Третьяков А.Л.
Аннотация. В статье раскрываются некоторые теоретические и организационные аспекты правового просвещения обучающихся. Обозначена уникальная роль правового просвещения подрастающего поколения в социокультурном и образовательном пространстве современной Российской Федерации. Выделены знания, умения, навыки и компетенции, обучающихся по вопросам права. Определена роль библиотеки образовательной организации в структуре информационно-образовательного пространства современной школы. Отмечена необходимость правового просвещения в современном информационном гражданском обществе.
Ключевые слова: правовое просвещение, обучающиеся, социокультурное и образовательное пространство, школьная библиотека, инновация.
Успешное развитие любого государства зависит от того, каких граждан оно воспитывает и просвещает по тем или иным очень важным вопросам. Как показывают различные исследования, проблемы возникают как у социально неблагополучной части подрастающего поколения, так и на другом её полюсе – одарённых детей и одарённой молодёжи.
Однако не стоит забывать тот факт, что в настоящее время всё больше и больше уделяется внимание вопросам информационно-правового воспитания и просвещения обучающихся. На наш взгляд, данная ситуация является весьма важной и необходимо её исследовать по различным основаниям. Данная работа является логическим продолжением масштабного теоретико-методологического исследования по правовому просвещению обучающихся и организации всероссийской сети школьных центров правовой информации в каждой образовательной организации Российской Федерации. Данные центры организуются на базе школьных библиотек как уникальных информационно-интеллектуальных и ресурсных центрах информационно-образовательного пространства современной общеобразовательной организации. Прежде чем рассматривать теоретические аспекты данного вопроса, на наш взгляд, стоит обратиться к выявлению важности правового просвещения в страновом масштабе, а также его роль на формирование устойчивого социокультурного и образовательного развития современной России.
Отметим, что при изучении эффективности информационно-правового воспитания в образовательных организациях необходимо учитывать следующие особенности:
- любая воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности, ценностей, отношений и пр. Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям (если они вообще состоялись) очень трудно. Изменения во внутреннем мире человека часто проходят незамеченными не только для педагогов, родителей, но и для других близких ребёнку людей;
- факторы, которые влияют на становление и развитие человека, его социально-психологические качества весьма разнообразны (семья, образовательная организация, дружеские и референтные группы, средства массовой информации, религиозные организации и лидеры и др.). В связи с этим, оценивая воспитательную деятельность образовательной организации, трудно выделить его роль и значение в полученных результатах, отграничить значимые факторы воспитания от второстепенных, выявить условия, при которых те или иные факторы становятся доминирующими в процессе воспитания;
- при изучении эффективности воспитательной работы необходимо учитывать возрастные особенности детей, подростков и молодёжи. Внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно, различными. Очевидно, что необходимы и разные методы изучения эффективности воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов;
- следует учитывать, что воспитательные эффекты могут иметь отсроченный по времени результат. И если исследователь нацелен на получение более достоверных данных, то необходимо включить в изучение и выпускников, выявить их оценку эффективности воспитательной деятельности через некоторое время после окончания образовательного учреждения;
- изучение эффективности воспитательной деятельности должно быть основано на системном подходе, означающем анализ всех ключевых компонентов педагогической системы в целостности её структуры, процессов (явлений) и результатов;
- каждая образовательная организация осуществляет процесс воспитания в соответствии с той или иной философско-педагогической концепцией, мировоззрением, а также установками педагогов по отношению к личности ученика или воспитанника. Поэтому изучение эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной школы должно учитывать эту концепцию. И что особенно важно, критерии эффективности и диагностический инструментарий должны подбираться экспертами (совместно с самими авторами концепции) индивидуально, исходя из её ключевых оснований;
- при изучении эффективности воспитательной деятельности образовательной организации необходим анализ результатов в динамике (например, сравнительные исследования на разных этапах развития воспитательной системы; разные временные периоды становления ребёнка, включая лонгитюды и т. д.);
- изучение эффективности воспитания в общеобразовательных школах является во многом творческим процессом и связано с решением целого ряда нестандартных задач. Вместе с тем, любое исследование имеет определённую логику, этапы и закономерности. Поэтому эксперту необходимо следовать общепринятым научно-практическим нормам и правилам, отражённым в специальной психолого-педагогической литературе. Необходимо соблюдение принципа достоверности полученных результатов, который обеспечивает высокий профессиональный уровень экспертов [8].
Таким образом, приведённые выше особенности являются теоретическими аспекты исследования правового просвещения обучающихся на современном этапе развития российской системы образования.
Для правильной организации рассматриваемого процесса необходимо понимать и знать действующее правовое поле и уметь использовать его для развития той самой мотивации.
Указ Президента Российской Федерации от 06.07.1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» установил развитие системы правового воспитания в качестве одного из основных элементов концепции правовой реформы и приоритетов правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности, и развития полноценного гражданского общества.
Важным событием для целей развития правового просвещения в государственном формате стало принятие утверждённых Президентом Российской Федерации в 2011 году Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Основы). Разработанные Министерством юстиции Российской Федерации Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Согласно п. 15 Основ, государственная политика в рассматриваемой области осуществляется по следующим основным направлениям:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Таким образом, следует отметить, что Основы предписывают органам управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в соответствии с п. 15.2, развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях, а органам управления связи и массовых коммуникаций в сотрудничестве с органами управления культурой, в соответствии с п. 15.4 предписывается обеспечить формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан, что само собой предполагает использование визуальных средств передачи информации.
Основы в своём п. 18 определили меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения. К ним относятся:
1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, а также;
4) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.
Указанный перечень мер предполагает создание механизмов мотивации, начиная с дошкольного образования, для целей внедрения визуальных средств передачи информации в контексте развития правового просвещения, как для самих дошкольников, так и для их воспитателей и родителей детей младшего возраста, но также и для всех участников образовательного процесса в формате общего, дополнительного образования и повышения квалификации педагогического состава.
П. 19 Основ в своём содержании определил меры государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности. Мерами государственной политики в указанной сферах являются:
1) распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;
2) создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов;
3) введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду;
4) постоянное пополнение за счёт целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы [4].
Говоря о нормативном регулировании в рассматриваемой области невозможно обойти вниманием Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённую 17 ноября 2008 года.
Согласно распоряжениям Правительства, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности, а органам исполнительной власти руководствоваться Основными направлениями при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности [5].
Цель Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 – 2020-е годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Для достижения этой цели в Концепции сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Среди приоритетных направлений, служащих достижению качественных результатов в культурной политике России, Концепция называет развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе библиотек, а, согласно Основным направлениям, продолжится деятельность, направленная на развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации.
Среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе Концепция называет расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования [9].
Нельзя не отметить, что именно приведённые выше нормативные и правовые документы являют собой ту информационно-правовую основу, которая в настоящее время требует от современной системы образования формирования гармонично развитой личности. На наш взгляд, именно правовое просвещение является успешным фактором развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной Российской Федерации.
Отметим, что информационно-правовые знания обучающий может только в процессе образовательной социализации, то есть в процессе усвоения индивидом определённой системы информационно-правовых знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена гражданского общества. Получение данных знаний имеет, на наш взгляд, как целенаправленное воздействие на личность (то есть информационно-правовое воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Среди последних можно выделить различные направлений деятельности современной школьной библиотеки по правовому просвещению – тематические выставки, встречи с представителями профессий, связанных с правовой сферой, организация и проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся по вопросам права, проведение конкурсов по правовой тематике, информирование участников образовательных отношений по правовым вопросам и ряд других.
Быстрые темпы научно-технического прогресса вынуждают педагогов и школьных библиотекарей регулярно повышать качество своей профессиональной квалификации, а активная трансформация культурной сферы ориентирует человека на развитие его духовных ценностей, совершенствование представлений об окружающем мире и расширение кругозора. В связи с этим, в России, как и во всём мире, увеличивается спрос не только на базовое образование, и на дополнительное образование педагогов и работников школьных библиотек [1].
Не стоит забывать тот факт, что такая инновация, как организация школьных центров правовой информации требует повышения квалификации школьных библиотекарей в части формирования у них знаний, умений, навыков и компетенций по вопросам информационно-правового информирования всех участников образовательных отношений.
На наш взгляд, весьма важным и целесообразным являются требования к образовательных результатам, предъявляемые к обучающимся в процессе освоения основных общеобразовательных программ. Данный факт в рамках этой является центральным, так как правовое просвещение обучающихся невозможно без результативного аспекта.
Итак, изучение права в системе общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и информационно-правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом информационного гражданского общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей.
- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
- Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативном и правовом поле, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями.
- Овладение умениями, необходимым для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования.
- Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности [6, 10].
Итак, выпускник современной образовательной организации должен знать, уметь и использовать следующие аспекты правового образования в условиях информационно-образовательного пространства Российской Федерации. На наш взгляд, данный аспект является весьма важным, так как правовое просвещение обучающихся призвано стать одной из центральных тем формирования гармонично развитой личности, готовой жить в информационном и конкурентоспособном мире.
В результате изучения обществознания и права ученик должен
знать / понимать:
- Права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриенты, выпускника высшей школы и т. д.); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в Российской Федерации.
уметь:
- Правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство и ряд других).
- Характеризовать – основные черты правовой системы Российской Федерации, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную и срочную службу.
- Объяснять – взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной службы.
- Различать – виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
- Анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
- Выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав.
- Изложения и аргументация собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.
- Решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций) [7, 8].
Таким образом, формирование информационно-правовых компетенций у обучающихся посредством правового просвещения в настоящее время является необходимым аспектом гармоничной личности и представляется весьма важным в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [2, 3].
На наш взгляд, именно правовое просвещение обучающихся является успешным фактором развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной России.
Итак, жизнь современного обучающегося немыслима без информационно-правового сопровождения той или иной деятельности и в связи с этим возрастает роль школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве современной образовательной организации. Именно библиотека общеобразовательной школы играет неоценимую роль в формировании гармонично развитой личности и только на базе данного структурного подразделения возможна организация школьных центров правовой информации, которые и станут опорными площадками реализации различных нормативных правовых документов, а также указа Президента Российской Федерации о создании «Российского движения школьников». Наряду с этим, данные центры могут стать уникальными площадками для социального партнёрства образовательной организации и также опытно-экспериментальными площадками по той или иной теме.
Таким образом, правовое просвещение обучающихся в настоящее время является уникальным и необходимым фактором развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Голованов В. П. Актуальные ценности воспитания как социокультурного феномена / В. П. Голованов // Инновационный вектор воспитательного пространства образовательных учреждений Санкт-Петербурга: науч.-метод. сб. / под ред. В. П. Голованова. – Москва, 2011. – С. 2-5.
[2]
Долинина И. Г. Правовое просвещение: концептуальные основы / И. Г. Долинина, Е. А. Шакирова // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 3. – С. 49-52.
[3]
Лакомова А. А. Значение правового просвещения в современной России / А. А. Лакомова, Т. М. Хусяинов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – № 2. – С. 15-21.
[4] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: утв. Президентом Российской Федерации 28.04.2011 г. № Пр-1168. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_113761/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 12.11.2016).
[5]
Попов А. А. Социокультурное информационное пространство как ресурс развития личности / А. А. Попов, Е. Н. Попова // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2013. – № 5. – С. 322-323.
[6]
Путрик Ю. С. Культурное и природное наследие как важный фактор патриотического воспитания молодёжи в Российской Федерации / Ю. С. Путрик, А. П. Соловьёв, П. Е. Царьков // Журнал Института наследия. – 2015. – № 2. – С. 7.
[7]
Рубанова Е. Ю. Образовательное пространство как пространство развития личности / Е. Ю. Рубанова // Проблемы высшего образования. – 2003. – № 1-2. – С. 49-51.
[8]
Тарасов С. В. Воспитание в современных социокультурных условиях / С. В. Тарасов // Воспитание в современной образовательной среде: матер. регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. В. Васютенкова. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 8-15.
[9]
Третьяков А. Л. Информационное обслуживание участников образовательного процесса в условиях современной образовательной парадигмы / А. Л. Третьяков // Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций: матер. XI Всерос. науч.-практ. конф. «Электронные ресурсы библиотек, музеев и архивов», 2-3 ноября 2016 г., Санкт-Петербург: сб. матер. / ред.-сост. И. Е. Прозоров. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 381-388.
[10] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 12.11.2016).
© Третьяков А.Л., 2017.
Статья поступила в редакцию 10.04.2017.
Третьяков Андрей Леонидович,
ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург),
e-mail: andltretyakov@gmail.com