2018/3(33)

Содержание

Историческая культурология

Пархоменко Т.А.

Скоробогачева Е.А.

Лакутина Н.П.
Окороков А.В.

Гуманитарные исследования

Романова Д.Я.

Прикладная культурология

Путрик Ю.С.

Музееведение

Поляков Т.П.

Избачков Ю.С.
Рыбак К.Е.

Ad memoriam

 
Лакутина Н.П.
Окороков А.В.
Историческая память
(Часть 1)
Аннотация. В статье представлены фотоматериалы эпохи СССР периода 1950 – конца 1980 гг., каждое десятилетие которого имело свои исторические метки, свой «дух времени». По убеждению авторов, фотография, в силу ее природы, способна особенно четко представить срез времени через запечатленные на снимках как знаковые события в жизни страны, так и детали жизни обычных людей. В подборке использованы фото из личного архива А.В. Окорокова, которые размещены в хронологическом порядке и снабжены комментариями. Каждому периоду дается краткая характеристика с указанием наиболее значимых событий того времени.

Ключевые слова: фотография, Великая Отечественная война, фронтовики, перестройка, культурные связи, фестиваль, андеграунд, русские ученые, стиляги, джаз, историческая память.




Существует целый ряд теорий, обосновывающих и описывающих пути развития разных обществ и стран. И при этом происходит формирование исторической памяти о значимых событиях временных периодов жизни страны. Они в документах, книгах, музыке, кинематографе, фотографиях. Фотография, возникшая как техническое открытие, фиксирующее изображение в данный момент, постепенно превращается в вид искусства. Искусство - это другой, отличный от науки способ описания жизни. Это, как отмечал В.М. Лотман в своих «Беседах о культуре», не отражение жизни, а сама жизнь. Произведения искусства вызывают у людей мысли, переживания и трудно уловимое – «то, что я чувствую». К фотографиям, книгам, картинам можно возвращаться, пересматривать, перечитывать. В этой статье мы приводим фотографии из личного архива А.В. Окорокова. Они охватывают период от начала 1950-х до конца 1980-х гг. Каждое десятилетие формирует свой, новый душевный уклад. При этом меняются мода, тенденции в искусстве, делаются другие научные открытия, меняется жизнь и ее внешние проявления. Но остается наше Наследие…

Война закончилась... 

50-е годы


На уникальных архивных фотографиях послевоенных лет видим тех, кто возвратился с фронта к своим близким, тех, кто сражался за свою страну, за русский народ.

За ощущением радости и покоя на лицах людей стоит героический труд всех тех, кто сражался за Родину – лётчиков, танкистов, пехотинцев, военных врачей, моряков, военных корреспондентов, а также ученых, инженеров, высококлассных специалистов различных сфер деятельности.

Вспомним, как это было. Через месяц после начала Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович начал писать свою гениальную седьмую симфонию в осажденном фашистами Ленинграде. В конце 1941 года он свою работу завершил. В то время, когда фашистские войска стояли на подступах к Москве, по окончанию работы на её партитуре был поставлен эпиграф: «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию». Исполнение этой симфонии, в которой зримо ощущается разрушение, которое несёт фашизм, во всех странах антифашистской коалиции вызвало необыкновенный общественный резонанс.

Мобилизация всех человеческих ресурсов во время Великой Отечественной позволила реализовать огромный творческий потенциал защитников Родины. Русский учёный В.М. Ипатьев, проживая за рубежом, передал на Родину своё изобретение, позволяющее нашим истребителям развивать скорость, превышающую скорость штурмовиков Люфтваффе. Благодаря работам С.В.Ильюшина, А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина была разработана высокопрочная броня для наших штурмовиков, прозванных немцами «черной смертью». К ключевым достижениям науки можно отнести получение и применение отечественного пенициллина исследователем З.В. Ермольевой, который спас жизнь тысячам воинов.

Талантливые и пронзительные литературные произведения О.Бертгольц, Ю.Друниной, А.Ахматовой, М.Светлова, А.Фадеева, В.Инбер и сегодня любимы многими. Во время войны главы романа М.Шолохова «Они сражались за Родину» публиковались, как и поэма А.Твардовского «Василий Теркин» и были очень популярны. Сталинградской битве посвящены повести К.Симонова «Дни и ночи» и В.Гроссмана «Направление главного удара». Художественные и публицистические произведения, посвящённые Великой отечественной войне – это историческая память нашего народа.

Война закончилась. Наступили 50-е годы.

После войны получает дальнейшее развитие научная деятельность российских учёных.

8 марта 1950 года Советский Союз объявил о создании атомной бомбы. Это событие способствовало отмене силового приоритета США в мире, создав в нём равновесие и стабильность.

В 50-е годы научные достижения отечественной науки и техники в области ядерной и термоядерной энергетики, освоении Космоса вызвали огромный энтузиазм народа. Наша благодарная память – замечательным ученым П.Л.Капице, А.Н.Колмогорову, М.А.Лаврентьеву, М.А.Прокофьеву, A.M.Арсеньеву и многим другим. Очень популярны песни военных лет «В лесу прифронтовом», «Тёмная ночь», выступления джаз-оркестра Леонида Утесова. В Москву приезжает Поль Робсон – певец и борец за мир. Бархатным баритоном поет «Эх дубинушка ухнем» В 1956 году из Франции приезжает на гастроли Ив Монтан. В том же году в Москве проходит выставка Пабло Пикассо, где посетители знакомятся с его «Голубем мира», с «Герникой».

В 1957 году, 4 октября в СССР был запущен первый искусственный спутник земли. В 1958 г. спущен на воду атомный ледокол «Ленин».














































































































50–60-е годы

1950–1960 г.г. – война закончена, наступила мирная жизнь, страх ушел, в отношениях – открытость и простота Современниками каких событий были эти люди?

Большие людские потери, разрушенные в Великую Отечественную войну города поставили перед страной задачу сделать Россию сильной, технически развитой державой.

В 1957 году Россия первой запустила космический Спутник, осуществив давнюю мечту человечества – вырваться в открытый космос, а в апреле 1962 г. был запушен «Восток-1» с лётчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Через день знаменитое «поехали» – слова Гагарина при взлёте корабля и его замечательную улыбку, знал весь мир.

В 50-е и 60-е гг. развивается электроника. Вспомним с благодарностью имя русского инженера Олега Владимировича Лосева, стоявшего у её истоков и ещё в 1922 г. построившего радиоприёмник с генерирующим диодом – «кристадин».

Расширяются международные культурные связи – к нам приезжают зарубежные художники, артисты, музыканты. В 1958 году в Москве, в Большом зале косерватории, впервые прошел Всемирный международный Конкурс музыкантов имени П.И.Чайковского, который затем повторялся с периодичностью один раз в 4 года. Победителями конкуса становились замечательные музыканты: Ван Клиберн, Лев Власенко, Элисо Вирсаладзе и многие другие. Стала доступной – из трофейных фильмов, в том числе из фильма «Серенада солнечной долины», зарубежная музыка – джаз. В среде «золотой молодёжи» формируется новая субкультура. Ее носители – «стиляги», которые в противовес скромному однообразию жизни послевоенного десятилетия носили пиджаки с накладными плечами, брюки-дудочки, остроносые туфли и большой кок на голове. Их поведение и внешний вид вызывали общественное порицание, их «отлавливали» отряды дружинников, их критиковали со всех трибун. На самом деле молодым людям хотелось свободного самовыражения, возможности танцевать так, как хочется и слушать то, что нравится. Имена Элвиса Пресли, Чака Берри, Дюка Эллингтона стали известны и популярны. Из этой среды вышел наш замечательный саксофонист Алексей Козлов.

Демократические преобразования в стране после XX съезда КПСС привели к возникновению периода, который назвали «оттепелью». В ноябре 1962 года была напечатана повесть А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» – рассказ бывшего заключенного Гулага.

В 1966 г. в журнале «Москва» был впервые опубликован гениальный роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» – «роман в романе» о творчестве и моральном выборе, о человеческих страстях.

В конце 50-х гг. открылся «Современник» (режиссер О.Н.Ефремов). Постановка каждой пьесы была событием – ставились спектакли по пьесам В.Розова, А.Володина, Уильяма Гибсона («Двое на качелях») и т.д. В открытом в 1962 г. – «Театре драмы и комедии на Таганке» (режиссер Ю.П.Любимов) также ставят спектакли по актуальным для того времени пьесам как зарубежных, так и советских авторов (Б.Брехт, Джон Рид, А.Вознесенский). В этом театре до последних лет своей жизни работал Владимир Семёнович Высоцкий.

В 1966 г. было основано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

В СССР с конца 50-х годов до начала 80-х во времена руководства страной Н.С.Хрущёвым было налажено строительство простых, недорогих, панельных и кирпичных пятиэтажек, получивших вскоре в народе название «хрущевок». Благодаря этому многие переселились из ветхого жилья, подвалов и бараков в новые дома. В соответствии с идеей Ле Корбюзье подобное строительство происходило во Франции, сильно разрушенной после войны.

Время 50-х – начала 60-х – время позитивных перемен и надежд. 
 































































































70-е годы

Общественные, политические и культурные события 1970-х гг. были разнообразны и противоречивы.
В 70-х годах в СССР был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию.

В начале этого периода проводилась
 политика по уменьшению напряженности между странами капиталистического лагеря и странами социалистическими. В феврале 1971 г. в Москве, Лондоне и Вашингтоне было подписано соглашение о запрещении размещения ядерного оружия на морском дне, а в августе 1975 г. – Хельсинкские соглашения о нерушимости границ в Европе. В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР.

По объему производства и сельского хозяйства в 1980 г. СССР занимал первое место в Европе. Поощрялось развитие личных подсобных хозяйств. Разворачивание экономических реформ, проводимых в 70-х гг. А.Косыгиным по частичному переводу плановой экономики принесло заметные результаты, однако сами рыночные отношения сформированы так и не были.

1970-е гг. ознаменованы серьезными достижениями в космической отрасли: совершено 24 полета автоматических межпланетных станций, на Луну доставлен первый в мире научный комплекс «Луноход-1».

Культурная жизнь страны характеризуется произведениями, публикуемыми в литературных журналах «Москва», «Новый мир», «Огонек», «Октябрь», «Наш современник». К ярким произведениям 70-х можно отнести роман Ю.В.Бондарева «Горячий снег», продолжение трилогии «Живые и мертвые», «Солдатами не родаются», «Последнее лето» К.М.Симонова; кинофильмы по книгам В.Ф. Пановой (фильм «На всю оставшуюся жизнь» – по роману «Спутники», «Вылет задерживается» – по пьесе «Сколько лет, сколько зим». Значительными культурными событиями стали роман Ю.В.Трифонова «Дом на набережной», произведения «писателей-почвенников» В.Г.Распутина, В.И.Белова, В.Ф. Тендрякова и др. В 1970 г. за романы «Раковый корпус» и «В круге первом» А.И.Солженицину была вручена Нобелевская премия.

Парадоксальная и многожанровая поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» была написана в 1969-1970 гг. Впервые она была издана в Израиле в 1973 г., в России вышла в 1989 г. в издательстве «Прометей».

В это же время активизируется диссидентское движение, формируется андеграунд. Получает популярность творчество бардов: В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича. Ю.Визбора и других.




















































80-е годы


В октябре 1982 г., после кончины генерального секретаря КПСС Л.И.Брежнева и коротких периодов руководства страной Ю.В.Андроповым (1983-1984) и К.Г.Черненко (1984-1985) завершается «эпоха застоя».

Искусство как чуткий камертон реагирует на происходящее в обществе. Боль от человеческих потерь и страданий в тяжелые периоды репрессий - в фильме Т.Абуладзе «Покаяние». Он снимался в 1984 г., получил приз на Каннском кинофестивале в 1988 г. Такое же щемящее чувство, отсутствие гармонии и единения с окружающим миром - в романе «Плаха» Ч.Айтматова, опубликованном в журнале «Новый мир» в 1986 г.

В марте 1985 г генеральным секретарем становится М.С. Горбачев. Необходимость политической и экономической либерализации стала очевидной. Михаил Сергеевич провозглашает перестройку и гласность. Во все времена людям хочется быть нужными, иметь работу, семью, кормить своих детей. Протестные настроения выражают представители искусства андеграунда. Песня солиста группы «Кино» Виктора Цоя «Мы хотим перемен» из фильма «Асса» впитавшая настроение этого поколения, стала гимном протестной части. Во время исполнения Б. Гребенщиковым песни группы «Аквариум» «Под небом голубым...» весь зал встал. Искусство андеграунда стало легализовываться, стали выступать ранее запрещенные джазовые и рок-ансамбли.

В 1985 г в Москве, в «Лужниках» М.С.Горбачев открыл XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, приехавших из разных стран. На фестивале обсуждались вопросы помощи развивающимся странам, борьба с нищетой и безработицей, проблемы охраны окружающей среды. На фестивальных концертах выступали как самодеятельные, так и профессиональные музыканты — Дин Рид, Бари Алибасов, коллектив «Машины времени».

В 1986 г. постановление № 991 ЦК КПСС Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. санкционировало создание в СССР совместных предприятий (СП). Их целью было насыщение рынка товарами, привлечение в страну новых технологий, расширение экспортной базы и рынков сбыта. Создание СП внесло в экономику оживление. Первым легальным советским миллионером был владелец кооператива «Техника» Артем Тарасов.

Тревожное недоумение вызвало приземление в 1987 г. 18-летнего немецкого паренька Матиаса Руста на легкомоторном самолете в Москве возле собора Василия Блаженного. Он был арестован и на суде заявил, что его полет был «призывом к миру». Через 432 дня он был амнистирован.

В это время, начиная с 1989 г. шла война в Афганистане с участием ограниченного контингента российских войск.

После 1985 г. публикуются «отложенные произведения» русскихписателей, запрещенная публицистическая литература,возвращается
 эмигрантская литература. Разные стороны общества с его изменениями, трагическими судьбами с многообразием проблем в произведениях В. Астафьева, В.Распутина, А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А. Приставкина. Интересна и талантлива «женская проза» Л.Улицкой, Л.Петрушевской, Т.Толстой.

В 1989 году выходит фильм Киры Муратовой «Астенический синдром». Двухсерийная кинодрама показывает нарастающую растерянность, неадекватность, агрессию людей в период уходящей эпохи. В 1990 г. фильм получает премию «Ника» и удостаивается специального приза в 1991 г. в Германии.











































 
 



(Окончание следует)


© Лакутина Н.П., Окороков А.В., 2018.
© Окороков А.В., илл., 2018.

Статья поступила в редакцию 10.09.2018.

Лакутина Наталья Павловна,
старший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: Lak279@yandex.ru

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук,
первый зам. директора Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества,
е-mail:info@heritage-institute.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).