2017/2(28)

Содержание

Теоретическая культурология

Алексеев С.В.

Минаев Е.А.

Гуманитарные исследования

Зуйкова С.А., Привалов И.В.

Володихин Д.М.

Прикладная культурология

Третьяков А.Л.

Свиридкина Е.В.

Кокшенева К.А.

Юрьев А.А.

Стрункина Т.С.

 
Свиридкина Е.В.
Русская сказка в детском восприятии
Аннотация. Статья посвящена детскому восприятию русской сказки, передаче русских традиционных ценностей через образы сказочных персонажей. Формирование духовного мира ребёнка связано с постижением красоты, добра и зла, жизни и смерти, справедливости и честности и других значимых для русской традиции ценностей.

Ключевые слова: русская сказка, ребёнок, любовь, добро, красота, счастье, трудолюбие, терпимость, честность, справедливость.



Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического
— чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы;
она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира,
отличие «правды и кривды»…

И.Ильин

Что такое красота и почему так плохо жить без красоты? Почему могут не совпадать красота внешняя и внутренняя? Что такое счастье? Как различить добро и зло? Что есть справедливость и что значит поступать честно и правильно? Эти и многие другие вопросы являются «вечными» для философии.

Чтобы раскрыть заложенный в ребенке потенциал прекрасного, необходимо высокое искусство его сотворения. Именно по этой причине неизмеримо важно убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости Любви, Добра, Красоты и других нравственных категорий. Ведь вдохновить его на действительное стремление к красоте можно, лишь проведя четкую границу между меняющимся подвижным миром и миром истинным вечным, где живут «идеи» Платона. Умопостижение должно стать одним из правил при попытке ребенка познать истину. В связи с этим, создание идеального обоснования мира абсолютно необходимо, поскольку рождает и поддерживает в маленьком человечке ощущение уверенности в своих действиях, осознанности происходящего, подтвержденности собственного бытия.

Создать такое чувство уверенности, как ни парадоксально, помогает сказка, в которой всегда существует некое разделение на два мира: истинный, где царит добро, справедливость, красота, любовь и ложный, где все обманчиво и непостоянно. Ложный мир обычно представлен отрицательными персонажами, которых в конце сказки ждет разоблачение, перевоплощение или уничтожение( смерть, даже для бессмертного Кощея). Положительные сказочные герои поступают справедливо, творят добро, совершают подвиги, кого-то спасают, в целом, утверждают постоянство и разумность этого мира. Хотя русская сказка оставляет им право на ошибку, как обычным людям. Например, в сказке «О молодильных яблоках и живой воде», Иван-царевич совершает некоторые промахи, что способствует более трудному пути к заветной цели.

Как сказка может способствовать формированию осознанного отношения ребенка к своему собственному бытию и окружающему миру? Лишь на первый взгляд может показаться, что речь идет о вещах очень абстрактных. Но эти сказочные абстракции несут в себе весьма конкретное содержание. При чем, содержание такого свойства, которым можно напитать и отогреть души. Ведь безусловным является то, что нравственный фундамент личности должен предвосхищать высоты интеллектуальных знаний.

При обсуждении сказки с ребенком можно совместно выводить краткую, но яркую формулу, отражающую суть прочитанного. Такая «формула маленького мудреца» может быть быстро использована им на практике, так как выведена им самостоятельно и предельно понятна. Сочетание мыслящего, говорящего и действующего ребенка – и есть процесс формирования нравственного стержня личности.

Приведем пример. В русской народной сказке «Баба-Яга» вдовец, оставшийся с дочкой Машей один, женится вновь. После всяческих обид от мачехи девочка оказывается в услужении у Бабы-Яги (отрицательный персонаж, казалось бы). Баба-Яга выдвигает условие: « Будет хорошо работать – награжу, будет плохо работать – накажу». Машина доброта и терпение помогают ей в трудной ситуации, и девочка справляется со всеми заданиями Бабы-Яги. Ласковость, приветливость, усердие, доброта и трудолюбие девочки ставятся в пример в сказке. Вдруг оказывается, что поладить можно и с грозной Бабой-Ягой, обладая такими качествами.

Возможной выведенной формулой из данной сказки будет такая: « Если человек трудолюбив и добр к другим, ему легко жить». Но формула может быть и другой. Важно позволить истине родиться самой, лишь подводя ребенка к ней, тогда она станет его убеждением.

Философский анализ русских народных сказок позволяет увидеть особенности русской духовной культуры. Приобщаясь к ней, мы ощущаем мир иначе. Русское мироощущение пронизано теплотой, правдоискательством и праведностью. Переживания героев так близки маленькому читателю, поскольку затрагивают душу человека.

Вопросы, которые стоят перед героями, порой напоминают вечные философские. Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться? Ответить на них непросто, но понять верное направление исканий главных героев можно.

В русских сказках важно увидеть и присущие русскому человеку легкость, простоту, проявление внутренней свободы, грусти, которую нужно обязательно развеять, изобретательность ума, доброе отношение к людям и насмешливое восприятие трудностей жизни. Все это, при правильном прочтении, может способствовать формированию личности ребенка, его восприятия мира и себя в нем.

Особую роль следует отвести сказке собственного сочинения. При создании своих художественных образов и сюжета, дети сами участвуют в сказке, выражают свои мысли и оценивают возникающие ситуации.

Как правило, одним из сказочных героев они представляют себя и точно знают, каким должен быть их персонаж, как должен поступить, какое решение принять. В целом, оказывается, что при неожиданном развитии сюжета уже формируется отношение ребенка к происходящему в сказке, а значит, сам процесс движения вместе со своим героем способствует становлению внутреннего духовного мира маленького сочинителя.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ропп В.Я. Исторические корни волшебных сказок. М.,2005.

2. Барб-Галь Ф. Как говорить с детьми об искусстве? СПб.: Арко, 2007.

3. Волшебные русские сказки. М., 1985.

© Свиридкина Е.В., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017.

Свиридкина Елена Викторовна,
кандидат политических наук,
Российский государственный университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург),
e-mail: evv27@bk.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2017.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev