Романова Д.Я.
Аннотация. В статье делается акцент на значимости изучения наследия рода как составляющей нематериального культурного наследия. Культурно-историческое наследие рода предлагается рассматривать как объект туристской деятельности, а также научных и краеведческих исследований.
Ключевые слова: род, семья, генеалогия, нематериальное культурное наследие, ценности, традиции, семейный досуг, туристская деятельность, цивилизация.
В настоящее время, когда важна объединяющая общество деятельность по осмыслению ценностей и традиций русской цивилизации, в том числе истории каждой семьи, каждого рода, представляется актуальным обращение к теме культурно-исторического наследия конкретного человека как важной составляющей нематериального культурного наследия всей страны.
Род и семья представляют собой совершенно особую среду, совокупность и, в определенном смысле, иерархию и сферу бытования социокультурных ценностей (когда жизнь поколений находит воплощение в современности и раскрывается вклад наиболее ярких представителей фамилии в формирование конкретной культурно-исторической среды). Этот аспект важен для развития культурологических аспектов генеалогии и приобщения современного поколения к историческим традициям культуры повседневности.
Семейный туризм как форма освоения самобытного культурно-исторического наследия имеет объединяющее значение для представителей разных возрастных категорий. Наследие рода, находящееся в центре формирования особого круга достопримечательностей и памятных мест, обладает значительным просветительским, творческим и патриотическим потенциалом.
Живое наследие рода, сохранившееся в духовном и интеллектуальном пространстве русского города, многообразно. Как пример, носители семейных ценностей, проживающие в домах своих предков. В частности, в Москве это – усадьба Полежаевых-Зубовых (купцов, благотворителей), дом писателя Д.Н.Телешова. В целом, это касается храмов, усадеб и жилых зданий, созданных при участии представителей конкретной семьи. В процессе обращения к судьбам родового наследия также важно выявление исторических и родственных связей личности и места. Это могут быть места, связанные с благотворительной, творческой, просветительской деятельностью или с военным служением. Речь идет также о вкладах в монастыри и преподнесенных в дар в музеи предметах искусства и культуры. Семейное наследие должно быть объектом научных и краеведческих исследований, в которых могут участвовать учёные, краеведы и увлечённые люди, любящие свою малую Родину.
При рассмотрении вопросов наследия рода важен всесословный подход к традициям служения: дворянских, священнических, купеческих, крестьянских семей. Их наследие – потенциальный объект туристской деятельности, предполагающей включение в такой популярный маршрут, как Золотое кольцо, так и в другие туристские места России. Безусловно, это направление особо важно для малых городов. Создание и развитие туристских и экскурсионных маршрутов по тематике, связанной с историей конкретных людей, семей и родов, будет способствовать актуализации нематериального наследия и популяризации неизвестных и малоизвестных фамилий. Подобное направление – просветительская форма семейного досуга, поскольку при нём происходит приобщение не только к объектам, связанным с семейным делом людей, живших в прошлом, но и к тем нравственным принципам, которыми был пронизан их жизненный уклад. Таким образом, формируется восприятие города или сельского поселения через призму истории человека, семьи и рода.
В этой связи интерес также может представлять экскурс в семейное мемориальное пространство – соприкосновение с преданиями, документами, эпистолярным наследием, реликвиями, хранящимися в национальных сокровищницах и архивах: Российский государственный архив древних актов, Центральный государственный архив города Москвы, Российская государственная библиотека, Государственный исторический музей и другие. Это и участие во встречах с представителями семей и родов, некогда принадлежавших к различным сословиям императорской России, в том числе с потомственными деятелями культуры и искусства. В процессе реализуемого нами просветительского проекта «Живое наследие памяти» участники рассказывают о ценностях и традициях в жизни своего рода.
Представляется значимым разделение темы культурно-исторического наследия рода и семьи по тематическим блокам. То есть, представителей разных родов и сословий может объединять благотворение, жертвенный подвиг во имя Отечества, ценности и качества, которые формировались и транслировались на протяжении поколений (всё, что выше кровного родства – преданность идее, честь, верность данному слову, долг, патриотизм и т.д.) Так, например, изучаемый нами, известный дворянский род Лопухиных является примером многообразия видов служения (среди представителей этого рода были государственные деятели, военачальники, просветители, литераторы, строители храмов). Направления их служения были неразрывно связаны с потребностями той или иной эпохи.
Еще одно направление на пути сбережения и освоения родового наследия в поколениях – тематические поездки, лекции и мастер-классы, в рамках которых особое внимание уделяется теме преемственности, потомственного мастерства и происходит приобщение к традициям художественного наследия: технологий, промыслов, ремесел, передающихся из рода в род. При этом преемственность раскрывается как творческое развивающееся явление.
В своем труде «Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М.М.Пришвина» И.К.Кучмаева, обращаясь к культурному наследию писателя, приводит цитату М.М.Пришвина о понимании им «на всю жизнь, не по книгам, а на примере, что культура не в манжетах и запонках, а в родственной связи между всеми людьми» [1]. Теме преемственности и наследованию ценностного мира культуры посвящена еще одна книга И.К.Кучмаевой – «Социальные закономерности и механизмы наследования культуры» [2].
Изучение и популяризация наследия семьи и рода важна для сохранения национальной памяти народа, в которой находят отражение судьбы и участие предков в событиях государственного масштаба, для поддержания связи между родом и цивилизацией, семьей и коллективной исторической памятью. Расширение научно-исследовательской и просветительской работы по изучению и распространению знаний о культурно-историческом наследии рода и семьи, а также включение выявленных объектов наследия семей и родов в туристские маршруты и краеведческую деятельность, несомненно, станет важной составляющей в системе актуализации нематериального культурного наследия России.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку: Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина. – М., 1997. – C.11.
[2] Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. – М.: Гос. акад. славянской культуры, 2006. – 257 с.
© Романова Д.Я., 2018.
Статья поступила в редакцию 20.08.2018.
Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
e-mail: dariam1864@mail.ru