2025/4(62)

Содержание

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Сень А.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Путрик Ю.С.
Соловьев А.П.

Гуцалов А.А.

Рыбак К.Е.
Избачков Ю.С.

Скотникова Г.В.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Манаширов Д.И.

Пряхин Ю.В.

Степанова Е.Е.
Окороков А.В.

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Азарова Т.В.

Гассиева М.А.
Джиоева Д.А.

Хилько Н.Ф.
Горелова Ю.Р.

Авакян М.А.
Чекменев А.И.
Чекменева Р.Р.

Парамонова С.В.

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Плешанов А.В.

Фурсова Е.Ф.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Юренева Т.Ю.

 
DOI 10.34685/HI.2025.98.25.015
Юренева Т.Ю.
Музеи высших учебных заведений Русской православной церкви: формирование сети и типологические особенности

Аннотация. Статья посвящена изучению сети музеев высших учебных заведений Русской православной церкви в исторической динамике. Анализируются типологические особенности деятельности музеев духовных академий и семинарий, во многом обусловленные их особым правовым статусом: они являются религиозными и образовательными организациями одновременно.

Ключевые слова: музей, музейная деятельность, музеи высших учебных заведений, вузовские музеи, университетские музеи, учебные музеи, духовные учебные заведения Русской православной церкви, православное историко-культурное наследие.



В последние десятилетия в музейной сфере России произошли кардинальные изменения, во многом связанные с появлением негосударственных музеев и возрастанием их роли в социокультурном пространстве страны. В их числе – музеи церковных вузов, созданные в постсоветский период при высших учебных заведениях Русской православной церкви – духовных академиях и семинариях. Будучи конфессиональными структурами, вузовские музеи РПЦ, по сравнению со светскими учебными музеями, имеют ряд особенностей в отношении правового статуса, миссии и основных направлений музейной деятельности. В настоящее время законодательные и исполнительные власти Российской Федерации разрабатывают нормативные документы, касающиеся правового статуса вузовских музеев. Таким образом, актуальность изучения музеев высших учебных заведений РПЦ как особой типологической группы обусловлена не только ее значимостью в социокультурном пространстве страны, но и приоритетами государственной культурной политики.

Первые музеи при высших духовных учебных заведениях России появились в последней трети XIX в.; их формирование во многом было обусловлено активизацией памятникоохранительной деятельности в отношении православного наследия и реформами в системе духовного образования [1]. Согласно Уставу духовных академий, утвержденному в 1869 г., церковная археология, сведения о которой прежде давались в общем курсе литургики, стала самостоятельной учебной дисциплиной. Для ее эффективного преподавания требовалось обеспечить учащимся возможность наглядного знакомства с предметами церковной старины и произведениями искусства, соблюдая при этом определенные условия: доступность предмета для ближайшего рассмотрения, полнота и систематичность коллекций для иллюстрирования содержания лекционного курса. Между тем основные собрания церковных ценностей – ризницы и древлехранилища при епархиях, монастырях и храмах – не вполне соответствовали этим требованиям, поскольку носили закрытый характер, использовались в первую очередь для хранения вышедших из богослужебного употребления предметов, расположение которых в пространстве хранилищ не способствовало их целостному восприятию. Решение этой проблемы виделось в создании нового типа музеев – церковно-археологических [2].

В 1871 г. как учебная аудитория при кафедре церковной археологии был основан Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, которая находилась в Троице-Сергиевой лавре под Москвой [3]. В 1872 г. Церковно-археологический музей был учрежден при Киевской духовной академии. В 1879 г. открылся Церковно-археологический музей при Санкт-Петербургской духовной академии. В решении Святейшего Синода о его учреждении, в частности, указывалось: «Церковно-археологическая коллекция желательна и была бы весьма полезна и для успешного преподавания в Академии науки о церковных древностях, и для сохранения и ученой разработки древних памятников, имеющих отношение к древнехристианскому периоду истории и к истории Русской Церкви» [4].

Формирование коллекций академических музеев осуществлялось путем получения вышедших из употребления богослужебных предметов, хранившихся в подсобных помещениях церквей и монастырей. Фонды музеев пополнялись за счет даров и пожертвований, проводились закупки и передачи предметов из других собраний. Так, в 1875 г. Киевская духовная академия приобрела у московского купца-старообрядца А.Е.Сорокина коллекцию из 222 икон. Основу собрания музея при Московской духовной академии составили 70 икон, полученных с петербургского склада икон и старопечатных книг, отобранных у старообрядцев. Когда возникла угроза закрытия единственного в Новгороде городского музея, Петербургская духовная академия получила возможность отобрать для своего Церковно-археологического музея лучшие вещи [5].

Деятельность академических музеев продолжалась до Октябрьской революции, а затем советская власть упразднила их вместе с духовными школами. В 1918 г. был закрыт Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии; его коллекции впоследствии неоднократно перераспределялись между музеями, в результате чего сведения об их местонахождении оказались утраченными. Известно, что часть коллекций находится в Государственном Русском музее [6]. В марте 1919 г. была распущена Московская духовная академия, музейные коллекции перешли в ведение Народного комиссариата просвещения, а затем вошли в состав Сергиево-Посадского историко-художественного музея, созданного в 1920 г.

Возрождение духовных школ и существовавших при них музеев началось после Великой Отечественной войны (1941–1945). В 1948 г. в Ленинграде при Духовной академии был создан церковно-археологический кабинет с небольшим количеством предметов – 24 иконы, 11 Евангелий с металлическими окладами, антиминс и репродукции из альбомов для учебных целей [7]. С возобновлением деятельности Московских духовных академии и семинарии и возвращением их в 1948 г. в Троице-Сергиеву лавру началось воссоздание академического музея с названием «Церковно-археологический кабинет» (ЦАК); он начал свою деятельность в 1950 г. Его собрание формировалось из предметов, поступавших в качестве даров патриарха, архиереев и частных лиц, пожертвований, закупок у антикваров, и потому отличалось разнородным характером. Однако спустя 20 лет, по оценке проверяющей ЦАК комиссии, грамотно составленная концепция позволила «из крайне разнородного, чаще всего случайного материала» создать музей как наглядное пособие по церковной археологии, «объединив хронологически несопоставимый материал» [8]. В настоящее время Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии является крупнейшим музеем Русской православной церкви. В его собрании более 20 тыс. произведений искусства – шедевры греческой и древнерусской иконописи, произведения старообрядческих школ и мастеров Русского Севера, коллекции графики, живописи, антиминсов, шитья, мелкой пластики, церковной утвари, рукописных и старопечатных книг. Многие предметы имеют не только художественную, но и сакральную ценность.

В постсоветский период, когда многообразие форм собственности было закреплено в Конституции Российской Федерации (1993), когда ушли в прошлое идеологические парадигмы, деструктивно влиявшие на взаимоотношение светской власти и традиционных религиозных конфессий, начала формироваться сеть церковных музеев. Ее развитие в немалой степени инициировалось активизацией миссионерской и катехизаторской деятельности Русской православной церкви [9]. Ориентированные на сохранение и актуализацию православного наследия церковные музеи стали создаваться при епархиях, монастырях, приходах, а также высших учебных заведениях.

В 1997 г. Ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии принял решение об открытии Церковно-археологического музея. Он разместился в помещениях, служивших во второй половине XX в. покоями ленинградских митрополитов, изгнанных из зданий Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. В его фондах нет ни одного предмета из дореволюционного собрания, являвшегося крупнейшим в Петербурге хранилищем памятников русской церковной старины и насчитывавшем более 3 тыс. единиц хранения. Современные фонды комплектовались предметами, собранными в различных помещениях и службах Духовной академии, переданными в качестве дара Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, архиереями, учеными и благотворителями. Собрание включает произведения церковного искусства – образцы материальной культуры раннехристианской эпохи, русские иконы XVIII–XIX вв., предметы медного литья, рукописные и старопечатные книги, предметы древнерусского ювелирного искусства и пр. Особую ценность представляет коллекция антиминсов (XVII– XIX вв.). Вторая часть собрания включает предметы, относящиеся к истории Санкт-Петербургских духовных школ, их ректоров, профессоров и выпускников [10].

В 2002 г. на базе кафедры реставрации икон Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) был создан Церковно-археологический музей, поставивший своими задачами просветительную деятельность, направленную на сохранение церковных святынь при активном участии верующих, а также формирование коллекции поздних икон, практически не представленных в существующих музейных собраниях. Основу коллекции составили иконы, переданные на кафедру из КГБ, ФСБ, МВД, таможенных органов, от частных лиц, а также крупные пожертвования ветхих икон из действующих московских храмов. Сейчас в коллекции более 350 икон XVII–XX вв., 60 произведений прикладного искусства, 30 картин, 5 деревянных скульптур, графика [11].

В постсоветский период начинают создаваться музеи при духовных семинариях. Формирование эмпирической базы изучения их деятельности, как и выявление их в структуре семинарии имеет определенные сложности. Некоторые из них не имеют не только собственных сайтов, но даже страницы на сайте соответствующей религиозной организации. По состоянию на 2025 г. реестр образовательных организаций, получивших Свидетельство о Церковной аккредитации Учебного комитета Русской православной церкви, включал 32 семинарии на территории Российской Федерации [12]. В 10-ти из них созданы учебные музеи: Церковно-археологический кабинет Тульской духовной семинарии (начало 2000-х гг.), Церковно-исторический кабинет Коломенской духовной семинарии, Церковно-исторический музей при Томской духовной семинарии (2008), Музей истории Саратовской митрополии при Саратовской православной духовной семинарии (2013), Церковно-исторический кабинет Екатеринодарской духовной семинарии (2014), Церковный музей при Кузбасской духовной семинарии (2014), Историко-археологический кабинет Нижегородской духовной семинарии (не позже 2017 г.), Музей «История духовного просвещения в Мордовском крае» Саранской духовной семинарии (не ранее 2017 г.), Музей реставрационной мастерской Омской духовной семинарии, Музей истории Ярославской епархии XX века в Ярославской духовной семинарии (2024). Кроме того, при Барнаульской духовной семинарии функционирует Церковно-археологический кабинет, являющийся отделением Музея истории православия на Алтае Барнаульской епархии (2005) [13]. В здании Самарской духовной семинарии располагается Самарский епархиальный церковно-исторический музей (1997).

Развитие сети музеев высших духовных учебных заведений соответствует целеполаганию РПЦ. 27 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на пленарном заседании принял определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». В нем, в частности, «сочтено полезным создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древнехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатленной в материальных памятниках прошлого» [14].

Согласно российскому законодательству, музей – это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации» [15]. Вузовские музеи РПЦ не вполне соответствуют этому определению, поскольку не имеют статуса юридического лица и действуют как структурные подразделения духовных учебных заведений. Большинство из них не имеет и предметов, включенных в состав Музейного фонда РФ. Поэтому, согласно музееведческим представлениям, они являются не музеями, а учреждениями музейного типа, исполняющими «отдельные функции музея и практикующими некоторые свойственные музеям формы деятельности» [16].

Типологические особенности вузовских музеев РПЦ во многом обусловлены особым правовым статусом духовных учебных заведений, которые в российском законодательстве именуются «духовные образовательные организации». Они являются религиозными и образовательными организациями одновременно. При этом церковный правовой статус религиозной организации является первичным, и он определяется, прежде всего, Каноническим уставом Русской православной церкви. Главным учреждением, контролирующим деятельность духовных учебных заведений, является Учебный комитет Русской православной церкви; в 2014 г. на него возложены полномочия в сфере высшего образования. Помимо внутренних установлений РПЦ духовные учебные заведения в своей деятельности руководствуются положениями законодательства Российской Федерации [17].

Поскольку правовой статус духовных учебных заведений как религиозных организаций первичен, они должны соответствовать обязательным признакам религиозных организаций, к которым, в частности, относится совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, которые они вправе осуществлять «в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений» [18].

Так, религиозным воспитанием и просвещением, наряду с другими направлениями деятельности, призваны заниматься церковные музеи, в том числе созданные при высших учебных заведениях. Согласно Положению о церковно-археологическом кабинете Тульской духовной семинарии, одной из целей его деятельности является «историческое и религиозное просвещение студентов и населения города и области» [19]. Открытие в 2014 г. Церковно-исторического кабинета в Екатеринодарской духовной семинарии стало выражением стремления «внести посильную лепту в обеспечение духовно-нравственной преемственности поколений, содействовать передаче православных духовных ценностей следующим поколениям». Его экспозиция освещает общую историю развития православия в России и пути его распространения на Кубани [20]. Музей «История духовного просвещения в Мордовском крае» Саранской духовной семинарии, имея «историко-культурную и духовно-просветительную направленность», ставит в числе своих главных задач «знакомство посетителей с историей православной культуры и духовного образования края» [21].

Таким образом, если в дореволюционной России образовательная деятельность музеев высших учебных заведений была ориентирована, главным образом, на обеспечение наглядности в преподавании церковной археологии, то в постсоветский период она стала включать также и задачу «передачи в наглядной форме церковного вероучения и православных нравственных принципов будущим поколениям». Особую роль в ее решении играет церковное искусство, поскольку наряду с эстетическим, историческим и культурным значением оно имеет и «богословское значение, исходящее из самого понимания церковного искусства. Церковное искусство выражает вероучение Церкви, оно есть стремление в форме материальных предметов изобразить нематериальную составляющую» [22].

Выступая на научно-практической конференции «Христианский музей в современном мире», проходившей в 2014 г. в Московской духовной академии, директор Церковно-археологического кабинета МДА протодиакон Игорь Михайлов в своем докладе «Христианские музеи в сфере создания кросс-музейных коммуникаций» отметил: «Несмотря на то, что все музеи имеют общие функции (собирательную, исследовательскую, образовательную и пр.), принципиальное отличие христианского музея от светского заключается в преследуемых ими целях. В светском музее экспонаты воспринимаются как предметы культурно-исторической или художественной, эстетической ценности. В христианском же музее на первый план выходит духовное содержание священных предметов. Здесь преследуется цель не просто “охранительства” культурного наследия, а свидетельства в современном мире о живом предании апостольской Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем» [23].

Безусловно, специфика деятельности музеев высших духовных ориентирована, прежде всего, на учебный процесс, на передачу знаний и формирование профессиональных компетенций, на помощь вузу в подготовке высококвалифицированных специалистов. Музейные фонды и экспозиционный показ способствуют усвоению специальных дисциплин – истории церковного искусства, церковной археологии, исторической литургики, иконографии, истории Церкви. В музеях проходят учебную практику студенты академий и семинарий. Подводя итоги Научно-практической конференции «Христианский музей в современном мире», проходившей 16 декабря 2014 г., участники форума приняли итоговый документ, в котором, в частности, говорится: «Рекомендовать создание церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, которые должны стать площадкой для обязательной миссионерской практики учащихся и приобретения ими опыта общественных выступлений» [24].

В некоторых церковных вузах музей имеет не только учебно-научную, но и прикладную составляющую. Например, Церковно-археологический музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета постоянно пополняется аварийными иконами, передаваемыми из действующих храмов. В его собрании представлены иконы и живописные холсты, которые иллюстрируют строго научный подход к реставрации, совмещенный с реконструкцией утраченных фрагментов, необходимых для богослужения и молитвенного восприятия. Таким образом, материалы музея служат методическим фондом для университетской кафедры реставрации [25].

Будучи структурами религиозных организаций, музеи академий и семинарий имеют свою специфику в отношении формирования фондов, которая проявляется в подходах и принципах отбора предметов музейного значения, в направлениях комплектования. В отличие от светских музеев, церковные музеи анализируют предметы не только в контексте их исторической, культурной, художественной или научной значимости, но и с точки зрения их сакральной ценности, ведь для православного человека они могут выступать в качестве средства общения с духовным миром и являться объектом поклонения [26]. Направления комплектования фондов обусловлены целями и задачами, которые ставит перед собой вузовский музей. Особое внимание уделяется материалам по истории Русской православной церкви, истории митрополий и епархий, жизни и деятельности лиц, прямо или косвенно связанных с историей церкви.

Таким образом, за последние десятилетия музеи духовных академий и семинарий стали заметным явлением в культурно-образовательном пространстве России. Их деятельность не ограничивается методическим обеспечением учебного процесса; она ориентирована и на актуализацию православного историко-культурного наследия посредством образовательно-воспитательной и просветительной работы среди широких слоев населения. Комплектование их фондов, ориентированное на выявление и сбор произведений религиозного искусства, богослужебной утвари, облачений, реликвий, рукописных и старопечатных книг, вносит весомый вклад в сохранение культурного наследия России.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Полякова, Е. А. Церковные педагогические музеи как образовательная форма культуры конца XIX – начала ХХ в // Вестник Томского государственного университета. История. – 2015. – № 2(34). – С. 14. –
DOI: 10.17223/19988613/34/3.

[2] Алексеева, Л. С., Горбатов, А. В. Церковный музей в дореволюционный период: этапы и факторы становления // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – № 2(74). – С. 8. –
DOI: 10.21603/2078-8975-2018-2-5-10.

[3] Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» : [сайт]. – URL: http://christianmuseum.ru/c/o-nas/index.html (дата обращения: 18.09.2025).

[4] Катаев, Р. С. Церковно-археологический музей при Санкт-Петербургской православной духовной академии // Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви : [сайт]. – URL: https://spbda.ru/publications/roman-kataev-cerkovno-arheologicheskiy-muzey-pri-sankt-peterburgskoy-pravoslavnoy-duhovnoy-akademii/ (дата обращения: 18.09.2025).

[5] Сиволап, Т. Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России (вторая половина XIX – начало XX века) // Триумф музея? :
сб. статей / Санкт-Петерб. гос. ун-т, Гос. Эрмитаж. – Санкт-Петербург : Осипов, 2005. – C. 409–412.

[6] Катаев, Р. С. Указ. соч.

[7] Там же.

[8] Григорьева, Н. И. 150-летний юбилей Церковно-археологического кабинета – музея Московской духовной академии // Богословский вестник. – 2022. – № 1(44). – С. 239. – DOI: 10.31802/GB.2022.44.1.012.

[9] Полякова, Е. А. Церковные музеи как средство обучения // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2015. – № 22. – С. 103-104.

[10]. Катаев, Р. С. Указ. соч.; Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви : [сайт]. – URL: https://spbda.ru/about/museum (дата обращения: 18.09.2025).

[11] Заводова, О. В. Создание и деятельность Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Проблемы сохранения церковного наследия : сб. стат. / Под ред. М.Б. Пиотровского и М.Н. Цветаевой. – Санкт-Петербург, 2010. С. 26; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет : [сайт]. –
URL: https://pstgu.ru/museum/history/ (дата обращения: 18.09.2025).

[12] Учебный комитет Русской Православной Церкви : [сайт]. – URL: https://uchkom.info/uchebnyy-komitet/uchebnye-zavedeniya/ (дата обращения: 18.09.2025).

[13] Опыт создания церковных музеев. Лучшие практики : метод. пособие / Патриарший совет по культуре; Фонд содействия сохранению христ. ценностей. – Москва, 2019. – C. 128–129. –URL: https://psk-mp.ru/121408.html/ (дата обращения: 19.09.2025).

[14] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» // Православие.Ru : Интернет-портал. – URL: https://pravoslavie.ru/27029.html?ysclid=mgifabflxn242157425 (дата обращения: 19.09.2025).

[15] Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Ст. 3 // Гарант : информ.-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/123168/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (дата обращения: 08.09.2025).

[16] Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – 2009. – № 5. – С. 63.

[17] Семенова, Н. С. Современное правовое положение духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Праксис. – 2020. – № 2(4). – С. 19-26. – DOI: 10.31802/PRAXIS.2020.4.2.001.

[18] Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ст. 5 // Гарант : информ.-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/171640/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/ (дата обращения: 18.09.2025).

[19] Положение о Церковно-археологическом кабинете Тульской духовной семинарии // Кирьянова, О. Г. Церковные музеи Центральной России. – Москва : Ин-т Наследия, 2022. – С. 173. – DOI: 10.34685/HI.2022.15.77.001.

[20] Екатеринодарская духовная семинария : [сайт]. – URL: https://edskuban.ru/muzei/ (дата обращения: 20.09.2025).

[21] Саранская духовная семинария Саранской и Мордовской Епархии Русской Православной Церкви : [сайт]. – URL: https://www.seminariasaransk.ru/muzejno-bibliotechnyij-kompleks/muzej.html (дата обращения: 20.09.25).

[22] Катаев, Р. С. Указ. соч.

[23] Михайлов, И. Христианские музеи в сфере создания кросс-музейных коммуникаций // Церковно-исторический музей «Православное просвещение чувашского народа» при храме Святых новомучеников и исповедников Российских Чебоксарско-Чувашской епархии : [сайт]. – URL: http://cmhnir.ortox.ru/muzeon/view/id/1187108 (дата обращения: 20.09.2025).

[24] Итоговый документ научно-практической конференции «Христианский музей в современном мире» // Церковный музей Новодевичьего монастыря Русской Православной Церкви : [сайт]. – URL: https://ndmmuseum.ru/news/
nauchno-prakticheskaya-konferenciya-hristianskiy-muzey-v-sovremennom-mire (дата обращения: 20.09.2025).

[25] Заводова, О. В. Указ. соч. С. 26–27.

[26] Юренева, Т. Ю. Музеи Русской православной церкви: принципы и формы комплектования собраний // Культурное наследие России. – 2024. – № 4. – С. 94. – DOI: 10.34685/HI.2024.47.4.012.



Юренева Тамара Юрьевна,

доктор исторических наук,
руководитель центра музейной политики
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва),
Email: iureneva@mail.ru


© Юренева Т.Ю., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 15.10.2025.
Открыть PDF-файл


Ссылка на статью:
Юренева, Т. Ю. Музеи высших учебных заведений Русской православной церкви: формирование сети и типологические особенности. –
DOI 10.34685/HI.2025.98.25.015. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 4(62). – С.117-123. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/733.html&j_id=66.

Наверх


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2025.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).