Соловьева М.А.
Аннотация. Международная конференция «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» прошла в ИМЛИ РАН 27-28 апреля 2015 г. На конференции рассматривались судьбы «вечных» сюжетов и образов в России в период 1895 и 1935 гг.
Ключевые слова: вечные сюжеты и образы, трансформация мифологических сюжетов в литературе и искусстве, миф, мифологический образ, мифотворчество.
В Институте мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук 27–28 апреля 2015 г. состоялась международная научная конференция «Вечные сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма»*. Концепция конференции – объединение на одной научной площадке литературоведов и искусствоведов – была успешно реализована и позволила, с одной стороны, провести информационно насыщенное и разноплановое мероприятие для ученых, занимающихся культурой и литературой рубежа веков, а с другой стороны, ярко и наглядно представить в докладах ученых всю сложность и многообразие культуры модернизма, в которой главным творческим принципом становится синтез искусств.
Несмотря на то, что организаторами была выбрана для конференции широкая тема, в тематике докладов были представлены те «вечные» образы и сюжеты, которые характеризуют период модернизма в русской литературе и искусстве, и в целом нашли отражение те смысловые трансформации, которые происходят с ними в этот период.
Большая часть докладов была посвящена новому обращению к античности, которое происходило на рубеже веков, ее эстетике, философским проблемам, воспринимаемым в модернизме часто в связи с проблемами религиозной философии, с попыткой осмысления языческо-христианского дуализма русской культуры. Античным образам и мотивам посвятили свои доклады Ю.Б.Орлицкий «Сапфическая строфа как способ презентации вечного образа Сафо в русской литературе Серебряного века», Д.М.Синичкина «Сюжеты и образы Древней Эллады в жизнетворчестве Николая Клюева», В.Н.Дядичев «Лепта вдовы и обол Харона в литературе русского модернизма», Р.Мних «Одиссей в эпоху модернизма: концептуализация и символика образа».
Также целый ряд докладов отражал проекцию «вечных» сюжетов и образов западного средневековья в культуре модернизма. Открыл конференцию доклад В.В.Полонского «Русская Danteana до и после революционного порога: между Мережковским и Дживелеговым», в котором был представлен глубокий филологический и культурологический анализ обозначенной темы в широком литературном контексте. Образам и мотивам средневекового театра и лирики, рыцарского романа в поэзии начала века посвятили свои доклады Е.А.Осьминина «Шекспировские образы в поэзии З.Н.Гиппиус», А.В.Ведель «Легенда о Тристане и Изольде в русской поэзии 1900–1920-х годов», В.Б.Зусева-Озкан «Дева-рыцарь: Брадаманта Ариосто и Браманта М.А.Кузмина», И.Н.Арзамасцева «Оберон и Титания в России: сказки для детей и взрослых».
В докладах ряда ученых был представлен еще один комплекс «вечных» сюжетов и образов, формирующий художественное пространство модернизма и связанный с обращением к истокам, культуре и эстетике Древней Руси, к народной поэзии и мифологии, духовной народной традиции. В частности, образы мифологических существ, символичных для литературы и искусства этого периода, получили отражение в докладах М.Л.Спивак «Издательство “Алконост” и “райские птицы” русского модернизма», М.А.Ариас-Вихиль «Образ птицы-вестника в эпоху символизма: Буревестник и Альбатрос», А.Г.Гачевой «Образ Китовраса в культуре Древней Руси и его трансформации в эпоху русского модернизма».
Воплощение образа героини Ветхого Завета в литературных и фольклорных текстах стало темой доклада председателя оргкомитета конференции А.Л.Топоркова «Образ Саломеи в русском фольклоре и в произведениях русских писателей первой трети XX века». Также литературные и фольклорные источники одного из «вечных» сюжетов были рассмотрены в выступлении Ф.С.Капицы «Мотив договора с дьяволом в русской прозе XX века». Польский ученый Н.И.Шром посвятил свой доклад славянскому инварианту «вечного» сюжета «крысолов из Гамельна».
Тема «вечных» образов в литературном творчестве в дискурсе философии модернизма, ее этических и эстетических воззрений и идей нашла отражение в докладах В.Г.Щукина «Эрос – вожделение – похоть: от Платона до Федора Сологуба» и Е.К.Созиной «Вечные образы в творческой интерпретации “зырянского Фауста” Каллистрата Жакова».
В ходе работы конференции были актуализированы различные проблемы современной науки, касающиеся методологических подходов к исследованию культурного наследия модернизма в связи с особенностями культуры этого периода. Прозвучали доклады, представляющие итоги исследований, проведенных на стыке наук – литературоведения и искусствоведения, литературоведения и фольклористики, литературоведения и философии. Такие новаторские междисциплинарные работы раскрывают художественную логику многообразного и сложного культурного наследия модернизма.
Е.В.Наседкина в докладе «“Одержимый или пророк”: трансформация образов Арлекина, безумца, Христа и шута в творчестве и прижизненной иконографии Андрея Белого», анализируя и сопоставляя различные образы Андрея Белого – от безумца и шута до пророка, использовала самый разнообразный изобразительный и текстуальный материал: автобиографические заметки, надписи, мемуары современников, графические и живописные портреты поэта и поэтические произведения Андрея Белого. Сопоставлению образов изобразительного искусства и поэзии были посвящены доклады И.М.Сахно «Иконография Венеры в живописи и поэзии 1900–1920-х годов» и Д.В.Делюкина «Символ Мирового древа в творчестве Н.К.Рериха и Н.А.Клюева».
Одним из наиболее важных вопросов, на которых акцентировали свое внимание исследователи, стал вопрос источниковедения. В докладе Д.М.Магомедовой «Арлекин, Пьеро и русская масленица: проблема источников пьесы А.А.Блока “Балаганчик”» были рассмотрены некоторые возможные источники пьесы «Балаганчик», связанные с академическими исследованиями народных традиций в начале XX века и университетскими годами Блока. Проблеме источниковедения, связанной с периодом получения образования в творческих биографиях писателей, был посвящен доклад М.В.Скороходова «Вечные сюжеты и образы в лекциях профессоров-словесников начала XX века». Проблема определения круга текстов, рассматриваемых в качестве источников литературных произведений, вызвала широкое обсуждение.
Особое внимание выступавших, безусловно, было обращено на вопрос трансформации «вечных» сюжетов и образов в литературе и искусстве модернизма, наполнения их новыми смыслами и коннотациями.
В докладе «Образ Лесного царя: немецкий контекст русского символизма» И.Н.Лагутина проследила путь образа Лесного царя в русской литературе от немецкого первоисточника – поэмы Г.Гейне – к поэме В.А.Жуковского – и далее в русском символизме. Анализируя оригинальный немецкий текст поэмы и русские поэтические тексты, а также книжные иллюстрации, исследователь показала, как изменялась семантика образа в русском классическом переводе поэмы «Лесной царь», и затем, при смене традиции, в литературе символизма.
Американский литературовед Д.Майкльсон посвятил свой доклад вопросам отражения литературного чеховского образа Лебединой песни в русской поэзии 1900–1920-х гг. Темой выступления польской исследовательницы Д.Шимоник стал «вечный» образ «лабиринта» в романе Ивана Рукавишникова «Проклятый род», а О.А.Симонова рассмотрела значение символа часов у И.Ф.Анненского в контексте литературной традиции.
Тематика выступлений, посвященных искусству русского модернизма, в целом была близка темам докладов о литературном творчестве этого периода. Таким образом, анализ ряда литературных «вечных» образов и сюжетов дополнился анализом визуальных художественных образов, их источников, прототипов, трансформации смысла «вечных» образов и сюжетов в изобразительном искусстве в историко-культурном контексте.
Так, близкие темы были рассмотрены в докладах Е.В.Глуховой о мифологии Солнечного града в творчестве А.Белого и Ю.Ю.Будниковой – об образе града в творчестве Н.К.Рериха. Комплекс «вечных» образов и мотивов, связанных с утопической философией модернизма, философией и теорией поэтического творчества объединения «Скифы» и творчеством А.Белого, был проанализирован в докладе С.А.Серегиной. Доклад О.С.Давыдовой «Мнимая вечность: художники-символисты в поисках земного рая» был посвящен исследованию новой иконографической системы времени и пространства, которая складывается в изобразительном искусстве эпохи модерна, семантически выражая образы «обетованной духовной прародины». Параллельный анализ образов в искусстве и литературе позволяют глубоко и разносторонне показать специфику культуры модернизма, ее художественную мысль. Еще одно выступление, примыкая к двум вышеупомянутым, демонстрировало те трансформации смысла, которые испытывает в начале XX века «вечный» образ света – это доклад Н.В.Злыдневой «Мифология света и мотив электричества в живописи 1920-х годов».
Ряд образов мифологических существ, представленных в литературоведческих исследованиях, дополнился докладом Т.В.Галиной о «зарайских сфинксах» Анны Голубкиной. Как в изобразительном искусстве модернизма находит воплощение фольклорный образ сказочного солдата – богатыря, воина – продемонстрировала в своем докладе И.Ю.Чмырева. Творчеству живописца К.С.Петрова-Водкина, примыкавшего в группе «Скифы», в которую входили А.Белый, А.А.Блок и другие поэты, произведения которых рассматривались в докладах литературоведах, было посвящено выступление Е.И.Водоноса «К.С.Петров-Водкин: от образа матери к образу Мадонны и обратно...».
Имеющее большую значимость для культуры модернизма движение религиозно-философской мысли, его развитие и идеи получили отражение в выступлениях С.И.Орлова «Образы Апокалипсиса в изобразительном искусстве рубежа XIX–XX столетий» и А.К.Флорковской «Религиозный сюжет в живописи символистов: М.Врубель и М.Нестеров. Два подхода».
В целом, конференция «“Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» продемонстрировала продуктивность объединения искусствоведов и литературоведов для изучения периода «синтеза искусств» в русской культуре, а также проведения междисциплинарных исследований. Доклады, прозвучавшие на конференции, представили широкий культурный срез, выявили наиболее значимые и символичные для модернизма образы и сюжеты. Такой подход важен как для научного общения специалистов различного профиля, занимающихся творчеством художников и писателей рубежа конца XIX – начала XX в., так и для многостороннего изучения изобразительного искусства и литературы в историко-культурного контексте.
*Конференция проводилась в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-02709).
Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда
(проект №14-18-02709) и в ИМЛИ РАН
© Соловьева М.А., 2015.
Материал поступил в редакцию 01.06.2015.
Соловьева Мария Александровна,
аспирант,
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН (Москва),
e-mail: info@imli.ru