2019/2(36)

Содержание

Культурная политика

Аристархов В.В.

Житенёв С.Ю.

Цивилизация и культура

Толок Е.С.

Историческая культурология

Гронский А.Д.

Прикладная культурология

Избачков Ю.С.
Рыбак К.Е.

Музееведение

Кирьянова О.Г.

Петрова Д.А.

Дробязко С.И.

Рецензии

Путрик Ю.С.

 
Житенёв С.Ю.
Современное состояние паломничества и религиозного туризма в России: правовые и организационные аспекты
Аннотация. В статье представлена краткая история возрождения и развития православного паломничества в России в начале 21 в. Обоснованы и изложены определения паломничества и религиозного туризма. В статье отражена деятельность, направленная на законодательную поддержку религиозного паломничества на территории России, а также работа по созданию системы богомолья, которая могла бы соответствовать новым правовым нормам.

Ключевые слова:
православное паломничество, религиозный туризм, Русская Православная Церковь, Паломнический центр Московского Патриархата, история паломничества, святые места, христианские святыни, паломническая инфраструктура, традиционные религии
.

Летом 2019 г. исполняется двадцать лет со времени создания Паломнического центра Московского Патриархата на базе гостиницы «Университетская». Паломнический центр МП был создан в 1999 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под общим руководством Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси). Деятельность Паломнического центра МП развивалась благодаря слаженной и профессиональной работе команды во главе с С.Ю. Житенёвым и при эффективной поддержке заместителя председателя ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка (Головкова), ныне митрополита Рязанского и Михайловского.

Паломнический центр МП ежегодно проводил общецерковные паломнические конференции, организовал курсы повышения квалификации для сотрудников паломнических служб епархий, монастырей и приходов, содействовал созданию и становлению новых паломнических структур во всей полноте Русской Православной Церкви. По инициативе С.Ю. Житенёва было возобновлено издание старейшего отечественного церковного издания – журнала «Православный паломник», который выходит с 2001 г. до настоящего времени. Паломнический центр МП управлял церковной гостиницей «Университетская» и Православным просветительским комплексом, созданном на базе бывшего кинотеатра «Литва». Здесь постоянно собиралась православная общественность Москвы, ветераны Великой Отечественной войны, проводились художественные выставки и музыкальные конкурсы.

Гостиница «Университетская» трудами всего коллектива Паломнического центра стала известной столичной гостиницей паломнического класса. В помещениях центра останавливались участники церковных Соборов, проводили свои заседания, собрания и конференции Межрелигиозный совет России, Союз православных граждан России, Императорское Православное Палестинское Общество, Российское Дворянское Собрание, а также многие церковные, образовательные и общественные организации. В Паломническом центре Московского Патриархата ежегодно проводились научно-практические конференции по развитию паломничества, а также велись исследования по истории и богословию православного паломничества. До 2010 г. в Паломническом центре МП велась активная издательская деятельность по выпуску научно-методической и просветительской литературы по паломнической тематике. В частности здесь в 2007 г. была издана первая систематическая история русского православного паломничества, за создание которой автор был удостоен премии 2009 г. памяти митрополита Макария (Булгакова) [1].

В результате широкой дискуссии ученых, богословов и организаторов паломничества (руководителей паломнических служб и отделов), которая проходила в 2002-2010 гг. в Паломническом центре МП, были сформулированы основные понятия и определения паломничества как традиционной религиозной деятельности и религиозного туризма как деятельности коммерческой и просветительской.

Религиозный туризм представляет собой светское путешествие с культурно-познавательными целями, но при этом его участники не совершают обязательных для паломников сакральных ритуалов [2]. Он является подвидом культурно-познавательного туризма, а также коммерческой деятельностью по организации посещения туристами, находящихся вне обычной среды проживания, религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям. Религиозный туризм осуществляется в форме туристских и экскурсионных поездок к религиозным и иным объектам, но при этом совершение сакральных ритуалов не входит в программу или носит факультативный характер.

«Паломничество является традиционным видом религиозной деятельности, которое представляет собой путешествие верующих людей с целью посещения и поклонения святыням, находящимся вне пределов их постоянного места жительства. <…> Паломнические путешествия в мировых и национальных религиях традиционно подразделяются на два вида: внутренние и зарубежные. Внутреннее паломничество предполагает путешествие верующих людей к святым местам, расположенным внутри определенных регионов или государств. Зарубежное или выездное паломничество предполагает путешествие представителей той или иной религии к святыням, находящимся за границами их государства, в других регионах и даже других континентах. По своему составу паломничество подразделяется на три типа: индивидуальное, групповое и массовое. К последнему в православной традиции относят прежде всего крестные ходы» [3].

Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 20 апреля 2005 г. имел суждение по итогам проведения II Общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», в котором, в частности, было определено: «Участники конференции обсуждали пути решения проблем, которые встают сегодня перед церковными паломническими службами. Была особо отмечена недопустимость коммерциализации паломничества, его превращение в подобие светского туризма, необходимость законодательного разделения понятий “паломничество” и “туризм”.

Постановили:

1. Выразить удовлетворение итогами состоявшейся конференции.
2. Признать необходимым продолжить проведение работы по развитию паломничества, созданию и укреплению церковных паломнических служб».

Важно отметить, что в том же году Межрелигиозный совет России на своем заседании поддержал решения Священного Синода Русской Православной Церкви.

В настоящее время весь мир, в том числе и наша страна, находится в затяжном экономическом кризисе, усугубленном цивилизационными проблемами, вызванными крахом политики мультикультурализма в Европе и безответственной внешней политикой доминирования в мире США. В этой сложной обстановке объективно сокращаются паломнические и туристские потоки к святым местам Вселенского Православия, зарубежные поездки стали значительно дороже и в ряд стран – небезопасны. Однако путешествия православных паломников к зарубежным христианским святыням продолжаются, они еще не остановились, хотя такой поворот событий может произойти в случае продолжения и развертывания военных действий на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. В этой связи многолетняя деятельность Русской Православной Церкви по возрождению православного паломничества на территории России, а также по подготовке кадров и созданию церковной паломнической инфраструктуры при монастырях и храмах в настоящее время дает важный положительный результат. Как и много веков назад, когда на пути русских паломников встал османский «железный занавес», они обратились к родным отечественным святыням, так и ныне сотни тысяч современных богомольцев совершают путешествия к святым местам России.

Святейший Патриарх Алексий II писал об этом: «Отрадно видеть рост интереса к паломничеству со стороны чад нашей Церкви. Для значительного числа людей паломничество стало не просто одной из православных традиций, но регулярной потребностью души. Необычайный размах получили в последние годы многодневные крестные ходы тысяч верующих к святым местам, что по своей сути является одной из традиционных форм паломничества. <…> Показателем живого интереса к паломничеству является активное обсуждение этой темы не только на общецерковном уровне, но и на местах. <…> Мы должны помнить, что смысл паломничества заключается не в суетном стремлении увидеть многоликий мир культур и цивилизаций. Смысл паломничества – в смиренном и искреннем желании с молитвой и благоговением прикоснуться к святыням христианства» [4].

Необходимо отметить, что в 2005 г. Паломнический центр МП на основании решения Святейшего Синода РПЦ разработал и представил на рассмотрение Священноначалия и православной общественности проект поправок в российской законодательство о развитии паломничества и определении его юридического статуса. Однако только в июне 2019 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла поправки в Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно которым паломническая деятельность получила правовой статус и будет отделена от туризма. Впервые в истории России паломничество как религиозная деятельность получила законодательное регулирование и правовую поддержку.

Законопроект предполагает, что этой деятельностью смогут заниматься исключительно религиозные организации. «Мы заинтересованы, чтобы паломническая деятельность была максимально прозрачна и понятна для простых граждан, чтобы на нее не распространялись мошеннические схемы, – сказал председатель Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов. – Мы законодательно закрепляем идею о том, что паломничество не является туристской деятельностью. С принятием Закона будет введена ответственность религиозных организаций за осуществление паломничества, мы надеемся, это поможет исключить любые проявления экстремизма. Мы не хотим, чтобы под видом паломничества велась пропаганда экстремистских взглядов» [5]. Представленные поправки в отечественное законодательство юридически четко определяют различие между паломничеством и религиозным туризмом, что дает возможность религиозным паломникам, по крайней мере, на территории нашей страны, быть уверенными в возможности беспрепятственно поклоняться святым местам всех традиционных религий России.

По версии Межрелигиозного совета России к традиционным религиям на территории нашей страны относятся: Русская Православная Церковь, Центральное Духовное управление мусульман России и другие мусульманские центры, Буддийская традиционная Сангха России, Федерация еврейских общин России и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. Каждая из этих традиционных религий самостоятельно решает вопросы организации паломничества и религиозных путешествий, тем более что вновь принятые поправки в российское законодательство позволяют им это делать беспрепятственно.

В настоящее время в Московской Патриархии подготовлены два проекта важных паломнических документов: «Положение о Патриаршей комиссии Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества» и «Положение о ведении единого реестра паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви». Появление проектов этих документов показывает, что Священноначалие Русской Православной Церкви готовится к реализации поправок в российское законодательство о развитии паломничества и стремится создать церковную систему, которая могла бы соответствовать новым правовым нормам.

Важную роль в деле развития православного паломничества играют современные технологии предоставления услуг в организации богомолья и специальная инфраструктура путешествий, которые должны создать и овладеть как представители Русской Православной Церкви, так и других религий. Высокий уровень предоставляемых услуг не противоречит содержанию религиозного паломничества, потому что они не затрагивают внутренней сути этой древней традиции, а только отражают определенный культурный уровень современного общества, неотъемлемые социальные гарантии для людей, а также требования безопасности во время путешествий. А возможность проявить личное благочестие для каждого паломника в святом месте всегда найдется.

Итак, развитие паломничества в России зависит от многих условий и обстоятельств, связанных, прежде всего, с дальнейшим совершенствованием правовой поддержки богомолья, созданием паломнической инфраструктуры и повышением уровня религиозной культуры современного общества.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X-XVII веках : Монография. – М.: Индрик, 2007. – 480 с.

[2] Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. – М.: Индрик, 2012. – C. 168.

[3] Там же. С. 28.

[4] Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Приветствие участникам Четвертой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» // Православный паломник. – 2008. – № 1. – С. 3.

[5] Коробов П. Паломников не спутают с туристами. Госдума правит закон о свободе совести / Коммерсантъ. – 2019. – 10 янв. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3850534 (дата обращения: 26.06.2019).


© Житенёв С.Ю., 2019.

Статья поступила в редакцию 25.06.2019.

Житенёв Сергей Юрьевич,
кандидат культурологии,
советник директора Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
президент Международной общественной туристской академии,
действительный член Международной Славянской Академии,
e-mail: zhitenev@bk.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).