2024/2(56)

Содержание

Культурная политика

Шашкин П.А.,
Рудаков А.Б.

Марзоева А.В.

Конференция молодых ученых
23-24 января 2024 г.

Орлов С.Н.

Чаленко Т.Т.,
Пиунова П.Р.

Гарафутдинов Д.В.

Натхо А.Ю.

Тюрина Е.В.

Таловин К.Д.

Коренной А.С.

Краснова И.В.

Снеговская Е.А.

Конькова Е.Ю.

 
Тюрина Е.В.
Объекты культурного и природного наследия в восприятии
обучающейся молодежи

Аннотация. Статья посвящена результатам всероссийского анкетирования «Объекты культурного наследия, имеющие для вас значение» в категории «обучающаяся молодежь» по вопросам: «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?». Описан уровень конкретизации ответов респондентов о культурном и природном наследии места проживания. Выявлены и проанализированы максимальные и минимальные показатели по субъектам России.

Ключевые слова: анкетирование, всероссийский опрос, идентичность, цивилизационная идентичность, обучающаяся молодежь, культурное и природное наследие, историческая память, традиции.



Российская цивилизационная идентичность – это процесс осознания индивидом единства и солидарности с межэтническим сообществом россиян, взаимосвязанных исторической коллективной судьбой, близкими культурными ценностями, нормами и идеалами [1]. Вопрос цивилизационной идентичности всегда встает остро в моменты исторических испытаний [2], когда необходимо объединение людей, побуждение к коллективным действиям [3]. Именно в такие периоды возрастает роль молодежи, обладающей физической силой, активной жизненной позицией, способностью к самоопределению и объединению [4]. Необходимость восстановления и защиты ценностной цивилизационной самобытности России предполагает более подробное изучение российской цивилизационной идентичности молодежи [5].

Российская цивилизационная идентичность находится в неразрывной связи с региональной и локальной идентичностями. Региональная идентичность подразумевает осознание индивидом своей принадлежности к определенному региону, который характеризуется территориальной, историко-культурной, политико-правовой и языковой целостностью. Региональная идентификация представляет собой совокупность взаимодействующих локальных идентификаций [6]. Локальная идентичность определяется как чувство сопричастности человека к местному обществу и событиям, происходящим на территории непосредственного проживания (города, села, деревни) [7]. Социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин утверждал: «Из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов. Сходство в образе жизни, семейные связи, товарищеские отношения, созданные еще с детства, придают им общий характер, создающий живую связь. В итоге образуется группа, отмеченная колоритом данного места. Таковы в России типы “ярославца”, “помора”, “сибиряка” и т.п.» [8].

Каждый регион Российской Федерации обладает своей уникальной идентичностью, основой которой является культурное наследие этносов региона, сформировавшееся в результате взаимодействия и совместного проживания на данной территории. Культурное и природное наследие места проживания (или «малой Родины») является ядром сохранения традиций, исторических артефактов, исторической памяти для каждого конкретного места, что служит залогом сохранения и укрепления региональной и национальной идентичности [9].

В познании культурного наследия важная роль отводится системе образования. Обучающаяся молодежь отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [10]. Во время обучения у молодежи формируется прочная основа традиционных ценностей. Исследование восприятия обучающейся молодежью культурного и природного наследия позволит определить проблемные места и наметить перспективы и механизмы укрепления региональной и, как следствие, российской цивилизационной идентичности у молодежи в период обучения.

В период с июня по ноябрь 2023 года при поддержке Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева проводилось всероссийское анкетирование «Объекты культурного наследия, имеющие для вас значение». Цель анкетирования: определить уровень информированности и осведомленности населения об объектах культурного наследия своего региона. Общее количество респондентов, принявших участие в анкетировании, составило 6152 человека практически из всех регионов России.

Целевую аудиторию опроса – обучающуюся молодежь составили 4660 человек из 70 субъектов Российской Федерации. В эту категорию вошли студенты вузов (2929 человек – 63%), учащиеся колледжей (685 человек – 15%), отдельную группу составила молодежь, совмещающая работу с учебой в вузе или колледже (1046 человек – 22%).

Возрастные рамки
исследуемой группы респондентов находятся в границах 14-35 лет, что определено понятием «молодежь» на законодательном уровне Российской Федерации [11]. Категория 14-19 лет представлена 2363 респондентами (51%), 2297 человек – категория 20-35 лет (49%).
Местом рождения наибольшее количество респондентов из числа обучающейся молодежи указало Северо-Кавказский федеральный округ – 947 человек (20%), из которых большая часть – уроженцы Ставрополья – 619 респондентов. Сибирский федеральный округ указан местом рождения 881 человек (19%), наибольшее количество которых родились в Республике Тыва – 600 человек. Центральный федеральный округ местом рождения указали 770 респондентов (17%), большая часть которых родились в Московской области и Москве (303 и 207 человек соответственно). В Северо-Западном федеральном округе родились 567 человек (12%), где наибольшими значениями характеризуются Псковская область (221 респондент) и Калининградская область (180 респондентов). Страны СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья местом рождения указали 446 респондентов (10%). Южный федеральный округ местом рождения назвали 423 человека (9%), из которых наибольшее количество составили рожденные в Астраханской области – 245 респондентов и в Краснодарском крае – 95 человек. В Приволжском федеральном округе родились 218 человек (5%), из которых наибольшее число в Саратовской области – 67 человек. Уральский федеральный округ местом рождения указало 114 человек (2%), большее количество из которых родилось в Тюменской (39 человек) и Свердловской областях (26 человек). Меньше всего респондентов местом рождения указало Дальневосточный федеральный округ – 96 человек (2%), где большее значение показали Хабаровский край (25 человек) и Приморский край (29 человек). Не указали место своего рождения 198 респондентов (4%). Детальные характеристики по всем регионам представлены в Приложении 1 к данной статье, графически картина по округам в целом показана на Рис. 2. 

Местом проживания наибольшее количество респондентов указало Северо-Кавказский федеральный округ – 1165 человек (25%), из которых наибольшее количество проживает в Ставропольском крае (883 человека) и в Кабардино-Балкарской Республике (188 человек). В Центральном федеральном округе проживают 974 опрошенных (21%), здесь наибольшие показатели – у Московской области (521 человек) и Москвы (287 человек). Сибирский федеральный округ местом проживания указали 846 респондентов (18%), наибольшее количество которых проживают в Республике Тыва (610 человек) и Красноярском края (122 респондента). В Северо-Западном федеральном округе проживают 682 респондента (15%), наибольшее число из которых в Псковской (282 человека) и Калининградской (273 человека) областях. Южный федеральный округ местом проживания указали 557 респондентов (12%), большая часть из которых проживает в Астраханской области (274 человека) и Республике Крым (194 человека). В Приволжском федеральном округе проживают 185 респондентов (4%), наибольшее количество из которых в Саратовской области (114 человек) и в Республике Марий Эл (39 человек). Уральский федеральный округ местом проживания указал 101 респондент (2%), чаще всего это Тюменская область (66 человек) и ХМАО–Югра (20 человек). Наименьшее количество респондентов, принявших участие в анкетировании, проживает в Дальневосточном федеральном округе – 44 человека (1%), где наибольшими показателями представлены Приморский край (20 человек) и Хабаровский край (19 человек). Не указали место проживания 106 респондентов (2%). Детальные характеристики по всем регионам представлены в Приложении 2, графически картина по округам в целом показана на Рис. 3.

Для выявления уровня восприятия обучающейся молодежью России культурного и природного наследия регионов проживания были проанализированы ответы на вопросы анкеты: «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?». Вопросы анкеты о культурном и природном наследии места проживания были открытыми и предполагали множественные ответы. При оценке результатов особое внимание было уделено ответам с указанием конкретных объектов, а не обобщающих понятий. Для корректного сравнительного анализа данных по отдельным субъектам были взяты регионы с количеством респондентов 10 и более человек, что составило 31 субъект Российской Федерации. Сведения по всем регионам, охваченным опросом, приведены в Приложении 3.

При ответе на вопрос «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?» 64% респондентов из числа обучающейся молодежи смогли конкретизировать такие объекты, а 36% затруднись с ответом.

Наибольшее число респондентов, конкретизирующих объекты культурного наследия, зафиксировано в Приволжском федеральном округе (80% прошедших анкетный опрос в округе), наименьшее – в Сибирском федеральном округе (53%). В целом ситуация по округам представлена на Рис. 4.

Анализ ответов по субъектам России (см. Приложение 3) показывает, что наибольшее количество респондентов, конкретизирующих объекты наследия, проживают в Саратовской области (Приволжский федеральный округ) – 88%, Республике Башкортостан (Приволжский федеральный округ) – 88%, Ростовской области (Южный федеральный округ) – 88%, Архангельской области (Северо-Западный федеральный округ) – 85%, Липецкой области (Центральный федеральный округ) – 85%, Хабаровском крае (Дальневосточный федеральный округ) – 84%. Высокие показатели обусловлены минимальным количеством респондентов, затруднившихся ответить на вопрос и обобщивших понятия. Наименьшее количество респондентов (50% и менее), конкретизирующих объекты культурного наследия, проживают в Московской области (Центральный федеральный округ) – 50%, Республике Тыва (Сибирский федеральный округ) – 45%, Кабардино-Балкарской Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) – 38%. Низкие показатели объясняются тем, что большая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос или обобщила ответы. Обобщающие ответы звучали так: «местные достопримечательности», «музей, парк, сквер», «памятники, культурные комплексы, достопримечательности» и т.п.

Ответы на вопрос о знании молодежью объектов культурного наследия места проживания характеризуются достаточно высокими показателями. Это, на наш взгляд, связано в первую очередь с тем, что объекты всегда находятся в «поле зрения»: близость расположения и удобство посещения, привлечение внимания со стороны различных ресурсов (городские мероприятия, социокультурные проекты, СМИ, и т.д.).

При ответе на вопрос «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?» 58% респондентов из числа обучающейся молодежи конкретизировали объекты культурного наследия, 42% испытали затруднения.

Наибольшее количество респондентов, конкретизирующих объекты природного наследия, проживают в Дальневосточном федеральном округе (75%), наименьший результат показали респонденты, проживающие в Центральном федеральном округе (43%). В целом ситуация по округам представлена на Рис. 5.

Большее количество респондентов, конкретизирующих объекты природного наследия, являются жителями Хабаровского края (Дальневосточный федеральный округ) – 95%, Ростовской области (Южный федеральный округ) – 82%, Красноярского края (Сибирский федеральный округ) – 82%. Наименьшее количество таких респондентов проживает в Республике Коми (Северо-Западный федеральный округ) – 50%, Донецкой Народной Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) – 48%, Республике Ингушетия (Северо-Кавказский федеральный округ) – 46%, Республике Тыва (Сибирский федеральный округ) – 43%, Курской области (Центральный федеральный округ) – 40%, Кабардино-Балкарской Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) – 39%, Московской области (Центральный федеральный округ) – 34%. Детализация ответов – в Приложении 3.

Высокий показатель по Хабаровскому краю – отражение достаточно высокого уровня знакомства респондентов с природным наследием места проживания. Ответы на вопрос анкеты не вызывали у них затруднений и отличались детальностью: указывались кедрово-тисовая роща [12], Силинский лес [13], озеро Рудниковское [14], сопка Двух братьев [15], Змеиная сопка [16], река Амур [17], озеро Амут [18], заповедник Большехехцирский [19] и другие объекты природного наследия Хабаровского края.

Низкий показатель понимания молодежью природного наследия Московской области (34%) связан, возможно, с тем, что из 514 респондентов, принявших участие в анкетировании только 308 человек родились и выросли в Подмосковье (60%), а также с недостаточным просвещением, т.к. по результатам анкетирования только 45 человек (!), или 3% от общего числа респондентов региона, конкретизировали ответы на все три вопроса.

При ответе на вопрос «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?» половина респондентов конкретизировали традиции, праздники, обычаи, а половина затруднились ответить на вопрос.

Больше всего респондентов, конкретизирующих традиции, праздники и обычаи, проживает в Сибирском федеральном округе – 69%, самый низкий показатель – у представителей Северо-Западного федерального округа – 40% (Рис. 6).

По отдельным субъектам высокий результат конкретизации традиций, праздников, обычаев – у респондентов из Республики Ингушетия (Северо-Кавказский федеральный округ) – 92% и Хабаровского края (Дальневосточный федеральный округ) – 89%. Представители 18 субъектов России показали низкий уровень конкретизации традиций и праздников места проживания: в Липецкой области (Центральный федеральный округ) – 50% респондентов, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (Уральский федеральный округ) – 50%, Республике Марий Эл (Приволжский федеральный округ) – 49%, Донецкой Народной Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) – 48%, Красноярском крае (Сибирский федеральный округ) – 47%, Архангельской области (Северо-Западный федеральный округ) – 46%, Приморском крае (Дальневосточный федеральный округ) – 45%, Ставропольском крае (Северо-Кавказский федеральный округ) – 45%, Кабардино-Балкарской Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) – 44%, Республике Крым (Южный федеральный округ) – 42%, Псковской области (Северо-Западный федеральный округ) – 41%, Тюменской области (Уральский федеральный округ) – 41 %, Краснодарском крае (Южный федеральный округ) – 40%, Саратовской области ( Приволжский федеральный округ) – 39%, Калининградской области (Северо-Западный федеральный округ) – 38%, Московской области (Центральный федеральный округ) – 36%, Кемеровской области – Кузбасс ( Сибирский федеральный округ) – 30%, Республике Коми (Северо-Западный федеральный округ) – 26% респондентов. Детальная статистика – в Приложении 3.

Высокий результат Республики Ингушетия поясняет ответ респондента: «Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, – непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье».

Стоит учесть и тот факт, что в субъектах с высоким показателем знаний традиций, праздников, обычаев относительно компактно проживают титульные нации, которые обладают этнической идентичностью, усиливающей действие региональной идентичности [20].

Самый низкий показатель зафиксирован у молодежи из Республики Коми – 26%. Лишь меньшинство ее представителей смогли ответить на вопрос, назвав такие традиции и праздники своего народа, как Луд [21], обрядовую Усть-Цилемская горку [22], День оленевода, охотничьи традиции. Однако большая часть респондентов затруднилась ответить на данный вопрос.

В целом на основе критериев уровня охвата и тематики (содержания) наиболее часто встречающиеся ответы о традициях места проживания можно сгруппировать следующим образом:

- общероссийские праздники (Новый год, 9 Мая, 8 марта, 23 февраля, День России, День семьи и др.);

- религиозные праздники (Рождество, Пасха, Крещение, Курбан-байрам [23], Ураза-байрам [24] и др.);

- народные праздники (Шагаа [25], Наадым [26], Масленица, Иван Купала, Шорыкйол [27], Пеледыш пайрем [28] и др.);

- городские праздники (День города и др.);

- семейные традиции (свадебные обряды, гостеприимство, уважение к старшим);

- профессиональные праздники (День рыбака, День металлурга, День химика, День шахтера и др.).


Несложно заметить, что подавляющее большинство ответов фиксируют достаточно универсальные форматы традиций, не только не отражающие специфики места обитания человека, но и с этим местом исторически не связанные. К сожалению, уникальных традиций и праздников, несущих в себе самобытность региона, указано несравненно мало, хотя стоит отметить, что респонденты пусть и в небольшом числе, но все же указывали традиции своего места проживания. Приведем несколько примеров отличившихся в этом плане регионов: Ставропольский край (горские танцы, традиции казачества, гостеприимство и уважение старших), Кабардино-Балкарская Республика (аталычество [29], гостеприимство, соблюдение Адыгэ хабзэ [30]), Республика Тыва (горловое пение, резьба по камню, борьба хуреш, шаманизм, буддизм), Красноярский край (культура коренных малочисленных народов Таймырского полуострова: нганасан, ненцев, долган, эвенков), праздник Хейро [31], ремёсла коренных народов (вышивка бисером, резьба по кости и бивню мамонта), сибирское чаепитие.

Надо признать, что в последние десятилетия большинству субъектов Федерации свойственно новаторство, способствующее сохранению, популяризации, укреплению исконных традиций своего региона, а также зарождению новых традиций. В качестве примеров можно упомянуть такие фестивали, как саратовский «Укек» [32], псковский «День скобаря» [33], тюменский «Играй гармонь тюменская» [34], хабаровский «Ритмы Дальнего Востока» [35], калининградский «Балтийские сезоны» [36], московский «Ночь театров» [37] и др.

Подводя итог данного исследования, можно с уверенностью сказать, что в ряде субъектов России восприятие обучающейся молодежью культурного и природного наследия своего места проживания находится пока на недостаточном уровне. Эта проблема, несомненно, требует поиска решений. Если общество ставит перед собой задачу укрепления российской цивилизационной идентичности, то необходимо в первую очередь обратить внимание на укрепление региональной и даже локальной идентичности [38]. Природное и культурное наследие регионов России является кодом российской цивилизации, а сохранение и укрепление российского цивилизационного кода – основным направлением политики идентичности в современной России [39].

Приложения  (файл PDF)


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Маслов, А. А. Цивилизационная идентичность российского общества // Библиотека диссертаций : [сайт]. - URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/civilizacionnaja-identichnost-rossijskogo-obwestva.html?ysclid=lqjskj14dv144080397 (дата обращения: 02.01.2024).

[2] Хабермас, Ю. В. В поисках национальной идентичности. – Донецк, 1999.

[3] Алаудинов, А. А. Региональная идентичность как основа формирования общенациональной политической идентичности // Высшая аттестационная комиссия : [сайт]. – URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/advert/104864 (дата обращения: 02.01.2024).

[4] Ильинский, И. М. Молодежь и революция (эскиз к политическому портрету) // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-revolyutsiya-eskiz-k-politicheskomu-portretu?ysclid=lqhren8lzd952588259 (дата обращения: 02.01.2024).

[5] Дымов, Э. М. Идентичность молодежи России в контексте современных социокультурных процессов // disserCat: электронная библиотека диссертаций: [сайт]. – URL: https://www.dissercat.com/content/identichnost-molodezhi-rossii-v-kontekste-sovremennykh-sotsiokulturnykh-protsessov?ysclid=lqjtoe2wux880308066 (дата обращения: 02.01.2024).

[6] Лисицкий, А. В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития // disserCat: электронная библиотека диссертаций : [сайт]. – URL: https://www.dissercat.com/content/kulturnoe-nasledie-kak-resurs-ustoichivogo-razvitiya?ysclid=lrthot56jd987345182 (дата обращения: 02.01.2024).

[7] Морозова, Е. В., Улько, Е. В. Локальная идентичность: формы актуализации и типы // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lokalnaya-identichnost-formy-aktualizatsii-i-tipy (дата обращения: 02.01.2024).

[8] Сорокин, П. А. Система социологии : в 2 т. Т. 2. – Москва : Наука, 1993. – С. 210.

[9] Путрик, Ю.С., Тюрина, Е. В. Пути актуализации объектов культурного наследия средствами туризма и социокультурного проектирования. – DOI 10.34685/HI.2023.82.47.001. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2023. – № 4. – С. 8-12. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/617.html (дата обращения: 02.01.2024).

[10] Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учеб. пособие. - Пермь.: КАПИК, 1998.

[11] Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 02.01.2024).

[12] Кедрово-тисовая роща. Памятник природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща» был создан для сохранения произрастающих здесь плотных группировок тиса остроконечного, занесенного в Красную книгу РФ, и сосны корейской («кедра» корейского). Расположена в черте города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

[13] Силинский лес — лесной массив и памятник природы краевого значения в Ленинском округе Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

[14] Озеро Рудниковское – ООПТ; озеро расположено между рекой Амуром и озером Мылки в близости с г. Комсомольск - на Амуре Хабаровского края, площадь составляет 7 га, является рекреационной зоной.

[15] Сопка Двух братьев – две скалы (высотой 80 и 40 метров) Большехехцирского хребта. Расположение: 18-й км автодороги Хабаровск-Уссури, Хабаровский край.

[16] Горная вершина «Сопка Змеинка» – доступная обзорная точка, расположена по адресу Хабаровский край, Хехцирский государственный природный заказник.

[17] Амур — одна из крупнейших рек России. Протяженность 2842 км.
[18] Озеро Амут — высокогорное обвальное озеро, расположенное в Солнечном районе Хабаровского края, в 60 км от города Комсомольск-на-Амуре на хребте Мяо-Чан. Является памятником природы краевого значения.

[19] Большехехцирский государственный природный заповедник – старейший заповедник Хабаровского края, создан в 1963 года; занимаемая площадь 45 тыс.га.

[20] Кулаков, С. В. Проблемы формирования региональной политической идентичности в современной России // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-regionalnoy-politicheskoy-identichnosti-v-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 04.01.2024).

[21] Луд – старинный обрядовый праздник коми-ижемцев, проводится в первое воскресенье июля. При советской власти праздник не проводился, но c начала 90-х местные стали его возрождать. И сейчас Луд считается культурным достоянием не только Ижемского района, но и всей Республики Коми. С 2013 года народный праздник «Луд» включён в региональный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Коми.

[22] Праздник «Усть-Цилемская горка» – республиканский праздник, который проводится 12 июля, в Петров день в селе Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми. Во время красочного гуляния участники водят хороводы, облачаясь в подлинные народные костюмы, бережно соблюдая все старинные обычаи и обряды.

[23] Курбан-байрам – исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа, в память жертвоприношения Ибрахима, почитаемого в исламе пророком.

[24] Ураза-байрам (известен также как Праздник разговения) – исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан (священный месяц, девятый месяц календаря хиджры). Отмечается в первый день месяца Шавваль.

[25] Шагаа – тувинский (Республика Тыва) Новый год по лунно-солнечному календарю, традиционный большой праздник, знаменующий начало новой жизни; символ рождения, обновления и очищения.

[26] Наадым – тувинский (Республика Тыва) национальный праздник животноводов (аратов). Проводится в середине августа, включает в себя национальную борьбу «хуреш», конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, лучшие национальный костюм и снаряжение коня.

[27] Шорыкйол – марийский традиционный праздник (Республика Марий Эл), представляет собой комплекс обрядов, направленный на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение числа будущего урожая, домашних животных.

[28] Пеледыш пайрем – общенародный праздник в Республике Марий Эл. Проводится после завершения весенне-полевых работ и символизирует весенне-летнее возрождение природы, служит сохранению и развитию традиционной марийской культуры, активизации
межрегиональных связей, воспитанию патриотизма.

[29] Аталычество – древний обычай кавказских народов, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в семью приёмного родителя.

[30] Адыгэ хабзэ – адыгская (черкесская) этико-философская доктрина, свод неписаных правил и законов. Включает в себя как нормы обычного права, так и моральные принципы, определяющие поведение отдельного человека и нормы жизни общества в целом.

[31] Хейро – праздник долган, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы.

[32] «Укек» – фестиваль археологии и реконструкции, направленный на популяризацию археологического наследия Увекского городища (золотоордынского городища Укек), рассказывающий о раскопках, археологических исследованиях, жизни и быте средневекового города. Проводится с 2012 года в Саратове.

[33] «День скобаря» – фестиваль народных искусств и ремесел, проводится с 2011 года во Псков.

[34] «Играй, гармонь тюменская» – городской фестиваль, посвящёный исконно русскому музыкальному инструменту – гармони, проводит в Тюмени с 2011 г.

[35] Фестиваль этнической музыки и песни «Ритмы Дальнего Востока» проводится в Хабаровске с 2018 г. с целью поддержки и развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Дальнего Востока, содействия сохранению, преемственности и развития национальных художественных традиций, популяризации уникального культурного наследия.

[36] Фестиваль искусств «Балтийские сезоны» – крупномасштабный культурный проект, в ходе которого проходит показ спектаклей драматических и музыкальных театров страны, национальных государственных и фольклорных коллективов, музыкантов академического и джазового направлений, творческие встречи, цирковые представления. Проводится в Калининградской области с 2004 г.

[37] «Ночь театров» – ежегодная общегородская акция, приуроченная ко Всемирному дню театра, проводится в Москве с 2013 г.

[38] См. подробнее: Путрик, Ю. С., Тюрина, Е. В. Указ. соч.

[39] Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» // Президент России: официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 06.01.2024).



Тюрина Евгения Вячеславовна

соискатель, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: take036@mail.ru


© Тюрина Е.В., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.02.2024.

Открыть PDF-файл


Ссылка на статью:
Тюрина, Е. В. Объекты культурного и природного наследия в восприятии обучающейся молодежи. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 2. – С. 40-55. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/654.html&j_id=60.

Наверх


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).