2020/4(42)

Содержание

Историческая культурология

Графова Е.О.

Скоробогачева Е.А.

Прикладная культурология

Филин П.А.

Музееведение

Саркисова Е.Г.

Филиппов Ю.В.
Казарина Н.И.

Яковук О.Н.

Шангин А.В.

 
DOI 10.34685/HI.2020.69.74.010
Филиппов Ю.В.
Казарина Н.И.
Гончарный промысел села Смиркино Балахнинского уезда Нижегородской губернии: к вопросу о комплексном изучении музейных предметов
Аннотация. Статья посвящена проблеме комплексного изучения музейных предметов: типологии объектов, анализу художественного оформления, изучению технологии производства на примере гончарного товара мастеров деревни Смиркино Городецкого района Нижегородской области. Авторы рассматривают проблему формирования традиции промысла и ее трансформации. Представлена фондовая коллекция керамики Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Ключевые слова: народные промыслы России, гончарный промысел, традиции, керамика, Городец, Смиркино, НГИАМЗ.


Открыть PDF-файл


Типологизации музейных предметов, анализ художественного оформления и технологии производства являются ключевыми аспектами изучения особенностей хозяйственно-культурных процессов конкретного региона в определенный исторический период. Объектом исследования данной статьи были выбраны предметы гончарного производства деревни Смиркино Городецкого района Нижегородской области (в прошлом Балахнинский уезд Нижегородской губернии). Деревня Смиркино – один из значимых гончарных центов на нижегородской земле. Эта территория начала заселяться русскими еще в XII веке. В XIII-XIV веках эти земли входили в состав Городецкого удельного княжества. В 1408 г. сам Городец и прилегающие селения были сожжены ордынским правителем Едигеем. Долгое время эти земли оставались в запустении. Позднее здесь вновь появились небольшие деревни. Во второй половине XVII века в этих селениях, окруженных лесами, скрывались от религиозных преследований поборники старой веры. В XVII-XVIII в. сам Городец и его окрестности становятся крупным ремесленным и торговым центром.

Данный регион неоднократно привлекал внимание исследователей. Одним из первых, кто посвятил свои работы изучению гончарного промысла в д. Смиркино, был Дмитрий Васильевич Прокопьев, сотрудник музея, автор книги «Художественные промыслы Горьковской области», вышедшей в 1939 г. Прокопьев часто бывал в экспедициях в Балахнинском уезде, привозил первые экспонаты. Он отмечал, что местное гончарное дело славится особой тонкостью глины, и особо выделял изделия деревни Смиркино [1]. Следующей вехой изучения керамики Смиркино стали 1960-1970 гг. Фонд музея пополнился несколькими гончарными предметами. Некоторые из этих глиняных ваз и традиционных горшков были расписаны мастерами хохломской росписи. В 1982 г. в фонды музея поступила большая коллекция гончарного товара. Руководителем этой этнографической экспедиции была Наталья Васильевна Панфилова.

Новая этнографическая экспедиция в Смиркино, организованная в 2020 г., расширила возможности применения комплексного подхода к изучению местного гончарного промысла. Такой способ формирования музейной коллекции обеспечивает значительно большую степень достоверности знаний об особенностях производства и бытования предметов. Необходимость применения комплексного изучения при этом обусловлена целью придать данному виду исторического источника подлинно научную значимость. Научная классификация, систематизация материала, привлечение специальной литературы и архивных документов – необходимые исследовательские приемы, которые открывают дополнительные возможности для изучения новых музейных поступлений и позволяют ввести эти предметы в научный оборот. В свою очередь, полевые исследования на местах, в данном случае – в гончарном центре Смиркино, позволяют всецело описать процессы производства, использования, сбыта продукции. Это дает возможность зафиксировать наличие местной традиции гончарного производства, говорить о ее влиянии на продукцию других производственных центров.

Природно-климатической особенностью изучаемого региона является преобладание неплодородных почв и леса. В результате исторически «своего» хлеба крестьянам едва хватало до середины зимы. Чтобы выжить, был необходим дополнительный заработок. Иногда этот заработок давала «прилучающаяся» работа на Волге, но такая работа была возможна только в период навигации. В зимнее же время основными занятиями местных крестьян были гончарное производство, резьба и роспись по дереву [2]. Надо сказать, что время появления стабильного гончарного производства в этих местах определить довольно сложно. Некоторую информацию об этом дают археологические исследования в Городце, в Балахне, в селах на реке Узоле: там находят фрагменты сероглиняной керамики, относящейся к раннему этапу заселения этих территорий [3].

Характерно, что при наличии значительного спроса на глиняную посуду у мастеров Смиркино и гончаров соседних деревень объем выработки первоначально был сравнительно невелик. Свои горшки мастера «вытягивали» на гончарном круге, не оставляя обычных крестьянских работ. Ориентировались при этом в основном на местный рынок. Лишь в конце ХIХ в. отмечается стабильный рост производства. Во многом это было обусловлено высоким качеством гончарного товара: он был прочным, легким, удобным в использовании. Городец, Нижний Новгород, Василева слобода, Пучеж, Юрьевец – в этих городах можно было встретить продукцию мастеров из Смиркина. Расширению географии распространения товара способствовали и перекупщики, которые скупали горшки оптом, закладывали в «плетюхи» (большие корзины), и отправляли вниз по Волге на баржах, барках, рыбницах. Зимой товар хранили в затонах Василёвой слободы на складах. В результате свои горшки мастера Смиркино производили уже тысячами, что в перспективе вносило изменения и в саму технологию производства. В конце XIX в. мастера работали на ручном гончарном круге, а в начале ХХ в. появляется ножной круг, позволявший ускорить процесс. Но не все мастера приняли его сразу, многие предпочитали работать «по старинке». При этом сложные кувшины, кумганы с лепными ручками, старообрядческие кадильницы (курильницы) мастера делали, как правило, под заказ. Выделка этих предметов отнимала у мастера много времени, на обжиг шло больше дров, поэтому объем такого гончарного товара был невелик. В наши дни этих особенных предметов почти не осталось.

В 1920-е г. в результате череды социально-политических катаклизмов (Первая мировая и Гражданская войны) веками отлаженная система производства и сбыта была нарушена. Многое изменилось и в жизни самих ремесленников. Сохранить традиции производства помогло, в том числе, то, что в сложное для страны время сократилось количество фабричной посуды и это увеличило спрос на доступный глиняный товар. В годы Великой Отечественной войны многие мастера вынужденно ушли из промысла. Для нужд фронта в Смиркино работала артель «Красный гончар» по изготовлению плошек и кружек. Интересно, что артельщики в этот период сотрудничали с мастерами хохломской росписи, у которых не хватало привычного деревянного сырья, не было качественных лаков. В фондах Нижегородского музея-заповедника сохранилось несколько предметов этих лет. Вазы, чайники расписаны мастерицами Новопокровской артели хохломской росписи [4]. Изделия покрыты полупрозрачным чёрным лаком, за которым едва угадывается цветочная роспись. В 1947 г. артель перевели в колхоз «XVI партсъезд». Большую часть времени гончары были заняты на сельскохозяйственных работах. Горшки делали по ночам – это был дополнительный заработок.

Глину и дрова мастера заготавливали сами. Сами же продавали товар – возили зимой на санках, обычно в Пучеж и Юрьевец. В 1960-1970-х г. многие смиркинские мастера работали надомниками в гончарном цехе на семинской фабрике «Хохломской художник». Искали новые формы, старались повторять деревянные образцы ковернинской хохломской продукции. Делали цветочницы, перечницы, вазы, кувшины.

Глиняные кувшины смиркинских мастеров расписывали на фабрике в Городце. В фондах НГИАМЗ хранится интересный предмет: на глубоком синем фоне, среди традиционных городецких цветов – контуры монумента «Воину-освободителю» в Берлине. Внизу надпись: «Победа над фашистской Германией. 30 лет». Расписывали гончарный товар мастеров Смиркино не только на фабриках, но и в соседних деревнях. В фондах НГИАМЗ также хранятся несколько предметов с росписью, напоминающей хохломскую. Фоном росписи стала синяя масляная краска.

Вот наиболее характерные примеры работ мастеров Смиркино.

Кувшин (полевик), шаровидный, на поддоне, с полукруглой ручкой перехватом, короткое рыльце с краевым утолщением. Край горловины профилированный, с острой гранью. Фон синий. Роспись по горлу и тулову белой, голубой, желтой краской. В каталоге Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника опубликовано изображение кувшина (полевика) с подобной росписью [5]. Для фона была использована не синяя, а желтая масляная краска. В примечаниях каталога указано, что роспись была выполнена Староверовой Ефимией Поликарповной из деревни Воротилово. 1950-е годы (?). Фондовая книга поступлений указывает время поступления полевика в НГИАМЗ – 1947 год.

Выше мы упоминали о том, что в 1982 г. фондовая коллекция Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника пополнилась большим количеством экспедиционного материала. Сотрудники побывали в селе Смиркино и приобрели работы местных мастеров: Мордвинова Е.Г. (1902), Мордвинова Н.А. (1926), Щербакова К.И. (1906), Батманова Ф.Д. (1930), Иванова А.В. (1928). В фонды поступили горшки, кринки, миски. Простые формы этих предметов декорированы опоясывающими бороздками, реже – подглазурной росписью белой «глинкой» в виде штрихов или кропления. Среди предметов – кувшины, шутихи, двойные горшочки с полукруглой ручкой перехватом, в которых носили в поле щи и кашу. Рукомойники с двумя носиками, полевики, глиняные сковороды (долгуши) для тушения мяса и рыбы.

Некоторые предметы вызывают особый интерес.

Шутиха. Мастер Федор Денисович Батманов. Тулово предмета имеет форму тора, местное название «бублик». Горло высокое профилированное (грани сглажены), расширяется кверху, по краю – девять небольших выступов со сквозными отверстиями. Основание круглое в плане, высокое, резко сужается к тулову. Ручка петлеобразная, соединяет тулово и верхнюю часть горла. Полива прозрачная, с красноватым оттенком.

У этого предмета необычная форма, не каждый мастер берется за выполнение такого сосуда. Работу выполняют на гончарном круге. При формировании внутренней и внешней стенок тулова, глину разделяют и поднимают внутреннюю стенку как можно выше, затем ее выгибают и соединяют с внешней стенкой. «Склеивают» при помощи деревянной щепки. Отдельно выкручивают горло и основание. Шутиху ставили на праздничный стол для развлечения гостей. По верхнему краю горла расположены сквозные отверстия. Внутрь сосуда наливали квас или воду. Выпить эту воду и не облиться, можно было только в том случае, если знать секрет мастера и зажать рукой несколько отверстий.

Кувшин для кваса (кумган). Мастер Алексей Викулович Иванов. Тулово предмета шаровидное, чуть вытянуто вверх, на поддоне. Горло высокое в форме цилиндра, резко расширяется в верхней части, профилированное (грани сглажены), с небольшим сливом. Верхний край – ребристый. Тулово декорировано тонкими опоясывающими бороздками, одна из них также ребристая. Ручка петлеобразная с вставкой в виде витого жгута. Крышка круглая в плане, с хваткой, декорирована ребристой бороздкой. Полива прозрачная, с красноватым оттенком.

Кадильница (курильница). Мастер Николай Абрамович Мордвинов. Тулово предмета шаровидной формы, на поддоне, горло невысокое, с чуть отогнутым краем, с небольшими сквозными отверстиями по плечикам. Ручка прямая, прикреплена к тулову почти под прямым углом. Полива прозрачная, цвета охры. Кадильница – обрядовый предмет. Как правило, его использовали староверы для очищения помещения дымом, иногда его ставили в головах умершего человека. Кадильницы с прямыми ручками в этих местах называли «рукоятками». Все представленные предметы выполнены с сохранением прежних основных приемов художественного оформления и изготовления, что говорит о высоком мастерстве местных гончаров и о сохранении старых традиций промысла.

Таким образом, комплексное изучение развития гончарного промысла на примере села Смиркино позволяет утверждать, что сохранение традиционных материальных и духовно-нравственных ценностей зависит не только от экономической конъюнктуры (баланс спроса и предложения на определенный вид товара), но и в значительной степени от привлечения внимания к проблемам возрождения культурной традиции. Хочется надеяться, что эту задачу, отчасти решает и наше исследование.

В настоящее время гончарный промысел в Смиркино находится на грани исчезновения. Им занимается единственный потомственный мастер – Пётр Никонович Мерлухин. Как и в прежние годы, мастер сам заготавливает глину и дрова, изготавливает изделия, обжигает их и занимается реализацией. На протяжении ряда лет у Петра Никоновича было несколько учеников, которые достигли определённой ступени в мастерстве, но в промысле никто не остался в связи с большими трудозатратами и маленькой выручкой от продажи изделий.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Прокопьев Д.В. Художественные промысла Горьковской области / Д.В.Прокопьев. – Горький: ОГИЗ, 1939.

[2] Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1988.

[3] Николаенко Т.Д. Археологическая карта России : Нижегородская область. Ч. 3. – М.: ИА РАН, 2013.

[4] Пугачева М.Ю. История комплектования коллекции изделий с хохломской росписью в НГИАМЗ // Пространство под названием «Музей» : Сб. статей. Вып. III. – Ниж. Новгород: НГИАМЗ, 2016.

[5] Русское гончарное искусство ХIX – начала ХХ века : Каталог выставки из собрания Загорского музея. – М.: Сов. художник, 1976.


© Филиппов Ю.В., Казарина Н.И., 2020.
© Филиппов Ю.В., Казарина Н.И., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 25.12.2020.

Филиппов Юрий Владимирович,
генеральный директор,
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: rurik_fil@mail.ru

Казарина Нина Игоревна,
старший научный сотрудник,
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: nina.nnov@gmail.com

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).