2017/2(28)

Содержание

Теоретическая культурология

Алексеев С.В.

Минаев Е.А.

Гуманитарные исследования

Зуйкова С.А., Привалов И.В.

Володихин Д.М.

Прикладная культурология

Третьяков А.Л.

Свиридкина Е.В.

Кокшенева К.А.

Юрьев А.А.

Стрункина Т.С.

 
Стрункина Т.С.
Традиционные ценности общества как отражение социокультурных потребностей
Аннотация. Молодежь как наиболее социально активная часть населения является преемником традиционных ценностей государства. Они отражаются в социокультурных потребностях молодежи. В статье приведены данные исследования социокультурных потребностей студенческой молодежи. Выявлены наиболее выраженные и менее значимые потребности.

Ключевые слова: потребности, социокультурные потребности, молодежь; традиционные ценности.


 


Молодежь является наиболее социально активной частью населения, она наследует степень развития общества, молодежь формирует образ будущего и должна рассматриваться как инновационный потенциал, роль которого необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности. Важным аспектом являются сохранение и передача молодежи тех ценностей, которые являются традиционными для общества, что будет способствовать формированию нравственной личности. Поэтому проблема преемственности русских традиционных ценностей является одной из приоритетных задач.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года определены базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, образование, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество, природа. Представленные ценности находят свое отражение в социокультурных потребностях, на изучение которых направлено наше исследование [2].

В системе социокультурных потребностей молодежи как потребностей, характеризующихся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [1], традиционные ценности необходимо рассматривать в качестве механизма устойчивости российского общества [3].

Целью нашего исследования является изучение степени выраженности социокультурных потребностей среди молодежи. Для исследования социокультурных потребностей молодежи нами был разработан опросник, содержащий 20 различных формулировок потребностей. В опросе приняли участие 386 человек – студенты вузов Ивановской области. Сами формулировки социокультурных потребностей были определены в ходе предварительного опроса студентов ивановских вузов.

В ходе исследования мы определили степень выраженности социокультурных потребностей у студенческой молодежи. Для этого респондентам предлагалось оценить степень выраженности обозначенных потребностей по пятибалльной шкале: 1 – отсутствует; 2 – скорее отсутствует; 3 – скорее всего, присутствует; 4 – скорее присутствует; 5 – ярко выражена.

По показателям среднего арифметического и стандартного отклонения мы получили следующие результаты: «в получении образования» (X = 4,37 ± 0,041); «в культуре общения» (X = 4,02 ± 0,049); «в получении новой информации» (X = 4,11 ± 0,045); «в заботе со стороны близких людей» (X = 4,17 ± 0,048); «в профессиональном росте» (X = 4,34 ± 0,044); «в создании семьи» (X = 3,65 ± 0,069); «в воспитании своих детей» (X = 3,93 ± 0, 064); «в работе» (X = 3,75 ± 0,056); «в работе по профессии» (X = 3,77 ± 0,061); «в сохранении традиций общества, его институтов и ценностей» (X = 3,54 ± 0,054); «в следовании нормам нравственности» (X = 3,78 ± 0,049); «в принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям» (X = 3,93 ± 0,053); «в защите интересов Родины и своего народа» (X = 3,74 ± 0,053); «испытывать гордость за страну» (X = 3,91 ± 0,054); «в посещении культурно-развлекательных центров» (X = 3,48 ± 0,056); «в чтении» (X = 3,68 ± 0,057); «в принятии обществом» (X = 3,64 ± 0,053); «в уважении другими людьми» (X = 3,92 ± 0,051); «в свободе вероисповедания» (X = 3,58 ± 0,060); «в посещении театров» (X = 2,99 ± 0,058); «в посещении театров» (X = 2,99 ± 0,058).

Для доказательства однородности мнений респондентов, мы изучили значения асимметрии и эксцесса. Они имеют незначительные отклонения от нуля для большинства показателей. О единогласии решений среди студентов говорит показатель коэффициента вариации, который колеблется от 17% до 36%. На репрезентативность выборка косвенно указывают показатели ошибок среднего, которые для всех показателей существенно меньше самого среднего и стандартного отклонения.

То есть для студентов достаточно актуальны социокультурные потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в заботе со стороны близких людей, в профессиональном росте. Они стремятся к профессиональному росту, хотят получить образование, что отражается в их настоящей деятельности [4]. Потребность к культуре общения проявляется в выборе именно высшего учебного заведения как среды, которая предполагает высокий уровень коммуникаций. Потребность в заботе со стороны близких людей может быть связана с социальным положением и обусловлена возрастными особенностями респондентов.

Большинство потребностей (70%) были оценены студентами по степени выраженности как «скорее всего присутствующие». Это потребности в создании семьи; в воспитании своих детей; в работе; в работе по профессии; в сохранении традиций общества, его институтов и ценностей; в следовании нормам нравственности; в принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; в защите интересов Родины и своего народа; испытывать гордость за страну; в посещении культурно-развлекательных центров; в чтении; в принятии обществом; в уважении другими людьми; в свободе вероисповедания; в посещении театров. Эти потребности еще не сформировались окончательно у респондентов, и, вероятно, в силу своих возрастных особенностей и современного гражданского мировоззрения, исследуемые в настоящий момент еще не готовы к их удовлетворению. Однако, потребности этой группы оценены студентами достаточно высоко по степени выраженности, и, скорее всего, являются значимыми для будущего респондентов. На данном этапе нельзя говорить о высокоразвитом чувстве патриотизма, ориентированности студентов на изучение литературы и посещение культурно-развлекательных центров респондентами.

В группу «скорее отсутствующих» социокультурных потребностей вошла всего одна потребность – в посещении театров. Это может быть следствием нескольких причин: для студенческой молодежи более важна другая деятельность; в Ивановской области всего один театр, поэтому исследуемым из другого города (г. Шуя) территориально неудобно и энергозатратно посещать его; стоимость посещения театра часто превышает стоимость посещения кинотеатра или какого-либо альтернативного развлекательного учреждения.

Таким образом, в результате нашего исследования мы определили наиболее выраженные у студентов социокультурные потребности (X ≥ 4). К ним относятся потребности в получении образования, в профессиональном росте, в заботе со стороны близких людей, в получении новой информации, в культуре общения. Около 70% изученных потребностей оказались выражены у респондентов на среднем уровне (3 ≤ Х ≤ 4). Слабо выражена среди студенческой молодежи потребность в посещении театров (Х = 2,99). То есть молодежь ориентирована на профессиональное развитие. Профессиональные интересы молодых людей имеют приоритет над гражданскими, традиционными и семейными ценностями. Получение образования в данном возрасте ставится выше, чем посещение культурно-развлекательных и просветительных заведений.

Такие базовые национальные ценности российского общества, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество, природа, не являются ярко выраженными в потребностной сфере молодого поколения. То есть это та сфера, развитие которой является государственно важной. Для выполнения этой задачи необходимо создать программу воздействия на социокультурные потребности молодежи, которая будет реализовываться с помощью комплекса методов: тренинги, лекции, беседы с компетентными лицами, экскурсии, творческие задания [5].


ЛИТЕРАТУРА

[1] Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Конструирование понятия социокультурных потребностей личности // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 241.

[2] Стрункина Т.С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философско-исторический анализ // Педагогическое образование в России. -2015. - № 6. - С. 214-219.

[3] Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи в семье, традиционных ценностях, образовании и саморазвитии // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 5 (132).- С. 15-22.

[4] Стрункина Т.С. Социокультурные потребности как предпосылка профессионального становления субъекта труда на этапе получения профессионального образования личности / Системогенез учебной и профессиональной деятельности : Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Ярославль, 2015. - С. 296-298.

[5] Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи как ресурс сохранения традиций общества и семейных ценностей / Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - Тула, 2015. - С. 68-70.

© Стрункина Т.С., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017.

Стрункина Татьяна Сергеевна
,
аспирант кафедры психологии и социальной педагогики;
Ивановский государственный университет (Иваново)/

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).