Николай Аркадьевич Томилов в человеческом измерении – личность неординарная, в масштабах сибирской науки – выдающийся ученый и организатор, а для омских этнографов и культурологов – просто «наше все». В дни его 70-летия, вспоминая известное высказывание, хочется сказать, что это – «человек и пароход». «Человек», потому что гражданская позиция его хорошо известна: он не меняет убеждений и принципов, являясь образцом трудолюбия, честного отношения к делу и внимания к проблемам коллег; он прививает ученикам культ знаний, навыки кропотливого научного исследования и уважения к труду других, пропагандирует толерантность в межнациональных отношениях и необходимость приоритета культуры в обществе. «Пароход», потому что много лет бороздит просторы научного океана и гордо несет знамя главы омской научной школы.
Сибиряк, родившийся на могучей сибирской реке Енисей, впитавший соки родной земли и воплотивший в себе лучшие черты крестьянского рода, Н.А.Томилов окончил Томский государственный университет (ТГУ) и начал свой долгий трудовой путь в Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии ТГУ. После защиты кандидатской диссертации (1974) он с группой ученых-преподавателей переезжает в Омск, во вновь открытый государственный университет, где и проявляется его организаторский талант во время создания Музея археологии и этнографии Омского государственного университета (ОмГУ). В 1983 г. Н.А.Томилов блестяще защищает докторскую диссертацию на тему «Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале ХХ в.», а в 1985 г. ему присваивают почетное звание профессора. В этом же году он открывает третью в России (после Московского и Ленинградского университетов) кафедру этнографии (тогда она называлась «кафедра этнографии, историографии и источниковедения истории СССР»), положив организационное начало созданию коллектива ученых-единомышленников. Продолжая реализовывать свой организаторский талант, Николай Аркадьевич создает в 1991 г. Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН (c 2006 г. – Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН), а в 1993 г. – Сибирский филиал Российского института культурологии. Отделение от кафедры этнографии, историографии и источниковедения истории СССР ОмГУ кафедры современной отечественной истории и историографии (1994 г., заведующая – профессор В.П.Корзун) и кафедры музеологии (2002 г., ныне – кафедра музеологии, экскурсоведения и туризма, заведующая – доцент Г.М.Патрушева) логично завершает начатую Томиловым работу по созданию в Омске крупнейшего (не только в Сибири, но и в России) научного центра, объединяющего этнографов, музеологов, историографов и культурологов.
Деятельность Николая Аркадьевича в качестве организатора науки и ученого-исследователя переплетается теснейшим образом. В области этнографии он является основоположником серьезного изучения истории и культуры сибирских татар, предложившим их классификацию, ставшую основой любого научного исследования тюркологов
[1]. В 1980-е гг. он увлеченно изучает этническую историю не только сибирских татар, но и всего тюркоязычного населения Западной Сибири, включая казахов, каракалпаков, сибирских бухарцев и поволжских татар, анализируя развитие данных народов на протяжении трех столетий – с конца XVI до начала ХХ в.
[2]. Он разрабатывает теоретические основы этнической истории, предлагая свою методику исследования данного направления
[3].
В это же время Н.А.Томилов закладывает основы изучения современных процессов у этносов Сибири, опирающегося на первоначальное глубокое исследование их традиционной культуры и последующий анализ изменений традиционных элементов и появления новаций в современной материальной и духовной жизни народов. Данная методика нашла продолжение в работах его учеников, исследовавших современные этнические и этнокультурные процессы у коренных и переселенческих народов Западной Сибири – шорцев, латышей, эстонцев, селькупов, немцев, русских, казахов, чувашей и украинцев.
В 1990-е гг. Н.А.Томилов разрабатывает методологические принципы новой научной дисциплины, получившей название «этноархеология», определяемой им «как научное направление (или даже отдельная формирующаяся наука), возникшее и развивающееся в результате интеграции археологии и этнографии в XX в., призванное решать круг проблем по генезису и динамике общества и культуры человечества, а также их элементов разных хронологических периодов на основе сопряжения археологического и этнографического видения этих проблем»
[4]. Под руководством Николая Аркадьевича создается группа этнографов и археологов, которая разрабатывает проблемы этноархеологии и проводит круглогодичный межвузовский семинар с привлечением студентов и аспирантов, а также организует ежегодный научный семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований», прошедший не только в разных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Нальчике, Владивостоке, Новосибирске), но и на Украине и в Казахстане.
Николай Аркадьевич как ученый-исследователь многогранен. Большое значение имеют его труды не только по этнографии и этноархеологии, но и по истории, культурологии, музееведению. Трудно представить себе подобную научную плодовитость, но, тем не менее, из-под пера Н.А.Томилова вышло более 1000 научных работ, в числе которых – 44 монографии
[5]! Последние пять лет стали временем активной научно-исследовательской работы, нашедшей выход в публикациях серьезных научных трудов. В 2007 г. увидела свет монография Н.А.Томилова (в соавторстве с И.В.Захаровой) «Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX – начала XXI в.» – важное в историографическом отношении исследование истории образования и функционирования этнографических сибирских центров
[6]. В 2008 г. публикуется коллективная монография «Традиционно-бытовая природно-средовая культура народов Сибири, ее место в этнологии и этнической экологии», в которой исследование природно-средовой культуры как «комплекса явлений, возникающих в процессе взаимодействия человеческих коллективов с природной средой» основывается на выявлении закономерностей возникновения и развития традиционно-бытовой культуры народов Сибири
[7].
Н.А.Томилов внес большой вклад в методологию музееведения, в изучение истории и деятельности сибирских музеев, имея в планах издание обобщающего труда по истории музеев Сибири. Значителен его вклад и в исследование культуры городского населения: в 2010 г. вышла в свет монография «Народная культура городского населения Сибири: Очерки историографии и теории историко-этнографических исследований», в которой автор пришел к выводу о необходимости серьезных этнографических и культурологических исследований горожан
[8]. Позиция ученого, гражданина своей страны, не равнодушного к проблемам современного общества, прослеживается во многих трудах Н.А.Томилова, в которых ученый пытается донести до всех и, в первую очередь, до «власть предержащих», понимание значимости историко-культурного наследия человечества. Он разрабатывает и анализирует систему социальных функций наследия, включающую интеграцию, идентификацию, коммуникацию, консолидацию, а также мировоззренческую, эстетическую, дифференцирующую и другие функции
[9].
Томилов – вдохновитель и бессменный главный редактор журнала «Культурологические исследования в Сибири», выходящего с 1999 г. и являющегося наиболее авторитетным научным изданием в области культуры на обширной территории от Урала до Тихого океана. Благодаря Николаю Аркадьевичу увидели свет публикации таких серий, как «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев», «Культура народов России», «Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума».
Исключительные организаторские способности Н.А.Томилова проявились в проведении более 80 научных форумов различного уровня (от международного до регионального). Омск стал местом проведения регулярных международных научных и научно-практических конференций «Немцы Сибири: история и культура» (с 1993 г.) и «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» (с 1996 г.), всероссийских научных конференций «Русский вопрос: история и современность» (с 1992 г.) и «Культура и интеллигенция России» (с 1993 г.), научно-практической конференции «Катанаевские чтения» (с 1997 г.) и всероссийских научных семинаров «Проблемы культуры городов России» (с 1995 г.), «Досуг. Творчество. Культура» (с 1998 г.) и многих других. В 2003 г. на V конгресс этнографов и антропологов России в Омск съехались специалисты со всей России и из-за рубежа, а в 2006 Омск собрал известных городоведов на Всероссийский научный конгресс «История и культура городов России».
Трудно переоценить роль Н.А.Томилова как крупного общественного деятеля в области сохранения, возрождения и развития исторического и культурного наследия страны не только в масштабах города Омска и Сибири, но и России в целом. Еще в юности Николай Аркадьевич привлек меня к значимой миссии просвещения народных масс. В составе лекторской группы общества «Знание» мы, его студенты, несли свет этнографических знаний на заводы и фабрики, в школы и клубы. До сих пор этнографическое и культурологическое просвещение в средствах массовой информации является одной из важных сфер деятельности самого Николая Аркадьевича и всех сотрудников возглавляемых им учреждений.
Н.А.Томилов является председателем Совета Омского филиала Российского фонда культуры, проводящего активную работу по пропаганде и сохранению материального и духовного культурного наследия Омского региона. Он ценит и любит прекрасное, поэтому не случайно выступил инициатором и соорганизатором многих выставочно-конференционных проектов: семинара-выставки «Сибирский пейзаж: пространство мифов» (2000), круглого стола «Достоевский и душа Омска» (2001), научного семинара «XX век: Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» (с 2002 г.), конференций «Сибирский сад – территория мечты» (2002) и «Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта» (2006). В 2007 г. он стал сопредседателем Общественного движения «Сибирский народный собор», в настоящее время возглавляет Сибирский филиал Научного совета исторических и краеведческих музеев России Министерства культуры Российской Федерации, является членом Консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области, членом Попечительского совета Омского кадетского корпуса, руководителем Этнографической комиссии Омского отделения Русского географического общества.
Это далеко не полный перечень общественных нагрузок неутомимого деятеля. В 1994 г. Н.А.Томилов
создал группу единомышленников и вместе с ними разработал проект по решению национально-культурных проблем в Омском регионе, который стал одним из первых подобных проектов в России. В сфере образования достижения Н.А.Томилова связаны с многосторонней учебно-методической работой в ОмГУ: он автор семи курсов лекций, 52 публикаций в этой области, в том числе – девяти учебных пособий и множества учебных программ по этноархеологии, этнографии, музеологии и религиоведению. На кафедре этнографии и музееведения ОмГУ Н.А.Томиловым открыты аспирантура и докторантура по специальности «Этнография, этнология и антропология», он является членом трех диссертационных советов в Омске и Новосибирске. Заслуги этого человека во всех областях общественной, научной, научно-организационной жизни города, региона, страны невозможно перечислить. Недаром он имеет достойные награды и поощрения, наиболее значительные из которых – орден Дружбы (1995) и орден Почета Российской Федерации (2010).
Доктор исторических наук, профессор Николай Аркадьевич Томилов является образцом настоящего ученого, заботливого учителя, порядочного человека, отличного семьянина и для всех нас, его учеников и соратников; он служит ярким примером беззаветного служения делу процветания науки и культуры России. Пусть его путеводная звезда светит еще долгие-долгие годы!