Макарова А.С.
Аннотация. В настоящей статье рассматривается зарубежный подход в области обеспечения охраны здоровья и труда при работе с музейными фондами, при котором внимание заостряется на том, какой вред здоровью человека может нанести взаимодействие с некоторыми материалами, входящими в состав музейных предметов. Приводится классификация наиболее опасных материалов и веществ, обобщается история их применения в различных изделиях, указывается возможный вред здоровью от контакта с ними, рассматриваются общие способы снижения рисков.
Материал был представлен на научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева» «Природа и культура – среда жизнедеятельности человека: перспективные исследования» в январе 2020 г.
Ключевые слова: музейные предметы и коллекции, угроза здоровью, риски, охрана здоровья и труда, свинец, мышьяк, ртуть, пестициды, радиоактивные минералы.
В зарубежной литературе, а также в рамках специальных образовательных программ разрабатывается особое направление в сфере музееведения, связанное с техникой безопасности при работе с музейными предметами и коллекциями. Автору настоящей статьи в 2019 г. благодаря гранту Британского Совета по культуре удалось стать участником подобного курса, который был подготовлен Л.Карром, специалистом в области безопасности и охраны труда в музейной сфере. Материалы данного курса положены в основу настоящей статьи.
В контексте рассматриваемого подхода исследователи задаются вопросом, как музейные предметы и входящие в их состав опасные химические вещества могут нанести вред любому, кто с ними контактирует, будь то хранитель, исследователь или реставратор. Разрабатываются оценки рисков, приводятся практические рекомендации по снижению опасности.
Подобный подход, насколько можно судить, не распространен в отечественной литературе и практике, где рассматривается лишь ограниченный круг проблем, связанных с техникой безопасности в музее. В специализированной литературе по реставрации музейных ценностей освещаются вопросы вреда реставрационных материалов. Среди них: токсичность органических растворителей [1, с. 58-68], токсичность синтетических клеев [2], опасность концентрированных кислот и щелочей. Также приводятся общие классификации вредных и взрывоопасных веществ [3], даются рекомендации по мерам безопасности при приготовлении реставрационных составов [4, с. 143-147], хранению опасных веществ, организации рабочего места и использованию средств индивидуальной защиты. Среди специфических рекомендаций выделяются угрозы здоровью, которые могут возникнуть в результате контакта с биологически зараженными предметами. Указывается, что продолжительный контакт со спорами плесневых грибов может привести к раздражению слизистых оболочек и аллергиям [5]. Также в неформальном общении с некоторыми коллегами нам удалось установить, что в профессиональной среде распространена информация о вреде работы с предметами, выполненными из свинца [4, с.101], а также об опасностях, которые могут представлять собой объекты таксидермии. Пожалуй, наиболее информированы в рассматриваемом вопросе сотрудники этнографических и естественно-научных музеев, собрания которых полны неожиданных угроз. В целом приоритетным направлением в оценке рисков в отечественной литературе остается изучение угроз, которым могут быть подвержены музейные фонды, а не сотрудники, контактирующие с ними [6].
В действительности же вопросы комплексной безопасности персонала при работе с музейными коллекциями кажутся немаловажными. Предметы музейного хранения могут содержать вредные вещества (асбест, радиоактивные минералы, тяжелые металлы, пестициды, яды и т.п.), а также иметь опасные физические свойства (острые грани, тяжелый вес, движущиеся механизмы, воспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и т.д.). Эффект, оказываемый вредным веществом на здоровье человека, может носить острый или хронический характер. Контакт может приводить к развитию профессиональных заболеваний и производственным травмам.
Воздействие вредных веществ на организм человека оказывается тремя путями: при вдыхании (ингаляционный способ), при приеме внутрь (пероральный путь) и при контакте с кожей (адсорбция). Степень воздействия вредных веществ зависит от количества и концентрации вещества, продолжительности контакта, растворимости в биологических жидкостях организма, а также от его агрегатного состояния (жидкость, газ, твердое вещество). Выделяют чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно и малоопасные вещества. Класс опасности вредных веществ в отечественной практике определяется на основе таких показателей, как предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средняя смертельная доза при введении в желудок, средняя смертельная доза при нанесении на кожу, коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) и других [7].
Рассмотрим основные группы вредных веществ, которые могут встретиться в музейных фондах [8]. Подробнее вред, наносимый здоровью человека рассматриваемыми веществами, приведен в Приложении к настоящей статье.
1. Тяжелые металлы: ртуть, свинец и мышьяк.
Опасны для здоровья при приеме внутрь, ингаляции или контакте с кожей. Вызывают как острые, так и хронические состояния.
Ртуть: тяжелая жидкость серебристого цвета.
В музейных собраниях встречается в измерительных приборах (термометрах, барометрах, гигрометрах и др.), в виде амальгамы зеркал, паров ртути в люминесцентных лампах, поворотных переключателях таймеров и термостатов и других предметах. Соединения ртути также представлены в виде минерала цинабарита, из которого получают киноварь [1, с. 207], в медицинских препаратах. Хлорид ртути использовался в качестве консерванта при изготовлении гербариев.
Относится к веществам первого класса опасности. Наиболее опасны соединения и пары ртути, которая испаряется при комнатной температуре. Внутри закрытых емкостей практически не представляет опасности. Требует специальных мер по утилизации. В случае разлива ртути следует обратиться в МЧС и ни в коем случае не пытаться ее утилизировать самостоятельно.
Свинец: тяжелый мягкий металл темно-серого цвета с голубоватым оттенком.
Начинает использоваться в древности. Из легкоплавкого свинца отливали монеты, украшения, статуэтки. В римское время его использовали для изготовления водосточных труб. Широко распространены свинцовые печати – моливдовулы. В 17-18 вв. свинец использовался для создания круглой скульптуры, в том числе парковой. Подобные памятники украшали садово-парковые ансамбли Версаля, Петергофа, Летнего сада, усадьбы Архангельское [9, с. 63-64]. Свинец также можно встретить в измерительных приборах (грузы в весах), столовых приборах, детских игрушках, свинцовой керамической глазури, свинцовых батарейках, строительных материалах (кровельный материал, водоотводы, гвозди), в составе пигментов (свинцовые белила, свинцово-оловянистая желтая, неаполитанская желтая, римская желтая, патентованная желтая [1, с. 211-212]), пестицидов, медицинских средств, минералов (галенит, церрусит, англесит) и др.
Предметы без признаков активной коррозии несут минимальный риск. Опасны могут быть предметы с порошащими продуктами коррозии.
Мышьяк: полуметалл серо-стального цвета, встречается в виде четырех аллотропных форм (белый, черный, желтый и серый мышьяк).
Может быть обнаружен в минеральных коллекциях, использовался в таксидермии, а также при приготовлении красящих веществ (желтый аурипигмент [1, с. 210]), в медицинских целях и в качестве яда. Мышьяк и его соединения ядовиты и канцерогенны.
В целях безопасности всегда необходимо помнить о возможности обработки мышьяком таксидермических предметов. Так, Ю.В.Стариков сообщает о случае, произошедшем в Британском музее в 1884 г.: при смене экспозиции в зоологическом отделе из-за поражения большинства чучел молью и кожеедами трое рабочих, чистивших чучела, погибли от отравления мышьяком [10, с. 21]. Мышьяк широко использовался как инсектицид при обработке шкур и чучел, эффективность воздействия достигалась при полной пропитке экспоната. Вред здоровью, наносимый мышьяком, начинают замечать в конце 19 в. Однако полный отказ от него связывают с разработкой Л.Преем новой методики на основе альтернативного препарата боракса (буры), предложенной в 1956 г. [10]. Таким образом, все таксидермические предметы, выполненные ранее второй половины 20 в., могут быть потенциально опасны. Боракс в зарубежной литературе также считают умеренно опасным веществом [8].
2. Асбест: общее название волокнистых силикатных минералов.
В природе встречается в виде нескольких минералов: хризотил-асбеста (белого асбеста), крокидолит-асбеста (голубого асбеста), амозит-асбеста, антрофиллит-асбеста, актинолит-асбеста и др. Наиболее распространен первый из них. Основные месторождения находятся в Канаде, ЮАР, на Урале. Хризотиловый асбест имеет тонковолокнистую структуру, низкую электропроводность, высокую теплопроводность, не растворим в воде, обладает высокой прочностью на разрыв и изгиб, высокие адсорбционные свойства, химически инертен [11]. Благодаря этим свойствам он широко использовался в промышленности начиная с конца 19 в. как армирующий материал (кровельный, стеновой, фасадный), упаковочный и изоляционный материал, противовоспламенитель, наполнитель в пластиках и герметиках, фильтрующий материал.
Опасность для здоровья представляет пыль асбеста, которая содержит мельчайшие частицы волокон в свободном состоянии. Установлено, что асбестовая пыль может вызывать рак легких [11]. Вероятность риска возникает при механических повреждениях волокон. По оценке Всемирной организации здравоохранения, ежегодно 125 млн. человек подвергаются риску воздействия асбеста, 107 тыс. человек умирают [12, с.1]. Первые ограничения по использованию этого материала вводятся в 1986 г. [12, с.2]. С 2005 г. использование асбеста запрещено в Европе [13]. В России нормируется предельно допустимая концентрация асбестовой пыли, но полный запрет на добычу не введен.
Безусловно, работа в музее не так опасна, как на горнодобывающем предприятии, однако иметь представление о возможных источниках асбеста в музейных фондах на наш взгляд необходимо. В музейных коллекциях асбест может встретиться в виде тканых волокнистых материалов, цемента, смол и мастик в строительных материалах, фильтров, в качестве огнеупорного материала в различных механизмах и приборах. Также асбест может быть представлен в минеральных коллекциях.
В целом асбест представляет опасность только в том случае, если волокнистый материал получает механические повреждения. Если материал имеет хорошую сохранность или изолирован, нанесение вреда здоровью маловероятно. При этом во избежание повреждений не рекомендуется самостоятельно перемещать асбест в минеральной форме или изделия из него. Все асбестсодержащие предметы должны быть упакованы.
3. Источники ионизирующего излучения (радиоактивные вещества)
Могут встречаться в минеральных коллекциях (минералы урана, тория), в палеонтологических материалах, изделиях из стекла (урановое стекло), металлических сплавах тория, различных приборах, изготовленных после 1940-х гг. (весы, датчики сигаретного дыма), в составе флуоресцентной краски.
Известно более 300 радиоактивных минералов, содержащих уран, торий или оба этих элемента [14]. Они могут содержаться в качестве примесей в различных горных породах, в том числе гранитах, сиенитах, пегматитах. Так как палеонтологические материалы представляют собой минерализованные органические останки, в них также могут присутствовать радиоактивные минералы. Радиоактивные ископаемые встречаются относительно редко. Среди известных примеров этого явления: останки рыб Девонского периода из Северной Шотландии, окаменелости Юрского периода из формации Моррисон в США, кости мамонта Четвертичного периода с горного хребта Сивалик [15, с.29].
Радиоактивные минералы, особенно урановые, опасны для здоровья. Помимо естественного радиационного излучения, минералы урана и тория выделяют газообразные продукты разложения (газ радон или торон), которые могут приводить к отравлению в результате ингаляции [15, с. 31]. Продолжительный контакт с ними может приводить к риску развития онкологических заболеваний и ожогам кожи.
В минеральных коллекциях необходимо, во-первых, выявить потенциально опасные предметы и промаркировать соответствующим знаком их упаковку, во-вторых, определить круг контактирующих с ними лиц, в-третьих, разработать меры по минимизации вреда. Подобные предметы не рекомендуется переносить, держать в руках или близко к телу, оставлять на рабочем месте [15]. Рекомендуется максимально сократить круг контактирующих с ними лиц, минимизировать время контакта и максимально увеличить расстояние между человеком и предметом (излучение от точечного источника убывает пропорционально квадрату расстояния до объекта) [14; 15]. Маркировка международным знаком радиационной угрозы должна быть легко различима.
Рекомендуется также организовать регулярный мониторинг радиационного фона. Вероятно, помочь с подобным обследованием могут Ростехнадзор, МЧС и другие государственные и частные экспертные лабораторные центры.
В целом, по материалам британских исследователей, в зависимости от интенсивности радиационного излучения различных минералов, для получения предельно допустимой дозы радиации в год потребуется близкий контакт с предметами в течение 133-1000 часов [15, с. 33].
4. Пестициды и консерванты.
Как отмечалось выше, разнообразные инсектициды, с помощью которых обрабатывались музейные предметы и помещения фондов, могут представлять опасность для здоровья человека. Продукты их разложения также могут наносить вред материалам музейных предметов [16]. Среди них – ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан), мышьяковое мыло, боракс или бура (тетраборат натрия), арсенат свинца, линдан, а также некоторые родентициды и фунгициды. Некоторые из этих веществ могут быть очень токсичны. Среди них выделяют ДДТ. Как и в случае с мышьяком, вред ДДТ был установлен не сразу. Вещество широко применялось, начиная с 1940-х гг., в том числе для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и насекомыми-переносчиками заболеваний (малярийные комары) [17]. Впоследствии было установлено, что ДДТ крайне медленно разлагается и имеет свойство накапливаться в природе и живых организмах.
Избыточное использование инсектицидов в прошлом представляет собой проблему и заставляет исследователей разрабатывать методы по их выявлению и удалению. Частицы этих веществ фиксируются в пыли и пробах воздуха внутри музейных помещений спустя десятилетия после обработки [18].
В целом, следует помнить, что все пестициды в какой-то мере опасны для здоровья человека. Обработка предметов и фондов должна проводиться только прошедшими подготовку специалистами при наличии средств индивидуальной защиты. Необходимость тотальной обработки предметов пестицидами в зарубежной практике пересматривается в пользу превентивных мер защиты.
К
другим опасным веществам, которые могут быть представлены в музейных собраниях, необходимо отнести:
- яды в собраниях медицинских препаратов и этнографических коллекциях;
- различные химические вещества, попадающие под антинаркотическое регулирование (опиум, морфин, кокаин и т.д.). Они представляют особую проблему в зарубежной музейной практике. В Великобритании хранение наркотических веществ в любых дозах требует получения специальной лицензии. Подобные предметы ввиду ограничений, связанных с наркотрафиком, не могут выдаваться для экспонирования на внешних площадках [8]. В отечественной практике, насколько можно судить, подобных ограничений нет;
- кинопленка из нитроцеллюлозы. Нитроцеллюлоза, использовавшаяся для изготовления кинопленки с 1889 по 1950 гг., легко воспламеняется. Старая пленка может самовоспламеняться при 38-49 градусах [8];
- взрывчатые вещества и оружие (холодное и огнестрельное). Хранение оружия возможно только на основании лицензии Министерства обороны РФ. Все образцы огнестрельного оружия, попадающие в музейные фонды, должны быть приведены в нерабочее состояние.
Также очевидную опасность могут представлять
движущиеся механизмы, тяжелые и крупногабаритные изделия.
Несмотря на то что работа с каждой из перечисленных групп материалов и изделий требует специальных мер предосторожности, можно выделить общие рекомендации по технике безопасности. Наиболее очевидные из них – использование средств индивидуальной защиты: нитриловых перчаток (латексные перчатки могут вызывать аллергию, а хлопчатобумажные недостаточно хорошо защищают и снижают тактильные ощущения), одноразовых фартуков, рукавов, бахил и масок, защитных очков для глаз. Также особое внимание должно уделяться бережному перемещению предметов и маркировке опасных веществ.
Целью настоящей публикации не было желание посеять панику среди музейных сотрудников. В большинстве случаев риски при работе с музейными коллекциями в действительности будут невелики. Количество опасных предметов, по сравнению с безопасными, минимально. Содержание вредных веществ зачастую невелико, к тому же они часто изолированы в объеме предмета, что существенно снижает воздействие. Тем не менее, потенциальные риски все-таки могут возникать по ряду причин. Информация о способе изготовления предметов ввиду их возраста часто бывает утрачена. Проведенные ранее реставрационные работы могут создавать иллюзию, что угрозы уже были устранены. Как отмечалось выше, сотрудники музеев зачастую мало информированы о существовании каких-либо угроз и не соблюдают элементарные меры безопасности. Наконец, разнообразие и масштаб коллекций могут существенно затруднять комплексную оценку рисков.
Рассмотренный подход к классификации потенциально опасных веществ и предметов кажется интересным и достаточно эффективным. Приведенный перечень вредных веществ, безусловно, не исчерпывающий, также нельзя считать исчерпывающим и список предметов, в которых могут содержаться вредные вещества. В целом рассмотренный метод, вероятно, следует модифицировать в соответствии с задачами конкретной музейной организации с учетом своеобразия фондов. Наибольшую актуальность, по нашему мнению, оценка рисков приобретает при организации перемещения коллекции (к примеру, при переезде в новое фондохранилище), а также при организации работы с отдельными группами предметов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Реставрационные материалы : Курс лекций / Авт.:
Федосеева Т.С., Беляевская О.Н., Гордюшина В.И., Малачевская Е.Л., Писарева С.А. – М.: Индрик, 2016. – 232 с.
[2]
Антонян А.С. Реставрация скульптуры из камня / А.С.Антонян; ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. – М.: СканРус, 2006. – 100 с.
[3]
Метлицкая Л.Л., Костикова Е.А. Реставрация произведений графики / Л.Л.Метлицкая, Е.А.Костикова. – М., 1995. – URL: http://art-con.ru/node/170 (дата обращения 06.05.2020).
[4]
Шемаханская М.С. Реставрация металла : Методические рекомендации / М.С.Шемаханская. – М.: ВНИИР, 1989. – 154 с.
[5] Защита архивных документов от плесневых грибов : Методические рекомендации / сост. Грефнер Н.М.; Арх. упр. СПб и Лен. Обл. – СПб., 2001. – URL: https://spbarchives.ru/guidelines_2 (дата обращения: 06.05.2020).
[6] См., например:
Шестаков В.А. Комплексный подход к созданию концепции безопасности музейного учреждения // Армия и общество. – 2013. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-sozdaniyu-kontseptsii-bezopasnosti-muzeynogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 06.05.2020).
[7] ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. 1997 г. – URL: http://docs.cntd.ru/document/5200233 (дата обращения: 10.05.2020).
[8]
Carr L. Health and safety for museum collections. International Academic Project. 2019. 45 р.
[9]
Шемаханская М.С. Металлы и вещи: история, свойства, разрушение, реставрация / М.С. Шемаханская. – М.: Индрик, 2015. – 288 с.
[10]
Стариков Ю.В. Использование боракса вместо мышьяка в таксидермии // Русский орнитологический журнал. – 2000. – № 111. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-boraksa-vmesto-myshyaka-v-taksidermii (дата обращения: 06.05.2020).
[11] Рекомендации по охране труда при использовании асбестосодержащих материалов и изделий в административных и непроизводственных зданиях. Утверждены министерством труда и социального развития Российской Федерации 30.01.2003 г. –
URL: http://docs.cntd.ru/document/1200067872 (дата обращения: 06.05.2020).
[12] Всемирная организация здравоохранения. На пути к элиминации заболеваний, связанных с асбестом, в Европеийском регионе ВОЗ / ВОЗ. Европейское региональное бюро. Дания, 2015 г. – 18 с.
[13] Асбест: ликвидация болезней, связанных с асбестом. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/asbestos-elimination-of-asbestos-related-diseases (дата обращения: 06.05.2020).
[14] Радиоактивные минералы. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана. – URL: https://fmm.ru/Радиоактивные_минералы (дата обращения: 06.05.2020).
[15]
Price M., Horak J., Faithfull J. Identifying and managing radioactive geological specimens // Journal of Natural Science Collections. – 2013. – V. 1. – P. 27-33.
[16] Influence of Process Parameters on Chlorinated Biocide Decontamination by li-CO 2 on Artificially Contaminated Model Materials /
Lombardo T., Wörle M., Hubert V. e.a. // Studies in Conservation. – 2020. – 65(2). – Р. 65-76.
[17] О чем пишут научно-популярные журналы мира. ДДТ возвращается // Наука и жизнь. – 2007. – №7. – С. 52-53.
[18]
Deering, K., Spiegel, E., Quaisser, C. e.a. DMonitoring of arsenic, mercury and organic pesticides in particulate matter, ambient air and settled dust in natural history collections taking the example of the Museum für Naturkunde, Berlin // Environmental Monitoring and Assessment. – 2019. – V. 191. – URL: https://doi.org/10.1007/s10661-019-7495-z (дата обращения: 18.05.2020).
© Макарова А.С., 2020.
Статья поступила в редакцию 29.05.2020.
Макарова Анастасия Сергеевна,
aспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С. Лихачева» (Москва),
художник-реставратор, Государственный научно-исследовательский институт реставрации (Москва),
e-mail: aanpilogova@mail.ru