религиозных деятелей;

- политизация памяти (выделение «правильного» наследия и вытеснение неудобного) лишает общество целостной картины прошлого;
- возникают локальные конфликты идентичности: между этническими, конфессиональными и региональными группами, имеющими различные версии культурного прошлого.

Для предотвращения подобных эффектов необходимо обеспечить плюралистический и инклюзивный подход, при котором разные группы могут видеть своё отражение в общей культурной картине. Барьеры на пути актуализации культурного наследия носят многоуровневый характер и требуют не только административного вмешательства, но и изменения парадигмы: от охраны ради охраны — к активному культурному использованию с участием общества, бизнеса, экспертного сообщества и цифровой инфраструктуры. Преодоление этих вызовов — ключевое условие для превращения наследия в более значимый ресурс культурного суверенитета, устойчивого развития и международного культурного присутствия.

Заключение

Актуализация объектов культурного наследия — неотъемлемая часть стратегии по укреплению культурного суверенитета. Эффективное использование культурного ресурса возможно при условии его активного включения в современное общественное сознание, образовательное пространство, культурные индустрии и международное сотрудничество. Это требует междисциплинарного подхода и координации усилий государства, общества и экспертного сообщества. В условиях глобальных культурных трансформаций, усиления международной конкуренции в символическом пространстве и стремительного развития цифровых технологий, вопросы культурной идентичности, исторической памяти и культурного суверенитета приобретают для России и общества приоритетное значение. Объекты культурного наследия в этом контексте выступают не просто как реликты прошлого, подлежащие охране, но как активные ресурсы, способные формировать культурную субъектность нации, укреплять чувство общности и служить стратегической основой культурной политики.

Проведённый нами научный анализ показывает, что актуализация культурного наследия представляет собой многоуровневый и междисциплинарный процесс, включающий переосмысление, модернизацию, медиатизацию и повторное включение объектов культурного наследия в современное общественно-культурное пространство. Основные пути актуализации — интеграция в образовательные программы, развитие культурно-познавательного туризма, использование цифровых технологий, реализация региональных стратегий и вовлечение гражданского общества — в совокупности способны превратить объекты культурного наследие в действенный механизм формирования устойчивой культурной идентичности.

В то же время, на пути актуализации наследия возникают серьёзные барьеры и вызовы: от институциональной разобщённости и хронического недофинансирования до социальных факторов отчуждения и угроз цифровой стандартизации культурного опыта. Эти сложности требуют комплексного подхода, который должен опираться не только на реставрационные и охранные меры, но и на современные формы культурного менеджмента, участие граждан и развитие культурных индустрий.

Таким образом, актуализация объектов культурного наследия как инструмент укрепления культурного суверенитета России должна быть осмыслена как стратегический и долгосрочный приоритет, предполагающий создание гибкой, инклюзивной и устойчивой культурной среды. Только в этом случае объекты культурного наследия перестанут быть «немыми памятниками» прошлого и станут полноправными участниками диалога о будущем — диалога, основанного на уважении к истории, свободе интерпретации и ответственности перед следующими поколениями.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 07.10.2025).

[2] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
_191669/ce89a659b0137b9d7c3a1dd4eca2b51d7001589f/ (дата обращения: 07.10.2025).

[3] Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // ООН : официальный портал. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 07.10.2025).

[4] Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» от 20.10.2022 N 402-ФЗ. (последняя редакция) // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429409/ (дата обращения: 07.10.2025).

[5] Черняховский, С. Ф., Черняховская, Ю. С. Вызовы и угрозы культурному суверенитету РФ и меры по противодействию. – Текст : электронный // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации : сб. материалов круглого стола. Москва, 2021. –Москва : ИМЦ. 2021. – С. 657–669. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49291464 (дата обращения: 07.10.2025).

[6] Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 г. : Проект / Е.В.Бахревский, Т.В.Беспалова, Ю.А.Закунов, А.С.Миронов ; отв. ред.: А.Ю.Сагань ; Рос. науч.-иссл. ин-т культур. и природ. наследия им. Д.С.Лихачева. – Москва : Ин-т Наследия, 2016. — 136 с.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (с изменениями на 29 мая 2025 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/561260503 (дата обращения: 07.10.2025).


Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук,
руководитель Центра социокультурных
и туристских программ Российскогонаучно-исследовательского
института культурного и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: putrik@list.ru

Соловьев Андрей Петрович,
кандидат педагогических наук,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: andrey476_85@mail.ru

© Путрик Ю.С., Соловьев А.П. , текст, 2025
Статья поступила в редакцию 16.09.2025.
Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:
Путрик, Ю. С., Соловьев, А. П. Пути и методы актуализации объектов культурного наследия в системе мероприятий по укреплению культурного суверенитета России. – DOI 10.34685/HI.2025.27.50.009 . – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 4(62). – С. 15-24. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/720.html&j_id=66.
 

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2025.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).