Муленко И.М.
Аннотация. В статье рассмотрены основные монографии и статьи, посвященные колокололитейному искусству на территории России. Также приведены исследования российских и зарубежных авторов в области реставрации и сохранения колоколов. Предпринята попытка обобщить и выделить те исследования, которые впоследствии могли бы заложить фундамент для создания систематизированной электронной базы колоколов и оказать помощь в деле сохранения колокололитейного наследия.
Материал подготовлен в рамках проведенной Институтом Наследия научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Природа и культура – среда жизнедеятельности человека: перспективные исследования» (Москва, январь 2020).
Ключевые слова: колокололитейное искусство, колокол, литье колоколов, реставрация и сохранение колоколов, систематизированная электронная база колоколов, культурное наследие.
В России в настоящее время проведено немало исследовательских работ и собрано большое количество информации как по отдельным колоколам, так и по целым наборам колоколов храмов и монастырей. Но, к сожалению, на данный момент нет единого реестра колоколов, хотя бы представляющих особую историческую и художественную ценность. Практически нет записей звучания каждого отдельного колокола, которые бы позволили проследить изменения в звуке с течением времени. Запись и звуковые исследования позволили бы выяснить, как влияет использование колоколов на их сохранность, в особенности на их звучание. Нет и научно разработанной методики по хранению колоколов и их использованию в звонах. В связи с этим представляется важным изучение колоколов и связанных с ними исторических сведений, а также систематизация собранных данных.
В целом, если сравнить количественно и качественно научно-исследовательскую литературу дореволюционного периода (до 1917 г.), посвященную колоколам, можно отметить, что интерес к их истории, техническим параметрам и музыкально-акустическим особенностям заметно повысился во второй половине XIX – первых десятилетиях XX вв. Так, в конце XX в. выходит ряд работ, в которых изучаются внешние параметры колоколов: профиль, декоративное оформление, а так же предпринимается попытка изучения звуковых характеристик.
Одной из важнейших работ этого времени можно считать исследование священника Аристарха Израилева (1817-1901) – первый всесторонний анализ звонницы, находящейся в Ростове Великом, включающий в себя внешнее описание колоколов, их музыкально-акустические характеристики и ноты для исполнения звонов [1].
В 1912 г. издается фундаментальный труд инженера-технолога по профессии, а также владельца одного из известнейших колокололитейных заводов в России Н.И.Оловянишникова (1875-1918) «История колоколов и колокололитейное искусство» [2]. В этом труде наравне с историческими сведениями о колоколах довольно обстоятельно и глубоко рассматриваются вопросы колокололитейного производства: процентное соотношение металлов в сплаве; особенности построения русского и западноевропейских профилей колоколов. Отдельная глава посвящена декоративному оформлению.
Вопросы технологии обработки металлов, идущих на изготовление колоколов, и построения колокольного профиля также рассматривал российский инженер В.С.Кнаббе (1849-1914) [3].
После революции 1917 г. изучение колоколов выходит на новый уровень лишь в конце шестидесятых годов XX в., когда появляется ряд работ, посвященных колоколам и колокольному звону. Так, в 1966 г. публикуется статья Е.В.Гиппиуса о ростовских звонах [4], в семидесятых годах – работа Ю.В.Пухначева [5], где наряду с легендами и историческими сведениями о колоколах затрагиваются и технологические вопросы.
В 1982 г. под эгидой Научного совета по истории мировой культуры АН СССР в Москве была проведена первая научная конференция «Колокола. История и современность». По ее материалам в 1985 г. вышел одноименный сборник, в котором была размещена статья Т.Б.Шашкиной [6], посвященная вопросам строения колокольного профиля. Также этот вопрос поднимался в исследованиях И.В.Коновалова [7]. К сожалению, по признанию обоих авторов, собранного фактического материала, основанного на обмерах, недостаточно для глубоких научных выводов. Так же Т.Б.Шашкина вместе с В.А.Галибиным [8] провели ряд химико-аналитических исследований по составу сплава некоторых русских колоколов IX – начала XVIII вв.
Начиная с 1980-х г. проводятся всесторонние исследования колоколов и колокольного звона по разным тематическим научным направлениям. Это и исторические исследования, и искусствоведческие и культурологические, и музыкально-акустические, и изучение как отдельных колоколов, так и целых наборов, и работы о традициях колокольного звона и др.
Одной из работ, освящающих непосредственно колокололитейное дело на территории России, является монография А.Ф.Бондаренко «История колоколов России XI-XVII вв.» [9]. В данной работе автор рассматривает не только сами колокола и связанные с ними исторические события, но и основные характерные особенности как художественного решения, так и технологических приемов, а также предоставляет сведения о мастерах-литейщиках. Как видно из названия, А.Ф.Бондаренко проводит исследование колокололитейного искусства на территории России, начиная с XI в. и заканчивая XVII в.
Целый ряд исследований, посвященных литью колоколов на территории России, провел А.А.Глушецкий. В 2010 г. была издана «Энциклопедия литейщиков» [10], в которой были представлены сведения о большинстве российских колокололитейных предприятий, начиная с середины XVII в. Другая работа рассказывает о колокололитейном производстве в Москве в XVIII – начале XX века [11]. Еще одно исследование данного автора посвящено международным и российским выставкам конца XIX – начала XX вв., на которых были представлены колокола российского производства [12].
К исследованиям колокололитейного искусства также обращались и западноевропейские ученые. В 1985 г. Принстонским университетом была издана книга американского профессора истории музыки Э.Вильямса “The bells of Russia: History and Technology” («Колокола России: История и технологии») [13]. В данной работе автор сделал попытку собрать и обобщить известные на тот момент сведения о российских колоколах и колокололитейном производстве, а также провел в главе «Русский колокол между Европой и Азией» небольшой сравнительный анализ различных колоколов.
Наравне с историко-искусствоведческими исследованиями в последнее время было проведено немало успешных как теоретических, так и практических научных работ по сохранению и реставрации колоколов. Одним из первых опытов такого теоретико-практического исследования стала работа современного исследователя и реставратора П.В.Шарикова «Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации» [14]. В книге подробно изложены основные этапы из истории реставрации колоколов как на территории России, так и за рубежом: методы обследования; классификация дефектов; результаты реставрационных исследований и практического их применения.
В странах Западной Европы в течение всего ХХ в. проблемы реставрации и сохранения колоколов постоянно изучались, а научные результаты применялись на практике. Несмотря на достигнутые успехи в деле реставрации колоколов основной задачей как музейных сотрудников и хранителей, так и реставраторов является сохранение дошедших до настоящего времени колоколов. Для этого необходимо разработать методику хранения и использования исторических колоколов.
В ряде западноевропейских стран были изданы практические рекомендации по хранению и использованию колоколов: в Англии – «Кодекс практических рекомендаций по сохранению и ремонту колоколов и их рам» [15], во Франции – «Методологическое руководство по обследованию оборудования исторически ценных колоколен, включая и колокола» [16]. Национальный музей Нюрнберга в Германии и Национальная академия наук Болгарии также начали сбор данных обо всех исторически ценных колоколах, сохранившихся на территории этих стран.
В настоящее время в связи с возрождением традиции колокольного звона и литья новых колоколов в России проводятся исследования, связанные с сохранением и воссозданием утраченных колокололитейных технологий и приемов, материалы и результаты по многим из которых еще не опубликованы. Так, в Новгороде после тщательного изучения был осуществлен подъем колоколов XVI-XIX вв., снятых во время Великой Отечественной войны со звонницы Софийского собора. «Сибирский центр колокольного искусства» проводит комплексные исследования по воссозданию утраченных колоколов. Московский Колокольный центр с 1998 г. ведет обследование и сбор не только внешних данных старинных и современных колоколов, но и их акустических характеристик.
Проведение научно-технических исследований в области колокололитейного искусства осложнено тем, что многие колокола в ходе истории по различным причинам были утрачены. О некоторых из них в настоящее время можно узнать только из письменных источников и архивных данных. В связи с этим особую значимость приобретает проведение исследовательских работ как по изучению сохранившихся до настоящего времени колоколов, так исторических сведений и литературы, посвященной колокололитейному искусству. Это со временем позволит создать научно-информационную базу, фиксирующую и сохраняющую данные о колоколах. Создание такой базы колоколов, в свою очередь, будет важным этапом в деле сохранения и возрождения колокололитейного наследия, что отмечают многие современные исследователи, такие как А.Ф.Бондаренко, И.Р.Шульц и др. [17].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1]
Израилев А.А. Ростовские колокола и звоны // Известия императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 41. – 1884. – С. 58-82.
[2]
Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. – М.: Рус. панорама, 2003. – 520 с.
[3]
Кнаббе В.С. Литейное дело // Библиотека промышленных знаний. Т. VI. – СПб., 1901.
[4]
Гиппиус Е.В. Ростовские колокольные звоны // Музыкальная жизнь. – 1966. – № 18. – С. 15-17.
[5]
Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла. – М.: Наука, 1974. – 128с.
[6]
Шашкина Т.Б. Модульный метод колокольного ремесла // Колокола: История и современность. – М.: Наука, 1985. – С. 216–237.
[7]
Коновалов И.В. Колокольные профили. – URL: https://www.rostmuseum.ru/upload/iblock/739/7393c5c04dc5950c8ffc6718047549b6.pdf (дата обращения: 26.03.2020).
[8]
Шашкина Т.Б., Галибин В.А. Памятники древнерусского колокольного литья: Результаты химико-аналитического исследования // Советская археология. – 1986. – № 4. – С. 238-240.
[9]
Бондаренко А.Ф. История колоколов России XI-XVII вв. – М.: Рус. панорама, 2012. – 464 с.
[10]
Глушецкий А.А. Колокольное дело в России во второй половине XVII – начале XX века : Энциклопедия литейщиков. – М.: Экон. газета, 2010. – 588 с.
[11]
Глушецкий А.А. Вылит сей колокол в царствующем граде Москве : история московских колокололитейных заводов ХVIII – начала XX в. /А.А.Глушецкий. – М.: Даръ, 2019. –304с.: ил.
[12]
Глушецкий А.А. Выставки. Колокола. Медали : колокола и колокольчики на российских и международных выставках XIX – начала XX в. / А.А.Глушецкий. – М.: Даръ, 2018. – 240 с. : ил.
[13]
Вильямс Э. Колокола России. История и технология / Пер. с англ. В.В.Зайцев. – М.: Колокольный центр, 2012. – 430с.
[14]
Шариков П.В. Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации. – М.: Колокольный центр, 2009.
[15] Сохранение и ремонт колоколов и их рам : Кодекс практических рекомендаций. – Лондон: Совет по охране церквей Ген. Синода Англик. Церкви, 1993. ? 23 с. – [Пер. с англ., 1996].
[16] Методологическое руководство по обследованию оборудования исторически ценных колоколен / Тулуза: Европ. ин-т колокольного искусства, 2002. – [Пер. с англ., 2009].
[17]
Бондаренко А.Ф. Из истории колоколов России. – М.: Рус. панорама, 2014. – С. 272;
Васильев В.А., Шульц И.Р. К вопросу паспортизации колоколов и колоколен // Православный звон: Прошлое, настоящее, будущее. – М.: Колокольный центр, 2014. – С. 168-179; Звонарское искусство : учебно-методическое пособие / под ред. В.Г.Шарикова, В.В.Зайцева, М.А.Ивановой, П.В.Шарикова. – М.: Колокольный центр, 2008. – С. 27.
© Муленко И.М., 2020.
Статья поступила в редакцию 25.03.2020.
Муленко Ирина Михайловна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: mirina343@yandex.ru