Сайко Е.А.
Аннотация. Раскрываются проблемы современного российского издательского дела в контексте креативности и инноваций в культурной политике. Анализируются острые вопросы взаимодействия акторов книжной индустрии в условиях становления информационного общества в России.
Ключевые слова: культурная политика, издательское дело, библиотека, критика, экспертно-аналитическая деятельность, электронная книга
Общая картина, с точки зрения показателей отношения потребителя к культурным ценностям, в том числе любви к книгам, желания их покупать, представляется в течение последнего десятилетия противоречивой. Не менее сложной видится сама проблема бытия писателя как производителя и читателя как потребителя в разных сферах книгоиздания. Очевидно также, что общество людей «наевшихся» отнюдь не означает людей «начитавшихся».
Обозначенная проблема, в свою очередь, перманентно обрастает во времени и пространстве множеством специфических вопросов. В частности, они касаются состояния отечественных издательского дела и книжного рынка, а также положения «России книжной» в пространстве ближнего и дальнего зарубежья и в целом – трансформации психологии читателя в информационную эпоху и др. Не случайно именно эта проблема остается одной из самых актуальных тем в поле научных коммуникаций. Практически ни один уважающий и зарекомендовавший себя в научном сообществе форум, конгресс, симпозиум и т.д., ориентированный на социогуманитарное знание, не может обойти вниманием дискурс под условным названием «издатель – писатель – критик – читатель – библиотека».
С этой точки зрения, не только острой, но и продуктивной стала дискуссия, развернувшаяся на круглом столе «Издательское дело в условиях глобального кризиса: креативные практики» в ходе научно-практической конференции «Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации» [1] состоявшейся в рамках Третьего Российского культурологического конгресса (октябрь 2010 г.). [2].
В числе основных вопросов, обсуждавшихся на круглом столе, можно выделить следующие:
− издательское дело в объективе культурной политики;
− издательское дело в пространстве культурной традиции,
культурной инициативы и инновации;
− возрождение имиджа России как самой читающей страны мира;
− автор/переводчик − издатель − библиотека − читатель:
сообщество социально ответственных субъектов или Я в своем праве;
− со-творение культурного издания: наука побеждать или наука выживать;
− альтернатива глобализирующегося общества: книга для личности
или книга для массы;
− культурологические и социально-гуманитарные журналы:
стратегии коммуникаций в научных сообществах.
Модераторами круглого стола стали теоретики и практики в сфере книгоиздания, библиотечного дела и СМИ:
Сорокин Андрей Константинович – генеральный директор издательства «Российская политическая энциклопедия», кандидат исторических наук, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, вице-президент Российской ассоциации политической науки (Москва);
Никонорова Екатерина Васильевна – начальник Управления специальных проектов Российской государственной библиотеки, доктор философских наук, профессор (Москва);
Воронцова Евгения Александровна – заведующая редакционным отделом Российского института культурологии, кандидат исторических наук (Москва);
Агошков Андрей Валерьевич – главный редактор объединенной редакции журналов «Вопросы культурологии» и «Дом культуры», кандидат философских наук (Москва).
Основная проблематика круглого стола, а также наиболее важные и острые вопросы, связанные с развитием книжной культурой, издательского дела, индустрии научных журналов и др., рассматриваемые в контексте формирования инновационной культурной политики, были сформулированы в обращении к участникам этого мероприятия О.Н.Астафьевой (доктор философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой культурологии и деловых коммуникаций Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующая сектором стратегий социокультурной политики Российского института культурологии; главный редактор журнала «Личность. Культура. Общество» и «Культурологического журнала»).
Участники круглого стола в докладах, а затем в дискуссии и во время презентации новинок в сфере книжных и периодических изданий, обсуждали, прежде всего, стратегически важные вопросы издательской политики как креативной части культурной политики. Так, А.К.Сорокин и Е.А.Воронцова, анализируя состояние издательского дела и издательской политики на современном этапе [3], высказали следующее суждение: «Эффективные стратегии требуют оптимизации соотношения в издательском деле бизнеса и культуры (перекос в одну сторону чреват банкротством, в другую – утратой основ культуры), прогнозирования спроса и предложения. Книга может оставаться каналом коммуникации и конкурировать с медиа; возврат утраченных ею позиций – прежде всего, вопрос качества (авторского текста, редподготовки, дизайнерских решений, маркетинга). У книги на пергамене, папирусе, бумаге есть преимущество перед текучими медиа: точность фиксации текста. Его нужно грамотно использовать» [4].
В ответ на вопрос «Как это сделать?» участники круглого стола выдвинули ряд предложений тактического и операционального характера, эффективных для развития издательского дела, и, в первую очередь, научного книгоиздания. По справедливому замечанию Е.В.Никоноровой, «возникновение новых реалий не является катастрофичным для издательского дела, а скорее означает новый этап его развития, суть которого заключается в появлении новых форм и видов издательской продукции, инновационных направлений издательской деятельности и услуг, но при этом – с сохранением традиционного книгоиздания, основанного на книжной культуре, ценности книги как продукта определенной эпохи и технологий» [5]. Однако эффективность реализации инноваций в издательском деле зависит сегодня не только от профессионалов, но и от того, насколько активно будут участвовать в этом процессе социальные сети, неформальные объединения, научное сообщество. Именно им под силу сформировать среду, «в которой необходимо неотступно следовать определенным нравственным принципам, дополняющим современное законодательство в области авторского права, а также отвергающим плагиат и формирующим нравственную ответственность за соблюдение норм и правил цитирования и воспроизведения заимствованных идей» [6].
В свою очередь, опытные и известные практики в области книгоиздания изложили ценностные и технологические основания маркетинговых стратегий, эффективных в современных социокультурных реалиях. С этой точки зрения, достойна внимания позиция С.М.Макаренкова (генеральный директор группы компаний «РИПОЛ классик», лауреат премии «Человек книги – 2006», заслуженный работник культуры Российской Федерации) и Б.С.Макаренкова (исполнительный директор группы компаний «РИПОЛ классик»). Будучи опытными и креативными практиками, они считают, что «можно быть “издателем в себе” и навязывать читателю свой интерес; можно ставить во главу угла интерес читателя…». И это два разных подхода. Тем не менее, «РИПОЛ классик» пытается их сбалансировать: «Одни проекты выбираем по критерию социальной значимости (энциклопедии, классика, памятники японской и китайской литературы и др.), другие – по критерию красоты… Научная и научно-популярная гуманитарная литература имеет в издательстве свою нишу, и мы гордимся тем, что занимаемся этим. Однако ее востребованность ограничена, без поддержки издательства неохотно идут на реализацию данных проектов. Важное место в распространении подобных материалов занял Интернет». [7].
Однако, полагают участники круглого стола, Интернет-пространство – это не только возможность продвижения и распространения той или иной литературы. По мнению А.В.Иванова (доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, начальник управления информационных ресурсов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, президент Издательско-полиграфической ассоциации университетов России), «вопрос об электронном книгоиздании очень актуален. Такие книги больше похожи на электронные презентации, с их помощью учебный процесс “меняет свое лицо”. Сказанное особенно относится к интерактивным учебникам. Прогнозировать увеличение спроса на данную категорию изданий достаточно сложно. Сможет ли подрастающее поколение читать все с “экрана” или нет − это вопрос из области психофизиологии человека» [8].
Л.М.Григорьева (руководитель издательства «КноРус») также относит выпуск электронных учебников к перспективным направлениям деятельности, поскольку «полнотекстовые учебные и информационные ресурсы позволяют реализовать принцип интерактивного обучения (студент проходит два уровня контроля знаний – тренировочное тестирование, с подсказкой правильного ответа, и контрольное, по результатам которого формируется итоговая оценка знаний)» [9]. Весьма эффективной представляется многопользовательская версия, поскольку «она устанавливается на необходимое пользователю количество компьютеров и может быть использована в читальных залах и на аудиторных занятиях» [10].
Очевидно, что будущее электронной книги не только в России, но и во всем мире предрешено. Как считает Е.Н.Бейлина (генеральный директор, главный редактор журнала «Университетская книга»), «в ближайшие 10–15 лет электронный формат будет признан основным для учебных и научных книг; в США в 2009 г. электронные ресурсы достигли 5% книжного рынка, профессиональная и учебная литература составила 75,9% электронных продаж. В России объем легального рынка – около 2 млн долл. (около 40 тыс. наименований), вместе с пиратством – около 8 млн долл.; в Интернете оцифровано около 100–120 тыс. книг, из них около 80 тыс. – в пиратском доступе; около 90% книг в Сети – художественная литература» [11]. В связи с этим «издателям и потребителям, в том числе библиотекам, следует приять, что издание – не обязательно бумажная книга… Нужно переключаться с формата на формат, извлекать прибыль из лицензий, а не из тиража. Торговля авторскими правами становится сутью издательского бизнеса; перемещение лицензионных прав составит основу новых технологий, обеспечиваемых коммуникационной инфраструктурой» [12].
А что думает по этому поводу библиотечное сообщество? По мнению Е.А.Шибаевой (главный специалист Российской государственной библиотеки), «именно направленность на управление знаниями не позволяет полностью отказаться от традиционных видов хранения знания в виде бумажных изданий. Они хранят в себе не только формализованные в печатном виде знания, но и неформализованное, скрытое знание, представленное в бытовании издания и несущее потенциальный заряд для возникновения инноваций» [13]. Поэтому именно «тесное партнерство библиотек и издателей в сфере маркетингового анализа печатного рынка позволяет принимать экономически взвешенные решения и стимулировать инновационный прорыв» [14].
Учитывая кризисные тенденции, характерные в настоящий период для научного книгоиздания, развитие подобных партнерских отношений представляется достаточно перспективным. Как считает О.А.Зимарин (кандидат исторических наук, директор издательства «Весь Мир»), «книжное дело поразила тяжкая болезнь – монополизм, затрудняющий использование и без того узких окон возможностей для развития (прежде всего, в области книгораспространения). Принятие мер по демонополизации сферы книготорговли, целенаправленное строительство сегмента рынка научной литературы совместными усилиями государства и институтов научного сообщества способно запустить механизм воспроизводства научного книгоиздания» [15].
Впрочем, кризис испытывает не только научное книгоиздание. Не менее сложной представляется ситуация и в сфере художественной литературы. Во многом успешное продвижение того или иного литературного произведения зависит от взвешенной экспертизы и оценки критика. По мнению автора обзора, экспертиза в пространстве российской культуры во все времена являлась чем-то гораздо большим, нежели только собственно оценкой (а именно так рассматривают это понятие в зарубежных исследованиях), поскольку она обладает креативным и прогностическим потенциалом, ценностными ресурсами. Поэтому сегодня необходимо обеспечить реальную, а не мнимую независимость отечественной экспертизы в области культуры; повысить уровень компетентности экспертов посредством форм и методов специальной квалифицированной и непрерывной подготовки профессиональных кадров в сфере экспертно-аналитической деятельности; пересмотреть критерии оценки труда российского эксперта, которая ныне неоправданно низкая, как в социальном плане, так и в сугубо материальном выражении [16].
В этой связи интерактивной и мобильной площадкой для экспертов представляются периодические издания (научные журналы, альманахи и др.), ориентированные на различные области знания. Как считает А.В.Агошков, «именно практическая сторона современной науки о культуре разработана хуже всего. Чрезвычайно мало работ, адаптирующих теорию и историю культуры к решению конкретных практических задач, например, поиска взаимосвязи между уровнем бытовой культуры населения или развитием народного художественного творчества, с одной стороны, и социально-экономическим прогрессом страны, с другой» [17]. Важно, чтобы «на место традиционного для культурологов “философского дискурса” пришел глубокий анализ современной творческой и экономической деятельности в сфере культуры, облеченный в форму правовой нормы» [18].
P.S.: Согласно данным статистики, в России не читает всего 36% населения. В то же время в числе оставшихся 64% совсем немного тех, которые капризны, вернее, избирательны по отношению к литературному продукту, появляющемуся на современном книжном рынке. Тем не менее, это читающее просвещенное меньшинство, одержимое жаждой познания, по-прежнему живо. И подавляющая его часть, пребывая в научном и художественном сообществе, надеется хотя бы в дискуссионном порядке экстраполировать позитивное влияние и хороший литературный вкус на массового читателя и внести свою лепту в решение проблемы дефицита концептуального писателя и компетентного критика/эксперта.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См. подробнее: Издательское дело в условиях глобального кризиса: креативные практики // Креативность в пространстве традиций и инноваций:Третий Рос. культурол. конгресс с междунар. участием, 27−29 окт. 2010 г.: тез. докл. и сообщ. СПб., 2010. С. 415-420.
[2] См.: Креативность в пространстве традиций и инноваций: Третий Рос. культурол. конгресс с междунар. участием, 27−29 окт. 2010 г.: тез. докл. и сообщ. СПб., 2010.
[3] Сорокин А.К., Воронцова Е.В. Действенно думать и осмысленно действовать: издательское дело и издательская политика на современном этапе // Креативность в пространстве традиций и инноваций… С. 415.
[4] Там же.
[5] См. подробнее: Никонорова Е.В. Издательское дело: новые вызовы и инновационные возможности развития // Креативность в пространстве традиций и инноваций… С. 415-416.
[6] Там же. С. 416.
[7] Макаренков С.М., Макаренков Б.С. Группа компаний «РИПОЛ классик»: стратегия успеха // Там же. С. 416-417.
[8] См. подробнее: Иванов А.В. Вузовское книгоиздание: реформы неизбежны // Там же. С. 417.
[9] См. подробнее: Григорьева Л.М. Креативность – наше кредо // Там же. С. 417-418.
[10] Там же. С. 417.
[11] Бейлина Е.Н. Цифровое настоящее и будущее российской книги // Там же. С. 418-419.
[12] Там же. С. 419.
[13] Шибаева Е.А. Управление знаниями в библиотеках: креативные практики для сохранения культурного наследия // Там же. С. 419-420.
[14] Там же. С. 420.
[15] Зимарин О.А. О кризисе научного книгоиздания и роли издателя в его преодолении // Там же. С. 418.
[16] См. подробнее: Сайко Е.А. Художественная критика и экспертно-аналитическая деятельность в аспекте креативного потенциала культурной политики // Там же. С. 388-389.
[17] См. подробнее: Агошков А.В. Культура России как ресурс модернизации: журнал как дискуссионная площадка // Там же. С. 419.
[18] Там же.
© Сайко Е.А., 2011
Обзор поступил в редакцию 16 сентября 2011 г.
Сайко Елена Анатольевна,
доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник
Научного центра исследований истории книжной культуры РАН
при Академиздатцентре «Наука» РАН (Москва)
e-mail:
sayko13@list.ru