2024/3(57)

Содержание

Культурная политика

Шашкин П.А.

Марзоева А.В.

Историческая культурология

Бицадзе Н.В.

Краснова И.В.

Прикладная культурология

Марков А.В.,
Штайн О.А.

Пархоменко Т.А.

Яндиев Б.М.

Музееведение

Зотова Т.А.,
Окороков А.В.

Новые книги

 
DOI 10.34685/HI.2024.19.71.024
Бицадзе Н.В.
Народная икона: византийское наследие в традиционной культуре
(к постановке вопроса)
Аннотация. Статья посвящена важному и малоизученному феномену русского искусства – народной иконе. Рассмотрены особенности её стилистики и технические характеристики, а также приведены факторы, обосновывающие потребность в народной иконе.

Ключевые слова: народная икона, иконопись, икона-краснушка, щепная икона, скорописная икона.


Последнее время в искусствоведческом сообществе и среди коллекционеров наблюдается интерес к народной иконе, которую справедливо называют «изобразительным фольклором». Это определение представляется особенно верным, если учесть, что композиция подобных образов часто ориентируется не на классические сюжеты, а на духовные стихи, легенды, «бывальщины», народные представления об Иисусе, Богородице, Николае Чудотворце и других святых и т.п. Подобные литературные источники по-своему интерпретируют евангельские сюжеты и жития святых, приближая их к народному пониманию добра и зла, справедливости и воздаяния за грехи, взаимоотношений между Богом, святыми и простыми людьми. Таким образом, можно сказать, что в случае с народной иконой исследователь имеет дело с процессом адаптации, переработки высокого иконописного искусства традиционной, во многом архаичной, народной культурой.

Нельзя сказать, что народная икона не привлекала внимания исследователей (см. список литературы). Ее рассматривали в контексте поздней иконописи XVIII – начала XX столетий. Особый интерес вызывала икона Русского Севера, которая отличалась тем, что соединила народную художественную традицию и своеобразно преломленные традиции профессиональной иконы. Однако глубокое и всестороннее изучение народной иконы только начинается, поэтому многие аспекты темы находятся в процессе осмысления, носят дискуссионный характер. В частности, в современном искусствоведении, применительно к народной иконе, сосуществуют такие термины, как «деревенская икона», «крестьянская икона» «примитив», «наивное искусство», «самодеятельное искусство». Также нет полной ясности в том, какие именно иконы можно отнести к категории «народных» – созданные непрофессиональными «богомазами»-самоучками или примитивные образы, написанные профессиональными иконописцами для невзыскательного потребителя? Сегодня выделяют две большие группы икон – так называемый «ремесленный примитив» и «самодеятельное» иконописное искусство.

К «ремесленному примитиву» относят иконы-краснушки, которые в большом количестве стали писать в Холуе после того, как во Мстере наладили производство бакана – багряной краски, давшей возможность создавать иконы с преобладанием красных оттенков. Красный цвет был особенно любим народной культурой, являлся синонимом слова «красивый» и занимал важное место в орнаментике, вышивке, росписях сундуков и прялок и т.п. Сама стилистика иконы-краснушки учитывала народные представления о том, какой должна быть икона. Этой иконе свойственны скорбность и строгость ликов, красновато-коричневая гамма, белые движки-оживки, контуры, обведенные черной краской.

К «ремесленному примитиву» относят также «щепные» иконы, писанные на тонкой дощечке; «полосатые», фоны которых писали в два тона – светлые краски преобладали в верхней, «небесной», части композиции, темные – в нижней части, символизировавшей земной мир; «малеванные» – эти образы создавали члены бродячих артелей, которые, помимо икон, расписывали интерьеры крестьянских жилищ и в чьем творчестве можно заметить влияние лубка, любящего обилие затейливых цветов, пышных деревьев, нарядно одетых героев. Исследователи относят к «ремесленному примитиву» и «скорописную икону». Её характеризовало разделение труда, «поточный характер» производства, упрощенный характер письма. Она была рассчитана на потребителя с невысокими художественными запросами.

Исследователи считают, что народная, непрофессиональная, икона всегда существовала рядом с высоким церковным искусством. Потребность в ней объясняется целым рядом факторов. Во-первых, народная икона была гораздо дешевле; во-вторых, в отдаленных регионах страны (Север, Урал, Сибирь) не всегда была возможность приобрести качественную профессиональную икону; в-третьих, именно икона, написанная местным «богомазом», в большей степени отвечала народным вкусам, чем икона, созданная в крупном иконописном центре; в-четвертых, в то время, когда было невозможно заниматься сельским хозяйством и многими видами промысла, умение написать икону приносило дополнительный заработок. Народный характер иконы выдают особенности технического характера – некачественная отделка иконной доски, ее шероховатость, иногда – отсутствие паволоки и левкаса, широкий неровный мазок, неравномерный слой лака. С точки зрения стилистики народную икону характеризуют контрастность цвета, нарушение пропорций, неустойчивость композиции, упрощенные иконографические изводы. «Самодеятельная икона» имеет излюбленный пантеон святых – это покровители разных отраслей хозяйства, святые – «заместители» языческих богов, основатели монастырей. Под влиянием старообрядцев в народной среде обострился интерес к проблемам Страшного Суда и иконам эсхатологического характера. У непрофессиональной иконы много общего с традиционным народным искусством (росписями прялок, домовой резьбой, народной игрушкой, вышивкой, кружевоплетением и т.п.), лубком, детским рисунком. Ее отличают наивность, бесхитростность, теплота, лиризм, искренность, экспрессия, простодушие, своеобразный реализм, декоративность, нарядность.

Все особенности народной, непрофессиональной иконы связаны с тем, что ее создавали люди, которые лишь иногда, по необходимости или в силу душевной склонности брали в руки кисть и краски. Если надо, такой мастер мог расписать прялку, шкафчик или сундук, а мог и икону написать. Именно такого художника-самоучку описал Н.В. Гоголь в «Ночи перед Рождеством». Кузнец Вакула «на досуге занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке». Им были расписаны «все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ», а в церкви можно было увидеть написанных им святых и особенно удавшегося ему образ черта в аду, «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Народная икона обратила на себя внимание коллекционеров. Среди наиболее активных собирателей называют имена Евгения Ройзмана, Михаила Чернова, Вячеслава Момота, Александра Ильина. В 2011 и 2012 году в селе Вятском Ярославской области, Кирилло-Белозерском монастыре и в Галерее Зураба Церетели прошли выставки народной иконы, которые привлекли внимание общественности. Небольшая, но очень интересная коллекция народной иконы представлена в экспозиции Музея народного искусства Ростова Великого. Широкий интерес к народной иконе позволяет надеяться на появление в ближайшем будущем интересных исследований на эту тему.


ЛИТЕРАТУРА

1. Культура русских поморов. Историко-культурный анализ / Ануфриев, В. В., Базарова, Э. Л., Бицадзе, Н. В.и др. – Москва : Форум; Неолит, 2013 – 320 с.

2. Культура русских поморов. Опыт системного исследования / Базарова,Э. Л., Бицадзе, Н. В., Окороков, А. В. и др. – Москва : Научный мир, 2005.
– 400 с.

3. Иконопись и народные промыслы : Материалы науч. конф. 24–25 июня 2022 г. – Москва : Сев. паломник, 2023. – 376 с.

4. Комашко, Н. И. Народная икона // Русская икона XVIII века. – Москва : Агей Томеш, 2006. – С. 263.

5. Королюк, В. Д. Русская крестьянская иконопись (традиции и развитие) // Etudes balkaniques. – 1971. – №3. – С. 206-218.

6. Красилин, М. М. Народные иконы: региональные особенности // Русское народное искусство. Сообщения. 1996. – Сергиев Посад, 1998. – С. 40–52.

7. Крестьянская живопись Поважья. Из собраний музеев Архангельской области : каталог / Сост. Т.М. Кольцова. – Москва : Сев. паломник, 2023. – 366 с.

8. Народная икона : каталог выставки / Сост. М.П. Боровик; вступ. ст. Е.В. Ройзман; [Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Филиал «Музей фресок Дионисия»]. – Екатеринбург : Автограф, 2011. – 132 с.

9. Примитив в России, XVIII-XIX век : каталог выставки иконописи, живописи и графики / авт.-сост.: Е.В.Гладышева и др. – Москва, 1995. – 176 с.

10. Реформатская, М. А. Северные письма. – Москва : Искусство, 1968.
– 45 с.

11. Смирнова, Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. – Москва : Наука, 1967. – 188 с.


Бицадзе Наталья Витальевна
кандидат исторических наук, доцент Российской академии живописи,
ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва)

© Бицадзе Н.В., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 10.06.2024.

Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Бицадзе, Н. В. Народная икона: византийское наследие в традиционной культуре (к постановке вопроса). – DOI 10.34685/HI.2024.19.71.024 . –
Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2024. – № 3. – С. 18-20. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/662.html&j_id=61.


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).