2013/4(14)

Содержание

Семиотика культуры

Махов А.Е.

Ненарокова М.Р.

Историческая культурология

Московская Д.С.

Гуманитарные исследования

Чекалов К.А.

Горская А.О.

Музееведение

Поляков Т. П.

Малая культурологическая энциклопедия

Окороков А.В.

Рецензии

Юренева Т.Ю.

Научная жизнь

Трошин А.А.

Казакова О.В.

Горская А.О.

Ненарокова М.Р.

 
УДК 069
Юренева Т.Ю.
Рецензия на 1-й том собрания сочинений А.Ф Котса «Массовый музей и массовый зритель»
Аннотация. В рецензии рассматривается теоретическая и практическая значимость труда А.Ф. Котса «Массовый музей и массовый зритель». По мнению рецензента, публикация творческого наследия известного ученого и музейного деятеля позволяет восполнить лакуны в существующих представлениях о развитии музееведческой мысли в России, а методические рекомендации автора не утратили ценности и в наши дни.

Ключевые слова: музей, музейное дело, музееведение, музейный посетитель, музейная экспозиция, А.Ф.Котс.



Имя ученого-биолога Александра Федоровича Котса (1880−1964) неизменно ассоциируется прежде всего с Дарвиновским музеем, создателем и первым директором которого был этот незаурядный человек. Природа наделила его талантами замечательного организатора, исследователя, коллекционера, педагога и популяризатора. Он писал научные труды в области орнитологии и теории эволюции, проводил экспериментальные исследования по зоопсихологии и генетике, преподавал в Московском университете и Военно-педагогической академии, читал научно-популярные лекции для широкой аудитории. Страстный пропагандист теории Дарвина о происхождении видов, А.Ф.Котс разрабатывал не только лекционные, но также экспозиционные и экскурсионные методы представления эволюционного учения. Объектом его профессионального интереса как музеолога (именно так он себя называл) была специфика научно-исследовательской и научно-просветительной работы в музее, методика построения экспозиций и музейная аудитория.

Вклад А.Ф.Котса в теорию и практику музейного дела насчитывает более 200 работ, но эта грань его дарования оценена далеко не в полной мере. В значительной степени это связано с тем, что большая часть его творческого наследия пока представлена лишь в рукописном виде. С 1993 г. в сборниках научных трудов Государственного Дарвиновского музея стали публиковаться прежде неизвестные работы А.Ф.Котса, которые привлекли внимание исследователей, а некоторые его размышления стали настоящим открытием [1]. Несомненный интерес представляет и новый издательский проект Дарвиновского музея – публикация собрания сочинений А.Ф.Котса из архивного фонда музея.

Первый том «Массовый музей и массовый зритель» – это итог тридцатилетних размышлений А.Ф.Котса о сущности музеев и музейной работы, о ее методах, ошибках и творческих перспективах. Он пишет, что содержание и форму этого труда определили два основных момента: «борьба с упорным непризнанием музеологии как целостной, особой дисциплины» и недооценка «многогранного ее влияния на различные разделы просветительской работы за пределами музейных стен» [2]. В фокусе внимания исследователя оказались такие проблемы как классификация и функции музеев, цели и задачи массовых музеев, особенности построения экспозиции для широкой публики. Многие изложенные им суждения поражают своей глубиной и актуальностью.

Это в полной мере относится, например, к анализу А.Ф.Котсом взаимоотношений между музеем и его посетителями. Задолго до появления теории музейной коммуникации он высказал мысль о необходимости обеспечения «обратной связи» для коррекции экспозиции и процесса ее восприятия широкой аудиторией. По его мнению, «ошибки в области музейного показа <…> с трудом доходят до сознания самих музеев, за отсутствием привычки и потребности опрашивать музейных зрителей», и «никакая апробация самим музеем и “общественный просмотр” не способны заменить запросов и суждений рядового массового потребителя». Он был убежден в том, что «знание, навязанное против воли, исключает творческое освоение в смысле активного, сознательного, продуктивного использования в жизни», что «успех и неуспех музея в первую очередь зависит от эмоционального охвата зрителя» [3]. Поэтому основные задачи музея научно-просветительного типа А.Ф.Котс сформулировал таким образом: «изучение предмета (вещи) как объекта массового восприятия и изучение зрителя как массового потребителя» [4].

Знакомство с теоретическим осмыслением А.Ф.Котсом важнейших проблем музейной сферы позволяет не только по-новому оценить масштаб его личности, но и внести определенную корректировку в наши знания и представления о развитии музееведческой мысли в России в середине XX в. Однако труд А.Ф.Котса имеет не только историографическую ценность. «Доказанное практикой для практики» – таков был, по признанию автора, девиз, положенный в основу его работы [5]. Изложенные в ней научно-методические рекомендации не утратили своей значимости и в наши дни.

Отдельная глава работы посвящена особенностям построения экспозиции в массовом музее и для массового зрителя. Поразительно точно (если сравнивать с современными маркетинговыми исследованиями) нарисован портрет, или, по терминологии А.Ф.Котса, «профиль» рядового музейного зрителя, который хочет «не скучать» и «не уставать», «осмотреть музей в один прием», «мало или ничего не знает по тематике музея», концентрирует внимание на внешне занимательных деталях и объектах, «расположен больше к усвоению фактов, чем теории», редко обращается к текстовому комментарию, игнорирует маршрут осмотра экспонатов, которые воспринимает «в меру их эмоционального воздействия», рассчитывает ознакомиться в большей степени «с музеем, чем с наукой, им отображаемой», намеревается не заниматься учебой, а «в увлекательной и незаметной форме получить общеобразовательные знания, заполнив посещением музея свой досуг» [6].

Считая, что рядовой музейный посетитель объективно совершенно прав в своих желаниях, А.Ф.Котс делает ряд содержательных рекомендаций о том, как создавать экспозиции, чтобы они были интересны широкой публике, и как работать со зрителями, чтобы они вновь приходили в музей. Эти рекомендации, по признанию директора Дарвиновского музея А.И.Клюкиной, были полностью учтены при создании новой экспозиции и работе с музейной аудиторией. Возможно, следование советам А.Ф.Котса и есть одна из причин огромной популярности и успешности этого замечательного московского музея.
 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] См., например: Никонова А.А. А.Ф. Котс об антиномиях музейного пространства // Вопросы музеологии. –  2012. – № 1 (5). – С. 13−19.

[2] Котс А.Ф. Собрание сочинений. Том 1. Массовый музей и массовый зритель / Под ред. А.И.Клюкиной. – М.: ГДМ, 2013. С. 11.

[3] Там же. С. 10−11, 15, 107.

[4] Там же. С. 208−209.

[5] Там же. С.15.

[6] Там же. С. 112−113.

© Юренева Т.Ю., 2013.

Рецензия поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.

Юренева Тамара Юрьевна,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник
Лаборатории музейного проектирования,
Российский институт культурологии (Москва),
e-mail: iureneva@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2017.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev