Стрункина Т.С.
Аннотация. Молодежь как наиболее социально активная часть населения является преемником традиционных ценностей государства. Они отражаются в социокультурных потребностях молодежи. В статье приведены данные исследования социокультурных потребностей студенческой молодежи. Выявлены наиболее выраженные и менее значимые потребности.
Ключевые слова: потребности, социокультурные потребности, молодежь; традиционные ценности.
Молодежь является наиболее социально активной частью населения, она наследует степень развития общества, молодежь формирует образ будущего и должна рассматриваться как инновационный потенциал, роль которого необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности. Важным аспектом являются сохранение и передача молодежи тех ценностей, которые являются традиционными для общества, что будет способствовать формированию нравственной личности. Поэтому проблема преемственности русских традиционных ценностей является одной из приоритетных задач.
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года определены базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, образование, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество, природа. Представленные ценности находят свое отражение в социокультурных потребностях, на изучение которых направлено наше исследование [2].
В системе социокультурных потребностей молодежи как потребностей, характеризующихся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [1], традиционные ценности необходимо рассматривать в качестве механизма устойчивости российского общества [3].
Целью нашего исследования является изучение степени выраженности социокультурных потребностей среди молодежи. Для исследования социокультурных потребностей молодежи нами был разработан опросник, содержащий 20 различных формулировок потребностей. В опросе приняли участие 386 человек – студенты вузов Ивановской области. Сами формулировки социокультурных потребностей были определены в ходе предварительного опроса студентов ивановских вузов.
В ходе исследования мы определили степень выраженности социокультурных потребностей у студенческой молодежи. Для этого респондентам предлагалось оценить степень выраженности обозначенных потребностей по пятибалльной шкале: 1 – отсутствует; 2 – скорее отсутствует; 3 – скорее всего, присутствует; 4 – скорее присутствует; 5 – ярко выражена.
По показателям среднего арифметического и стандартного отклонения мы получили следующие результаты: «в получении образования» (X = 4,37 ± 0,041); «в культуре общения» (X = 4,02 ± 0,049); «в получении новой информации» (X = 4,11 ± 0,045); «в заботе со стороны близких людей» (X = 4,17 ± 0,048); «в профессиональном росте» (X = 4,34 ± 0,044); «в создании семьи» (X = 3,65 ± 0,069); «в воспитании своих детей» (X = 3,93 ± 0, 064); «в работе» (X = 3,75 ± 0,056); «в работе по профессии» (X = 3,77 ± 0,061); «в сохранении традиций общества, его институтов и ценностей» (X = 3,54 ± 0,054); «в следовании нормам нравственности» (X = 3,78 ± 0,049); «в принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям» (X = 3,93 ± 0,053); «в защите интересов Родины и своего народа» (X = 3,74 ± 0,053); «испытывать гордость за страну» (X = 3,91 ± 0,054); «в посещении культурно-развлекательных центров» (X = 3,48 ± 0,056); «в чтении» (X = 3,68 ± 0,057); «в принятии обществом» (X = 3,64 ± 0,053); «в уважении другими людьми» (X = 3,92 ± 0,051); «в свободе вероисповедания» (X = 3,58 ± 0,060); «в посещении театров» (X = 2,99 ± 0,058); «в посещении театров» (X = 2,99 ± 0,058).
Для доказательства однородности мнений респондентов, мы изучили значения асимметрии и эксцесса. Они имеют незначительные отклонения от нуля для большинства показателей. О единогласии решений среди студентов говорит показатель коэффициента вариации, который колеблется от 17% до 36%. На репрезентативность выборка косвенно указывают показатели ошибок среднего, которые для всех показателей существенно меньше самого среднего и стандартного отклонения.
То есть для студентов достаточно актуальны социокультурные потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в заботе со стороны близких людей, в профессиональном росте. Они стремятся к профессиональному росту, хотят получить образование, что отражается в их настоящей деятельности [4]. Потребность к культуре общения проявляется в выборе именно высшего учебного заведения как среды, которая предполагает высокий уровень коммуникаций. Потребность в заботе со стороны близких людей может быть связана с социальным положением и обусловлена возрастными особенностями респондентов.
Большинство потребностей (70%) были оценены студентами по степени выраженности как «скорее всего присутствующие». Это потребности в создании семьи; в воспитании своих детей; в работе; в работе по профессии; в сохранении традиций общества, его институтов и ценностей; в следовании нормам нравственности; в принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; в защите интересов Родины и своего народа; испытывать гордость за страну; в посещении культурно-развлекательных центров; в чтении; в принятии обществом; в уважении другими людьми; в свободе вероисповедания; в посещении театров. Эти потребности еще не сформировались окончательно у респондентов, и, вероятно, в силу своих возрастных особенностей и современного гражданского мировоззрения, исследуемые в настоящий момент еще не готовы к их удовлетворению. Однако, потребности этой группы оценены студентами достаточно высоко по степени выраженности, и, скорее всего, являются значимыми для будущего респондентов. На данном этапе нельзя говорить о высокоразвитом чувстве патриотизма, ориентированности студентов на изучение литературы и посещение культурно-развлекательных центров респондентами.
В группу «скорее отсутствующих» социокультурных потребностей вошла всего одна потребность – в посещении театров. Это может быть следствием нескольких причин: для студенческой молодежи более важна другая деятельность; в Ивановской области всего один театр, поэтому исследуемым из другого города (г. Шуя) территориально неудобно и энергозатратно посещать его; стоимость посещения театра часто превышает стоимость посещения кинотеатра или какого-либо альтернативного развлекательного учреждения.
Таким образом, в результате нашего исследования мы определили наиболее выраженные у студентов социокультурные потребности (X ≥ 4). К ним относятся потребности в получении образования, в профессиональном росте, в заботе со стороны близких людей, в получении новой информации, в культуре общения. Около 70% изученных потребностей оказались выражены у респондентов на среднем уровне (3 ≤ Х ≤ 4). Слабо выражена среди студенческой молодежи потребность в посещении театров (Х = 2,99). То есть молодежь ориентирована на профессиональное развитие. Профессиональные интересы молодых людей имеют приоритет над гражданскими, традиционными и семейными ценностями. Получение образования в данном возрасте ставится выше, чем посещение культурно-развлекательных и просветительных заведений.
Такие базовые национальные ценности российского общества, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество, природа, не являются ярко выраженными в потребностной сфере молодого поколения. То есть это та сфера, развитие которой является государственно важной. Для выполнения этой задачи необходимо создать программу воздействия на социокультурные потребности молодежи, которая будет реализовываться с помощью комплекса методов: тренинги, лекции, беседы с компетентными лицами, экскурсии, творческие задания [5].
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Конструирование понятия социокультурных потребностей личности // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 241.
[2]
Стрункина Т.С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философско-исторический анализ // Педагогическое образование в России. -2015. - № 6. - С. 214-219.
[3]
Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи в семье, традиционных ценностях, образовании и саморазвитии // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 5 (132).- С. 15-22.
[4]
Стрункина Т.С. Социокультурные потребности как предпосылка профессионального становления субъекта труда на этапе получения профессионального образования личности / Системогенез учебной и профессиональной деятельности : Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Ярославль, 2015. - С. 296-298.
[5]
Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи как ресурс сохранения традиций общества и семейных ценностей / Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - Тула, 2015. - С. 68-70.
© Стрункина Т.С., 2017.
Статья поступила в редакцию 10.04.2017.
Стрункина Татьяна Сергеевна,
аспирант кафедры психологии и социальной педагогики;
Ивановский государственный университет (Иваново)/