2024/2(56)

Содержание

Культурная политика

Шашкин П.А.,
Рудаков А.Б.

Марзоева А.В.

Конференция молодых ученых
23-24 января 2024 г.

Орлов С.Н.

Чаленко Т.Т.,
Пиунова П.Р.

Гарафутдинов Д.В.

Натхо А.Ю.

Тюрина Е.В.

Таловин К.Д.

Коренной А.С.

Краснова И.В.

Снеговская Е.А.

Конькова Е.Ю.

 
Гарафутдинов Д.В.
Советские театральные фестивали как предтеча Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
Аннотация. Статья посвящена обзору советских театральных фестивалей как культурологического аспекта страны, а также влиянию данных фестивалей на Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. Цель автора – выявить преемственность традиций, благодаря которым Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова является одним из ведущих театральных фестивалей мира, вопреки всем социальным и политическим вызовам. Данная работа заинтересует круг людей, которые занимаются исследованиями в сфере культуры и театра в частности, а также студентов, магистрантов и аспирантов по направлениям «Культуроведение и социокультурные проекты», «Театроведение», «Театральное искусство».

Ключевые слова: Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова, советские театральные фестивали, театр, культура, искусство, преемственность традиций.


Театральные фестивали – это не только яркое и зрелищное явление, это и важный образовательно-культурологический и социальный феномен. А в случае с международными фестивалями – это событие, охватывающее сразу несколько государств также в ряде вышеизложенных аспектов. Проведение театральных фестивалей помогает сохранить, а также поделиться традициями и укрепить отношения между государствами, городами или отдельными регионами в зависимости от уровня фестиваля. На данных мероприятиях участники из разных коллективов могут делиться опытом своих мастерских и выстраивать связи для реализации новых творческих проектов.

В России театральные фестивали приобрели широкую известность в конце 1910-х годов . В только сформировавшемся новом государстве уделяли большое внимание развитию самых разных по масштабу и направлению театральных фестивалей. Такое внимание способствовало укреплению межкультурных коммуникаций, подъему уровня театрального искусства и интереса публики к нему, развитию молодежных театральных коллективов даже в самые сложные для государства периоды. После развала Советского Союза многолетний опыт проведения фестивалей интегрировал в новые театральные движения, одним из которых стал Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова, впервые состоявшийся в 1992 году. Вобрав в себя все самое лучшее, он сохраняет и развивает традиции и опыт прошлого, несмотря на культурно-политические и социальные вызовы современности. Однако какие традиции перенял и продолжил Чеховский фестиваль? И почему театральные фестивали были неотъемлемой частью культурной программы в Советском Союзе?

Обзор советских театральных фестивалей
в качестве культурологического аспекта страны

Первые фестивали, посвященные драматическому искусству, активно стали проводится с конца первого десятилетия XX века. В то время все внимание на театральных смотрах было обращено на пьесы. Так, в 1918 году состоялся конкурс ЦК Пролеткульта; в 1919 году были организованы творческие состязания при Наркомпросе отдела театров и зрелищ, в жюри которого входили М.Горький, Ф.Шаляпин, А.Луначарский; в 1920 – конкурс Политуправления Петроградского военного округа, конкурс Госиздата, конкурс Петроградского театрального отдела Наркомпроса; в 1921 – конкурс Московского театрального отдела Наркомпроса на пьесу для детских театров; в 1922 – Конкурс комиссии по оказанию помощи голодающим (»Помгол») на пьесы о борьбе с голодом и др. [1] Основной идеей данных мероприятий были отказ и разрушение устоев старой «буржуазной» культуры и создание своей «пролетарской» культуры с нуля, а также обращение к актуальным социальным проблемам.

В 1930-е гг. были организованы первые фестивали, посвященные только театральному искусству. Одним из главных, организованных в этот период был Международный театральный фестиваль в Москве, проводившийся с 1933 по 1938 г. Перед его создателем, Государственным акционерным обществом «Интурист», стояло несколько задач. Во-первых, идеологическая, которая заключалась в том, чтобы показать: пролетарская революция не несет гибели международной культуре, что большевики не варвары и не отрицают всего лучшего из буржуазной культуры. Во-вторых, задача показать гостям фестиваля «мощные пьесы о новых и важных проблемах, возникающих в устремленной вперед жизни социалистического государства» [4]. В 1933 г. такими «мощными пьесами» были «Бронепоезд 14-69» Иванова, «Черный Яр» Афиногенова о борьбе с кулаками и «Мятеж» Фурманова (премьеры этих спектаклей состоялись в 1926-1929 годах). В-третьих, важно было продемонстрировать многообразие многонациональной советской культуры, заботу о национальных меньшинствах. С этой целью на фестивале показывались спектакли Еврейского театра (ГОСЕТ) под руководством Михоэлса, Цыганского театра «Ромэн», Театра Грузии им. Шота Руставели под руководством Александра Ахметели.

Фестиваль имел колоссальный успех. Динамика посещения с каждым годом стремительно нарастала. Газета «Правда» писала: «В 1933 году, на первом показе достижений советского театра присутствовало 60 иностранных туристов из 11 стран. <…> На втором фестивале, который состоялся в 1934 году, присутствовало уже 234 иностранных гостя из 18 стран; в 1935 году приехало 310 человек из 26 стран, а в прошлом году было 602 человека из 26 стран мира. Таким образом, число иностранных гостей за короткий срок выросло в десять раз» [5]. Данный интерес к фестивалю и традициям русского театра объясняется гастрольным успехом МХАТ во главе с К.С.Станиславским 1923-1924 годов, Музыкальной студии В.И.Немировича-Данченко при МХАТ в 1925 г, успехом европейских гастролей А.Таирова 1923, 1925 и 1930 годов и гастролей Вс.Мейерхольда в 1930 году, а также выходом книги К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве» в 1924 году на английском языке.

Помимо Международного театрального фестиваля, в 1930 г. состоялась Всесоюзная олимпиада театров и искусства народов СССР. В ней участвовали 16 театров и были показаны 30 спектаклей. С 1936 г. начали проводиться Декады искусства и литературы. Данный фестиваль предлагал зрителям к просмотру драматические спектакли профессиональных и самодеятельных коллективов.

В СССР также организовывались фестивали, посвященные дружбе народов социалистических стран. На них были представлены классические и современные пьесы драматургов из Польши, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и ГДР.

Даже во время Великой Отечественной Войны театральные фестивали не переставали проходить на территории СССР. В 1941 г. был организован показ искусства Ленинградской области, в 1943-1944 гг. – смотр работ молодых режиссеров в театрах СССР.

Середина 1950-х годов ознаменовалась масштабными изменениями в театральном искусстве. В это время переосмысливались идеи режиссеров Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Александра Таирова. В театрах по-новому стали ставить классические произведения и искали новые имена. В 1956 г. выпускники Школы-студии МХАТ основали «Современник», в 1963 г. Анатолий Эфрос стал художественным руководителем Московского театра имени Ленинского комсомола (сейчас – «Ленком»), а через год открылся Театр на Таганке.

В это время было важно привлекать внимание горожан к театру. Поэтому в 1964 г. было принято решение провести в столице фестиваль «Московская театральная весна». Название праздника было выбрано в честь времени года, когда он проходил. «Московская театральная весна» представляла зрителю итоги работы театров за завершающийся сезон. Организаторами мероприятия являлись Управление культуры Исполкома Моссовета и Всероссийское театральное общество.

В 1964 г. «Московская театральная весна» проходила с 16 по 31 мая. В фестивале приняли участие все столичные театры. Они представили зрителям свои лучшие работы за театральный сезон 1963-1964 годов. Среди них были Театры имени М.Н. Ермоловой, имени Моссовета, имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, имени В.В.Маяковского, Театр Сатиры и МТЮЗ. Было представлено по два спектакля от каждого театра-участника. Один – на звание лучшего спектакля сезона, а другой презентовался как лучшая новая работа с ограничением, что его премьера должна была состояться не ранее апреля 1964 года, то есть перед самым конкурсом. Спектакли оценивали деятели театрального искусства и театральной общественности Москвы. Особое внимание уделялось постановкам, посвящённым современности, в которых наиболее полно и достоверно раскрывалась жизнь советского общества.

Завершался фестиваль «Московская театральная весна» награждениями. Лучшие постановки получали возможность быть представленными зрителю на сцене Кремлёвского театра в начале следующего театрального сезона. «Московская театральная весна» стала одним из главных ежегодных событий театрального искусства города. Благодаря фестивалю расширялась многообразие спектаклей, создавались тенденции для развития театральных жанров, роста потребности общества в театре.

Еще одним знаковым событием театральной жизни послевоенного периода является фестиваль драматического искусства ГДР в СССР. Фестивали драматического искусства социалистических стран в Советском Союзе давно стали традицией. Тем не менее, данное мероприятие было особенным, поскольку стало первым смотром работы советских театров над драматургией ГДР. В нем приняли участие около 120 театров. География смотра охватывала всю страну. В афише фестиваля были заявлены как произведения современных драматургов Германской Демократической Республики, так и классиков, например, Ф.Шиллера. Над постановками работали не только советские режиссеры. Так, Московский театр имени М.Н.Ермоловой поручил главному режиссеру Магдебургского театра Петеру Зоданну постановку пьесы современного драматурга ГДР Альфреда Матуше «Ван-Гог». Фестиваль имел большое значение в культурном и политическом плане, подчеркивая тесную связь между государствами, идущими по пути социализма.

Важно также упомянуть Международный фестиваль уличных театров, который проходит в Архангельске с 1990 года. Он является старейшим фестивалем уличных театров в России.

Таким образом, театральные фестивали, проводившиеся в Советском Союзе, имели большое значение для культурного развитии государства. Благодаря фестивалям выстраивалась тесная межкультурная коммуникация, повышался интерес населения к искусству и активно развивалось советское театральное творчество.
 
Влияние советских театральных фестивалей
на Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова

Идея организации Чеховского фестиваля являлась главной целью возникшего во времена «перестройки» Союза Театральных Деятелей СССР. Основные задачи фестиваля виделись в разрушении стен между советским и всемирным театральным искусством и помощи отечественному театру ощутить себя частью мировой культуры. Однако реализовать данную идею удалось лишь после распада Советского Союза: первый Международный фестиваль им. А.П.Чехова состоялся в 1992 году. На волне глобальных перемен фестиваль стал тем связующим звеном, которое позволило людям театра сохранить духовное и профессиональное единство в условиях разобщенности. Вопреки сложной политической и экономической ситуации в стране, результаты фестиваля оказались впечатляющими. Были показаны 11 спектаклей из 9 стран мира.

Организаторы во главе с К.Ю.Лавровым, О.Н.Ефремовым и В.И.Шадриным приняли решение продолжать развивать фестиваль. В этом им помог опыт прошлых лет. Пользуясь советской театральной традицией звать иностранных режиссеров для постановки спектаклей по зарубежной драматургии, на III Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова был приглашен немецкий режиссер Петер Штайн для создания спектакля «Орестея» с участием российских актеров. Результаты работы были тепло приняты не только публикой фестиваля, но и зарубежными и российскими театральными критиками.

Также Чеховский фестиваль перенял опыт проведения уличных театральных фестивалей. Так, в 2001 году во время проведения четвертого фестиваля параллельно с III Международной театральной Олимпиадой появилась программа «Площадные театры мира», руководителем которой был Слава Полунин. В ней приняли участие около 50 уличных театров из 20 стран, а также 6 самых знаменитых клоунов, работающих на театральных подмостках.

Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова продолжает традиции советских фестивалей по развитию и укреплению межкультурных коммуникаций. Например, в 2008 году во время конфликта между Россией и Грузией В.И.Шадрин организовал выступления Тбилисского театра в России. В период «отмены» русской культуры на Западе организаторы фестиваля продолжают укреплять межкультурные коммуникации с дружественными странами Азии, Востока, Африки и Южной Америки.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова быстро стал одним из ведущих театральных фестивалей мира благодаря успешно интегрированному опыту проведения советских фестивалей. Опираясь на этот опыт, организаторы фестиваля могут не только использовать уже созданные приемы и модели проведения фестивалей, но и на их основе создавать новые формы и тенденции, отвечающие всем современным вызовам.
 
ЛИТЕРАТУРА

[1] Театральная энциклопедия : в 5 т. Т. 5 // Гл. ред. П.А.Марков. – Москва : Сов. энциклопедия, 1967.

[2] Лапина, Г. В. Американские паломники в театральной Мекке: Московские театральные фестивали «Интуриста» 1933-1937 гг. // Литературные связи и контакты. – 2022. – № 2, – С. 98-132.

[3] Клюев, В. Фестиваль драматического искусства ГДР в СССР // Театральная жизнь. – 1976. – № 5. – С. 6-9.

[4] Третий театральный фестиваль // Литературная газета. – 1935. –15 сен.

[5] Пятый советский театральный фестиваль // Правда. – 1937. –31 авг.

[6] Архив Архангельского Молодежного театра : [сайт]. – URL: https://panov-archive.ru/ (дата обращения: 29.03.2024).

[7] Театральное счастье. История Международного Чеховского фестиваля : Интервью с А.Бартошевичем // Смотрим.ру : [сайт]. – URL: https://smotrim.ru/audio/2657852 (дата обращения: 29.03.2024).

[8] Главархив рассказал, как в 1964 году проходил фестиваль «Московская театральная весна» // Центральный государственный архив города Москвы : официальный сайт. – URL: https://cgamos.ru/news/e57419/ (дата обращения: 29.03.2024).

[9] Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова : официальный сайт. – URL: https://chekhovfest.ru/festival/history/ (дата обращения: 29.03.2024).

[10] Великая Культура : сайт проекта. – URL: http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/teatralnyiy-festival-istoriya-konkursov-v-sssr-i-rossii (дата обращения: 29.03.2024).


Гарафутдинов Дмитрий Владиславович
аспирант Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва,
преподаватель Московского драматического театра
«Постскриптум» (Москва)
Email: garafutdinov.dmitry@gmail.com

© Гарафутдинов Д.В., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.02.2024.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:
Гарафутдинов, Д. В. Советские театральные фестивали как предтеча Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова. – 
Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 2. – С. 27-31. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/652.html&j_id=60.


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).