2020/4(42)

Содержание

Историческая культурология

Графова Е.О.

Скоробогачева Е.А.

Прикладная культурология

Филин П.А.

Музееведение

Саркисова Е.Г.

Филиппов Ю.В.
Казарина Н.И.

Яковук О.Н.

Шангин А.В.

 
DOI 10.34685/HI.2020.13.59.001
Яковук О.Н.
Образ святого Благоверного Великого князя Александра Невского (вышивка бисером по холсту) из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Аннотация. В статье рассматривается уникальный экспонат из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) – икона Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, выполненная в технике счетной вышивки бисером по холсту. Уточнена атрибуция и время создания данного предмета. Изучен материал и техника изготовления вышивки, позволившие установить, что она выполнена в монастырской мастерской.

Ключевые слова: бисер, счетная вышивка, рукоделие, икона, Александр Невский.



В собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) хранится интересная коллекция бисера. Это один из популярнейших видов рукоделия на протяжении нескольких столетий, связывающих творчество и духовную культуру различных слоев общества. Одна из главных особенностей данных изделий – это хорошая сохранность, так как бисер достаточно прочный материал, который не изменяется за долгие годы своего существования.

Среди многообразия предметов фонда бисера много уникальных экспонатов, в том числе вышивки религиозного содержания или предназначения. Одному из таких экспонатов посвящена данная статья.

В действующей Книге поступлений НГИАМЗ за 1968 год под инвентарным номером ГОМ-16825 занесена вышивка «Изображение князя Александра Невского с нимбом на голове, доспехи синие, мантия красная, в руках поднятый меч. Фон болотно-зеленого цвета». Довольно скупое описание. К сожалении, источник и время поступления предмета в музей неизвестны.

В Книге научного инвентаря предметов из бисера (Шифр Б) НГИАМЗ дано следующее научное описание: «Вышивка выполнена по полотну, имеет прямоугольную форму. На фоне, вышитом бисером болотного цвета, дано поясное изображение князя Юрия Всеволодовича, сидящего за столом. На князе боевой доспех, красный плащ, подбитый горностаем, на голове великокняжеский головной убор, вокруг головы нимб. В правой руке святой держит поднятый меч, левой рукой, лежащей на столе, он держит карту. Стол накрыт зеленой скатертью». Так же написано, что это монастырская работа и вышивка была снята с иконной доски, так как на оборотной стороне имеются следы от гвоздей на полотне. Время создания – середина или вторая половина XIX в.

Первое, на что обратила внимание автор статьи, на этапе разработки выставки «Нетленные черты простого рукоделия…» в главном здании НГИАМЗ «Усадьба Рукавишниковых» в 2019 г. – это несоответствие в определении исторической личности, изображенного на вышивке.

Во время подготовки этикетажа выставки коллекционер и исследователь декоративной вышивки XVIII–XIX вв. Юлия Пушкина (Санкт-Петербург), с которой автор консультировался, прислала изображение гравюры с иконы «Святого Благоверного Великого князя Александра Невского» XIX в., послужившей основой для соответствующего рисунка.

Новгородский князь, великий князь киевский, великий князь владимирский, великий полководец Александр Невский (1221-1263) всегда был почитаем русским народом. Его церковное прославление началось сразу после его смерти. К лику общерусских святых он был причислен на Московском Соборе 1547 г.

Первый Собор в России, посвященный памяти Святого Александра Невского, устроил родоначальник династии Романовых – Святейший Патриарх Филарет около 1630 г. [1]. А уже при его правнуке, царе Петре, русские вернулись в те места, откуда когда-то начиналась история нашего народа, и стали «ногою твердой» на брегах Невы.

Перенос мощей в 1724 г. святого из Владимира в столицу, в каменный храм во имя Святого Александра Невского Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (ныне Александро-Невская лавра), стал последним большим делом Петра Великого. Шествие святыни через Русскую землю представляло собой величественное зрелище, которое показало поистине всенародное проявление любви к Невскому герою и почитание его заслуг перед Отечеством.

Потомки Петра Великого всегда демонстрировали почтительную любовь к памяти благоверного князя и одно то, что в XIX в. имя Святого князя носили три российских императора – Александр I, Александр II и Александр III – свидетельствовало о глубоком почитании великого русского святого в российском императорском доме [2].

Изображение Святого князя, согласно иконографическому изводу, установленному Священным синодом в 1724 г., было принято «писать» в великокняжеских одеждах: венец на голове; мантия, подбитая горностаем; доспехи; в правой руке меч, в левой – полураскрытый сверток; тонкие черты лица, густые вьющиеся волосы, взгляд решительный и задумчивый.

Всё это удалось передать благодаря высокому профессионализму мастерицы. Рукоделие вообще, в том числе бисероплетение, служившие целям отправления богослужебного культа, считались традиционным видом послушания для монахинь женских монастырей России. Вышедшие из монастырских мастерских предметы являлись настоящими шедеврами церковного декоративно-прикладного искусства. На всю Россию славились мастерицы женских монастырей Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии – Алексеевской женской общины в Арзамасе, Серафимо-Понетаевской обители Арзамасского уезда и многие другие. Поэтому можно предположить, что вышивка из собрания музея-заповедника была выполнена именно в монастырской мастерской. Она могла быть сделана и в качестве дорогого подношения церковному или светскому начальству.

На холсте размером 34,5х29,5 см «оживает» образ Александра Невского. Поверхность вышивки полностью покрыта бисером гармонично сочетающихся 34 сортов, различающихся размером, цветом, прозрачностью и огранкой, что создает иллюзию полностью стеклянной вещи. Работа выполнена в технике бисером «в прикреп» по продернутому полотну. Данная техника заключается в следующем: сначала на ткань наносился рисунок, затем бисер нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами [3].

Лик святого, его великокняжеские одежды, выполнены граненым богемским бисером, уложенные по направлению нитей холста, с искусно подобранным цветом, оттенками и тональным сочетанием, создавая богатую красочную палитру. Для подчеркивания некоторых деталей использован металлический стальной и золоченый бисер.

В работе также использованы: мелкий, круглый венецианский, граненый, круглый двухслойный, а также металлический стальной и золоченый бисер, проанализировав которые, можно с уверенностью говорить о периоде изготовления данной работы – 1840-е годы, так как именно в этот период в вышивках существенно возрастает применение металлического, а также граненого бисера голубого, темно-синего, розового, золотистого и зеленого цветов [4].

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в результате иконографического анализа удалось точно атрибутировать уникальный музейный предмет, установив историческую личность, изображенную на вышивке. Изучив материал и технологию – установить время создания, а высокое качество исполнения, позволяет сделать заключение о высоком профессионализме рукодельницы и утверждать, что вышивка выполнена в монастырской мастерской, так как немеркнущие краски бисера донесли до нашего времени художественный образ святого благоверного князя Александра Невского, сохранив первоначальный цветовой замысел его создателя.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Малягин В. Святой благоверный князь Александр Невский. – М.: Комс. правда, 2013. – С. 145.

[2] Там же. С. 150.

[3] Красильникова Н. Бисер в собрании Кирилло-Белозерского музея заповедника // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2014. – № 4(115). – С. 132.

[4] Юрова Е.С. Эпоха бисера в России : Альбом. – М.: Интербук-бизнес, 2003. – С. 8, 20.


© Яковук О.Н., 2020.
© Яковук О.Н., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 25.12.2020.

Яковук Ольга Николаевна,
старший научный сотрудник,
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: olga.yakowuk@yandex.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).