2020/1(39)

Содержание

Прикладная культурология

Рябов С.А.

Лысенко А.С.

Ельчанинов А.И.

Наумов Ю.М.

Историческая культурология

Перчи О.
Филиппов Ю.В.
Сомов В.А.

Культурная политика

Муленко И.М.

Малая культурологическая энциклопедия

Окороков А.В.

Музееведение

Кирьянова О.Г.

 
DOI 10.34685/HI.2020.87.46.002
Кирьянова О.Г.
Музейные учреждения Русской Православной Церкви в XX – начале XXI вв.
 Аннотация. Статья представляет собой обзор основных событий истории развития церковных музейных учреждений с середины прошлого века до настоящего времени. Автором предлагается периодизация этого процесса, обусловленная существенными количественными и качественными изменениями в сфере церковного музейного строительства, рассматриваются юридические аспекты организации деятельности музейных учреждений РПЦ.

Ключевые слова: древлехранилище, церковный музей, церковно-исторический кабинет, церковно-археологический кабинет, епархиальный музей, музей монастыря, музей храма, Русская Православная Церковь.


К 1917 г. в России имелось около семидесяти музейных учреждений, действовавших при различных церковно-археологических обществах и комитетах, а также православных учебных заведениях высшего и среднего звена [1]. Они были созданы благодаря совместным усилиям научной общественности и образованных представителей православного духовенства, движимых интересом к отечественной истории и культуре. Такие учреждения именовались по-разному: музеями, древлехранилищами, церковно-археологическими и церковно-историческими кабинетами, но основная цель их создания заключалась в сохранении и презентации материального культурного наследия, связанного с духовной жизнью народов России и деятельностью Русской Православной Церкви.

Трагические события российской и мировой истории первой половины XX столетия привели к значительным утратам православного культурного наследия, включая музейные фонды. В первые послевоенные годы с открытием монастырей, храмов и духовных учебных заведений РПЦ возобновляется деятельность по созданию церковных музейных учреждений, завершившаяся ко второму десятилетию ХХ в. созданием полноценной музейной сети.

Период создания этой сети можно разделить на четыре этапа: 1950-1993 гг., 1995-2005 гг., 2006-2011 гг. и с 2011 г. по настоящее время. Каждый из перечисленных этапов имеет свои специфические особенности, в значительной степени обусловленные изменениями в идеологической, общественно-экономической и культурной сферах жизни страны.

1950-1993 гг.

Первым музейным учреждением РПЦ, появившимся в Советском Союзе, стал Церковно-археологический кабинет (ЦАК) при Московской Духовной Академии. Решение Святейшего Правительствующего Синода о его открытии было принято 12 сентября 1880 г., хотя фактически этот музей существовал гораздо ранее – с 1871 г. После революции он был ликвидирован, одновременно с упразднением академии и семинарии в Троице-Сергиевой Лавре, фонды разграблены.

В 1945 г. после почти тридцатилетнего перерыва в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре вновь начинается монашеская жизнь. Три года спустя возобновляется учебный процесс в Духовной академии и семинарии, расположенных в монастырских зданиях. В 1949 г. трудами двух воспитанников академии в ней была устроена музейная комната, экспозиция которой состояла из фотографий и личных вещей семьи Симанских и посвящалась годам учебы в Духовной школе Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). Примечательно, что в то же самое время в академической среде существовал замысел создания музея воинской славы, призванного отразить вклад Русской Православной Церкви в ратные подвиги народа [2], однако реализация такого проекта была в то время невозможна.

В 1950 г. преподаватели Духовной академии выступают с инициативой возрождения ЦАК [3]. Ее поддержал Патриарх Алексий I, поручивший заново организовать Церковно-археологический кабинет (ЦАК) иеромонаху Сергию (Голубцову) [4]. Выбор обуславливался тем, что отец иеромонаха Сергия – профессор Московской Духовной Академии Александр Голубцов, специалист по церковной археологии, более 20 лет возглавлял ЦАК до революции. Продолжив его труды, о. Сергий также читал на двух старших курсах духовной академии лекции по церковной археологии. Знакомство учащихся академии с экспонатами ЦАК должно было помогать им «усваивать церковность во всех ее проявлениях», учиться «любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство» [5]. Профессорско-преподавательская корпорация академии воспринимала ЦАК как учебный музей художественного профиля, на его базе воспитанники МДА готовили курсовые работы, магистерские диссертации и стипендиатские отчеты по кафедре церковной археологии [6].

Первоначально все собрание помещалось в четырех витринах на одном небольшом стенде, размещенном в помещении, примыкающем к Актовому залу академии. Затем экспозиция вновь заняла залы т.н. Царских или «Елизаветинских чертогов» Троице-Сергиевой Лавры, где находилась с 1892 по 1919 г. Фонд кабинета пополнялись, в основном, дарами православных священнослужителей, основным жертвователем в течение двух первых десятилетий истории существования ЦАК оставался Патриарх Алексий I. По его предложению было разработано Положение о Церковно-археологическом кабинете. Помимо даров в музей поступали ценные иконы и предметы богослужебной утвари, передававшиеся в Лавру на хранение из закрытых и разоренных в годы богоборчества церквей.

Основу музейного фонда составляло собрание работ иконописцев России, Греции и Православного Востока. Древнейшим экспонатом стали иконы Богоматери «Влахернитиссы» и великомученика Георгия, предположительно сирийского происхождения, датированные сотрудниками кабинета VIII-X вв. Иконы подарили Патриарху Алексию в 1945 г. в Каире во время его первого паломничества к христианским святыням Ближнего Востока. Античные предметы из катакомб – медальоны и различные светильники, призванные помочь учащимся Духовных школ в изучении истории раннего христианства. Отдельный зал музея был выделен под образцы русской иконописи XVIII – начала XIX столетия и памятники русского церковного шитья, старейшие из которых – две пелены и плащаница, относились к XVI в. В отдельную экспозицию выделялись иконы XVII – XX вв,. изображавшие Спасителя, Богородицу или имевшие догматико-символическое содержание, как, например, «Творение мира» и «Почи Бог в день седьмый», относящиеся к XVII столетию. В фонд ЦАК входили обширное книжное собрание, включавшее старопечатные издания, рукописи и крюковые нотные сборники, коллекция мелкой пластики, антиминсов. Несколько витрин занимали паломнические реликвии. Наряду с образцами храмовой утвари и убранства в экспозиции кабинета находились макеты церковных зданий, предназначенные для наглядного освоения учащимися различных архитектурных стилей. Также в ЦАК были выставлены произведения русской религиозной живописи XIX-XX вв. – работы В.Л.Боровиковского, В.Д.Поленова, В.М.Васнецова, В.М.Сурикова, произведения западноевропейского религиозного искусства, церковная утварь и книги, необходимые для богослужения латинского обряда.

Свободного доступа в Церковно-археологический кабинет не было, основными посетителями оставались учащиеся московских духовных школ и высокие гости, включая зарубежных духовных лиц и деятелей экуменического движения. С середины 1950-х гг. государственная власть стала использовать церковный музей как наглядное свидетельство религиозной свободы в СССР. В рамках официальных визитов в страну ЦАК МДА посещали западные политические и общественные лидеры – «борцы за мир». Ежемесячно сотрудниками кабинета организовывались тематические выставки, приуроченные к памятным датам церковной истории, а также к крупным государственным культурным и общественным мероприятиям, в частности, ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов [7].

В 1967 г. с аналогичными учебно-педагогическими целями организуется церковно-археологический кабинет в Одесской духовной семинарии, располагавшейся в Успенском мужском монастыре. Для формирования фондов семинарского музея передается много икон, книг и других предметов из собрания ЦАК МДА [8].

Открытие следующего – третьего по счету церковного музея на территории СССР было связано с возобновлением монашеской жизни в московском Даниловом мужском монастыре, возвращенном Русской Православной Церкви в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси. К историческому юбилею здесь была организована небольшая выставка, посвященная семи векам бытия монастыря, а в мае 1987 г. – церковно-исторический музей [9]. Его фонд также, как в предшествующих случаях, формировался за счет пожертвований – богослужебной утвари, книг, икон. Иногда вместе с иконами дарители передавали тетрадки с записями о событиях, связанных с семейными святынями [10], что помогало установить историю происхождения некоторых икон. Эти записи также оставались в музее. Впервые в церковный музей начали поступать вещи, принадлежавшие духовным лицам, пострадавшим в ходе гонений советского времени, например, архиерейское облачение репрессированного архиепископа Феодора (Поздеевского), «по преданию, получившему его в дар от Святейшего Патриарха Тихона» [11], а также предметы личного богослужебного обихода даниловских монахов 1920-х гг. [12]. В комплектовании помог частный коллекционер, передавший музею свое собрание церковных наград [13]. Ввиду отсутствия собственного музейного штата осмотр экспозиции был доступен только самим монашествующим и официальным гостям, обычные посетители в него не допускались

В 1990 г. впервые в новейшей истории Церкви музей был организован в женской монашеской обители – ставропигиальном Успенском женском монастыре в Пюхтицах. Его появление связано с деятельностью игуменьи Варвары (Трофимовой), принявшей здесь настоятельство в 1968 г. По инициативе этой игуменьи еще в 1980-х гг. началось формирование будущего музейного собрания из исторически ценных предметов монастырской ризницы, включая личные вещи и части церковного облачения, принадлежавшие выдающемуся православному деятелю начала ХХ в., настоятелю Андреевского собора в Кронштадте протоиерею Иоанну Сергееву.

Осенью 1992 г. Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственной собственностью и возрожденным на о.Валаам Спасо-Преображенским ставропигиальным монастырем учреждается «Валаамский научно-исследовательский церковно-археологический и природный музей-заповедник» в правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. В основу собрания легли фонды «Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника» (ВГИАПМЗ), являвшегося филиалом Карельского государственного краеведческого музея. К апрелю 2005 г. единственным участником (учредителем) товарищества остался монастырь, впоследствии перерегистрировавший музей как общество с ограниченной ответственностью, изменением юридического адреса и названия на «Музей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря». С 2007 г. экспозиции музея разместилась в Свято-Владимирском монастырском скиту [14].

К концу первого этапа Русская Православная Церковь располагала пятью музеями, находившимися на территории действующих монастырей, два из которых являлись учебными. Фонды формировались преимущественно путем пожертвований, экспозиции фактически были недоступны для посещения.

1994-2004 гг.

Важным событием в истории развития церковного музейного дела в России явилось начатое в 1994 г. обсуждение перспективы создания первого в стране государственно-церковного музея. Сама постановка вопроса была вызвана возобновлением монашеской жизни в Донском ставропигиальном мужском монастыре, территорию и здания которого с 1935 г. занимал Музей истории архитектуры им.А.Щусева. Частью музейной экспозиции являлся сохранившийся монастырский некрополь XVIII-XIX вв. При передаче обители Московской Патриархии остро встал вопрос обеспечения сохранности остающихся в ней памятников истории и культуры.

В июле 1994 г. под председательством заместителя министра культуры России В.П.Демина состоялось заседание специальной Комиссии с целью обсуждения одного из возможных вариантов решения проблемы – создания первого в стране церковно-государственного музея «Донской монастырь». Участниками заседания стали директор Государственного исторического музея А.И.Шкурко, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева А.В.Резвин, директор Государственного объединения «Третьяковская галерея» В.А.Родионов, заместитель начальника Управления по делам музеев Министерства культуры России Г.И.Бражникова, а также наместник Донского монастыря архимандрит Агафадор (Маркевич). Предлагаемая модель государственно-церковного сотрудничества в музейной сфере была одобрена как наиболее приемлемая и крайне необходимая, могущая «стать принципиальным примером для всей России». Реализация этого проекта предусматривала равноправное участие Министерства культуры Российской Федерации, Государственной Третьяковской галереи и Донского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Некоммерческая организация культуры – музей «Донской монастырь» организовывалась «в целях возрождения и развития русской культуры; создания хранилища исторических, художественных, литературных, архивных памятников культуры, связанных с историей Донского монастыря; их сохранения и введения в общественное достояние».

Первый церковно-государственный музей, согласно проекту его устава, становился структурным подразделением Донского монастыря. Вся музейная деятельность, включающая хранительскую, экспозиционную, научно-исследовательскую и научно-просветительскую работу должна была согласовываться с наместником обители. Имущество музея за исключением музейных ценностей, предметов и памятников числилось на балансе Донского монастыря. Музейные предметы и исторические документы, включенные в состав фондов музея, оставались исключительно федеральной собственностью, не подлежащей отчуждению, продаже, приватизации, и находились только в оперативном управлении монастырской администрации. Их учет и хранение планировалось проводить в соответствии с инструкциями, принятыми в отношении хранительской деятельности светских музеев. Финансировать музей предполагалось за счет средств бюджета Российской Федерации, средств Учредителей и других источников.

В основу управления новой музейной структурой закладывался принцип коллегиальности с участием Совета Учредителей, наместника монастыря и директора музея. Исключалась самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность музея; все доходы поступали на счет монастыря, в свою очередь осуществлявшего все финансовые операции, необходимые для текущей музейной работы [15]. Этот проект так и не был реализован.

На этом этапе по сравнению с предшествующим значительно возросло количество действующих приходов и монастырей Русской Православной Церкви, в которых возобновилась не только богослужебная, но и просветительская деятельность. Важную роль сыграл приток в церковную среду лиц с высшим, в том числе гуманитарным образованием, осознающих важность сохранения и популяризации отечественного культурного наследия. При храмах, монастырях, епархиальных управлениях РПЦ происходит формирование музейных собраний, создаются музеи исторического профиля. К этому этапу относится открытие музея Верхотурского Никольского мужского монастыря, Самарского епархиального церковно-исторического музея, епархиального «Музея истории Православия на Алтае» Алтайской епархии, музея «Кадашёвская слобода» при московском храме Воскресения Христова в Кадашах и при московском храме святителя Митрофана Воронежского. Эти музеи ориентированы на обычных посетителей, а музей московского Митрофаниевского храма – на учащихся воскресной школы прихода.

Стремление священнослужителей сохранить память о выдающихся духовных лицах прошлого приводит к созданию первых мемориальных церковных музеев. В московском Донском монастыре музеефицируется и с 1995 г. становится доступной посетителям мемориальная келья (квартира) Всероссийского Патриарха Тихона, где он провел три последних годы жизни. В Иоанно-Предтеченском скиту Введенской Оптиной пустыни начата музеефикация выкупленного у светских собственников дома-кельи прославленного в 1988 г. в лике святых иеросхимонаха Амвросия (Гренкова).

В Москве в 1997 г. открывается мемориальный музей-квартира священника Павла Флоренского, с инициативой создания которого впервые публично выступил академик Д.С.Лихачев [16]. В мае 1995 г. еще до официального открытия музей регистрируется в качестве некоммерческой негосударственной организации культуры, одним из физических лиц – соучредителей которого выступает внук о.Павла Флоренского игумен Андроник (Трубачев) [17]. Таким образом, в России появляется первый церковный музей, учредителем которого выступил православный священнослужитель как частное лицо. К 1999 г. в Кронштадте создается мемориальный музей-квартира протоиерея Иоанна Сергеева, канонизированного в 1990 г. Музей получает юридический статус регионального общественного учреждения, учредителем которого также выступает православный священнослужитель – протоиерей Геннадий Беловолов [18].

Подводя итог этому этапу истории создания церковной музейной сети, можно отметить его характерные особенности: государство в лице Министерства культуры осознает необходимость сотрудничества с церковными институциями в деле сохранения культурного наследия религиозного назначения; число церковных музеев увеличивается, они возникают не только при монастырях, но и при храмах, а также административных центрах епархий и становятся более доступным для посетителей.
 
2005-2010 гг.

Начало следующего этапа развития церковного музейного дела приходится на 2005 г. Годом ранее в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре открылся епархиальный историко-археологический музей, прошедший регистрацию в качестве отдельного от епархии юридического лица – православной религиозной организации, хотя ее учредителем выступает именно епархия [19]. Первоначально фонды комплектовались предметами музейного значения, поступавшими в качестве пожертвований от частных лиц и организаций. Уже в первый год существования музея его сотрудники подготовили и провели совместно с Государственным Историческим музеем и музеями Московского Кремля выставку «Костромские святыни» к 260-летию учреждения Костромской епархии.

Приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии № 480 от 3 августа 2005 г. в безвозмездное пользование Костромского церковного историко-археологического музея (ЦИАМ) было передано две тысячи шестьсот семьдесят семь музейных предметов из собрания Костромского художественного и историко-архитектурного музея-заповедника. В результате в фонды церковного музея помимо обширной коллекции старопечатных и рукописных книг, документов, богослужебной утвари, облачений, а также исторически происходящие из Ипатьевского монастыря, включили археологические памятники, найденные в ходе раскопок, а также Романовский фонд, где были собраны вещи, связанные с династией Романовых и пребыванием ее представителей на Костромской земле. Впервые в истории современной России музейная структура, созданная религиозной организацией и официально возглавляемая духовным лицом – наместником Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря архимандритом Иоанном (Павлихиным), получила право хранить, исследовать и экспонировать музейные предметы, являющиеся частью Государственного музейного фонда [20].

Не все члены музейного сообщества России восприняли этот шаг однозначно. Процессу передачи экспонатов, также как само возвращение Церкви зданий монастыря предшествовала обширная общественная дискуссия с участием деятелей культуры, руководителей и сотрудников государственных музеев и представителей Русской Православной Церкви, широко освещавшаяся в СМИ [21].

Внимание к вопросу музеефикации культурного наследия силами самих церковных учреждений со стороны высших иерархов РПЦ возрастает, эта задача начинает осмысливаться ими как требующая выработки долгосрочных стратегических решений. В 2007 г. на заседании комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия и президиума Союза музеев России Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Копалин) заявил о необходимости возрождения собственной системы музеев Русской Православной Церкви, одновременно подчеркнув необходимость более тесного взаимодействия Церкви с работниками музеев [22].

27 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, являющийся высшим коллегиальным органом церковного управления, принял определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». В этом документе сочтено полезным «создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древлехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатленной в материальных памятниках прошлого» [23].

Значимым шагом в деле развития церковной музейной сферы стало создание в 2010 г. Патриаршего совета по культуре и при нем Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом [24]. Через два года новая официальная церковная структура обрела статус Синодального учреждения, т.е. органа исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода, обладающего исключительным правом полномочно представлять Патриарха и Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции. Сфера ответственности Патриаршего совета по культуре охватывает вопросы организационной и памятникоохранительной деятельности церковных музейных институций. В ведение Комиссии по взаимодействию с музейным сообществом, в частности, включены вопросы сохранения, реставрации и использования музейных предметов и коллекций религиозного назначения, находящихся в безвозмездном пользовании религиозных организаций Русской Православной Церкви, к которым относятся и церковные музеи.

В том же 2010 г. в Новодевичьем монастыре в Москве открывается музей Московской епархии РПЦ. Он регистрируется как частное учреждение культуры, учредителем и собственником которого выступает религиозная организация – епархия [25]. Этот церковный музей фактически стал преемником филиала Государственного Исторического музея, долгие годы располагавшегося в Новодевичьем монастыре и упраздненного в связи с передачей обители Русской Православной Церкви. В январе 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря в составе 47 строений передан в безвозмездное срочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. Находящиеся в монастырских храмах 5 иконостасов, включенных в государственную часть Музейного фонда России, переданы на временное хранение в епархиальный музей. Наряду с музейными предметами из фонда ГИМ экспозиция этого музея включает коллекции церковно-краеведческого и мемориального характера, в частности, происходящие из ризницы монастыря священнические облачения, а также личные вещи первой игумении возрожденного Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной) [26, 27].

Характеризуя третий этап развития музейных учреждений РПЦ, можно констатироваться, что в это время церковные музеи впервые в отечественной истории получают право хранить, исследовать и экспонировать музейные предметы являющиеся частью Государственного музейного фонда; на официальном церковном уровне начинается разработка стратегии развития памятникоохранительной деятельности и создание соответствующих организационных структур.
 
2011 г. – по настоящее время

Нынешний этап истории развития церковного музейного дела начинается в 2011 г. с утверждения Священным Синодом Русской Православной Церкви типового устава частного учреждения культуры «Церковного музея епархии Русской Православной Церкви» [28]. Таким образом, в публичном пространстве впервые фиксируется не только желательность и правомочность существования музейных институций при религиозных организациях, но и предпочтительная форма их юридической организации. Согласно тексту устава, епархиальный музей является «некоммерческой организацией, созданной для осуществления культурных, образовательных, просветительских, научных и иных функций, а также для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Его учредителем и собственником выступает религиозная организация Русской Православной Церкви – епархия, в лице правящего архиерея, который утверждает музейный штат и ведает всеми вопросами, включая научно-исследовательскую работу.

Целями деятельности Музея, в соответствии с п.2.1. Устава, являются хранение, выявление, собирание, публикация изучение музейных предметов и музейных коллекций, а также восстановление объектов культурного наследия, включая объекты религиозного назначения, реставрация культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, осуществление культурно-просветительской деятельности.

Предметом деятельности Музея являются: исследование, сохранение и популяризация объектов культурного наследия, в том числе памятников церковной древности и истории. Другими словами, деятельность музея, учрежденного религиозной организацией, официально перестает ограничиваться исключительно религиозной тематикой. Документ, помимо упорядочивания правового статуса церковных музеев, призван был содействовать урегулированию вопросов рабочего взаимодействия епархиального музейного учреждения со светскими музейными структурами.
 
В указанный период отмечается устойчивая тенденция роста численности церковных музейных учреждений. Они появляются не только при епархиальных управлениях, академиях, семинариях, монастырях (включая монастырские подворья) и приходах, но и при учрежденных православными религиозными организациями и духовными лицами высших и средних общеобразовательных учебных заведениях, особенно при православных гимназиях. В церковных музеях активизируется экспозиционная и научно-исследовательская работа, чему способствует рост профессионализма сотрудников, а также привлечение в качестве консультантов и штатных работников специалистов светской музейной сферы. Итогом этой работы чаще становится проведение временных выставок, организуемых совместно со светскими музеями.
 
Увеличивается число церковных музеев, в которые на временное экспонирование передаются включенные в государственную часть Музейного фонда предметы из собраний федеральных и региональных музеев. В 2001 и 2018 гг. соответственно два церковных музея – Самарский епархиальный церковно-исторический музей и Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры вошли в Союз Музеев России. В музее храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Чебоксарской епархии с 2016 г. действует виртуальный филиал Государственного Русского музея [29].

В 2011 г. в Рязани возрождено епархиальное древлехранилище в Архиерейском доме на территории Кремля, где музей размещался до революции. На основании приказа Министерства культуры РФ от 9 июня 2011 г. и договора между РИАМЗ и Рязанской епархией, постановлением комиссии по передаче движимого имущества религиозного назначения от 26 августа 2011 г., Церковному историко-археологическому музею Рязанской епархии («Древлехранилищу») в безвозмездное пользование были переданы 66 чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии икон для хранения, экспонирования и использования в богослужебных целях [30].

Зримым свидетельством этого количественного и качественного роста церковной музейной сети стала состоявшаяся в 2014 г. научно-практическая конференция «Христианский музей в современном мире», проводившаяся в Московской Духовной академии в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В ней приняли участие представители почти 50 светских и церковных музеев. С докладами выступили представители монастырского музея Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии, исторического музея Святой Царской Семьи при Храме-Памятнике на Крови Екатеринбургской епархии, Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии, Церковно-археологического музея ставропигиального женского Зачатьевского монастыря, музея Московской епархии, кабинета-музея им. М.М.Девицкого при Воскресенском храме Воронежа, церковно-исторического музея Самарской епархии, музея церковной истории и искусства Ставропольской и Невинномысской епархии, мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского [31].

Директор ЦАК МДА протодиакон Игорь Михаилов, обращаясь к участникам конференции, отметил, что принципиальное отличие христианского музея от светского заключается в целеполагании: «В светском музее экспонаты воспринимаются как предметы культурно-исторической или художественной, эстетической ценности. В христианском же музее на первый план выходит духовное содержание священных предметов. Здесь преследуется цель не просто “охранительства” культурного наследия, а свидетельства в современном мире о живом предании апостольской Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем» [32]. Участники конференции приняли решение обратиться к Патриарху за благословением на создание союза христианских музеев, однако практического развития эта инициатива не получила. В итоговом документе конференции отмечалась необходимость создания электронной базы фондов христианских музеев и единого информационного портала. Рекомендовано создавать музеи в епархиях, монастырях, приходах для сохранения церковных ценностей, а также церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях, долженствующих стать «площадкой для обязательной миссионерской практики учащихся и приобретения ими опыта общественных выступлений» [33].
 
Характерной особенностью этого времени является появление церковных музеев, тематика экспозиции которых напрямую не связана с церковной историей и культурой. Термин «древлехранилище» к таким музеям уже не применим. Большая часть подобных музейных учреждений имеет военно-исторический профиль. Первое из них создается в 2005 г. при Скорбященском храме Санкт-Петербургской епархии. В этом приходском музее Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда представлены находки поисковых отрядов на месте боев: фрагменты солдатской амуниции, фронтового быта, вооружений, личные вещи, документы и фотографии участников боев за Ленинград, а также горожан, переживших блокаду. Инициатива создания музея принадлежит настоятелю храма протоиерею Вячеславу Харинову, имеющему профессиональный опыт музейной работы и многолетнему участнику поискового движения. Этим же священнослужителем в 2011 г. формируется мемориальная музейная экспозиция при храме святого Александра Невского в поселке Апраксин Санкт-Петербургской митрополии, посвященная советским солдатам и офицерам, погибшим в ходе Синявинских операций 1941-1944 гг. В 2011 г. открывается «Музей Православной традиции Русской армии и военно-исторической реконструкции» в православной гимназии Лесосибирска. Экспозиция военно-патриотического музея Воскресенского собора города Венева Тульской епархии объединяет музейные предметы, относящиеся к Великой Отечественной и Первой мировой войнам. Великой Отечественной войне посвящен «Музей воинской славы» при Калужской православной гимназии.
 
Многовековая дореволюционная военная история России нашла отражение, в частности, в музее Борисоглебского мужского монастыря Переяславской епархии. Его экспозиция посвящена русскому военному флоту и включает инсталляцию каюты корабельного священника, в музее-диораме «Великое стояние на Угре», открытом в действующем Свято-Владимирском скиту мужской Тихоновой пустыни Калужской епархии, «Музее Гвардейских императорских полков» при храме преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе Санкт-Петербургской митрополии, мемориальном музее «Победоносное Малоярославецкое сражение в отечественной войне 1812 г.» при Никольском Черноостровском женском монастыре в Малоярославце.

Другим источником возникновения нетипичных для церковных учреждений музейных коллекций являются фонды общественных – школьных, сельских, производственных музеев, которые после упразднения музеев передаются в ведение Русской Православной Церкви, иногда самими бывшими сотрудниками для спасения музейных предметов. Примером является мемориальная экспозиция актера Василия Меркурьева, с 2017 г. действующая в Симанском Казанском женском монастыре Псковской епархии, а ранее являвшаяся частью местного школьного музея; экспозиция, посвященная истории парчового производства в с. Меря (ныне с. Казанское Павлово-Посадского района Московской области) в музее местной Казанской церкви, открытом в 2016 г.; музей «История города Жуковского, отечественной авиации и космонавтики», с 2011 г. существующий в приходском комплексе во имя великомученика Пантелеимона города Жуковского Московской области. Фонды музея в Жуковском включают более 1000 единиц хранения: фотографии и документы российских летчиков и космонавтов, современное военное авиационное и ракетно-космическое оборудование, приборы и снаряжение, используемые в отечественных ВВС.
 
В церковных музеях все чаще используются цифровые технологии. В музее Свяжского Успенского мужского монастыря Казанской епархии, открытом в 2019 г., экспозиция почти целиком является мультимедийной. На базе музея Новомучеников и Исповедников Земли Архангельской Покровского храма города Ново-Двинска с 2014 г. действует виртуальный музей.
 
В 2016 г. в Русской Православной Церкви возрождается институт епархиальных древлехранителей. Их главной задачей становится контроль за сохранением недвижимых памятников истории и культуры религиозного назначения, а также связанных с ними произведений иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами церковного наследия, находящимися в собственности или пользовании епархии и ее канонических подразделений. Фактически, на древлехранителей возлагается ответственность и за состояние и развитие церковных музеев. В преамбуле положения о древлехранителях отмечается, что «сохранение и передача грядущим поколениям бесценного духовного наследия Русской Православной Церкви, запечатленного в памятниках архитектуры, иконописи, произведениях изобразительного и ювелирного искусства, скульптуры, всегда было очевидной и насущной задачей Церкви» [34]. В этом же году решением Священного Синода создается Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (ЭСЦИАР), призванный, в частности, оказывать консультационно-методическую поддержку митрополиям и епархиям в создании и функционировании церковных древлехранилищ. В структуру ЭСЦИАР включена отдельная комиссия по созданию древлехранилищ и взаимодействию с музеями [35].
 
В 2018 и 2019 гг. в Москве совместными усилиями Патриаршего совета по культуре и ЭСЦИАР проведены I и II Всероссийские конференции на тему «Епархиальные древлехранители. Церковь и музеи». Участникам II конференции, состоявшейся в мае 2019 г., было презентовано электронное пособие «Опыт создания церковных музеев. Лучшие практики», подготовленное Патриаршим советом по культуре. Ввиду озабоченности со стороны древлехранителей состоянием и безопасностью икон и утвари церковных зданий, расположенных в пустующих населенных пунктах, в качестве решения проблемы было предложено осуществлять временную передачу таких предметов по описи в епархиальные древлехранилища, фонды которых будут таким образом пополняться [36].
 
Анализируя последний этап развития сети церковных музейных учреждений, можно констатировать, что в этом вопросе наблюдается устойчивая положительная динамика; РПЦ формирует методическую и кадровую базу для ведения памятникоохранительной деятельности и музейной работы; тематика церковных музейных экспозиций перестает ограничиваться исключительно церковно-краеведческой тематикой и включает различные аспекты светской истории.
 
Выводы

За семь десятилетий истории в России произошло формирование сети церковных музеев, включающей возрожденные древлехранилища и музеи, существовавших до 1917 г. Наиболее интенсивно формирование этой сети происходит с начала XXI в.

Профиль подавляющего большинства церковных музеев – исторический, однако тематика экспозиций за минувшие семьдесят лет значительно расширилась и охватывает не только церковно-краеведческую проблематику, но и различные аспекты военной и промышленной истории страны. Получают распространение мемориальные музеи духовных лиц.

Правовой статус музеев Русской Православной Церкви разнообразен: они могут являться юридическими лицами, структурными подразделениями юридических лиц – религиозных организаций либо не иметь никакого юридического статуса. Учредителями церковных музеев могут быть религиозные организации – епархии, монастыри, приходы, а также учебные заведения высшего и среднего звена, православные общественные объединения – братства, сестричества, священнослужители как частные лица.
К настоящему времени в Русской Православной Церкви созданы специализированные структуры и разработана документальная база для содействия деятельности церковных музеев;

В 2019 г. СМИ почти ежемесячно сообщали об открытии новых монастырских и приходских музейных учреждений. Рост интереса священнослужителей и прихожан к музейной работе, а главное – востребованность таких музеев со стороны посетителей разных возрастов позволяет полагать, что церковная музейная сеть будет продолжать расти и развиваться структурно и содержательно.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Полякова Е.А., Витовтова Г.В. Церковно-археологические учреждения России и их структурные подразделения во второй половине XIX – начале XX в. // Мир науки, культуры,
образования. – 2014. – № 5(48). – С. 257.

[2] Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. – СПб., 2007. – С. 230.

[3] Никольский Н., священник. О церковно-археологическом музее московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. – 1950. – № 1. – С. 53.

[4] Церковно-археологический кабинет. [Электронный ресурс]. – URL: http://acmus.ru/about/istoriya/index.php (дата обращения 15.01.2020).

[5] Алексий Остапов, протоиерей. Церковноархеологический кабинет МДА Московской духовной академии (к 20-летию со дня основания) // Журнал Московской Патриархии. – 1970. – № 12. – С. 12.

[6] Там же. С. 20.

[7] Там же.

[8] Одесская духовная семинария. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.odseminary.orthodox.ru/history.htm (дата обращения 16.01.2020).

[9] Зеленская Г.М. Даниловский монастырь в годы советской власти. Возрождение. Святыни // Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. – М.: Даниловский благовестник, 2000. – С. 166.

[10] Там же.

[11] Евлогий (Смирнов; митрополит). Это было чудо Божие: история возрождения Данилова монастыря / митрополит Евлогий (Смирнов). – Владимир: Транзит-ИКС, 2013. – С. 74.

[12] Зеленская Г.М. Даниловский монастырь в годы советской власти : Возрождение. Святыни // Первый на Москве: Московский Данилов монастырь. – М.: Даниловский благовестник, 2000. – С.166.

[13] Там же. С.167.

[14] Музей Валаамского монастыря. [Электронный ресурс]. – URL: http://valamo.ru/museum/timeline (дата обращения 16.01.2020).

[15] Протокол заседания комиссии по созданию церковно-государственного музея «Донской монастырь» от 04.07.1994 г., Устав музея «Донской монастырь» (проект), учредительный договор о создании музея «Донской монастырь» в Донском ставропигиальном музее Москвы (проект). Личный архив автора.

[16] Брагин В.И. Музей-квартира священника Павла Александровича Флоренского: история создания. – СПб.: Об-во памяти игумении Таисии, 2008. – С. 82.

[17] Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. – URL: https://egrul.nalog.ru/index.html (дата обращения 11.02.2020).

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Официальный сайт Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. [Электронный ресурс]. – URL: https://ipatievsky-monastery.ru/museum (дата обращения 15.01.2020).

[21] Костомарова Э.Л.. Взаимодействие монастырей и государственных музеев в России на рубеже XX—XXI столетий // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. – № 1. – С. 118.

[22] Русская Православная Церковь возродит систему собственных музеев. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sedmitza.ru/text/374777.html (дата обращения 16.01.2020).

[23] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.7. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428914.html (дата обращения 06.02.2020).

[24] Создана Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1170871.html (дата обращения 26.12.2019).

[25] Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. – URL: https://egrul.nalog.ru/index.html (26.12.2019).

[26] Священный Синод утвердил типовой устав церковного музея. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1587324.html (дата обращения 06.02.2020).

[27] Алексий Куликов, диакон. Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви и его роль в сохранении культурного наследия : Доклад на науч.-прак. конференции «Христианский музей в современном мире». [Электронный ресурс]. – URL: http://acmus.ru/news/stati/cerkovniy_muzey_moskovskoy_eparhii_rpc_i_ego_ro
l_v_sohranenii_kulturnogo_naslediya/index.php (дата обращения 25.01.2020).

[28] Священный Синод утвердил типовой устав церковного музея…

[29] Храм Новомучеников и исповедников Российских, Чебоксары. [Электронный ресурс]. – URL: http://rusmuseumvrm.ru/data/offices/cheboksari_hram/index.php (дата обращения 25.12.2019).

[30] Рязанский епархиальный музей «Древлехранилище». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ryazeparh.ru/index.php/ryazanskij-eparkhialnyj-muzej-drevlekhranilishche (дата обращения 25.12.2019).

[31] Геннадий Беловолов, протоиерей. Это был первый форум христианских музеев России [Электронный ресурс]. – URL: http://acmus.ru/news/arhiv/eto_bil_perviy_forum_hristianskih_muzeev_rossii/index.php (дата обращения 25.12.2019).

[32] Игорь Михайлов, протодиакон. Христианские музеи в сфере создания кросс-музейных коммуникаций: доклад. [Электронный ресурс]. – URL: http://acmus.ru/ahm/materiali/doklad_hristianskie_muzei_v__sfere_sozdaniya_
kross_muzeynih_kommunikaciy/index.php (дата обращения 25.12.2019).

[33] Итоговый документ научно-практической конференции «Христианский музей в современном мире», Сергиев Посад, 16 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://acmus.ru/ahm/materiali/index.php (дата обращения 25.12.2019).

[34] Положение о должности епархиального древлехранителя. [Электронный ресурс]. – URL: https://psk-mp.ru/92694.html (дата обращения 25.12.2019).

[35] Официальный сайт Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации [Электронный ресурс]. – URL: http://expsovet.ru/%d0%be%d0%b1-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%bc-
%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5/ (дата обращения 12.02.2020).

[36] Митрополит Псковский Тихон принял участие во II Всероссийской конференции «Епархиальные древлехранители. Церковь и музеи» [Электронный ресурс]. – URL: https://psk-mp.ru/121487.html (дата обращения 20.01.2020).

© Кирьянова О.Г., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.02.2020.

Кирьянова Ольга Геннадьевна,

аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
e-mail: psk-ok@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).