Зотова Т.А.
Поляков Т.П.
Аннотация. В статье представлены основные положения Концепции музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки (Музей-заповедник «Горки Ленинские»). Цель проекта – возрождение комплекса и его превращение в современный музейно-туристический объект, рассчитанный на неоднократное посещение. Авторы анализируют исторические характеристики объекта и современные обстоятельства, повлиявшие на выбор типа музеефикации, тематику постоянной экспозиции и экспозиционные методы и технологии. Основное внимание уделяется оригинальной концептуальной идее и тематической структуре стационарной экспозиции «Оранжерея Зинаиды Морозовой-Рейнбот и флореальные образы эпохи модерна».
Ключевые слова: музеефикация, оранжерея, экспозиция, живой музей, витрины-образы, музей-усадьба, музей-заповедник, модерн, флореальные мотивы, горки.
Сад казался простым садом…
Зинаида Гиппиус. Живые и мертвые
Своеобразным мейнстримом деятельности отечественных музеев под открытым небом, в том числе музеев-заповедников, стало стремление к музеефикации дополнительных исторических объектов, так или иначе относящихся к сохраняемому (воссоздаваемому) историко-культурному ландшафту. Не стоит в стороне от этого процесса Музей-заповедник «Горки Ленинские», который в прошлом десятилетии успешно завершил ребрендинг своего основного музейного объекта – Музея-усадьбы «Горки» и в продолжение этого успеха разработал новую Концепцию развития до 2025 г., принятую Министерством культуры РФ [1].
В 2021 г. музей-заповедник приступил к очередному этапу ее реализации – разработке проекта приспособления под музейное использование усадебной оранжереи, большая часть которой с недавнего времени находится под его управлением [2]. Однако пребывает в полуразрушенном состоянии и нуждается в проведении масштабных ремонтно-восстановительных работ.
Авторами статьи была подготовлена Концепция музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки [3]. В настоящий момент она находится на обсуждении у дирекции и сотрудников музея-заповедника, и, приглашая к этому обсуждению специалистов из иных музеев, а также предваряя ее дальнейшую проработку, авторы излагают в статье свои ключевые идеи.
Основой проекта стала упомянутая выше Концепция развития музея-заповедника, согласно которой музеефикация Оранжерейного комплекса призвана увеличить пропускные возможности Музея-усадьбы «Горки», а также сформировать новые точки интереса для постоянной аудитории заповедника [4].
Напомним, что Горки входят в число старейших усадеб Подмосковья и упоминаются в источниках с середины XVI столетия. Однако самую яркую страницу в истории имения открыла
Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот [5], купившая в 1909 г. обветшалую усадьбу у наследников директора правления Товарищества «Реутовская мануфактура» Г.С.Герасимова. Именно по ее заказу знаменитый русский зодчий Ф.О.Шехтель реконструировал главные здания с учетом новейших достижений и требований времени, и усадьба приобрела свой великолепный, современный вид. В настоящий момент Музей-усадьба «Горки» является смысловым центром и ключевым объектом Музея-заповедника «Горки Ленинские». И по красоте местоположения, и исключительной сохранности построек и интерьеров музей выступает одним из наиболее интересных памятников русской усадебной культуры.
Исследователи отмечают, что в Горках Зинаида Морозова организовала многопрофильное хозяйство, которое представляло собой новый тип усадебной «экономии» [6]. Действительно, в процессе реконструкции усадьбы в 1909–1912 гг. под руководством московского архитектора Ф.Н.Кольбе была создана развернутая хозяйственная инфраструктура. В том числе, построен новый Оранжерейный комплекс и отведен участок земли под фруктовые сады с ягодными плантациями и огороды с парниками [7]. Важно подчеркнуть, что этот комплекс был создан в северо-восточной части усадебного парка и поныне составляет с центральным архитектурным ансамблем единый историко-культурный ландшафт.
В музейной практике сложилось два основных варианта включения подобных построек в экспозиционное и функциональное пространство музеев под открытым небом:
- музеефикация «под музей» (т.е. использование памятника под разнообразные музейные службы);
- музеефикация «как музей» (т.е. превращение в самостоятельный объект показа).
Конечно, выбор того или иного типа музеефикации зависит в первую очередь от уникальности и сохранности архитектурного объекта, но не в последнюю – от целей, которые ставит перед собой музей.
Цель настоящей музеефикации – возрождение Оранжерейного комплекса, который связан с деятельностью З.Г.Морозовой-Рейнбот и является неотъемлемой частью историко-культурного ландшафта усадьбы Горки, и превращение его в современный многоплановый музейно-туристический объект, рассчитанный на неоднократное посещение и способствующий увеличению постоянной аудитории Музея-заповедника «Горки Ленинские».
Соответственно, тип музеефикации «как музей» в данном проекте принимается в качестве базового. Следует упомянуть, что его актуальность обусловлена, к тому же, перспективностью в свете современных социальных и нормативных задач, стоящих перед музеями-заповедниками. Он позволяет воссоздавать с помощью дополнительных исторических объектов традиционные формы культурной деятельности, в том числе традиции природопользования. То есть, музеефицировать не только архитектурные объекты, но и нематериальное наследие, с ними связанное.
Совместно с сотрудниками музея-заповедника было произведено функциональное зонирование Оранжерейного комплекса и определен основной предмет разработки – интерактивная [8] стационарная экспозиция, содержащая оригинальные сюжеты и динамичные элементы и интересная для молодежной аудитории. Кроме того, было решено, что она будет включать зону «живого музея», которая должна гармонично сочетаться с иными функциональными зонами и наполнять комплекс реальной жизнью и деятельностью, реконструирующей характерные для этой усадьбы формы хозяйствования.
Несколько слов об исходных условиях. Здание оранжереи представляет собой кирпичное сооружение с высоким центральным объемом зимнего сада (т.н. «фонаря»), к которому примыкают крылья односкатных теплиц и два флигеля, расположенные по краям от хозяйственных помещений. Кроме того, перпендикулярно крыльям оранжереи пристроены низкие двускатные теплицы.
При Зинаиде Морозовой здесь выращивались цветы и другие растения для собственных нужд и на продажу через цветочные магазины Москвы. В одном из флигелей помещалась квартира садовника, в другом – квартира управляющего комплексом и необходимые для ведения хозяйства службы [9]. Однако на протяжении ХХ столетия комплекс использовался по прямому назначению разными собственниками. И, к сожалению, внутренняя планировка здания неоднократно менялась, а интерьеры не сохранились. Более того, музей не располагает фотофиксацией и историческими описаниями, которые могут быть использованы для достоверной реконструкции внутренней обстановки комплекса.
Поэтому для достижения поставленной цели – «превращения Оранжерейного комплекса в современный многоплановый музейно-туристический объект, рассчитанный на неоднократное посещение» – было крайне важно сформулировать оригинальную концептуальную идею экспозиции и выбрать экспозиционные методы и технологии, способствующие ее успешной реализации.
Согласно предварительным планам, в пространстве Оранжерейного комплекса усадьбы предполагалось открытие экспозиции «Образцовое хозяйство», посвященной садоводству, полеводству, животноводству и другой хозяйственной деятельности имения в начале ХХ в. Причем, в ее контексте планировалось проводить, в том числе, культурно-образовательные мероприятия на экологическую тематику…
Конкретизируя и развивая данные идеи, Концепция музеефикации предлагает расширить подход и реализовать его на более высоком уровне, который позволит создать оригинальный, динамичный, интерактивный музей, интересный для многократного посещения. Авторами было предложено создать экспозицию, рассказывающую о З.Г.Морозовой-Рейнбот и ее оранжерейном хозяйстве в контексте ключевых флореальных мотивов и образов архитектурного и декоративно-прикладного искусства модерна Европы и России (ар-нуво, югендстиля и т.д.). То есть, того стиля, который был своеобразным мейнстримом в наиболее активные годы ее молодости и зрелости и который повлиял на формирование ее личных предпочтений и вкусов.
Напомним, что характерными чертами модерная являлись плавность линий, округлость форм и повсеместное обращение к растительным мотивам. Его главная идея – украсить повседневную жизнь человека. Поэтому наиболее ярко ар-нуво проявился в архитектуре и предметах ДПИ, широко распространился в графике, повлиял на оригинальную женскую моду 1900-х гг. В целом, «композиции, созданные гибкими стеблями, листьями утонченной формы, причудливыми, часто экзотическими цветами», можно встретить в оформлении самых разнообразных предметов рубежа столетий – «от книжной иллюстрации до предметов домашнего обихода» [10].
Считается, что источником философии модерна были идеи Дж. Рёскина и У.Морриса, реализованные в деятельности английского движения «Искусства и ремёсла» [11], а основой формообразующих и художественных принципов – модное увлечение ботаникой [12]. В частности, в период 1896–1900 гг. Э.Грассе [13] опубликовал ряд своих работ под названием «Растение и его использование для орнаментов», способствовавших популярности флореальных мотивов в начале нового столетия.
Как отмечают исследователи, главным девизом всего искусства периода модерна стал призыв «назад к природе» [14]. Основатели стиля «провозглашали единство человека и окружающей его среды, включая интерьер, архитектуру, искусство» [15]. Реализуя эти принципы, художники, архитекторы и декораторы запечатлели образ природы в самых различных вариантах – растительный и животный мир, оживший орнамент, условный или реальный пейзаж [16]. Причем, наиболее частые флореальные мотивы модерна – это «побег, срезанная (цветущая) ветвь, орнаментальные фрагменты растения (цветок, лист, веточка), цельный растительный организм, изображаемый нередко с корнями» [17].
Принципы и идеи эпохи модерна были восприняты и реализованы З.Г.Морозовой – яркой и современной женщиной конца XIX – начала ХХ в., прошедшей путь от дочери купца 2-й гильдии до московской гранд-дамы, а впоследствии и потомственной дворянки Московской губернии, – в обустройстве собственной жизни. Они были не только знакомы ей и не просто составляли красочный фон ее биографии, но и сильнейшим образом выразились в создании «родового гнезда» в Горках и читаются сегодня по особенностям архитектуры [18] и интерьеров Большого дома [19] состава и планировки усадебного парка в стиле модерн.
Словом, развивая и адаптируя эти тезисы, Концепция предлагает создать в Оранжерейном комплексе соответствующую эпохе и духу главной героини образную экспозицию, «вырастив» в нем на уровне символики растительные и цветочные мотивы ар-нуво и Серебряного века. Условное название экспозиции – «Оранжерея Зинаиды Морозовой-Рейнбот и флореальные образы эпохи модерна».
Кратко представим тематическую структуру проектируемой экспозиции. Предполагается, что она будет состоять из трех взаимодополняющих частей (разделов), каждый из которых планируется строить на основе методов и технологий, соответствующих локальной теме и идее.
В центральной части, расположенной в бывшем зимнем саду, перекрытом двускатной стеклянной кровлей, планируется создать метафорический образ Хозяйки оранжереи как яркой представительницы Серебряного века с его ориентирами на идею «Вечной женственности» и «Прекрасной дамы» в контексте флореальных образов модерна. Условное название раздела –
«Прекрасная дама в платье Оранж». Основной метод – музейно-образный [20], позволяющий создать экспозиционно-художественный «портрет» З.Г.Морозовой-Рейнбот на фоне ключевых флореальных символов «Зимнего сада».
Обозначим кратко главные смысловые акценты проектируемого раздела.
Первый акцент – постепенное превращение купеческой дочки в светскую Даму, происходящее в начале второго брака Зинаиды (с С.Т.Морозовым) и чем-то напоминающее превращение заколдованной Принцессы из легендарной оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» [21]. По воспоминания Ю.А.Бахрушина, «преподаватели разных наук, учителя иностранных языков, воспитательницы, портнихи и парикмахеры немедленно окружили» Морозову и «чрезвычайно быстро, благодаря ее природным способностям, превратили ее в великосветскую даму» [22].
Следующий акцент – организация локального «модерна» в особняке на Спиридоновке с помощью Ф.Шехтеля, ставшего другом и «придворным» архитектором юной Зинаиды.
Посетитель узнает, что открытие этого «московского чуда» было обставлено помпезно. Как вспоминал князь Щербатов, «хозяйка <…> принимала гостей с поистине королевским величием. Тут я увидал и услышал впервые <…> Шаляпина <…> и Врубеля, исполнившего в готическом холле отличную скульптуру из темного дуба, и большой витро “Фауст с Маргаритой среди цветов”» [23]. Посетитель увидит фотопортреты постоянных гостей особняка – известных деятелей искусства эпохи модерна и Серебряного века: А.М.Горького, К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, В.И.Качалова, Ф.И.Шаляпина, А.П.Чехова, О.Н.Книппер-Чеховой, И.И.Левитана, А.Н.Бенуа и многих других [24].
Финальный и ключевой акцент – создание «родового гнезда» в Горках. Посетитель узнает и увидит, как после третьего замужества Зинаида Григорьевна, ставшая потомственной дворянкой Рейнбот, организовала здесь уникальное хозяйство, где цветам и оранжерейным растениям уделялось главное внимание.
Кульминация первого раздела – московская «Выставка цветов», прошедшая в 1914 г. Ее роскошному убранству и основным экспонентам, среди которых была З.Г.Рейнбот, пресса уделила особое место. В частности, журнал «Столица и усадьба» сравнил её с “Flowers Show” в Лондоне и ежегодной выставкой цветов в Нью-Йорке [25]. В финале посетитель узнает, что «Садоводство З.Г.Рейнбот» в 1914–1916 гг. являлось поставщиком для двадцати двух цветочных магазинов Москвы [26].
Предполагается, что в структуру центрального раздела войдут предметно-документальные экспонаты на тему «оранжерейного дела» в хозяйстве имения «Горки», фотопортреты хозяйки, костюмы-новоделы и крупные экзотические растения, которые будут «оживляться» с помощью технологий витрины-образа [27] и мультимедиа.
Перейдем во второй раздел экспозиции, имеющий условное название
«Путешествие по Европе и России в цветочную эпоху модерна».
Планируется, что этот раздел будет располагаться в двух оранжерейных крыльях, по краям от центрального «фонаря», и расскажет о наиболее ярких и известных флореальных образах, запечатленных в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве эпохи модерна в России и в Европе. Точнее – в тех российских и европейских городах, где бывала или могла бывать Зинаида Морозова, много путешествовавшая вместе со вторым супругом (и позже) и получавшая эстетический опыт для создания своего домашнего мира-модерна.
Основной метод – музейно-образный; технологии – мультимедиа и «витрины-образы», строящиеся на базе символических архитектурных объектов и выполняющие функции нетрадиционных экранов. Словом, посетитель увидит ряд музейных инсталляций, разделенных на две темы (подраздела). В центре каждой из инсталляций – документально-изобразительные свидетельства, преобразованные в аттрактивные и динамичные мультимедийные образы.
Очутившись в правом крыле оранжереи, посетитель совершит виртуальное [28] путешествие «за границу» и познакомится с темой
«Флореальные образы в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве модерна Европы». Предполагается, что здесь будут сосредоточены шесть инсталляций, каждая из которых расскажет об определенном этапе и/или региональных особенностях европейского искусства Нового стиля. Перечислим их:
- «Англия. “Цветы” и философия предмодерна. Красный дом с интерьерами У.Морриса и архитектурой Ф.Уэбба»;
- «Бельгия. Флореальный декор “Дома Сен-Сир” в Брюсселе»;
- «Франция. “Цветы и травы” Г.Гимара в Париже»;
- «Франция. Флора и фауна в изделиях Школы Нанси»;
- «Германия. Цикламены Г.Обриста в Мюнхене»;
- «Испания. “Усадьба Гуэля” Антонио Гауди в Барселоне и другие каталонские и валенсийские каменные “сады”».
Переместившись в левое крыло оранжереи, посетитель получит возможность совершить путешествие по городам Российском империи и познакомиться с темой «Флореальные образы в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России». Предполагается, что здесь будут сосредоточены десять инсталляций, которые расскажут о растительных мотивах в московском, петербуржском, рижском и провинциальных вариантах русского модерна. Среди них:
- «Подмосковье. Растительные мотивы в деятельности Абрамцевских мастерских»;
- «Москва. Флореальный декор “Особняка С.П.Рябушинского” Ф.О.Шехтеля»;
- «Санкт-Петербург. Цветы “северного модерна” в России»;
- «Санкт-Петербург. “Цветы” Фаберже»;
- «Рига. Флореальные мотивы югендстиля в Российской Империи»;
- «Пенза. Растительные мотивы в декоре Поземельного крестьянского и земельного дворянского банка»;
- «Нижний Новгород. “Хризантемы” архитектора Д.А.Вернера»;
- «Самара. “Орхидеи” архитектора М.Ф.Квятковского»;
- «Саратов. Цветочные окна особняка М.Ф.Вимбор»;
- «Крым. Флореальные и символические мотивы в усадьбе “Новый Кучук-Кой”».
Внутри левого крыла оранжереи планируется также разместить модульное выставочное пространство. Здесь могут реализовываться временные проекты, посвященные отдельным фактам из биографии Зинаиды Морозовой и разным стилистическим направлениям модерна, хозяйственным аспектам усадебной культуры и поэтическому искусству Серебряного века, разнообразной эколого-исторической тематике и многим другим темам.
Важно подчеркнуть, что основное назначение этого модульного выставочного пространства – сделать стационарную экспозицию частично обновляемой, а значит – более интересной для постоянной аудитории. Кроме того, это зона с улучшенными условиями ТВР [29] для демонстрации подлинников из коллекций декоративно-прикладного и графического искусства европейского и российского модерна, хранящихся в музее-заповеднике и других музеях России.
Переместимся в третью часть экспозиции, расположенную в пространстве бывших двускатных теплиц. Ее условное название – «Цветы для Прекрасной дамы».
Это – действующая оранжерея, где предполагается демонстрировать реальные цветы, которые выращивались в имении «Горки» и которые шли на продажу в цветочные магазины Москвы. Основной экспозиционный метод – ансамблевый/ландшафтный, в сочетании с технологиями «живого музея».
Важно подчеркнуть два концептуальным момента. Во-первых, в этой зоне «живого музея» будут выращиваться цветы и растения из исторического ассортимента «Садоводства З.Г.Рейнбот»: бегонии, цинерарии, гортензии, аспарагусы, папоротники, розы, гвоздики, пеларгонии, резеда, цикламены, хризантемы, гелиотропы и др. [30] Основа для достоверной реконструкции ассортимента – документация имения «Горки», хранящаяся в РГАДА [31].
Во-вторых, цветы будут выращиваться так же, как и в хозяйстве Зинаиды Морозовой – для собственных нужд (музея-заповедника) и на продажу посетителям (в качестве сувениров) через музейную лавку Оранжерейного комплекса…
Остается добавить, что в экспозиционных целях могут быть использованы и другие функциональные зоны будущего музея-оранжереи. Например, небольшая иллюстративная (беспредметная) выставка на экологическую тематику прекрасно дополнит антураж интерактивного класса для культурно-образовательной деятельности. В музейном магазине будет актуальным рассказ о торговых партнерах З.Г.Морозовой-Рейнбот. В пространстве прилегающего сада – о его истории, начинающейся в 1820-е гг. Кроме того, по мере развития садовой территории планируется воссоздать традиционный для данной усадьбы цветочно-растительный декор и плодовые культуры. В том числе – установить еловые крашеные кадки [32] с цветами, восстановить посадки кустов черной и красной смородины и разбить небольшие ягодные плантации клубники, крыжовника и малины [33].
В качестве заключения – краткая характеристика целевой аудитории проектируемой экспозиции. Напомним, что согласно Концепции развития музея-заповедника, это, в первую очередь, его постоянные посетители, которых привлекает усадебная тематика [34].
Анализируя сводную отчетность (портал «Открытые данные» Минкультуры России), можно представить современную аудиторию Горок Ленинских как участников культурно-образовательных программ (около 2 тыс. чел.), гостей культурно-массовых мероприятий (ок. 21 тыс.), туристов в составе групп (ок. 28 тыс.). При этом основной поток – индивидуальные посетители (ок. 156 тыс.) [35]. К сожалению, сведения, опубликованные в этих годовых отчетах, не имеют разбивки по конкретным объектам музея-заповедника. Однако с учетом собственного опыта работы в Горках авторы могут смело утверждать, что не менее 80% этих индивидуальных посетителей – гости музея-усадьбы, в большинстве случаев – люди, которых привлекает русская усадебная культура.
Именно для них, а также для тех, кто еще не знаком с современным Музеем-заповедником «Горки Ленинские», прошедшим ребрендинг, предназначена проектируемая экспозиция – образная, аттрактивная, символичная и динамичная, как и феномен модерна, наполнившего повседневную жизнь той эпохи идеями красоты.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник “Горки Ленинские”» до 2025 года. Далее – Концепция развития музея-заповедника.
[2] В одном из флигелей Оранжерейного комплекса располагается АТС Ростелекома.
[3] Общая концепция музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки (Музей-заповедник «Горки Ленинские», Московская область) [авт. ред. от 27.10.2021] / авт.
Зотова Т. А., при участии Полякова Т. П.; подготовлена в соответствии с Техническим заданием (Договор подряда № 30-04-2021 от «30» апреля 2021 года). Далее – Концепция.
[4] Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года / Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские»; [авторский коллектив]. Горки Ленинские: Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские», 2019. С. 28–31.
[5] Зинаида (Зиновия) Григорьевна Морозова-Рейнбот (урожденная Зимина) (1867–1947) – столичная гранд-дама и благотворительница; наследница и вдова Саввы Тимофеевича Морозова; одна из самых богатых женщин России начала ХХ в. Была владелицей известного особняка на Спиридоновке, имений во Владимирской, Пермской и Московской губ., дачи в Мисхоре. Кроме того, З.Г.Морозова – пайщица МХТ и заводов в Пермской губ.
[6] См.:
Савинова Е. Н. Сельские усадьбы московских предпринимателей. Конец XIX – начало XX в. – М.: Из-во Глав. архив. упр. г. Москвы, 2008. – 408 с. – С. 268–294.
[7] См.:
Шубина Т. В. Коммуна имени Ленина в усадьбе Горки // Музей-заповедник «Горки Ленинские» : [сайт]. – URL: http://mgorki.ru/science/kommuna-imeni-lenina-v-usadbe-gorki/ (дата обращения: 12.05.2021).
[8] В данном случае понятие «интерактивный» применяется в широком значении, т.е. основанный на взаимодействии, диалоге.
[9]
Шубина Т. В. Указ. соч.
[10]
Коваленко А. И. Стиль модерн в архитектуре Крыма // Pandia : [сайт]. – URL: https://pandia.ru/text/77/21/69638.php (дата обращения: 30.05.2021).
[11]
Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. – М.: Искусство, 1989. – С. 11.
[12]
Коваленко А. И. Указ. соч.
[13] Эжен Самюэль Грассе (1845–1917) – французский и швейцарский художник, скульптор, график и иллюстратор, один из зачинателей модерна.
[14] См.:
Сарабьянов Д. В. Указ. соч.
[15]
Чечеватова Т. Цветы модерна // GreenInfo.ru : [сайт]. – URL: https://www.greeninfo.ru/landscape/garden_style/cvety-moderna_art.html (дата обращения: 21.05.2021).
[16]
Соколов Б. Каменный сад русского модерна // Наше Наследие. – 2005. – № 75–76. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7516.php (дата обращения: 29.10.2021).
[17] Там же.
[18] Большой Дом и два флигеля в имении «Горки» перестроены Ф. О.Шехтелем в стиле неоклассицизма. По утверждению ряда искусствоведов, этот стиль является своеобразной разновидностью отечественного модерна. Во всяком случае, Шехтель профессионально владел и тем и другим стилем, определяя свой выбор реальной ситуацией. В ситуации с Горками выбор неоклассики объясняется тем, что старый ансамбль усадьбы был построен в традициях классического стиля.
[19] См.: Музей-усадьба Горки и его коллекция: [альбом] / авт.-сост.
Т. В. Шубина и др.]. – М.: Сканрус, 2005. – С. 142, 144, 151–152.
[20] Подробнее о музейно-образном методе см.: Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. – М.: Ин-т Наследия. 2018. – С. 34–39; 223–253.
[21] Опера «Любовь к трем апельсинам» задумывалась и была написана С.С.Прокофьевым на исходе эпохи модерна, в 1917–1919 гг., по мотивам известной сказки К.Гоцци. Она подводила своеобразный итог: сказочный принц разгадывал загадку века и освобождал из апельсинового плена трех принцесс, из которых выжила только одна.
[22]
Бахрушин Ю. А. Воспоминания. – М., 1994. – С. 271.
[23]
Щербатов С. Художник в ушедшей России // ЛитВек : [сайт]. – URL: https://litvek.com/book-read/40656-kniga-s-scherbatov-hudozhnik-v-ushedshey-rossii-chitat-online?p=8 (дата обращения: 26.05.2021).
[24]
Давыденко С. В. Штрихи к портрету Зинаиды Григорьевны Морозовой / Электронная версия. : [сайт]. – URL: https://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/chteniya96/15.html (дата обращения: 21.05.2021).
[25] См.:
Савинова Е. Н. Садоводство З.Г.Морозовой-Рейнбот // Русская усадьба : Сб. ОИРУ. Вып. 13-14 (29-30) / Колл. авторов; науч. ред., сост. М. В. Нащокина. – М.: Улей, 2008. – С. 314–322.
[26] Там же.
[27] Это условные витрины, которые выражают определенную художественную или символическую идею и представляют собой скульптурные модели (конструкции) реальных предметов и объектов, выполняющие витринные функции и подчеркивающие скрытые смыслы предметных композиций. См.: Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» /
Т. П. Поляков, Т. А. Зотова и др. – М.: Ин-т Наследия, 2021 // Институт Наследия: [сайт]. – URL: https://heritage-institute.ru/?books=ekspoziczionnaya-deyatelnost-muzeev-v-kontekste-realizaczii-strategii-gosudarstvennoj-kulturnoj-politiki-na-period-do-2030-goda-monografiya-t-p-polyakov-t-a-zotova-yu (дата обращения: 17.04.2021).
[28] В данном контексте – фантазийное.
[29] ТВР – температурно-влажностный режим.
[30] Список цветов см., например:
Савинова Е. Н. Садоводство З.Г.Морозовой-Рейнбот в 1913–1917 гг. // Сады Сибири : [сайт]. – URL: http://sadisibiri.ru/sad-gorki.html (дата обращения: 12.05.2021).
[31] РГАДА. Ф. 1615. Оп. 1.
[32] См.:
Савинова Е. Н. Лесное, парковое и тепличное хозяйства в имении «Горки» З.Г.Морозовой-Рейнбот в 1912–1917 гг. // Музей-заповедник «Горки Ленинские» : [сайт]. – URL:http://mgorki.ru/science/lesnoe-parkovoe-i-teplichnoe-khozyaystva-v-imenii-gorki-z-g-morozovoy-reynbot-v-1912-1917-gg/ (дата обращения: 17.05.2021).
[33] См.:
Шубина Т. В. Указ. соч.
[34] Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года… С. 28.
[35] Сводная таблица по музейной отчетности за 2019 г. См.: Музеи: Статистическая информация // Министерство культуры РФ. Портал открытых данных : [сайт]. – URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_museum#a:eyJ0YWIiOiJidWlsZF90YWJsZSJ9 (дата обращения: 15.11.2020).
Зотова Татьяна Алексеевна,
старший научный сотрудник, аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва).
Email: zotova_t@yahoo.com
Поляков Тарас Пантелеймонович,
кандидат исторических наук, доцент.
заведующий Сектором экспозиционно-выставочной деятельности музеев,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва).
Email: polyakov_t@mail.ru
© Зотова Т.А., Поляков Т.П., 2021.
© Зотова Т.А., Поляков Т.П., илл., 2021.
Статья поступила в редакцию 20.11.2021.
URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/559.html&j_id=49
Открыть
PDF-файл
Наверх