Имя ученого-биолога Александра Федоровича Котса (1880−1964) неизменно ассоциируется прежде всего с Дарвиновским музеем, создателем и первым директором которого был этот незаурядный человек. Природа наделила его талантами замечательного организатора, исследователя, коллекционера, педагога и популяризатора. Он писал научные труды в области орнитологии и теории эволюции, проводил экспериментальные исследования по зоопсихологии и генетике, преподавал в Московском университете и Военно-педагогической академии, читал научно-популярные лекции для широкой аудитории. Страстный пропагандист теории Дарвина о происхождении видов, А.Ф.Котс разрабатывал не только лекционные, но также экспозиционные и экскурсионные методы представления эволюционного учения. Объектом его профессионального интереса как музеолога (именно так он себя называл) была специфика научно-исследовательской и научно-просветительной работы в музее, методика построения экспозиций и музейная аудитория.
Вклад А.Ф.Котса в теорию и практику музейного дела насчитывает более 200 работ, но эта грань его дарования оценена далеко не в полной мере. В значительной степени это связано с тем, что большая часть его творческого наследия пока представлена лишь в рукописном виде. С 1993 г. в сборниках научных трудов Государственного Дарвиновского музея стали публиковаться прежде неизвестные работы А.Ф.Котса, которые привлекли внимание исследователей, а некоторые его размышления стали настоящим открытием
[1]. Несомненный интерес представляет и новый издательский проект Дарвиновского музея – публикация собрания сочинений А.Ф.Котса из архивного фонда музея.
Первый том «Массовый музей и массовый зритель» – это итог тридцатилетних размышлений А.Ф.Котса о сущности музеев и музейной работы, о ее методах, ошибках и творческих перспективах. Он пишет, что содержание и форму этого труда определили два основных момента: «борьба с упорным непризнанием музеологии как целостной, особой дисциплины» и недооценка «многогранного ее влияния на различные разделы просветительской работы за пределами музейных стен»
[2]. В фокусе внимания исследователя оказались такие проблемы как классификация и функции музеев, цели и задачи массовых музеев, особенности построения экспозиции для широкой публики. Многие изложенные им суждения поражают своей глубиной и актуальностью.
Это в полной мере относится, например, к анализу А.Ф.Котсом взаимоотношений между музеем и его посетителями. Задолго до появления теории музейной коммуникации он высказал мысль о необходимости обеспечения «обратной связи» для коррекции экспозиции и процесса ее восприятия широкой аудиторией. По его мнению, «ошибки в области музейного показа <…> с трудом доходят до сознания самих музеев, за отсутствием привычки и потребности опрашивать музейных зрителей», и «никакая апробация самим музеем и “общественный просмотр” не способны заменить запросов и суждений рядового массового потребителя». Он был убежден в том, что «знание, навязанное против воли, исключает творческое освоение в смысле активного, сознательного, продуктивного использования в жизни», что «успех и неуспех музея в первую очередь зависит от эмоционального охвата зрителя»
[3]. Поэтому основные задачи музея научно-просветительного типа А.Ф.Котс сформулировал таким образом: «изучение предмета (вещи) как объекта массового восприятия и изучение зрителя как массового потребителя»
[4].
Знакомство с теоретическим осмыслением А.Ф.Котсом важнейших проблем музейной сферы позволяет не только по-новому оценить масштаб его личности, но и внести определенную корректировку в наши знания и представления о развитии музееведческой мысли в России в середине XX в. Однако труд А.Ф.Котса имеет не только историографическую ценность. «Доказанное практикой для практики» – таков был, по признанию автора, девиз, положенный в основу его работы
[5]. Изложенные в ней научно-методические рекомендации не утратили своей значимости и в наши дни.
Отдельная глава работы посвящена особенностям построения экспозиции в массовом музее и для массового зрителя. Поразительно точно (если сравнивать с современными маркетинговыми исследованиями) нарисован портрет, или, по терминологии А.Ф.Котса, «профиль» рядового музейного зрителя, который хочет «не скучать» и «не уставать», «осмотреть музей в один прием», «мало или ничего не знает по тематике музея», концентрирует внимание на внешне занимательных деталях и объектах, «расположен больше к усвоению фактов, чем теории», редко обращается к текстовому комментарию, игнорирует маршрут осмотра экспонатов, которые воспринимает «в меру их эмоционального воздействия», рассчитывает ознакомиться в большей степени «с музеем, чем с наукой, им отображаемой», намеревается не заниматься учебой, а «в увлекательной и незаметной форме получить общеобразовательные знания, заполнив посещением музея свой досуг»
[6].
Считая, что рядовой музейный посетитель объективно совершенно прав в своих желаниях, А.Ф.Котс делает ряд содержательных рекомендаций о том, как создавать экспозиции, чтобы они были интересны широкой публике, и как работать со зрителями, чтобы они вновь приходили в музей. Эти рекомендации, по признанию директора Дарвиновского музея А.И.Клюкиной, были полностью учтены при создании новой экспозиции и работе с музейной аудиторией. Возможно, следование советам А.Ф.Котса и есть одна из причин огромной популярности и успешности этого замечательного московского музея.
А.Ф. Котс об антиномиях музейного пространства // Вопросы музеологии. – 2012. – № 1 (5). – С. 13−19.
Собрание сочинений. Том 1. Массовый музей и массовый зритель / Под ред. А.И.Клюкиной. – М.: ГДМ, 2013. С. 11.
Там же. С. 10−11, 15, 107.
Там же. С. 208−209.
Там же. С.15.
Там же. С. 112−113.
© Юренева Т.Ю., 2013.
Рецензия поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.