2011/3(5)

Содержание

Теоретическая культурология

Буровский А.М.

Драч Г.В.

Режабек Е.Я.

Историческая культурология

Флиер А.Я.

Сиротинская М.М.

Прикладная культурология

Багдасарьян Н.Г.

Осипова Н.О.

Гуманитарные исследования

Аванесова Г.А.

Малая культурологическая энциклопедия

Закс Л.А.

Юбилейные даты

Золотова Т.Н.

Рецензии

Тищенко П.Д.

Научная жизнь

Сайко Е.А.

 
УДК 008:315.42
Золотова Т.Н.
Николай Аркадьевич Томилов:
ученый, организатор, человек

 Аннотация. В статье, посвященной 70-летнему юбилею профессора Н.А.Томилова, его ученица и коллега представляет многогранную  деятельность ученого-исследователя, организатора омских научных центров этнографии и культурологии, инициатора международных и всероссийских научных форумов, яркого общественного лидера и человека с четкой гражданской позицией.

Ключевые слова:  Н. А.Томилов, этническая история, тюркские народы, Западная Сибирь, этнография, культурология, музееведение, этноархеология, историко-культурное наследие, омский научный центр

Николай Аркадьевич Томилов в человеческом измерении – личность неординарная, в масштабах сибирской науки – выдающийся ученый и организатор, а для омских этнографов и культурологов – просто «наше все». В дни его 70-летия, вспоминая известное высказывание, хочется сказать, что это – «человек и пароход». «Человек», потому что гражданская позиция его хорошо известна: он не меняет убеждений и принципов, являясь образцом трудолюбия, честного отношения к делу и внимания к проблемам коллег; он прививает ученикам культ знаний, навыки кропотливого научного исследования и уважения к труду других, пропагандирует толерантность в межнациональных отношениях и необходимость приоритета культуры в обществе. «Пароход», потому что много лет бороздит просторы научного океана и гордо несет знамя главы омской научной школы.

Сибиряк, родившийся на могучей сибирской реке Енисей, впитавший соки родной земли и воплотивший в себе лучшие черты крестьянского рода, Н.А.Томилов окончил Томский государственный университет (ТГУ) и начал свой долгий трудовой путь в Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии ТГУ. После защиты кандидатской диссертации (1974) он с группой ученых-преподавателей переезжает в Омск, во вновь открытый государственный университет, где и проявляется его организаторский талант во время создания Музея археологии и этнографии Омского государственного университета (ОмГУ). В 1983 г. Н.А.Томилов блестяще защищает докторскую диссертацию на тему «Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале ХХ в.», а в 1985 г. ему присваивают почетное звание профессора. В этом же году он открывает третью в России (после Московского и Ленинградского университетов) кафедру этнографии (тогда она называлась «кафедра этнографии, историографии и источниковедения истории СССР»), положив организационное начало созданию коллектива ученых-единомышленников. Продолжая реализовывать свой организаторский талант, Николай Аркадьевич создает в 1991 г. Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН (c 2006 г. – Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН), а в 1993 г. – Сибирский филиал Российского института культурологии. Отделение от кафедры этнографии, историографии и источниковедения истории СССР ОмГУ кафедры современной отечественной истории и историографии (1994 г., заведующая – профессор В.П.Корзун) и кафедры музеологии (2002 г., ныне – кафедра музеологии, экскурсоведения и туризма, заведующая – доцент Г.М.Патрушева) логично завершает начатую Томиловым работу по созданию в Омске крупнейшего (не только в Сибири, но и в России) научного центра, объединяющего этнографов, музеологов, историографов и культурологов.Омск. 2006 г.

Деятельность Николая Аркадьевича в качестве организатора науки и ученого-исследователя переплетается теснейшим образом. В области этнографии он является основоположником серьезного изучения истории и культуры сибирских татар, предложившим их классификацию, ставшую основой любого научного исследования тюркологов [1]. В 1980-е гг. он увлеченно изучает этническую историю не только сибирских татар, но и всего тюркоязычного населения Западной Сибири, включая казахов, каракалпаков, сибирских бухарцев и поволжских татар, анализируя развитие данных народов на протяжении трех столетий – с конца XVI до начала ХХ в. [2]. Он разрабатывает теоретические основы этнической истории, предлагая свою методику исследования данного направления [3].

В это же время Н.А.Томилов закладывает основы изучения современных процессов у этносов Сибири, опирающегося на первоначальное глубокое исследование их традиционной культуры и последующий анализ изменений традиционных элементов и появления новаций в современной материальной и духовной жизни народов. Данная методика нашла продолжение в работах его учеников, исследовавших современные этнические и этнокультурные процессы у коренных и переселенческих народов Западной Сибири – шорцев, латышей, эстонцев, селькупов, немцев, русских, казахов, чувашей и  украинцев.

В 1990-е гг. Н.А.Томилов разрабатывает методологические принципы новой научной дисциплины, получившей название «этноархеология», определяемой им «как научное направление (или даже отдельная формирующаяся наука), возникшее и развивающееся в результате интеграции археологии и этнографии в XX в., призванное решать круг проблем по генезису и динамике общества и культуры человечества, а также их элементов разных хронологических периодов на основе сопряжения археологического и этнографического видения этих проблем» [4]. Под руководством Николая Аркадьевича создается группа этнографов и археологов, которая разрабатывает проблемы этноархеологии и проводит круглогодичный межвузовский семинар с привлечением студентов и аспирантов, а также организует ежегодный научный семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований», прошедший не только в разных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Нальчике, Владивостоке, Новосибирске), но и на Украине и в Казахстане.

Николай Аркадьевич как ученый-исследователь многогранен. Большое значение имеют его труды не только по этнографии и этноархеологии, но и по истории, культурологии, музееведению. Трудно представить себе подобную научную плодовитость, но, тем не менее, из-под пера Н.А.Томилова вышло более 1000 научных работ, в числе которых – 44 монографии [5]! Последние пять лет стали временем активной научно-исследовательской работы, нашедшей выход в публикациях серьезных научных трудов. В 2007 г. увидела свет монография Н.А.Томилова (в соавторстве с И.В.Захаровой) «Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX – начала XXI в.» – важное в историографическом отношении исследование истории образования и функционирования этнографических сибирских центров [6]. В 2008 г. публикуется коллективная монография «Традиционно-бытовая природно-средовая культура народов Сибири, ее место в этнологии и этнической экологии», в которой исследование природно-средовой культуры как «комплекса явлений, возникающих в процессе взаимодействия человеческих коллективов с природной средой» основывается на выявлении закономерностей возникновения и развития традиционно-бытовой культуры народов Сибири [7].

Н.А.Томилов внес большой вклад в методологию музееведения, в изучение истории и деятельности сибирских музеев, имея в планах издание обобщающего труда по истории музеев Сибири. Значителен его вклад и в исследование культуры городского населения: в 2010 г. вышла в свет монография «Народная культура городского населения Сибири: Очерки историографии и теории историко-этнографических исследований», в которой автор пришел к выводу о необходимости серьезных этнографических и культурологических исследований горожан [8]. Позиция ученого, гражданина своей страны, не равнодушного к проблемам современного общества, прослеживается во многих трудах Н.А.Томилова, в которых ученый пытается донести до всех и, в первую очередь, до «власть предержащих», понимание значимости историко-культурного наследия человечества. Он разрабатывает и анализирует систему социальных функций наследия, включающую интеграцию, идентификацию, коммуникацию, консолидацию, а также мировоззренческую, эстетическую, дифференцирующую и другие функции [9].

Томилов – вдохновитель и бессменный главный редактор журнала «Культурологические исследования в Сибири», выходящего с 1999 г. и являющегося наиболее авторитетным научным изданием в области культуры на обширной территории от Урала до Тихого океана. Благодаря Николаю Аркадьевичу увидели свет публикации таких серий, как «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев», «Культура народов России», «Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума».

Омск. 2010 г.Исключительные организаторские способности Н.А.Томилова проявились в проведении более 80 научных форумов различного уровня (от международного до регионального). Омск стал местом проведения регулярных международных научных и научно-практических конференций «Немцы Сибири: история и культура» (с 1993 г.) и «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» (с 1996 г.), всероссийских научных конференций «Русский вопрос: история и современность» (с 1992 г.) и «Культура и интеллигенция России» (с 1993 г.), научно-практической конференции «Катанаевские чтения» (с 1997 г.) и всероссийских научных семинаров «Проблемы культуры городов России» (с 1995 г.), «Досуг. Творчество. Культура» (с 1998 г.) и многих других. В 2003 г. на V конгресс этнографов и антропологов России в Омск съехались специалисты со всей России и из-за рубежа, а в 2006 Омск собрал известных городоведов на Всероссийский научный конгресс «История и культура городов России».

3-й Культурологический конгресс. С.-Петербург. 2010 г.Трудно переоценить роль Н.А.Томилова как крупного общественного деятеля в области сохранения, возрождения и развития исторического и культурного наследия страны не только в масштабах города Омска и Сибири, но и России в целом. Еще в юности Николай Аркадьевич привлек меня к значимой миссии просвещения народных масс. В составе лекторской группы общества «Знание» мы, его студенты, несли свет этнографических знаний на заводы и фабрики, в школы и клубы. До сих пор этнографическое и культурологическое просвещение в средствах массовой информации является одной из важных сфер деятельности самого Николая Аркадьевича и всех сотрудников возглавляемых им учреждений.

Н.А.Томилов является председателем Совета Омского филиала Российского фонда культуры, проводящего активную работу по пропаганде и сохранению материального и духовного культурного наследия Омского региона. Он ценит и любит прекрасное, поэтому не случайно выступил инициатором и соорганизатором многих выставочно-конференционных проектов: семинара-выставки «Сибирский пейзаж: пространство мифов» (2000), круглого стола «Достоевский и душа Омска» (2001), научного семинара «XX век: Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» (с 2002 г.), конференций «Сибирский сад – территория мечты» (2002) и «Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта» (2006). В 2007 г. он стал сопредседателем Общественного движения «Сибирский народный собор», в настоящее время возглавляет Сибирский филиал Научного совета исторических и краеведческих музеев России Министерства культуры Российской Федерации, является членом Консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области, членом Попечительского совета Омского кадетского корпуса, руководителем Этнографической комиссии Омского отделения Русского географического общества.

Это далеко не полный перечень общественных нагрузок неутомимого деятеля. В 1994 г. Н.А.ТомиловС К.Разлоговым. Омск, май 2011 г. создал группу единомышленников и вместе с ними разработал проект по решению национально-культурных проблем в Омском регионе, который стал одним из первых подобных проектов в России. В сфере образования достижения Н.А.Томилова связаны с многосторонней учебно-методической работой в ОмГУ: он автор семи курсов лекций, 52 публикаций в этой области, в том числе – девяти учебных пособий и множества учебных программ по этноархеологии, этнографии, музеологии и религиоведению. На кафедре этнографии и музееведения ОмГУ Н.А.Томиловым открыты аспирантура и докторантура по специальности «Этнография, этнология и антропология», он является членом трех диссертационных советов в Омске и Новосибирске. Заслуги этого человека во всех областях общественной, научной, научно-организационной жизни города, региона, страны невозможно перечислить. Недаром он имеет достойные награды и поощрения, наиболее значительные из которых – орден Дружбы (1995) и орден Почета Российской Федерации (2010).

Доктор исторических наук, профессор Николай Аркадьевич Томилов является образцом настоящего ученого, заботливого учителя, порядочного человека, отличного семьянина и для всех нас, его учеников и соратников; он служит ярким примером беззаветного служения делу процветания науки и культуры России. Пусть его путеводная звезда светит еще долгие-долгие годы!

 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в XVI – первой четверти XIX вв. Томск, 1981. 276 с.

[2] Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в. Новосибирск, 1992. 271 с.

[3] Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири). Томск, 1993. 222 с.

[4] Томилов Н.А. Этноархеология: новое направление российской науки // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 2. С. 6.

[5] Полный список трудов Н.А.Томилова см.: Этнограф, этноархеолог, культуролог… : к 65-летию профессора Николая Аркадьевича Томилова / отв. ред. А.В.Ремнев, В.И.Струнин. Омск: Наука, 2006. 314 с.; Этнограф, культуролог, историк… : к 70-летию профессора Николая Аркадьевича Томилова / сост. С.Н. Корусенко; отв. ред. А.П.Деревянко, К.Э.Разлогов, В.И.Струнин. Омск, 2011. 438 с.

[6] Захарова И.В., Томилов Н.А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX – начала XXI в.: Омский этнографический центр. Омск, 2007. 400 с.

[7] Традиционно-бытовая природно-средовая культура народов Сибири, ее место в этнологии и этнической экологии / А.И.Казанник, С.Ф.Татауров, К.Н.Тихомиров, Н.А.Томилов. Омск, 2008. 214 с.

[8] Томилов Н.А. Народная культура городского населения Сибири: очерки историографии и теории историко-этнографических исследований. Омск, 2010. С. 19.

[9] Там же. C. 37–39.
 
© Золотова Т.Н., текст, 2011
© Золотова Т.Н., фото, 2006–2011

Статья поступила в редакцию 15 сентября 2011 г.

Золотова Татьяна Николаевна,
кандидат исторических наук,
ученый секретарь Сибирского филиала
Российского института культурологии (Омск)
e-mail: tnz2002@rambler.ru
 

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).