2018/3(33)

Содержание

Историческая культурология

Пархоменко Т.А.

Скоробогачева Е.А.

Лакутина Н.П.
Окороков А.В.

Гуманитарные исследования

Романова Д.Я.

Прикладная культурология

Путрик Ю.С.

Музееведение

Поляков Т.П.

Избачков Ю.С.
Рыбак К.Е.

Ad memoriam

 
Скоробогачева Е.А.
Роль духовно-художественных традиций Русского Севера в эволюции национального искусства России. К вопросу иерархии ценностей российской цивилизации
Аннотация. В статье исследуется роль духовно-художественных традиций Русского Севера в контексте эволюции национального отечественного искусства, сохранения духовного наследия России, иерархии ценностей российской цивилизации. Понятия «многовекторность духовно-художественных влияний», «устойчивость традиций» и «многовариантность» определены ка ключевые в рамках данной проблематики. Впервые, опираясь на заключения Ю.М.Лотмана, предлагается теоретическая модель концентрических окружностей, отражающая формирование и эволюцию духовно-художественных традиций Русского Севера.

Ключевые слова:  духовно-художественные традиции Русского Севера, эволюция национального искусства, Русский Север, пограничье Русского Севера.


В данной статье, утверждая приоритет духовных ценностей российской цивилизации, в том числе и в современном обществе, исследуем немаловажное значение духовно-художественных традиций Русского Севера для формирования, сохранения, эволюции культурного своеобразия, самобытности отечественного искусства, национальной самоидентификации народа России.

В названии темы статьи уже обозначена научная проблема, исключительно остро стоящая в настоящее время в противовес глобальным культурно-историческим мировым процессам. Очевидна необходимость исследования и определения приверженности сохраненным на Севере традициям национального искусства, культуры, истории, эстетике, религиозно-философской мысли, а, следовательно, традициям русской духовности в сфере отечественной культуры различных территорий, обоснование единства духовного содержания и превалирующей образности в искусстве нашей страны.

При всей многогранности исследований, затрагивающих художественные традиции края, при всем богатстве спектра изучаемых видов, жанров искусства, народных промыслов, следует предельно четко выразить главную идею – важность сохранения традиций русской культуры, православной духовности. Данные традиции актуальны в свете процессов глобализации, унификации, нередко намеренного забвения и отказа от вековых национальных устоев, а также в свете депопуляции Севера.

В обосновании актуальности и раскрытии научной новизны исследования подчеркнем ряд положений, определяющих специфику культурного пространства Русского Севера.

Особое внимание нами уделено конкретизации понятий «Русский Север» и «пограничье Русского Севера», сравнительному анализу их дискуссионных трактовок, исследованию конкретных образцов национального творчества на обозначенных территориях. Точно определены временные и географические рамки хронотопов «Русский Север» и «пограничье Русского Севера». Хронологический период – XII – начало XXI в.; Русский Север – территории Архангельской, Вологодской областей, Карелии, Республика Коми, северное пограничье – Кировская, Костромская, Ярославская области. По нашему убеждению, культурное пространство северного пограничья, до настоящего времени остававшееся недостаточно изученным, требует и в дальнейшем самого пристального внимания исследователей.

Междисциплинарный характер изучения искусства северного края дает возможность использовать общенаучные и частнонаучные методы исследования, многогранно представить картину развития традиций Русского Севера в русле народной культуры и православия, выявить наиболее существенное и самобытное, что особенно важно для обозначения роли народного творчества в отечественной православной культуре, в ее сохранении, развитии. Таким образом, последовательно доказывается воплощение национальной духовности во всем многообразии памятников отечественной культуры различных эпох, созданных под влиянием традиций и интерпретации мотивов Русского Севера.

При этом в сложном многоплановом процессе сохранения и возрождения традиций искусства, отечественной культуры очевидно значение конкретных художественных влияний северного края, многовекторность их распространения, что, за редким исключением, ранее недостаточно освещалось в научных исследованиях. Именно в отношении произведений искусства северного края XII–XXIвв., при всей сложности и противоречивости происходящих процессов, зачастую на контрасте со многими из них, особенно явно выражена значимость сохранения, интерпретации и воплощения исконных духовных основ народной жизни, неотделимых от аутентичного национального творчества.

Подчеркнем, что основными характеристиками искусства Русского Севера являются: традиционность, способствующая формированию самобытного творчества, единой духовной системы, значимой в отечественной культуре с XI по начало XXI в.; многовекторность распространения, что анализируется посредством понятия «многовекторность художественных влияний»; многовариантность, под которой следует понимать образование сложного синтеза художественных воздействий с осмысленным, религиозно, философски обоснованным превалированием одного из них и сохранением древних духовных основ отечественного национального творчества, культуры, мировоззрения; синкретичность –– творчество по созданию именно художественного сакрального пространства. Таким образом, искусство Русского Севера представляет собой уникальный материал при изучении формирования, определения превалирующих тенденций развития и сохранения основ аутентичной отечественной культуры, обосновании многовекторности художественных влияний, эволюции культуры России.

Обратимся к одному из ключевых понятий данного исследования – «многовекторность эволюции традиций Русского Севера», тесно взаимосвязанному с вышеобозначенными характеристиками. Именно с помощью данного понятия, в исследовании нами обозначены пути образования, сохранения и распространения самобытного национального искусства от Великого Новгорода, вобравшего традиции Киевской Руси, на Русский Север и к дальнейшему расширению ареала их воздействия и интерпретации – на Урал, в Сибирь, Северное Поволжье, центральные районы страны. При этом в обозначим конкретную векторность художественных воздействий в различные хронологические периоды, а именно:

– в IX–XIII вв. – два основных направления колонизационных потоков: с юга на север из центральной Руси на земли Русского Севера, а также с запада на восток – от Великого Новгорода в его северные вотчины;

– в XIV–XVI вв. – превалирующее движение с юга на север в европейской части Руси;

– с XVI в. по настоящее время продолжается, то нарастая, то затухая, колонизационное движение с севера и из центральных земель государства в Сибирь и на Дальний Восток. Важно подчеркнуть, что отчасти данная миграция осуществляется через земли Русского Севера;

– с середины XVII, со времени реформ патриарха Никона 1651 г. до начала ХХ в., – миграция с юга на северные земли приобретает еще большую интенсивность из-за начавшихся гонений на старообрядцев. В тот же период прослеживается противоположный вектор – с севера на юг, с Русского Севера в центр Руси, причинами чего послужило сотрудничество в сфере торговли, значимость культурных связей, востребованность мастеров-северян, а также осуществлялась миграция старообрядцев с Севера по стране;

– на рубеже XIX–ХХ столетий направленность движения с севера на юг подкреплена веяниями в среде творческой интеллигенции и научных кругов, связана с нарастанием интереса к изучению северного края.

– в XX – начале XXI в. отметим разнонаправленность векторов, миграцию населения с Русского Севера в центр России и в противоположном направлении, также движение на восток, на земли Сибири.


На основании действия векторов влияний из различных территорий на Север и в обратном направлении, из северного края по России, перекрестности, взаимообратимости этих воздействий, осуществления культурной диффузии, нами впервые предлагается пирамидальная структура восприятия, развития и последующей интерпретации духовно-художественных традиций в ареале искусства Русского Севера. Основание данной пирамиды – устойчивые традиции; следующий уровень – их локальная интерпретация в различных местностях Севера и пограничья края; вершина построения – трактовка локальной художественной специфики в конкретных произведениях.

Таким образом, учитывая превалирующую векторность воздействий в сфере изобразительного искусства, следует заключить, что сохраненные и преобразованные традиции на Севере, получили отражение в различных видах, жанрах творчества, в творчестве ведущих отечественных художников в отношении стилистического звучания, образных решений, идейной наполненности. Значение сохранения этих исконных духовных традиций, заключенных и в памятниках далекого края, сложно переоценить, ибо они содержат в себе ту непоколебимую устойчивую основу, то живительное зерно, которое дает все новые ростки в национальной культуре, мировоззрении, самосознании народа. В отношении изучения социокультурного пространства Русского Севера это особенно актуально, поскольку обусловлено духовно-художественной спецификой Севера. Его ареал – это, прежде всего, единое духовное пространство, которое заключает в себе, распространяет по России основы национального православного мировоззрения во всем многообразии их проявлений.

В реалиях наших дней необходимо учитывать перспективы развития национальной культуры на фоне процессов современной мировой политики. Обращение к исконным духовным истокам ведет к укреплению самосознания народа, нации, государства, что исключительно важно в международной обстановке современного мира. По объективному суждению Е.М. Примакова, «…поражение идей однополярного мироустройства в XXI веке стало реальностью. Ушла в прошлое и двухполярная система, существовавшая в годы холодной войны…» [1, с. 52]. По нашему мнению, самобытное национальное искусство, вобравшее в себя бесценный многовековой опыт, в своем хронологическом и территориальном движении на протяжении веков получало новые живительные силы во многом в северном крае.

Заключаем, что Русский Север следует обозначить как синкретичную эко-этно-культурно-духовную систему, исключительную по глубине содержания, по силе воздействия на формирование, сохранение, развитие национальной культуры, вневременной духовности нашего Отечества. Культура Севера, через Новгородскую Русь вобравшая в себя древнейшие истоки культуры и духовной жизни народа времен Киевской Руси, эволюционировала на протяжении XII–XVII столетий. В период XVIII–XXI вв., вопреки многим философско-религиозным, историко-социальным, духовно-художественным факторам, северное искусство было сохранено и получило распространение далеко за пределами края. Отметим, что в отношении Севера культурная диффузия в его пограничье сильна и наполнена многовариантным духовно-художественным содержанием. Распространение и влияние северных художественных традиций в Центральной России обрело особенно многокрасочное, сильное, завершенное выражение, как в творчестве целого ряда выдающихся художников с середины XIX по начало XXI в., так и в деятельности художественных объединений, позволило выразить духовные константы, следование которым позволяет сохранить целостность вневременной национальной культуры.

Исключительно значима проблема выявления перспектив международного сотрудничества в сфере комплексного изучения ресурсов европейского Севера России в контексте геополитического и геоэкономического позиционирования нашей страны в северных широтах. При этом велика роль интеграции научных, образовательных, кадровых ресурсов в регион. В происходящих важнейших процессах изучение культуры и изобразительного искусства Русского Севера должно занять достойное место. Подчеркнем, что научные работы в данной области исключительно перспективны. Важно, что исследовательский взгляд направлен в прошлое, через ушедшие эпохи обращен к реалиям сегодняшнего дня и перспективам в сфере культуры, изобразительного искусства. Интерпретация художественных традиций Русского Севера, их продолжение в современном реалистическом искусстве становится мощным противопоставлением тенденциям, разрушающим понятия «классика», «реализм», в наиболее широкой трактовке данных терминов. Хотя к северному творчеству обращаются авторы различных сфер науки и творчества, оно остается недостаточно изученным. До настоящего времени оставалась малоисследованной научная проблема многовекторности культуры Севера.

Обращаясь к вопросу иерархии ценностей российской цивилизации, на основе изучения теории Ю.М.Лотмана о центре и периферии – «бунт периферии против центра культурного ареала» [2; 3], нами предлагается система концентрических окружностей с постепенно возрастающими радиусами, определяющая формирование и эволюцию духовно-художественных традиций Русского Севера. Изначальное ядро (окружность наименьшего радиуса) составляют географический фактор (природа Севера). Следующая окружность – исторический фактор. Далее радиус образуют социокультурные тенденции (обычаи, обряды, жизненный уклад), после которых следует окружность – художественная специфика (архитектура, храмовое и жилищное пространство, изобразительное искусство). Предпоследний радиус представлен мировоззрением северян (мирочувствование, миропонимание, самоидентификация). Последняя окружность, охватывающая предыдущие, – духовно-художественные северные традиции – заключает в себе синтез философского содержания, символов, многовариантной творческой наполненности предыдущих уровней (окружностей).

Подчеркнем, что северное национальное творчество содержит в себе национальный духовный опыт, который во многом сохранялся именно на окраинных землях, о котором писал И.А. Ильин в отношении духовного смысла народной сказки [4]. Те основные начала древнерусской образованности, о которых делал заключения И.В. Киреевский, тот живой закон единения, внутренняя правда жизни, упоминаемые А.С.Хомяковым, то «свое истинно национальное, отражающее вечное, непреходящее», к чему призывал В.М. Васнецов, что было раскрыто в произведениях А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, И.С. Шмелева, И.А. Ильина и многих других авторов, заключает в себе народное искусство Русского Севера. Так, соборная духовность – наследие религиозно-философской мысли Византии и Древней Руси, трудов святых отцов церкви, столь важных в русском православии – нашла подтверждение в укладе жизни, творческих устремлениях отдельных авторов, художественных объединений со времен Древней Руси и поныне. Таково свидетельство сохранения вневременных идейных доминант, постижения народного духа как родника отечественных традиций. Актуальные и в наши дни религиозно-философские заключения, как отражение мироощущения народа, вневременных основ его жизни, нашли зримое выражение в произведениях, препятствовали их деривации от аутентичного национального стержня. Из них, словно из частиц мозаики, складывается единый и цельный образ национальной культуры, духовной жизни народа, происходит его утверждение в современном многополярном мире, укрепляется духовное единство Отечества. Такие заключения имеют непосредственное отношение к конкретным памятникам истории и искусства, в наши дни являющим собой укрепление русского культурного ядра, к их изучению, познанию тех духовных устоев старины, которые они в себе заключают, в приобщении к ним.

На основании вышеизложенного очевидна необходимость присвоения Русскому Северу статуса сокровищницы отечественной национальной духовности. Исключительно актуально именно под таким углом зрения продолжить изучение культуры края. Для ее характеристики значима связь внутренних основ народного мировоззрения с религиозно-философской мыслью. Чисто зрительная ценность произведений северян сочеталась с осознанием их смысла. Во времена Древней Руси на Севере восприняли вершины русской мысли – учение св. Сергия Радонежского, который справедливо был назван «отцом северного монашества», его последователей. Обращение к мотивам и образам северного края на рубеже XIX–XX столетий и в наши дни имеет главной целью сохранение духовных основ, эстетической самобытности, приобретающих исключительное значение при возрождении национального искусства на фоне противоречивости событий общественной жизни, обезличивания культуры. И потому исконные традиции, сохраненные на Севере, актуальны как воплощение вневременных духовно-эстетических законов бытия народа.

Обратимся к определению эстетической специфики Русского Севера. Древние духовно-художественные традиции Руси в северном крае воспринимались избирательно. Только наиболее характерные, глубокие по смысловой наполненности среди них обрели устойчивость и были претворены в емких, сильных по эмоциональному воздействию произведениях. Такие традиции получили на Севере вневременное звучание, выразили национальный менталитет, тот духовно-эстетический «стержень», который определяет суть Отечества.

Эстетика северного края – это величие простоты лаконичных художественных решений, это идеал скудости, сурового аскетизма и православного милосердия, заключающих в себе многовековую мудрость Руси, явленную в строгости ликов северных писем, в луковичных «свечах»-главах деревянных и каменных храмов, рвущихся ввысь среди безбрежных лесов и равнин, в жизнеутверждающей насыщенности цвета народных костюмов, в мощи монастырских стен Соловков, в лаконизме серо-жемчужной гаммы Кирилло-Белозерского обители, в овеянных ветрами поклонных крестах, поднявшихся среди замшелых валунов над студеным Белым морем. Эстетика Севера – это образ лаконичной, суровой красоты, это произведения искусства и культуры, созданные свободолюбивыми, выносливыми, мужественными людьми, это воплощение в зримых формах сокровенной внутренней жизни, духа народа, того духа, который помогал Руси преодолеть татаро-монгольское иго, смуту XVII в., войны XVIII–XX столетий, с которым Россия вступила в современность. Таков лик Отечества, явленный в эстетике Русского Севера.

Подчеркнем, что один из основных аспектов духовно-художественного символического содержания культуры окраинных земель, вызванный во многом многовекторностью распространения традиций, при сохранении их исконной устойчивости, заключается в достижении единства многосоставной отечественной культуры на протяжении обширнейшего хронологического периода – с ХII в. по настоящее время. Итак, духовно-художественные традиции северного края оказывали и оказывают ныне немаловажное влияние на эволюцию традиций отечественного искусства, культуры, следовательно, воздействуют на мировоззрение и самоопределение народа России, подтверждают доминирование в народном мировоззрении именно духовных ценностей.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Примаков Е.М. Мир, в котором находится Россия // Родная Ладога. – 2012. – № 3. – С. 40-53.

[2] Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики : Статьи. Заметки. Выступления. – СПб.: Искусство, 2005. – 704 с.

[3] Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин: Александра, 1992. – 544 с.

[4] Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М.: Лепта, 2003. – С. 289-317.


© Скоробогачева Е.А, 2018.

Статья поступила в редакцию 20.07.2018.

Скоробогачева Екатерина Александровна,

кандидат искусствоведения,
Российская академия живописи, ваяния, зодчества Ильи Глазунова
(Пушкино, Московская область),
e-mail: skorobogacheva@mail.ru.

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2018.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev