2012/2(8)

Содержание

Теоретическая культурология

Румянцев О. К.

Нугаев Р. М.

Историческая культурология

Сайко Е. А.

Фазлуллин С. М.

Прикладная культурология

Сеславинская М. В.

Гуманитарные исследования

Фортунатова В. А.

Люсый А. П.

Штейнер Е. С.

Пигальская А. М.

Ващенко А. В.

Малая культурологическая
энциклопедия

Pro memoria

Разлогов К. Э.
Флиер А. Я.
Севан О. Г.

К 80-летию Российского института культурологии

Кудрявцева Е. Б.

Рецензии

Рыбак К. Е.

Научная жизнь

Кужелева-Саган И. П.
Носова С. С.

Жукова О. А.

Малыгина И. В.

 
УДК 316.776:061.3(048.84)
Кужелева-Саган И. П.
Носова С. С.
Новомедийные формы международного научного сотрудничества

Аннотация. Обзор выступлений участников вебинара «Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи: междисциплинарный подход», ставшего основным событием Международной научно-практической конференции «Connect–Universum — 2012» и представившего перспективную форму международной коммуникации и научного сотрудничества по проблемам новых медиа. 

Ключевые слова: новые медиа, молодежь, междисциплинарный подход, международное научное сотрудничество




 В конце мая 2012 г., в рамках Международной научно-практической интернет-конференции «Connect–Universum — 2012» состоялось интересное и по-своему знаменательное событие — трехдневный вебинар «Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи: междисциплинарный подход». Основными организаторами конференции стали:
  • - кафедра социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ);
  • - томская региональная общественная организация «Стратегия успеха»;
  • - научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» Международного института государственной службы и управления (МИГСУ) РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации.

Среди официальных партнеров конференции следует назвать Научно-информационный центр по вопросам культуры и искусства Российской государственной библиотеки (НИЦ «ИНФОРМКУЛЬТУРА»), Институт новых образовательных технологий и информатизации Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Московский филиал Научно-образовательного культурологического общества (МФ НОКО), Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики России, Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования (УрЦММ), Российское информационное агентство «РИА-Новости» и Томский медиа-центр «РИА-Новости», Украинское синергетическое общество, а также ряд научных журналов, включая электронное научное издание «Культурологический журнал».

 Изначально организаторы ставили перед собой две задачи:  
  • - во-первых, обсудить с междисциплинарных позиций одну из самых актуальных для мирового научного сообщества и, в целом, для информационно-коммуникативного общества тем;
  • - во-вторых, создать основу для международного научного партнерства в новом, с точки зрения коммуникации, формате.
  
Действительно, «новые», и, особенно, «социальные», медиа, становятся чрезвычайно привлекательными для молодежи, и фактически являются «расширением органов чувств» (M. McLuhan), а также — одним из самых эффективных способов самовыражения в процессе электронной коммуникации. Однако растущая популярность новых медиа, обусловившая вовлечение в общение on-line большого количества молодых людей, имеет как позитивные, так и негативные последствия для них самих и общества в целом. Участникам конференции, представлявшим различные области научного знания, предстояло обсудить многообразный и противоречивый потенциал влияния «новых медиа» на сознание и поведение молодежи.

Но обсуждать проблематику новых медиа и не испробовать при этом новомедийные формы общения было бы хотя и менее рискованно, но не логично и не интересно. Риск заключался в возможности возникновения технических проблем со связью, а также в необходимости учитывать сразу несколько часовых поясов (Западного и Восточного побережья США, Западной и Восточной Европы, стран ближнего Зарубежья, российских регионов); графики командировок ключевых спикеров и различия в программном обеспечении информационно-технических центров университетов и персональных компьютеров. Как выяснилось позже, важно было учитывать и межкультурные особенности деловой коммуникации.

 «Connect–Universum — 2012» стал уже четвертой конференцией, проводимой по инициативе кафедры социальных коммуникаций ТГУ. Но только в этом году, благодаря новому подходу к ее организации и помощи перечисленных партнеров, она приобрела настоящий международный статус и «глобальный» масштаб. Подготовка конференции заняла более полугода и включила широкое поэтапное информирование потенциальных участников этого интеллектуального форума, создание специального двуязычного сайта конференции [1], постоянную переписку с ключевыми спикерами, осуществление всех необходимых мероприятий для проведения пленарного заседания в режиме вебинара. Все эти усилия не пропали даром — в конференции приняли участие исследователи из тринадцати стран: Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Румынии, Сербии, США, Украины, Чили и более чем двадцати российских городов.

Многомесячный подготовительный марафон и ответственное отношение к делу со стороны всех его участников обеспечили выход в прямой эфир конференции почти всех запланированных ключевых докладчиков, среди которых были: 
  • Сьюзен Гринфилд, нейрофизиолог, профессор Оксфордского университета (Великобритания) с докладом «Влияние новых медиа на мозг человека»;
     
  • Кристиан Банков, профессор Нового Болгарского университета, директор Юго-Восточного европейского центра семиотических исследований (Болгария), представивший доклад на тему«Культуры навигации в сравнении с культурами образованности: взгляд с позиций когнитивных наук»;
     
  • Арне Вестерманн, профессор Международной школы менеджмента в Дортмунде (Германия) с докладом «Использование социальных медиа в коммуникационном менеджменте, сфокусированном на молодежных целевых группах: революция или эволюция?»;
     
  • Христо Кафтанджиев, профессор Софийского университета, член жюри международных фестивалей рекламы (Болгария), представивший доклад «Виртуальные маркетинговые коммуникации с молодежной аудиторией»;
     
  • Марко Негри, профессор ТГУ (Италия) с темой «Разум и медиа»;
     
  • Паоло Помати, президент Ассоциации европейских университетов и департаментов, сотрудничающих в сфере PR (EUPRIO, Италия), прочитавший доклад «“Портрет” специалиста по коммуникациям в современном университете»;
     
  • Ольга Матьяш, профессор, основатель, соучредитель и почетный член Евразийской коммуникативной ассоциации Северной Америки (Россия — США) с докладом «Новые технологии в учебной аудитории: опыт американских университетов»;
     
  • Весела Познер, доктор музеологии и истории искусств, художник, журналист и куратор художественных выставок (Германия), выступившая на тему «Художественный музей для современной молодежи — храм или форум?»;
     
  • Ольга Астафьева, профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ, председатель Московского филиала научно-образовательного культурологического общества (Москва) с докладом «Коммуникативные и дискурсивные стратегии субъектов молодежной культурной политики»);
     
  • Сергей Кувшинов, директор Института новых образовательных технологий и информатизации Российского государственного гуманитарного университета (Москва), выступивший с докладом «Блеск и нищета HI-тека»;
     
  • Ольга Шлыкова, профессор Московского государственного университета культуры и искусства (Москва), представившая доклад «Мульмедийная культура молодежи: смыслы, символы и коды»;
     
  • Елена Ярославцев,а старший научный сотрудник Института философии РАН (Москва), обратившаяся к теме «Поколение НЕО: особенности самоопределения и современные технологии коммуникации»;
     
  • Наталья Кочубей, профессор Национального педагогического университета им. Н. П. Драгоманова, член Украинского синергетического общества (Украина) с докладом «Сетевые и системные коммуникации в контексте новых медиа»;
     
  • Ирина Черникова, профессор ТГУ (Томск), выступившая по теме «Будущее человеческой природы в контексте проблемы влияния IT-технологий на сознание и поведение молодежи»;
     
  • Дмитрий Галкин, доцент ТГУ (Томск) с докладом «Социальные медиа и ценностные дилеммы цифровой культуры: прогноз для нового поколения»);
     
  • Ирина Кужелева-Саган, профессор ТГУ (Томск), прочитавшая доклад «Возможности новых медиа в формировании инновационного потенциала молодежи».

В ходе вебинара также транслировались видео-выступления старшего научного сотрудника Исследовательского института гуманитарных наук и высоких технологий (H-STAR), исполнительный директор группы Media-X Стэнфордского университета Марта Расселл (США), обратившейся к проблеме «Использования социальных медиа для измерения “энергетического пульса”: пример Твиттера»), а также профессора Сансоне Марчелло и научного сотрудника Университета Кассино Роберто Бруни (Италия), проанализировавших то, «Как компании достигают своих маркетинговых целей в отношении молодых потребителей с помощью социальных сетей», профессоров Синишы Зарич (Белградский университет, Сербия) на тему «Краудсорсинг и молодежь» и Екатерины Никоноровой (Российская государственная библиотека, Москва).

Необходимо отметить, что даже для зарубежных коллег, представлявших авторитетные мировые научно-исследовательские центры, опыт участия в таком web-мероприятии был, в определенном смысле, эксклюзивным, открывшим новые перспективы для международного сотрудничества. Об этом говорят их позитивные отзывы, поступившие в адрес Оргкомитета конференции, и готовность сотрудничать в будущем.

В вебинаре принимали участие не только профессиональные исследователи, но и начинающие специалисты, а также студенты факультета психологии Томского государственного университета. Это позволило услышать мнения молодых — тех, на чье сознание и поведение так влияют новые медиа. Всего на конференцию поступило около 70 докладов. Большая часть этих материалов, как и видеозапись всего вебинара, размещены в Интернете. Организаторы надеются, что этот научно-информационный поток не прекратится и после конференции, которая является лишь частью большого и долговременного проекта «Новые медиа — новые возможности», реализуемого кафедрой социальных коммуникаций ТГУ и ее партнерами. 

 Все интересные сообщения и интеллектуальные продукты по безграничной тематике новых медиа будут размещаться на русско- и англоязычных страницах сайта Connect–Universum [2]. Это будет способствовать созданию не только новой интеллектуальной сети (Р. Коллинз), но и нового научно-информационного ресурса. Данным ресурсом смогут пользоваться как представители различных сфер научного сообщества, занимающихся новыми медиа, так и практики, и конечно же — студенты. Несомненно, будет развиваться и сама платформа Connect–Universum, прирастая новыми технологическими возможностями, позволяющими организовывать и осуществлять различные on-line мероприятия.

Оценивая состоявшийся вебинар не только как научное, но и коммуникативное событие, можно предположить, что на наших глазах складываются действительно новые формы международного научного сотрудничества, не ограниченные территориальными или временными границами. Уже известны примеры создания так называемых «открытых сетевых университетов», основной целью которых является вовлечение в образовательные процессы глобальных, преимущественно молодежных аудиторий. Дальнейшее развитие проекта «Новые медиа — новые возможности» на базе интернет-платформы Connect–Universum может привести к созданию еще одной новой структуры — «открытой сетевой кафедры». Ее членами станут исследователи, представляющие различные сферы научного знания, объединенные профессиональным интересом к проблемам новых медиа. С нашей точки зрения, потенциал такой структуры очень высок: он включает возможность проведения как совместных исследований, так и различных мероприятий в режимах on- и off-line.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Cм.: URL: http://connect-universum.com (дата обращения 20.06.2012).

[2] См. условия публикации: URL: http://connect-universum.com/blog/news_ru/131.html (дата обращения 20.06.2012).

© Кужелева-Саган И. П., Носова С. С.

Обзор поступил в редакцию 15 июня 2012 г.


Кужелева-Саган Ирина Петровна,
доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой социальных коммуникаций,
Томский государственный университет (Томск),
e-mail: ipsagan@mail.ru

Носова Снежана Сергеевна,
старший преподаватель
кафедры социальных коммуникаций,
Томский государственный университет (Томск),
e-mail: sagan99@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).