Житенёв С.Ю.
Аннотация. В статье представлена краткая история возрождения и развития православного паломничества в России в начале 21 в. Обоснованы и изложены определения паломничества и религиозного туризма. В статье отражена деятельность, направленная на законодательную поддержку религиозного паломничества на территории России, а также работа по созданию системы богомолья, которая могла бы соответствовать новым правовым нормам.
Ключевые слова: православное паломничество, религиозный туризм, Русская Православная Церковь, Паломнический центр Московского Патриархата, история паломничества, святые места, христианские святыни, паломническая инфраструктура, традиционные религии.
Летом 2019 г. исполняется двадцать лет со времени создания Паломнического центра Московского Патриархата на базе гостиницы «Университетская». Паломнический центр МП был создан в 1999 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под общим руководством Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси). Деятельность Паломнического центра МП развивалась благодаря слаженной и профессиональной работе команды во главе с С.Ю. Житенёвым и при эффективной поддержке заместителя председателя ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка (Головкова), ныне митрополита Рязанского и Михайловского.
Паломнический центр МП ежегодно проводил общецерковные паломнические конференции, организовал курсы повышения квалификации для сотрудников паломнических служб епархий, монастырей и приходов, содействовал созданию и становлению новых паломнических структур во всей полноте Русской Православной Церкви. По инициативе С.Ю. Житенёва было возобновлено издание старейшего отечественного церковного издания – журнала «Православный паломник», который выходит с 2001 г. до настоящего времени. Паломнический центр МП управлял церковной гостиницей «Университетская» и Православным просветительским комплексом, созданном на базе бывшего кинотеатра «Литва». Здесь постоянно собиралась православная общественность Москвы, ветераны Великой Отечественной войны, проводились художественные выставки и музыкальные конкурсы.
Гостиница «Университетская» трудами всего коллектива Паломнического центра стала известной столичной гостиницей паломнического класса. В помещениях центра останавливались участники церковных Соборов, проводили свои заседания, собрания и конференции Межрелигиозный совет России, Союз православных граждан России, Императорское Православное Палестинское Общество, Российское Дворянское Собрание, а также многие церковные, образовательные и общественные организации. В Паломническом центре Московского Патриархата ежегодно проводились научно-практические конференции по развитию паломничества, а также велись исследования по истории и богословию православного паломничества. До 2010 г. в Паломническом центре МП велась активная издательская деятельность по выпуску научно-методической и просветительской литературы по паломнической тематике. В частности здесь в 2007 г. была издана первая систематическая история русского православного паломничества, за создание которой автор был удостоен премии 2009 г. памяти митрополита Макария (Булгакова) [1].
В результате широкой дискуссии ученых, богословов и организаторов паломничества (руководителей паломнических служб и отделов), которая проходила в 2002-2010 гг. в Паломническом центре МП, были сформулированы основные понятия и определения паломничества как традиционной религиозной деятельности и религиозного туризма как деятельности коммерческой и просветительской.
Религиозный туризм представляет собой светское путешествие с культурно-познавательными целями, но при этом его участники не совершают обязательных для паломников сакральных ритуалов [2]. Он является подвидом культурно-познавательного туризма, а также коммерческой деятельностью по организации посещения туристами, находящихся вне обычной среды проживания, религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям. Религиозный туризм осуществляется в форме туристских и экскурсионных поездок к религиозным и иным объектам, но при этом совершение сакральных ритуалов не входит в программу или носит факультативный характер.
«Паломничество является традиционным видом религиозной деятельности, которое представляет собой путешествие верующих людей с целью посещения и поклонения святыням, находящимся вне пределов их постоянного места жительства. <…> Паломнические путешествия в мировых и национальных религиях традиционно подразделяются на два вида: внутренние и зарубежные. Внутреннее паломничество предполагает путешествие верующих людей к святым местам, расположенным внутри определенных регионов или государств. Зарубежное или выездное паломничество предполагает путешествие представителей той или иной религии к святыням, находящимся за границами их государства, в других регионах и даже других континентах. По своему составу паломничество подразделяется на три типа: индивидуальное, групповое и массовое. К последнему в православной традиции относят прежде всего крестные ходы» [3].
Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 20 апреля 2005 г. имел суждение по итогам проведения II Общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», в котором, в частности, было определено: «Участники конференции обсуждали пути решения проблем, которые встают сегодня перед церковными паломническими службами. Была особо отмечена недопустимость коммерциализации паломничества, его превращение в подобие светского туризма, необходимость законодательного разделения понятий “паломничество” и “туризм”.
Постановили:
1. Выразить удовлетворение итогами состоявшейся конференции.
2. Признать необходимым продолжить проведение работы по развитию паломничества, созданию и укреплению церковных паломнических служб».
Важно отметить, что в том же году Межрелигиозный совет России на своем заседании поддержал решения Священного Синода Русской Православной Церкви.
В настоящее время весь мир, в том числе и наша страна, находится в затяжном экономическом кризисе, усугубленном цивилизационными проблемами, вызванными крахом политики мультикультурализма в Европе и безответственной внешней политикой доминирования в мире США. В этой сложной обстановке объективно сокращаются паломнические и туристские потоки к святым местам Вселенского Православия, зарубежные поездки стали значительно дороже и в ряд стран – небезопасны. Однако путешествия православных паломников к зарубежным христианским святыням продолжаются, они еще не остановились, хотя такой поворот событий может произойти в случае продолжения и развертывания военных действий на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. В этой связи многолетняя деятельность Русской Православной Церкви по возрождению православного паломничества на территории России, а также по подготовке кадров и созданию церковной паломнической инфраструктуры при монастырях и храмах в настоящее время дает важный положительный результат. Как и много веков назад, когда на пути русских паломников встал османский «железный занавес», они обратились к родным отечественным святыням, так и ныне сотни тысяч современных богомольцев совершают путешествия к святым местам России.
Святейший Патриарх Алексий II писал об этом: «Отрадно видеть рост интереса к паломничеству со стороны чад нашей Церкви. Для значительного числа людей паломничество стало не просто одной из православных традиций, но регулярной потребностью души. Необычайный размах получили в последние годы многодневные крестные ходы тысяч верующих к святым местам, что по своей сути является одной из традиционных форм паломничества. <…> Показателем живого интереса к паломничеству является активное обсуждение этой темы не только на общецерковном уровне, но и на местах. <…> Мы должны помнить, что смысл паломничества заключается не в суетном стремлении увидеть многоликий мир культур и цивилизаций. Смысл паломничества – в смиренном и искреннем желании с молитвой и благоговением прикоснуться к святыням христианства» [4].
Необходимо отметить, что в 2005 г. Паломнический центр МП на основании решения Святейшего Синода РПЦ разработал и представил на рассмотрение Священноначалия и православной общественности проект поправок в российской законодательство о развитии паломничества и определении его юридического статуса. Однако только в июне 2019 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла поправки в Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно которым паломническая деятельность получила правовой статус и будет отделена от туризма. Впервые в истории России паломничество как религиозная деятельность получила законодательное регулирование и правовую поддержку.
Законопроект предполагает, что этой деятельностью смогут заниматься исключительно религиозные организации. «Мы заинтересованы, чтобы паломническая деятельность была максимально прозрачна и понятна для простых граждан, чтобы на нее не распространялись мошеннические схемы, – сказал председатель Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов. – Мы законодательно закрепляем идею о том, что паломничество не является туристской деятельностью. С принятием Закона будет введена ответственность религиозных организаций за осуществление паломничества, мы надеемся, это поможет исключить любые проявления экстремизма. Мы не хотим, чтобы под видом паломничества велась пропаганда экстремистских взглядов» [5]. Представленные поправки в отечественное законодательство юридически четко определяют различие между паломничеством и религиозным туризмом, что дает возможность религиозным паломникам, по крайней мере, на территории нашей страны, быть уверенными в возможности беспрепятственно поклоняться святым местам всех традиционных религий России.
По версии Межрелигиозного совета России к традиционным религиям на территории нашей страны относятся: Русская Православная Церковь, Центральное Духовное управление мусульман России и другие мусульманские центры, Буддийская традиционная Сангха России, Федерация еврейских общин России и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. Каждая из этих традиционных религий самостоятельно решает вопросы организации паломничества и религиозных путешествий, тем более что вновь принятые поправки в российское законодательство позволяют им это делать беспрепятственно.
В настоящее время в Московской Патриархии подготовлены два проекта важных паломнических документов: «Положение о Патриаршей комиссии Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества» и «Положение о ведении единого реестра паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви». Появление проектов этих документов показывает, что Священноначалие Русской Православной Церкви готовится к реализации поправок в российское законодательство о развитии паломничества и стремится создать церковную систему, которая могла бы соответствовать новым правовым нормам.
Важную роль в деле развития православного паломничества играют современные технологии предоставления услуг в организации богомолья и специальная инфраструктура путешествий, которые должны создать и овладеть как представители Русской Православной Церкви, так и других религий. Высокий уровень предоставляемых услуг не противоречит содержанию религиозного паломничества, потому что они не затрагивают внутренней сути этой древней традиции, а только отражают определенный культурный уровень современного общества, неотъемлемые социальные гарантии для людей, а также требования безопасности во время путешествий. А возможность проявить личное благочестие для каждого паломника в святом месте всегда найдется.
Итак, развитие паломничества в России зависит от многих условий и обстоятельств, связанных, прежде всего, с дальнейшим совершенствованием правовой поддержки богомолья, созданием паломнической инфраструктуры и повышением уровня религиозной культуры современного общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1]
Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X-XVII веках : Монография. – М.: Индрик, 2007. – 480 с.
[2]
Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. – М.: Индрик, 2012. – C. 168.
[3] Там же. С. 28.
[4]
Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Приветствие участникам Четвертой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» // Православный паломник. – 2008. – № 1. – С. 3.
[5]
Коробов П. Паломников не спутают с туристами. Госдума правит закон о свободе совести / Коммерсантъ. – 2019. – 10 янв. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3850534 (дата обращения: 26.06.2019).
© Житенёв С.Ю., 2019.
Статья поступила в редакцию 25.06.2019.
Житенёв Сергей Юрьевич,
кандидат культурологии,
советник директора Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
президент Международной общественной туристской академии,
действительный член Международной Славянской Академии,
e-mail: zhitenev@bk.ru