Аннотация. Данной статьей открывается серия докладов, посвященных истории создания и использования Экспериментального фонда в отделе научной реставрации станковой темперной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). В ней собраны общие сведения о создании фонда, истории поступления предметов и первоначальных задачах фонда. Также приводится краткая информация о том, какие проблемы решаются в отделе реставрации темперной живописи сейчас с помощью фонда. В качестве примера проведения научно-исследовательских работ в статье рассмотрен проводимый отделом эксперимент по влиянию температурно-влажностного режима на рабочие составы растворителей. В настоящей момент изучение истории фонда продолжается.
Ключевые слова: иконопись, станковая темперная живопись, научная реставрация, Экспериментальный фонд, ГОСНИИР.
В отделе научной реставрации станковой темперной живописи ГОСНИИР существует Экспериментальный фонд, состоящий из образцов икон и иконописных произведений, которые не состоят на музейном хранении, однако являются подлинными предметами религиозного назначения, а также представляют собой историческую и, во многом, художественную ценность. Данный фонд начал собираться в 70-е-80-е годы XX века и постепенно пополнялся в дальнейшие годы.
В 1970-е годы во ВЦНИЛКР (Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных ценностей, основанная в 1957 году, затем преобразованной в 1979 году во ВНИИР – Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, главными задачами которой было формирование научно-методической основы изучения, практической реставрации и сохранения памятников истории и культуры) обсуждалась возможность создания музея реставрации и ее истории. Для этого во ВЦНИЛКР были привезены иконы из церкви Преподобного Пимена Великого. К сожалению, более детальной информации в документах о том, какая именно это была церковь, не сохранилось. Известно, что в 1973-74 годах сотрудниками лаборатории, в частности, Красилиным Михаилом Михайловичем, искусствоведом, старшим научным сотрудником отдела экспертизы, было описано и доставлено из церкви порядка 400 икон, в основном поздних, большая часть которых была отправлена в Московское академическое художественное училище, а также в некоторые другие институты для обучения студентов по направлению реставрации станковой темперной живописи. Еще часть икон позднее была передана в часовню Дворянского собрания. Оставшиеся иконы были помещены в хранилище Новоспасского монастыря.
С течением времени от идеи создания музея отказались, а иконы остались в отделе реставрации темперной живописи. Однако пополнение экспериментального фонда не прекратилось. В некоторых случаях сотрудники отдела спасали иконы из заброшенных деревень, монастырей и их хранилищ, а также целенаправленно уничтожавшихся церквей. Иногда иконы жертвовали институту частные лица. Состояние большей части этих предметов было остро аварийным.
Таким образом был сформирован фонд, насчитывающий около 100 предметов, который иногда продолжал использоваться для обучения студентов и постепенно стал наглядно демонстрировать ряд реставрационных проблем и задач, требующих нового подхода.
Фонд стал носить название «Экспериментальный» и использоваться для изучения и отработки различных методик, относящихся не только непосредственно к реставрации. Есть сведения о проведении биологических исследований в 1977-1978 годах на некоторых фондовых образцах. Было установлено, что на некоторых предметах проводились эксперименты по работе с покрытием, удалением записей. Несколько предметов послужили для отработки различных методик по отслойке живописи; также в экспериментальном фонде находятся образцы уже отслоенной живописи, например, отслойки записи XIX в. с иконы «Святой Праотец Исаак» и XIX в. с иконы XVI в. «Святой Алексей митрополит Московский». Некоторые иконы, в частности, икона «Святой Ульяны Новоторжской» XIX в. из собрания церкви Пимена Великого, участвовали в искусствоведческих исследованиях, в настоящее время эта икона прошла полную реставрацию и хранится в ГОСНИИР.
Также в фонде существуют экспериментальные образцы, полностью воссоздающие технологические особенности традиционной станковой темперной живописи. Они были выполнены сотрудниками отдела примерно в 1971-76 гг. для проведения исследований реставрационных материалов: оценкой их свойств и наблюдением за их изменениями в различных условиях хранения. Начатые в 70-е гг. работы имеют сегодня большое научное значение и могут послужить хорошей базой для последующих экспериментальных исследований и методических разработок.
На современном этапе фонд используется сотрудниками темперного отдела в учебных целях, а также для отработки, корректировки и совершенствования существующих методик. В процессе ежедневной работы постоянно расширяется круг проблем, решение которых можно подобрать на экспериментальных образцах. Например, в разработке до сих пор находятся методики по отслойке одного слоя живописи от другого и переносу ее на новое основание. Первые разработки были предложены еще в начале XX века, однако к настоящему времени существующие методики остаются несовершенными. Несмотря на то, что их примеры приводятся в реставрационных учебниках, подобные методики все еще являются рискованными и опасными для живописи. Подробное изучение этой задачи возможно в рамках работы с экспериментальным фондом.
За продолжительное время многолетней практической работы реставраторы фиксируют случаи, требующие поиска нестандартных решений. При их достаточном накоплении и систематизации появляются основания для полноценного изучения той или иной проблемы: причин ее появления и способов решения. Поскольку введение в структуру памятника любого материала должно быть обосновано и гарантированно не нести дальнейших рисков, отработка новых материалов и способов работы не должна осуществляться на музейных предметах. Одним из вариантов решения этой проблемы является использование экспериментальных образцов, с имитацией изучаемой проблемы. К настоящему времени нами накоплен материал для изучения сложных вопросов укрепления остро аварийных памятников, апробации новых смесей растворителей и актуализации методик консервации деревянных основ. Начаты экспериментальные работы по изучению материалов для восстановления утраченных элементов живописи и представляются перспективными исследования свойств защитных реставрационных покрытий.
Также экспериментальный фонд позволяет осуществлять наблюдение за предметами в различных моделируемых условиях окружающей среды. В качестве примера такого рода наблюдений можно привести небольшое исследование, проведенное нами в 2022-2023 гг. Работая с экспериментальным фондом ГОСНИИР в рамках учебных практик и стажировок, мы стали замечать резкое усиление действия рабочих составов растворителей в определенное время года.
Раскрытие авторской живописи от потемневшего покрытия и слоев записей является важной частью реставрационного процесса, который занимает достаточно длительное время. В ходе работы над одним памятником по удалению различных поновлений в разное время года были замечены серьезные изменения в действии растворителей. Подобные изменения в степени воздействия растворителей были подмечены реставраторами в различных обстоятельствах. К примеру, выполняя пробные раскрытия по месту хранения предметов, после их переезда в рабочую мастерскую ранее подобранные методики оказывались неэффективными, а оценка сложности предстоящих работ и необходимого времени на реставрацию – ошибочной. Подобного рода изменения были отмечены на протяжении длительного сотрудничества темперного отдела ГОСНИИР с Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и с Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником.
Также в течение последних 10 лет на ряде памятников было замечено абсолютное прекращение действия растворителя, которым осуществлялось эффективное раскрытие на протяжении нескольких месяцев. В определенный момент времени растворитель абсолютно переставал работать (размягчать или растворять покрытие), требуя полного изменения методики раскрытия.
Усиление работы растворителей было замечено в следующих случаях: выполняя пробные раскрытия на памятнике в октябре месяце, в ноябре наблюдалось резкое усиление действия растворителя. Данное изменение в действии растворителя пришлось на время включения планового отопления.
Ослабевание работы растворителей было замечено в следующих случаях: в конце мая – начале июня на памятнике выполнялись пробные раскрытия, работа велась эффективно по отработанной методике, а на рубеже сентября и октября растворитель переставал работать. Данное изменение в действии растворителя пришлось на время естественного прекращения летнего теплого периода.
Также был зафиксирован 3 вариант изменения в работе растворителя: в летний период на памятнике был выполнен подбор методики раскрытия, а зимой – ранней весной в реставрационной мастерской с постоянным музейным климатом методика становилась менее эффективной.
Описанные случаи влияния климата на работу с раскрытием памятников мы решили проверить опытным путем, сопоставить полученные данные и выявить наличие четкой взаимосвязи. Для этого было принято решение проводить пробные раскрытия в различных климатических условиях с постоянным мониторингом параметров температурно-влажностного режима (ТВР) в рабочей мастерской.
Для проведения практического исследования из экспериментального фонда ГОСНИИР были отобраны два предмета станковой темперной живописи (икона «Святого мученика Иоанна Воинственника» XVII в. с поздними поновлениями, размер 23.5х29 см, липовая доска, левкас, желтковая темпера, чернение по золоту, цветной лак; икона «Николай Чудотворец» XIX-XX в., размер 21.5х28.5 см, сосновая доска, левкас, желтковая темпера, серебрение) и одна икона, выполненная в масляной технике (икона «Спас Нерукотворный» XIX в., размеры 36х30,5 см, основа двухсоставная, дублированная, предположительно, верхняя доска из липы, нижняя из кипариса, паволока отсутствует, левкас – масляный, техника исполнения – масляная, золочение).
Экспериментальным путем на 3 иконах мы проверили влияние параметров ТВР на работу растворителей, зафиксировали изменения в их действии и выявили взаимосвязь. На всех трех памятниках при понижении температуры уменьшалась эффективность растворителей, соответственно требуя увеличения времени воздействия растворителя в 2-2.5 раза относительно каждого изменения параметров ТВР.
Для проведения эксперимента за эталон условий температурно-влажностного режима были взяты рекомендованные параметры для музейного хранения произведений станковой темперной живописи: температура 18-21°С, относительная влажность 55-65%. Два экспериментальных замера выполнялись на границах рекомендованных параметров температуры, а для сравнения были взяты максимальная и минимальная температуры, встречающиеся в рабочих помещениях. При изменении климата не создавалось экстремальных условий, параметры влажности устанавливались с учетом рекомендованных пропорций. Таким образом, показатели температуры, в рамках которых удалось выполнить экспериментальные работы, находились в диапазоне от 16°С до 29°С. Важно отметить, что при выполнении реставрационных работ принято придерживаться параметров, установленных для музейного хранения, а отдельных методических рекомендаций для реставрационных процессов не существует. В ходе эксперимента работы по раскрытию показали разные результаты при температуре в 18°С и 21°С. Учитывая серьезные различия в действии растворителей, это может оказаться веским основанием для продолжения экспериментальных работ и необходимости выработки четких методических рекомендаций непосредственно для помещений, в которых выполняются реставрационные работы.
Таким образом, наличие экспериментального фонда позволяет нам исследовать и анализировать наши практические наблюдения, а также разрабатывать различные реставрационные материалы, корректировать техники и методики консервации и реставрации предметов и проверять их эффективность и безопасность на исторических предметах, не имеющих музейной ценности.
Недостаточно исследованным остается значение экспериментального фонда в сложении современных подходов к реставрации темперной живописи. В настоящий момент изучение собрания фонда ГОСНИИР продолжается. Нами устанавливается, происхождение икон этого собрания, систематизируется информация о времени и обстоятельствах их поступления в ГОСНИИР, а также документально и визуально определяется, какие именно экспериментальные работы проводились с предметами. Дальнейшее изучение обстоятельств формирования и использования экспериментального фонда ГОСНИИР представляется нам важным как для современной практической реставрации, так и для истории отечественной школы реставрации станковой темперной живописи.
Чаленко Татьяна Тарасовна
художник-реставратор, заведующий Отделом
научной реставрации станковой темперной живописи
Государственного научно-исследовательского
института реставрации (Москва)
Email: tatyana.tarasovna@gmail.com
Пиунова Полина Руслановна
художник-реставратор отдела научной реставрации
станковой темперной живописи Государственного
научно-исследовательского института реставрации (Москва)
Email: piunova_polina@mail.ru
© Чаленко Т.Т., Пиунова П.Р., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.02.2024.
Публикуется в авторской редакции.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Чаленко, Т. Т., Пиунова, П. Р. Об опыте использования экспериментального фонда при отработке методик реставрации станковой темперной живописи. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 2. – С. 23-26. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/651.html&j_id=60.