2022/4(50)

Содержание

Юбилей РИК – Института Наследия

Историческая культурология

Шокарев С.Ю.

Наумов Ю.М.

Прикладная культурология

Соколова А.Н.

Медянец Д.В.
Перова Е.Ю.

Малая культурологическая энциклопедия

Нельзина О.Ю.

Ad memoriam

Окороков А.В.

 
DOI 10.34685/HI.2022.93.31.001
Окороков А.В.
Памяти учителя и друга
Петра Владимировича Боярского
Аннотация. Очерк посвящен памяти Петра Владимировича Боярского (21.04.1943 – 21.12.2022), одного из основателей Института Наследия, многогранного ученого, полярника, создателя и бессменного руководителя Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ).

Ключевые слова: Владимир Ананьевич Боярский, Петр Владимирович Боярский, Арктика, Русский Север, Морская арктическая комплексная экспедиция, МАКЭ, Институт Наследия, историко-географический эксперимент.



21 декабря 2022 года, после тяжёлой болезни на 80-м году жизни скончался Пётр Владимирович Боярский, один из основателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, известный русский учёный, культуролог, географ, физик, историк науки, писатель, полярник, создатель и бессменный руководитель Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ).

Для меня Пётр Владимирович, не только известный ученый, полярник, но и друг, учитель – человек, который сыграл большую роль в моем выборе жизненного пути и профессии. И в этой небольшой памятной публикации мне хотелось бы кратко, тезисно коснуться его непростой, но интересной судьбы.

В свое время известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сказал: «Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от нее отказываться». Петр Владимирович не отказался.

*   *   *

Родился Петр Владимирович 21 апреля 1943 года в военной семье. Его отец – Владимир Ананьевич с 1936 года служил в ОГПУ, НКВД, затем в МГБ (Министерство государственной безопасности). В 1938 году был награжден именным оружием. В годы Великой Отечественной войны служил в должности начальника спецгруппы МГБ СССР по Сталинскому району города Москвы, затем – начальником опергруппы контрразведки на Северо-Кавказском фронте. В 1943 году был командирован на Красноярскую воздушную трассу (КВТ) заместителем начальника аэропорта Уэлькаль. В 1944-1945 годах – снова на фронте, штурмовал Кенигсберг, был тяжело ранен. В 1945-1946 годах воевал в Японии, занимал должность начальника Отдела контрразведки СМЕРШ 1-го Дальневосточного фронта Приморского Военного округа. В Маньчжурии во главе разведывательно-диверсионной группы взял в плен штаб 13-й японской армии, разоружил 250 японских офицеров и генералов. Был награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом «Знак Почета», знаком «Заслуженный работник НКВД», медалями, в том числе «За отвагу» и «За боевые заслуги». Войну закончил в звании полковника. В 1951-1952 годах Владимир Ананьевич был старшим советником МГБ СССР при Министерстве безопасности Чехословакии. После смерти Сталина, ареста Л.П. Берии и начавшейся чисткой в центральном аппарате МГБ в ноябре 1953 года был уволен из органов «в связи с переходом на другую работу». На гражданке учился в аспирантуре Московского областного пединститута, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, работал заведующим лабораторией Института комплексного освоения недр АН СССР, преподавал в Московском горном институте.

Однако в годы горбачевской «перестройки», в период «либеральных чисток», как бывший сотрудник НКВД-КГБ, был оболган, обвинен в антисемитизме и «преступлениях, совершенных им в сталинские годы». В результате в 1990 году был уволен с работы, лишен научных званий и степеней. «Разящим пером» так называемой «гласности» в жизни В.А. Боярского стала активный борец против КГБ, стипендиат Гарвардского университета (1993) журналистка Евгения Альбац.

Я пишу о Владимире Ананьевиче так подробно потому, что хочу хоть частично выполнить обещание, данное Петру Владимировичу. Совсем еще недавно, при последней встрече, он предложил: «А давай вместе напишем о моем отце. Пришло время…» 

*   *   *

Что же касается Петра Владимировича, то он в 1966 году окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ), работал физиком-экспериментатором на ускорителях и реакторах, затем – научным редактором Физматгиза и научным сотрудником Института истории естествознания и техники АН СССР (ИИЕИТ). Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. В этот период он занимался памятниками науки и техники и первым систематизировал и классифицировал их. В 1984 году Петр Владимирович перешел работать в НИИ культуры (позже – Российский институт культурологии), где возглавил Отдел памятников истории и культуры. В 1986 году создал Сектор исследований Арктики и вместе с Д.Ф. Кравченко – Арктическую комплексную историческую экспедицию (позже МАКЭ – Морская арктическая комплексная экспедиция), которой бессменно руководил более 35 лет. Создание МАКЭ с целью проведения научных исследований культурного и природного наследия Арктики поддержали известные отечественные учёные: академики Б.А. Рыбаков, В.П. Алексеев, А.П. Деревянко.

В задачи экспедиции, да и отдела в целом входило выявление и изучение разнотипных и разновременных объектов культурного наследия в российской части Арктики экспедиционным методом.

Начиная с 1986 года МАКЭ ежегодно проводила научные экспедиции на острова в Арктике, где исследовала объекты культурного и природного наследия. Подход научных сотрудников МАКЭ к предмету исследований был абсолютно новаторским – никто в мире в тот период не занимался комплексным изучением природного и культурного наследия островных территорий, находящихся в северных широтах. В состав МАКЭ тогда входили представители различных направлений науки: историки, этнографы, археологи, физики, моряки и даже специалисты по ядерному оружию – всего около двух десятков специальностей, а сама Экспедиция состояла из нескольких отрядов.

За время своего существования МАКЭ провела работы в Российской Арктике на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, островах и побережье Белого моря, острое Визе (Архангельская обл.); Малоземельской и Большеземельской тундрах, островах Колгуев, Сенгейский, Вайгач, Долгий, Матвеев (Ненецкий АО); полуострове Ямал (Ямало-Ненецкий АО); архипелаге Северная Земля, полуострове Таймыр, островах Карского моря (Красноярский край); архипелаге Новосибирские острова, островах и побережье моря Лаптевых (Республика Саха – Якутия); островах Врангеля, Беннета, побережье Чукотки (Чукотский АО).

Только с 1986 по 2016 годы на архипелагах, островах и побережье Российской Арктики и Русском Севере Морской арктической комплексной экспедицией было выявлено и исследовано более трех тысяч объектов культурного наследия. А именно:
архипелаг Новая Земля – 187 объектов;
архипелаг Земля Франца-Иосифа – 135 объектов;
остров Вайгач – 368 объектов;
острова и побережье Российской Арктики – 230 объектов;
острова и побережье Белого моря – 35 объектов;
Пустозерск и Городецкое озеро 42 объекта;
Соловецкий архипелаг – 2327 объектов.

Всего – 3324 объекта*.

Сейчас много говорят об Арктике, о важности изучения истории ее освоения. Появляются все новые и новые «первооткрыватели», но порой забывается или умалчивается, что основу полевых работ по комплексному выявлению, изучению, сохранению, пропаганде и использованию культурного и природного наследия Арктики с древнейших времен до конца ХХ века заложили именно сотрудники МАКЭ. Вклад в эти исследования – как теоретический, так и практический – лично Петра Владимировича Боярского неоценим.

Отмечу также, что на протяжении многих лет работы в Арктике П.В. Боярским было создано и успешно апробировано новое научное направление – историко-географический эксперимент, которое он широко использовал в экспедиционной работе с 1987 года по одной из программ МАКЭ «По следам арктических экспедиций». Его суть сводилась к реконструкции, моделированию исторических событий: например, плаванию на воссозданных исторических судах – кочах, лодьях, карбасах, фрегатах и т.п. по маршрутам русских первопроходцев, промышленников-поморов.

Завершить эту небольшую памятную публикацию хотелось бы фразой римского философа и ученого I в. до н.э. Марка Туллия Цицерона: «Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна».

___________________

* Окороков А.В., Боярский П.В. Культурное наследие Российской Арктики // Культурное наследие России. – 2022. – № 4. – С. 5-8.


Окороков Александр Васильевич
доктор исторических наук,
заместитель директора по научной работе Российского
научно-исследовательского института культурного и природного наследия
им. Д.С.Лихачева (Москва),
руководитель отряда МАКЭ 1-го состава
Email: info@heritage-institute.ru

© Окороков А.В., 2022.
© Окороков А.В., фото, 2022.
Статья поступила в редакцию 24.12.2022.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/606.html&j_id=54
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).